Загадочная русская душа
В тебе сегодня песенная нежность,
А завтра безнадежная мятежность,
Так хороша ли ты, не хороша?
Н. Караченцев.
«Я вглубь себя, как в омут погружаюсь, мне кажется, к тебе я приближаюсь, загадочная русская душа». Тайна русской души во все времена занимала философов, писателей, ученых. Ее «непостижимость» и «загадочность», по мнению философов, как раз и заключается в женских чертах русской души, в ее двойственности.
В своей статье «Русская душа: вечно женственное и вечно «бабье»» Емельянов Б. В., говорит о том, что Русская душа имеет женское лицо «… для России женщина, женское - национальный идеал». «Разные народы дали разные образцы человеческих идеалов, - писал в работе "Европа и душа Востока" (1938) немецкий исследователь В. Шубарт. - У китайцев это мудрец, у индусов - аскет, у римлян - властитель, у англичан и испанцев - аристократ, у пруссаков - солдат, Россия же предстает идеалом своей женщины» (Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2003. С. 231).
Какие они русские женщины, в чем же заключается двойственность Русской души с женским лицом?
Давайте совершим небольшой экскурс в историю. Если обратиться к восточнославянской мифологии архетип русской женщины, все его сущностные характеристики относились к ее материнскому началу: «Мать – сыра земля» - постоянный эпитет высшего женского начала. Этот архетип мы видим также и в древнерусской духовности, для которой важнее не эротическое, а деятельностное начало в женщине: в Богородице главное начало – родовое, в отличие от западного культа Богородицы - эротическое отношение к Прекрасной Даме. Но материнское начало не исчерпывает женственное в русской женщине. Русский философ Иван Ильин говорил о том, что « русская женщина, по-особому женственная, она умеет подать и реализовать ставший мужественным характер в форме вечно женственного, излучает из себя внутреннюю гармонию»
На протяжении многих веков русская женщина практически всегда находилась в тени мужчины, в русской культуре считалось необходимым беречь женщину как продолжательницу рода. А Бердяев, считал что « Женщина есть мать не только относительно отдельных существ, но и относительно всей природы, всего мира, падшего и беспомощного в своем падении».
Русской женщине свойственны такие черты характера как: открытость и непредсказуемость, простота (душа нараспашку), терпимость; свобода, сила духа и покорность; «святость» и «атеизм»; фатализм и пассивность (чувство беспомощности перед грубой силой, судьбой), безволие и целеустремленность; эмоциональность (чувствительность, «поэтическая мечтательность, впечатлительность»); жертвенность как смирение и готовность к жертвам, доброта. Эта противоречивость характера «непостижима» и «загадочна».
На мой взгляд, стихотворение в прозе «Порог» И.С. Тургенева хорошо иллюстрирует характер русской женщины. Оно дает нам величественный образ русской девушки, которая готова к любым испытаниям и мукам. Она знает, что ее ждет «холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Ее не страшит «отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она понимает, что останется безыменной, но и это не может остановить ее, потому что ей не нужно, ни благодарности, ни сожаления.
«Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты,- заговорил
он, наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь,
можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура!- проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ».
Ради чего? Принято трактовать это стихотворение, навеянное процессом Веры Засулич, как создание образа русской девушки революционерки. Но я думаю, это намного глубже: ради Любви, именно она является неотъемлемой частью Души русской женщины. Любви к чему?
Любовь к Родине, своему народу. X век - княгиня Ольга, Русь узнала и признала деятельность женщины-правительницы, но в отечественной истории не было подобных примеров вплоть до XIII века. Так, XIII век является рубежным и в «истории русских женщин». Это век признания за женщинами права на наследование и распоряжение недвижимостью, век возникновения многочисленных государств на карте Древней Руси, буквально каждое из которых выдвинуло на политическую арену деятельную и энергичную «женскую личность», а зачастую даже не одну.
В тяжелое военное время женщины сражались в тылу с невзгодами. На фронте наравне с мужчинами отдавали жизнь за Родину. Василиса Кожина. Во время французского нашествия в 1812 году организовала партизанский отряд из подростков и женщин; 1941- 1945 гг. Зоя Космодемьянская - партизанка. Герой Советского Союза.
Любовь к мужчине. О ней рассказывает Повесть о Петре и Февронии Муромских, XVI век, первая русская повесть о Любви, ставшая гимном супружеской любви и верности.
Как Благовеста чистый звон всего одиннадцать имен жен декабристов, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов: Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, Полина Гебль; княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская.
Любовь – это бумеранг, самоотверженное и сильное чувство способное зажечь и пробудить ответную любовь, но для этого необходимо мужество. Своих любимых из любви вы сотворите, Она есть самый ценный материал.
Любовь к детям. На что способна мать? На все. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками. Материнская любовь - мудрость, умение отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. «Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму». Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Любовь к знаниям, всему новому. Древние говорили, что мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл. На основании подобного утверждения получила распространение идея, что на протяжении всей Истории (по крайней мере, до ХХ-го столетия) на Руси появлялись великие поэтессы и великолепные писательницы, рождались выдающиеся женщины-ученые, но не было, ни женщин-философов, ни женщин-математиков, но они были. Софья Васильевна Ковалевская, русский математик и механик, первая в мире женщина-профессор. Софья Владимировна Строганова открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, мемуаристка, Вера Игнатьевна Мухина, советский скульптор, народный художник.
Имена можно перечислять, их множество…Эти выдающиеся женщины оставили след в истории нашей страны, прославившись своими делами и поступками.
Все приведенные характеристики, примеры имен русских женщин, женственности русской души идентифицируют нас по отношению к Богу, судьбе, миру, к стране как к матери. А поскольку в России нет ничего раз и навсегда зафиксированного, то все возможно перестроить, исправить, и Россия воспринимается как страна, в которой возможно все, она страна неограниченных возможностей, великих и сильных духом и сердцем мужчин и женщин.
Поэтому, давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.
Рисунок из свободного доступа в интернете
Свидетельство о публикации №214111500073