Эпизод из жизни моей школы. Предистории

Эпизод из жизни второй школы. Предварительные истории.

                "Все жили вровень, скромно так.
                Система коридорная.
                На тридцать восемь комнаток
                Всего одна уборная"
                В.С. Высоцкий

Первым значимым событием в нашем доме (в Свердловске на Карла Маркса. 8) для меня стала смерть мужа у Валтрушевич. (здесь и далее все фамилии жильцов нашего дома немного изменены, чтобы не задеть ненароком никого из дальних или близких родственников). Он запомнился мне весёлым, лежащем на диване, шутящим, улыбающимся мужчиной. И казался он мне совсем ещё молодым. Как о чём-то заурядном, Валтрушевич сообщила, что у него рак желудка. Тогда я не мог даже представить себе, что это такое. С таким же успехом она могла мне сказать всё, что угодно. Далее в моей памяти следует легкое затемнение и сразу возникает гроб с тем, кто вот только что шутил и смеялся. Я стоял у него в ногах и осторожно пощупал ткань простыни. Под ней выступало что-то твёрдое, как камень. Его смерть и вот это пребывание около ног покойника произвели на меня очень сильное впечатление. Самих похорон я не видел. Бог миловал.
Его супруга прожила в нашем доме в своей комнате еще долгих сорок с лишним лет. У них был сын, которого я так толком никогда и не видел. Она не вышла больше замуж, всегда была одна-одинёшенька, и это очень сильно угнетало меня - одиночество женщины. Что может быть страшнее?
В нашем доме жил герой гражданской войны, которому в Ижевске при жизни был поставлен памятник. Система в нашем коммунальном доме была коридорная, общее количество семей проживавших равнялось десяти. По ходу дела люди съезжались, разъезжались, менялись. До капремонта дома в 1960-61 году весь подвал был заселен шумными пьющими гуляющими бурно соседями, и вот на весь наш первый этаж и полуподвал был один единственный туалет на нашем этаже. Один унитазик, один стоячок, одна дверь за русской печкой, украшавшей наш коридор. В печи постоянно пекли то одни, то другие. Весь коридор был заставлен керогазами и кухонными столиками, и около единственного умывальника с подведенной холодной водой прямо у окна в конце коридора всегда стояла очередь в туалет. Очередь стояла как в плацкартном вагоне, забитом под завязку. Редко в ней было меньше трёх человек, а по утрам она достигала и семи и десяти страждущих. Герой гражданской войны был громаден, стар и очень болен. Помню как он с трудом передвигал свои ноги-столбы. У него было три дочери и два сына. Один родился ужасно больным и вскоре исчез, а вот один был просто красавец и здоровяк. Стройный, умный высокий красивый!!! Ему было уже двадцать лет. Он ничем с детства не болел. Помню как вечером мы стояли рядом в очереди в туалет. Друг за другом. Проснулся утром и тут нам сообщают, что ночью он умер. Как умер? Отчего умер? У него случился острый отит. Воспаление среднего уха. Вызвали скорую. Ужасная боль в голове, слабость, температура. озноб... И фельдшер скорой предложил погреть это самое воспалённое ухо. Приложили грелку. Далее гной прорвался в сосуды и распространился в мозг. В четыре утра всё было кончено. И вновь я стоял в ногах у гроба несколько минут, но трогать пальцы ног уже боялся. Похороны наблюдал с опаской. С тех пор в этот зал дома - там когда-то был именно зал для приёмов - не входил. Избегал всеми доступными способами. Ужасная моментальная кончина самого здорового члена семьи навсегда поселила во мне ужас перед отитами. Трудно описать моё состояние, когда на десятый день у моего новорожденного сына при его маме лежащей в больнице с горячкой - осложнением после родов - врач детской поликлиники обнаружил отит. Я возил его в колясочке, капал все эти капли, возил на все эти уколы и на кормление к матери, а у меня перед глазами маячил наш умерший внезапно молодым сосед. Был момент. когда я думал, что рехнусь от переживаний. И снова Бог миловал.
Третьим событием в нашем доме стала смерть Роны. Инсульт у неё случился тринадцатого января. Она лежала парализованная, не чувствуя половины тела. За день до конца бабушка подошла к ней, забывшейся, и срезала прядь волос. Последний день она уже не приходила в сознание и её увезли в больницу. С ней поехала мама. На следующий день утром мы сидели все за нашим большим старинным дубовым  столом. Завтракали. Открылась дверь. вошла мама с узелком в руке и сказала на пороге просто: "Всё..."
За неделю до инсульта Роны у нас в комнате снятое со стены большое зеркало упало и разбилось. Тогда Рона помрачнела и сказала мне: зеркала бьются к смерти кого-то в доме. Это - моё! Еще летом она как-то обратилась к мальчикам из соседнего двора. нападавшим на меня, и предложила: "На! Пощупай мой пульс! У меня три порока сердца и скоро меня не будет. Дай мне хоть немного пожить спокойно перед смертью.
Когда мы остались одни я спросил у неё, почему она скоро умрёт?
Она спокойно, я бы даже сказал, деловито разложила мне всё по полочкам. Рассказала про реанимацию. рассказала о случаях внезапной кардиологической смерти, напомнила мне, как в период ремонта нашего дома спасла меня, перепившего валерьянки.
Здесь я пожалуй вспомню тот случай чуть подробнее. Мы жили в деревянном доме в нашем дворе, куда нас выселили на время капитального ремонта. И однажды, когда бабушки дома не было, мамы не было, в общем не было никого, кроме нас с Роной, она увидев. как я распереживался из-за воробьёныша - мы пытались его спасти, но не смогли и малыш погиб. Я в тот вечер хоронил его за большим домом и очень расстраивался - сказала мне: накапай себе капель десять валерьянки и выпей.  Я послушно достал из узенького шкафчика бутылёк валерьянки и стал "капать". Было темновато, и мне казалось, что капли совсем не капают.. В общем я накапал себе чуть не треть бутылька и поспешно выпил. Рона тут и вернулась с кухни и взяв бутылёк мгновенно оценила ситуацию.
- Сейчас у тебя начнётся очень сильное сердцебиение - сообщила она, - и если ничего не сделать - ты можешь просто умереть. Она задумалась.
- Есть одно средство, - сказала она - кофеин - он противоположен валерьянке по действию. Давай-ка дадим тебе кофеину, он нейтрализует действие валерьянки. Так мы и поступили. Сильное сердцебиение у меня всё же состоялось, но постепенно сошло на нет и всё обошлось. Вот этот случай и припомнила Рона, выкладывая свои аргументы в пользу своей близкой кончины.
Теперь всё случилось. Я был опустошён, раздавлен, уничтожен. Самого близкого человека, научившего меня вышивать, певшего мне украинские песни, восторженно рассказывавшего о Тарасе Шевченко и Лесе Украинке не стало. Я пришёл в школу. Сидел я тогда у окна. Урок шёл за уроком. Я сидел ничего не делая и смотрел на учительницу. Учительница вела уроки как обычно. Я знал. что Роны больше нет, а дети вокруг и учителя не знали. И мир жил своей обычной жизнью. И тогда что-то случилось во мне. Я просто встал, собрался прямо посереди урока и двинулся на выход. Я не плакал, не кричал, не проявлял ни малейших признаков беспокойства. Нина Игнатьевна посмотрела на меня удивлённо и спросила: "Ты куда собрался, Алёша?". Это была вторая смена. Уже темнело за окном и только неясный отсвет заката запомнился мне в том классе.
- Вы ничего не понимаете и никогда не поймёте - заявил я и выбежал вон.
Я дошел до трамвайной остановки и тут на меня нахлынуло всё сразу. Так я не плакал больше уже никогда в жизни. Наверное это был шок.
Вот собственно те три события, которые имеют отношение к тому эпизоду из жизни второй школы, о котором я собираюсь вам сегодня поведать.
Но сначала еще одно отступление на тему о разбитых зеркалах и смертях в доме.
Однажды в Урае у меня из рук выскользнуло узкое зеркало трельяжа и разбилось посереди комнаты. Поскольку я всегда был самым больным членом семьи, определение кандидатуры номер один не заняло много времени. А у нас как раз жил котенок. Почти взрослый уже котёнок. Прошло два дня, как зеркало разбилось у моих ног. И вот наш котёнок после похода во двор - у нас был первый этаж и он ходил во двор через окно - он занемог. Судя по всему чем-то траванулся. Весь вечер его рвало, а на третий день от падения зеркала он пришел именно в ту самую комнату и вытянулся именно в том направлении и там, где зеркало упало и разбилось. Мёртвый котёнок лежал, как тень зеркала и вдруг я понял, что кошки, живущие в доме БЕРУТ НА СЕБЯ.... Такой мотивации держать в доме кошку я ранее не предполагал.
Но теперь мы уже готовы понять всю суть того, что случилось во второй английской школе.


Рецензии