Народные инструменты

               
 КЛАСС.  Клепа, включив музыку со своего телефона, изображает крутого рок-гитариста. Входят Гоша и Шпилька.
 ГОША:  Привет, Клепа! Ты чего это такое делаешь?
 КЛЕПА: Не видите что ли? На электрогитаре играю…
 ШПИЛЬКА:  Да? А где же твоя электрогитара?
 КЛЕПА: Ну, вы смешные!  Она невидимая. Зачем мне обычная гитара, если любую музыку можно просто с телефона включить.
 ГОША:  Точно! Здорово у тебя получается, Клепа. А можно мне с тобой?
 КЛЕПА: Давай, иди сюда! Принимаю тебя в свою рок-группу. Мне как раз ударник нужен. Садись за барабаны…
  ГОША:  Ага! (Садится на стул, «стучит» воображаемыми палочками.)   
  КЛЕПА: Дорогие друзья, вас приветствует рок-группа «Клепа энд Гоша»!
  ГОША:  Шпилька! Присоединяйся к нам. Выбирай себе инструмент.
  КЛЕПА: Можешь скрипку взять. (Тычет пальцем в воздух) Вот эту маленькую. Она не такая тяжелая, как моя гитара, тебе как раз подойдет…
 ШПИЛЬКА: Вот еще! Я не умею на скрипке играть, а вы хотите, чтобы я притворялась, что умею. Это не честно!
  ГОША:  Шпилька! Мы и не говорим, что умеем на настоящих инструментах играть.  У нас как бы волшебные невидимые инструменты! Это игра такая.
  КЛЕПА:  Уважаемая публика! Вас приветствует сказочная рок-группа «Клепа  энд Гоша энд Шпилька»!!.
 ШПИЛЬКА: Ладно, уговорили…
        Шпилька берет в руки  воображаемую скрипку. Несколько  секунд друзья увлеченно изображают рок-группу. Затем мелодия меняется и становится таинственно - пугающей.  Ребята удивленно переглядываются…
 Треск, грохот, гром и молния. В классе появляется Крысиный Король.
 КРЫС:    А-а-а, так вот кто это шумит! Вот кто меня разбудил!               
 КЛЕПА: Вы кто такой?
 КРЫС:  Я Крысиный Король! Вы что никогда про меня  не слышали?
 ГОША:  Я, кажется, слышал. И даже видел в спектакле про Щелкунчика…
 КРЫС:  Не сметь  произносить при мне это имя!
 ШПИЛЬКА: Но как вы здесь очутились?..  Я тоже смотрела эту сказку,  вас же там уничтожили…
 КРЫС:   Ха-ха! Меня много раз уничтожали в разных сказках. Но я всякий раз возрождаюсь в новых, потому что Повелитель крыс бессмертен! А вы кто такие?!
 КЛЕПА: Мы тут учимся, в школе АБВГД-ейки…
 КРЫС: Ой-ой-ой! Как же, учатся они! Будто я не вижу, что вы тут развлекаетесь. Ладно, не бойтесь так сильно, мне вообще-то понравилось, как вы играете на своих музыкальных инструментах. Так что я вас всех забираю к себе в мой подземный  дворец, будете там меня веселить…
 КЛЕПА: Не надо нас никуда забирать. Мы никакие не музыканты, у нас даже инструментов нет…
 КРЫС: Нет? Ха-ха! А как же эти барабаны? А гитара и скрипка?
 ШПИЛЬКА: Какая скрипка? Это же все понарошку было! («кидает» в сторону  свою невидимую скрипку…)
 КРЫС: Эй, аккуратнее с инструментом! Он хоть волшебный  и невидимый, но тоже разбиться может!.. Живо, собирайтесь, нам пора!
                Появляется Кристина Алексеевна.
 КА:  Здравствуйте, ребята! Кто это у нас в гостях?
 КРЫС:  Позвольте представиться. Повелитель крыс!..
 ГОША:  (шепотом) Кристина Алексеевна, это злой Крысиный Король из сказки про  Щелкунчика…
 КРЫС:   А вы кто такая, сударыня?  Видимо, повелительница этих музыкантов? 
 КА: Я их учительница.  Меня зовут Кристина Алексеевна.
                Ребята прячутся за ней.
  КРЫС:  Можете с ними попрощаться. Я забираю их к себе во дворец. 
  КА: Никуда они не пойдут. Я их вам не отдам.
  КРЫС:  В таком случае, вы сами со мной пойдете!.. (дотрагивается до КА…)
                Крысиный Король и КА исчезают…
   ШПИЛЬКА: (кричит) Кристина Алексеевна!.. (ребятам) Это все вы виноваты! Зачем  придумали глупую игру с какими-то невидимыми инструментами?..
   ГОША: Это Клепа придумал.
   КЛЕПА: Ага! А ты так громко стучал на своих невидимых барабанах, что разбудил Крысиного Короля!   
  ШПИЛЬКА: Перестаньте  уже спорить! Давайте Кристину Алексеевну выручать! Гоша, ты хорошо помнишь сказку про Щелкунчика? Как там  Крысиного Короля победили?
  ГОША: Кажется, там Принцесса кинула в него своей туфелькой…
  КЛЕПА:  Значит, надо как-то Кристине Алексеевне передать, чтоб она в этого Крысиного Короля туфлей запустила.
 ШПИЛЬКА: Клепа, история про Щелкунчика в рождество случилась и  туфелька там наверняка была волшебная!..
КЛЕПА: А я еще одну сказку недавно по телевизору видел. Там маленький мальчик целое полчище крыс победил с помощью волшебной дудочки…
 ГОША: Точно! Его имя Нильс. Он еще с дикими гусями путешествовал. Ты молодец, Клепа! Нам нужно найти этого Нильса и попросить у него дудочку.
                Все бегут к компьютеру.
 ШПИЛЬКА: Дорогой Компьютер! Отправь нас, пожалуйста, к Нильсу из сказки!
 КЛЕПА: Скорее! Нам Кристину Алексеевну спасать нужно!
 КОМПЬЮТЕР: Я все видел и слышал. Отправляю вас к Нильсу…
                Друзья исчезают…
 ДЕРЕВНЯ. На крыльце домика сидит Мастер-Волшебник и, заглядывая в  старинную книгу, что-то мастерит… Появляются Клепа, Гоша и Шпилька…
 ГОША: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, здесь живет Нильс? Он нам очень нужен!
 НИЛЬС: Здравствуйте. Это я. Чем я могу помочь вам?
 КЛЕПА: Вы Нильс? Как же так? В сказке про путешествие с  дикими гусями, Нильс –  маленький мальчик!
 НИЛЬС:  О, это было очень давно. Теперь я взрослый. Можете называть меня дедушка Нильс или мастер Нильс…
 ГОША: А я –  Гоша. Это мои друзья Клепа и Шпилька. Уважаемый дедушка Нильс, нам очень-очень нужна ваша волшебная дудочка, чтобы победить злого Крысиного Короля.
 ШПИЛЬКА: Он похитил нашу учительницу Кристину Алексеевну!
 НИЛЬС: Ай, какая беда! Жаль, что моя дудочка не сможет вам помочь.
 КЛЕПА: Как это не сможет?! Она однажды победила тысячу крыс!
 НИЛЬС: Но мы с вами сейчас в другой сказке, значит и дудочка нужна другая…  (открывает книгу, листает ее, читает…) «На свете существует несколько миллионов дудочек. Но сделать волшебный музыкальный инструмент может только удивительный мастер, готовый преодолеть любые трудности, чтобы спасти своего друга…»   
ШПИЛЬКА: Так вы же и есть такой удивительный мастер! Сделайте, пожалуйста,  для нас дудочку!..
НИЛЬС: Я посвятил свою жизнь изучению  музыкальных инструментов и волшебных звуков, стал настоящим мастером и, конечно,  многое умею.  Но это ваша сказка, и ваше волшебство. Человек, которого нужно спасти, ВАШ друг, так что сделать дудочку должны вы сами…
 ГОША: Тогда давайте скорее ее делать! Мастер Нильс, у вас есть какой-то рабочий инструмент? И схема?
 НИЛЬС: Инструмент есть. А схема должна быть в Волшебной Книге…
                ОТБИВКА.
 
 ЛЕС ДРЕМУЧИЙ.  Ребята с трудом пробираются сквозь кустарники…
  ГОША: Не отставайте! Еще чуть-чуть и мы дойдем до места, где растет нужное нам дерево…
  ШПИЛЬКА: Мы уже три часа идем, я уже все туфли стоптала! 
  КЛЕПА: Ох, как  у меня ноги болят! Ну почему  эту дудочку нельзя было сделать из какого-то другого растения?
  ГОША: Потому что так написано в книге мастера Нильса…
                ФЛЕШБЭК. Нильс читает книгу (с картинками!..)
  НИЛЬС: (читает книгу) Дудочка, она же Свирель, –  старинный музыкальный инструмент.  Тысячи лет назад в самых разных странах на ней играли  пастухи,   развлекая себя  на работе. А в Римской империи свирели вместе с барабанами были главными инструментами военных оркестров. Люди верили, что музыка обладает божественной силой.  По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. У него была свирель из прутиков березы. В российских деревнях существовал обычай  нанимать в пастухи  лучших музыкантов. С помощью своих необычных мелодий пастухи на пастбищах  переговаривались между  собой.  Делали дудочку из камыша, тростника или другого пустотелого материала.
 ГОША: А из чего делается наша  волшебная дудочка?
 НИЛЬС: Чтобы найти нужное дерево, вам придется совершить трудное и опасное путешествие…

  ЛЕС ДРЕМУЧИЙ.  Ребята отпиливают веточку. Гоша работает пилой, 
               Клепа держит ветку, Шпилька отгоняет от них комаров…
  ГОША: Клепа, крепче держи ветку, а то мне пилить неудобно!
  КЛЕПА: А мне тут стоять неудобно! И еще комарики противные мешают!
  ШПИЛЬКА: Не ворчи, Клепа!  Что поделать, если  Волшебные деревья в таких местах растут!
  ГОША: Хорошо, что нам эту дудочку из дерева нужно сделать. А то  еще  есть свистульки всякие, которые делают из рогов разных животных. 
  КЛЕПА:  Скажи еще, из бивней мамонта!
 ГОША: Да, Клепа, представь себе, и такие дудочки тоже есть.
 ШПИЛЬКА: Работайте скорее, а то я уже замучалась комаров от вас отгонять!..
 ГОША: Ну, все, отпилил наконец-то! 
 КЛЕПА:  Возвращаемся к мастеру Нильсу!..
                ОТБИВКА.
 
 ДЕРЕВНЯ.  Гоша и Клепа, устроившись на бревне,  мастерят дудочку под присмотром Нильса. Шпилька внимательно разглядывает Волшебную книгу.
 НИЛЬС: Что ж, ребята, пока вы делаете все правильно; трубку отполировали очень хорошо.
ГОША: Только уж очень трудно ее полировать камешками. Я так устал, будто мешок с огромными камнями в гору тащил…
КЛЕПА: Да, инструмент у вас какой-то очень странный. Вот у моего дедушки есть напильник и бумага наждачная. Мы за пять минут справились бы!
НИЛЬС: Ребята, дудочка – инструмент старинный. И в те давние времена, когда ее придумали первые мастера, никаких напильников не было. Сделать настоящий музыкальный инструмент стоило огромных трудов.   
ГОША: Понятно. Наверное, поэтому даже самые простые дудочки люди считали каким-то чудом?
 НИЛЬС: Совершенно верно. Теперь нужно очень аккуратно проделать в этой трубочке дырочки.
КЛЕПА: А электродрели, у вас, конечно, тоже нет? Или выжигателя?
ГОША: Клепа, я думаю, что здесь даже электричества нет!
НИЛЬС: Да, электричества у меня нет. Но есть маленький очень острый ножик.   
Пользоваться таким опасным инструментом детям разрешается только под присмотром взрослого.  Поэтому я буду все время рядом с вами. А чтоб работа наша спорилась, мы попросим  Шпильку прочесть вслух что-нибудь из Волшебной Книги… 
  ШПИЛЬКА: С удовольствием! Здесь столько всего интересного!..
        Клепа и Гоша под присмотром Нильса работают над  дудочкой.  Шпилька с Книгой выходит на передний план…
 ШПИЛЬКА: Существует много легенд и сказочных историй о  волшебных дудочках. Одна из них, если в нее подуть, помогает найти ягоды в лесу, или вещь потерянную. Другая заставляет  всех плясать или плакать, смотря с какой стороны в нее подуть. А есть дудочка, которая заставляет всех говорить правду. В русских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила…
 ГОША: А еще я читал в книжке, что индийские факиры с помощью дудочки дрессируют кобру.  Они просто гипнотизируют эту опасную и страшную змею!..
 КЛЕПА: А нам нужно сделать дудочку, с помощью которой мы сможем Крысиного Короля загипнотизировать!.. 
 ШПИЛЬКА: (читает) О музыкальных инструментах, обладающих волшебной силой, разными народами создано немало сказок и легенд. Вот одна из них.  Однажды древний охотник, натягивая тетиву лука,  заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву – получилось уже два звука различной высоты,  и стало возможным сыграть простенькую мелодию. Так возник первый струнный щипковый инструмент, прапрапрабабушка всех струнных инструментов – Арфа… 
 НИЛЬС: Спасибо, Шпилька, за интересную историю.
 ШПИЛЬКА: И вам спасибо, мастер Нильс! У вас такая книжка замечательная.  Оказывается, почти о каждом народном музыкальном инструменте есть своя красивая легенда…
 НИЛЬС: Что ж, друзья, ваша дудочка почти готова, пора отправляться в путь…
 ГОША: Мастер Нильс, вы сказали «почти готова». Это значит, что нам еще что-то с ней сделать нужно?
НИЛЬС: Чтобы дудочка обрела волшебную силу и смогла победить злого Крысиного Короля,  вы должны приклеить к ней волосок из гривы Дракона.
 КЛЕПА:  Ой! Зачем еще это? У нас вот какая красивая дудочка получилась! Может быть, она и без этого  сможет Короля загипнотизировать?
 НИЛЬС: Если в книге написано, что нужен волосок с гривы Дракона, придется вам его добыть. Иначе ничего не получится…
 ГОША:  Значит, нам придется с Драконом сражаться?
 ШПИЛЬКА: Значит, придется! Мы сколько трудностей преодолели, пока эту дудочку сделали. Я в том ужасном лесу во-от таких комаров от вас отгоняла, пока вы эту ветку с волшебного дерева отпиливали. Что мне дракон какой-то! А вы  боитесь, что ли?
 ГОША: Честно, говоря, я немного боюсь, но другого-то выхода у нас нет, нам же надо Кристину Алексеевну спасти!
 КЛЕПА:  А я вообще не боюсь. Подумаешь, дракон! Где он живет, показывайте дорогу!..
 НИЛЬС: Вот по этой тропинке вам идти нужно. Придете в соседнюю деревню, спросите местных жителей, они вам дорогу покажут…
 ШПИЛЬКА: Спасибо вам, мастер Нильс! До свидания!
 НИЛЬС: До свидания, друзья. Удачи вам!..
                ОТБИВКА
 
В ГОРАХ. На заднем плане – скала с входом в пещеру Дракона. Перед скалой на земле сидят барабанщики. Появляются Гоша, Клепа и Шпилька.
 КЛЕПА:  Как же высоко это дракон живет!
 ГОША: Да, не просто по скалам лазить. Хорошо, что я спортом занимаюсь и у меня ноги сильные…
ШПИЛЬКА: Ой, ребята, смотрите! Кто это?.. Здравствуйте. Вы, наверное, местные жители?
 БАРАБАНЩИК: Да, верно. Здравствуйте.
 ГОША: Скажите, вы случайно не знаете, где здесь Дракон живет?
 БАРАБАНЩИК: Конечно, знаем. Вот в этой пещере он живет. Мы как раз ждем, когда он проснется. (смотрит на часы) Ровно через одну минуту у него завтрак начнется. 
 КЛЕПА:  Он что, вас в гости на завтрак пригласил?
 ШПИЛЬКА:  Или он вас самих на завтрак съесть собирается? Какой ужас!
БАРАБАНЩИК:  Нет, что вы! Этот дракон не кушает людей. Он питается звуками.
ГОША: Как это?
БАРАБАНЩИК: Ну, это особенный дракон, волшебный. У него совсем нет зубов, но есть целых 132 уха. И он кушает музыкальные звуки. На завтрак, на обед, на ужин… А когда он сытый, то он очень добрый и никого не обижает…
                Раздается громкий рык, – это проснулся Дракон.
                Когда он говорит, из пещеры летят искры...
ДРАКОН: Где мой завтрак? Я ужасно проголодался!..
БАРАБАНЩИК: Ребята, играем!
                Шоу барабанщиков…
ДРАКОН: Спасибо, барабанщики, я наелся! Можете идти отдыхать! Но не забудьте, что ровно в 12 часов дня у меня обед, не опаздывайте!..
БАРАБАНЩИК: Конечно, мы придем вовремя! (ребятам) Теперь можете с Драконом разговаривать, он сейчас наелся и поэтому очень добрый…
      Барабанщики прощаются и убегают.  Гоша, Клепа и Шпилька подходят ближе к пещере…
ГОША: Уважаемый Дракон, простите за беспокойство, у нас к вам маленькая просьба…
ДРАКОН: А вы еще кто такие?
 КЛЕПА: Мы из АБВГД-ейки. Я– Клепа, а это мои друзья – Гоша и Шпилька. Нам  нужен один волосок из вашей гривы… 
 ШПИЛЬКА:  У вас, наверное, грива такая большая и красивая. Вам же не жалко всего один какой-то малюсенький волосок?
ДРАКОН: Хорошо. Только вы взамен должны исполнить какую-то красивую мелодию. Что ни будь легкое и очень вкусное. Мне на десерт…
 КЛЕПА: А как же мы сыграем? У нас и инструментов-то нет…
 ГОША: Клепа, ты забыл про свой телефон!.. Давай его сюда скорее!   
 ШПИЛЬКА:  А у тебя есть там что-то легкое и вкусное?
 КЛЕПА:  Да у меня здесь 10 гигабайт всякой музыки на любой вкус!..  (ищет в своем телефоне…) Вот эта мелодия, я думаю, пойдет… 
 ГОША: Уважаемый Дракон, для вас играет музыкальная группа «Клепа, Гоша, Шпилька и Смартфон». Клепа, включай!..
     Клепа включает мелодию. Например, «Вальс цветов из балета Щелкунчик».   
   Ребята играют на невидимых инструментах.
ДРАКОН: Браво, браво! Вы замечательные музыканты. Теперь я подарю вам волосок из своей гривы. Но у меня к вам тоже есть просьба.
 ШПИЛЬКА: А чем мы можем вам помочь? 
ДРАКОН: Оставайтесь у меня в гостях до завтра. У меня завтра День  Рождения, и ваша необыкновенно вкусная музыка будет очень кстати!..
 ГОША: Как же мы останемся? Нам надо бежать Кристину Алексеевну выручать.
 ШПИЛЬКА: Ребята, может, лучше правду ему скажем, что это мы не сами играли… 
 КЛЕПА: (подумав…) Уважаемый дракон! Из нас четверых с вами может остаться только наш главный музыкант – Телефон… Но лишь до послезавтра… И еще,  у него зарядка почти закончилась, а у вас тут электричества нет…
 ДРАКОН: У других, может, и нет, а у меня полно электричества. Я же дракон!  (из пещеры вылетает сноп искр) Пусть остается  на три дня!   
КЛЕПА: Ну ладно… Так я это… пошел волосок из гривы выдергивать?..
ДРАКОН: Иди, не бойся. Я после вашей такой вкусной музыки очень-очень добрый и совсем не опасный…
  КЛЕПА: Иду…
     Клепа с опаской  приближается к пещере и входит в нее… Гоша и Шпилька взволнованно наблюдают за происходящим...  Через несколько секунд из пещеры раздается громкое хихиканье и из пещеры появляется Клепа с драконьим волоском в руке…
 ГОША: Ты что совсем не испугался?
 КЛЕПА: (продолжает хихикать) Еще как испугался! Только Дракон этот  весь такой пушистый, как огромная плюшевая игрушка и очень щекочется. Вот смотрите, какой я у него волосок из гривы вырвал.
 ШПИЛЬКА: Теперь его нужно к дудочке приклеить.
 КЛЕПА: Это просто! Нужно несколько капелек суперклея… Только его у меня нет… Гоша, у тебя случайно не завалялся в кармане тюбик с клеем? Нет? Что же нам делать?
 ГОША: А помните, что мастер Нильс говорил. В давние времена, когда люди изобретали первые музыкальные инструменты, они пользовались тем, что им сама природа давала. Нужно поискать что-то такое липучее…   
  ШПИЛЬКА: Ребята, я по дороге сюда видела большое старое дерево. У него на ветках смола есть. Она же липкая, как клей!
 ГОША: Точно, Шпилька! Побежали скорее к этому дереву!..
 КЛЕПА: Ну, я и говорю, смола, это  древний суперклей…
                Ребята убегают. ОТБИВКА.

 ВО ДВОРЦЕ КРЫСИНОГО КОРОЛЯ.    Крыс  сидит на троне и читает книжку… Появляются ребята, подкрадываются поближе…
КЛЕПА: Сдавайся, Крысиный Король! Иди сюда, мы тебе сыграем на дудочке!   
КРЫС: (не поднимая головы) Кто там еще? Сейчас, погодите минутку. Только страницу дочитаю… (читает по слогам)  «…Когда я прилечу назад, мы съедим еще больше пирогов!.. Привет, Малыш! – крикнул Карлсон и улетел…» … Кристина Алексеевна, а Карлсон  вернется?
                Появляется КА, в руках у нее стопка книжек.
КА: Ваше величество, там будет еще много очень веселых приключений… Узнаете про все сами, если дочитаете сказку до конца. (Замечает ребят.) Здравствуйте, ребята. Вы как здесь оказались?
 ГОША: С помощью нашего волшебного компьютера.
 КЛЕПА: А с помощью мастера Нильса мы сделали вот эту дудочку!..
       Клепа играет на дудочке, звучит мелодия, но  ничего не происходит.
 
 КРЫС: Зря стараетесь. Эта дудочка на меня не подействует.
 ШПИЛЬКА: Почему?! Мы же все сделали, как мастер Нильс сказал…
 КРЫС: Может вы и правильно все сделали. Но эта дудочка своей музыкой только злодеев уничтожает. А я теперь не злодей вовсе! Вот так! Я же всегда такой злой был, потому что мне скучно жилось. А ваша учительница меня  читать научила. Это такое интересное занятие!..
 КА: Ребята, оказывается, у Крысиного Короля во дворце столько книжек  есть замечательных. Целая коллекция!
 КРЫС: Ну да. Я их по всему миру собираю. Люди почему-то очень много старых книг выбрасывают прямо на свалку. А я их раньше только ел. Ну, они на вкус нормальные… Но оказывается, их еще и читать можно!
КЛЕПА: Это что же, выходит зря мы столько трудностей преодолевали?
ГОША: И ничего не зря! Мы тоже столько всего интересного узнали!
ШПИЛЬКА: Значит, мы теперь можем нашу учительницу обратно забрать?
 КРЫС: Конечно! Спасибо вам, Кристина Алексеевна. У меня благодаря вам теперь настоящая цель в жизни появилась!
 КА: Кстати, ваше величество, я тут среди книг нашла самоучитель игры на разных народных инструментах. А еще кое-что интересное я видела у вас за троном.  (Достает из-за трона маленькую балалайку, протягивает Королю).
КРЫС:  Ух ты! Я же теперь смогу научиться играть на ней!
КА: Это, конечно, будет непросто. Но если очень постараться, то все получится.  Читать вы уже умеете. А еще, как я убедилась, вы очень талантливый!
КРЫС:   Еще какой! Ждите, я к вам скоро с концертом приеду!
КА:  Будем рады! А пока до свидания! Ребята, мы возвращаемся в класс!..
           КА и  ребята исчезают, Крысиный Король машет им рукой…
КРЫС:   До свидания!.. (хватает свою книжку) Так, на чем я остановился?..


Рецензии