Мама Валя

          Лялька влетела в квартиру с морозного воздуха раскрасневшаяся, веселая, глаза ее горели от возбуждения, она вся как будто светилась изнутри. Валя обрадовалась, увидев младшую сестру в таком прекрасном расположении духа.

          После смерти Володи, она, казалось,  впервые по-настоящему была счастливой. Сбросив дубленку, она подсела к Вале на диван - весь ее вид говорил о желании что-то рассказать. Новость, которая висела на ее губах, распирала ее изнутри, не давая даже раздеться, как следует. Теплый свитер, брюки и носки - все это было лишним в натопленной квартире.

          - Знаешь, откуда я пришла?

          Валя вопросительно подняла глаза, не проронив ни слова, тем самым не желая прерывать важный для Ляли разговор.

          - Со свидания! Самого настоящего свидания - с мужчиной! Валь, я такая счастливая!

          О том, что у Ольги появился мужчина, Валя слышала впервые.
 
          «Ух ты, скрытная какая, ничего не говорила и вот, здравствуйте, пожалуйста!»  Но вслух Валя ничего не сказала, лишь вопросительно подняла бровь.

          Когда она родилась, Вале уже исполнилось пять лет. Впервые увидев младшую сестричку, она с восхищением воскликнула:

          - Лялька! Это будет - моя дочка!

          Все засмеялись, восторг ребенка передался отцу, и назавтра он зарегистрировал девочку под именем Ольга. Ольга, Оля, Ляля, - так ему показалось правильным. Но Ольгой в доме малышку не называли, это имя предназначалось для документов, в жизни она  осталась  Лялькой для всех.

          Лялька вышла замуж рано, ей только-только исполнилось восемнадцать, но родители не стали девушку отговаривать - тридцатилетний Владимир вызывал полное доверие, на такого можно положиться. Один за другим родились сыновья, старший - Никита, через полтора года - Алексей. Они жили все вместе в большой четырехкомнатной квартире: родители, Валя и Лялька с семьей.
 
          К тому моменту Валя только приехала домой после восьмилетнего проживания в Белоруссии. Окончив институт в далеком Минске, она отработала положенный срок в одном из предприятий Витебска, но оставаться навсегда вдали от родины не планировала. Полярные ночи, северное сияние, белый сверкающий снег, бурлящие реки, - все это звало ее обратно. Ностальгия взяла свое, и девушка вернулась в родные Апатиты.

          Останься она жить в Витебске, возможно, ее жизнь сложилась бы иначе, но годы учебы, наполненные яркими впечатлениями юности, закончились. Спутника жизни Валя не встретила, чужой город родным не стал, она чувствовала полное одиночество вдали от семьи. Когда срок отработки подошел к концу, она с радостью отправилась туда, где ждали ее дорогие сердцу люди.

          Лешке было всего несколько месяцев от роду, Никите – около двух лет, когда в их жизни появилась тетя Валя. Она–то и стала основной помощницей сестре -  охотно возилась с малышами, выходила с ними на прогулку, укладывала спать, напевая колыбельные песни.

          Валя и не заметила, как любовь к племянникам заполнила ее одинокую душу. Девушка была в том возрасте, когда наивысшим образом материнский инстинкт доминирует над другими чувствами. Не имея своих детей, она отдавала всю силу созревшей в ней материнской любви детям сестры.

          Беда пришла, откуда не ждали. В один из промозглых ноябрьских дней, сорвавшись в пропасть в своем бульдозере, в одном из карьеров погиб Володя. В одночасье мир вокруг рухнул, размеренная жизнь семьи пошатнулась.
         
          Не пережив горя, Лялька серьезно заболела. Ей срочно потребовалась помощь психиатров - она билась в истерике несколько дней, без сна, без еды, оплакивая любимого. В состоянии крайнего нервного истощения Ляльку положили в больницу.

          Валя оформила отпуск по уходу за детьми, приняв на себя всю ответственность за маленькие жизни. И хоть они жили в доме родителей, старики ничем не могли помочь дочери - выкрученные артритом  больные ноги матери приковали ее к постели, отец помогал, чем мог, но проку от пожилого мужчины особого не было. 
 
          Лялька выписалась из больницы, вернулась домой, жизнь потекла в своем размеренном ритме. Пять долгих лет понадобилось женщине, чтобы ее сердце успокоилось. Время лечит даже такие душевные травмы. Ляля больше не плакала, стала посещать развлекательные мероприятия, в ее сердце снова появилось место для новых чувств, которые могли стать залогом ее будущего благополучия. 

          И вот счастливая Лялька рассказывает сестре о своей новой любви. Было только одно «но», о котором Лялька боялась даже намекнуть старшей сестре. Эта мысль сверлила ей мозг уже несколько дней, не находя выхода.

          Ее новый избранник категорически не хотел воспитывать чужих детей, нет-нет, против своих детей он не возражал, но чужие, увы, ему были совсем не нужны. Ляля об этом знала, но отказаться от захлестнувшего ее счастья не собиралась.
 
          - Он предложил мне руку и сердце! У него и квартира есть, и машина…

          Валя внимательно слушала сестру, одновременно размышляя о том, что расстаться с мальчиками - выше ее сил. Уход сестры с детьми грозил ей полным одиночеством - родителей уже не стало. Перспектива остаться одной разрывала сердце. Мысль, которая давала ей надежду, пришла внезапно, и она тут же произнесла ее вслух:

          - Пусть дети останутся со мной, Лялька, я ни о чем тебя никогда не просила, услышь меня, пожалуйста. Ты знаешь - у меня никого нет, свою жизнь в плане замужества я вряд ли устрою, ну не везет мне с мужским полом. А дети - они мне родные уже, понимаешь? Ты роди себе еще, если хочешь, но не забирай у меня сыновей...

          Лялька посмотрела Вале прямо в глаза, нет, не в них - в душу, видя любовь сестры к своим детям, она сама это допустила, оставляя мальчиков с тетей всякий раз, когда самой нужно было отлучиться.

          Это был лучший выход - для всех. Она будет с любимым человеком строить новую жизнь, дети будут рядом в родительском доме, с надежной любящей тетей. И Ляля без всяких слов просто обняла сестру, прижала ее к своей груди и тихо над самым ухом произнесла:

          - Конечно-конечно, родная, как скажешь...

* * *

          Что запоминается больше всего из студенческой жизни? Первая картошка, на которой двадцать пять человек, съехавшихся из разных уголков страны, знакомятся друг с другом, познавая себя и других в беде и радости; жизнь в общежитии, когда все общее, и в каждой комнате тебя оденут и накормят, если вдруг ты «на мели»; конкурс художественной самодеятельности с призовым местом, которое выстрадано упорными репетициями по ночам; вылазки на природу всей группой и первая студенческая свадьба у тех, кто удачно встретился в чьей-нибудь палатке...; или люди, с которыми пересекла судьба в далекие юношеские годы, и, как оказалось, навсегда.
 
          С Валей я жила в одной комнате в общежитии в далеком 1978-ом. Пухленькая, светловолосая, в очках, у которых одно стеклышко было непременно расколото, добрая и веселая - она стала мне хорошей подругой  на долгие годы. И хоть наши встречи очень редки, между нами тысячи километров пути, мы проживаем теперь даже в разных государствах, но отношения мы поддерживаем до сих пор.
 
          - Никитка мой женился, - сообщает она мне очередную радостную новость, Лешка из армии весной придет...

          Сыновья выросли, повзрослели, мама Валя обрела с ними свое счастье и в скором времени станет бабушкой.

          Она будет очень хорошей бабушкой, уж я вас уверяю!


Рецензии
Чудесный рассказ, Антонинушка. Встреча с нашей юностью всегда волнующая и интересная воспоминаниями. И завершение произведения мне нравится.
Спасибо, за встречу.
С теплом и добрыми пожеланиями.

Петров Сергей Петрович   03.10.2019 09:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей Петрович! Вы напомнили, надо Вале позвонить, узнать, как у них дела.

Тоненька   03.10.2019 13:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.