Глава 4. Одиссей

Как и большинству людей времён архаики, Гомеру* был свойственен фатализм, а потому судьба человека представлялась ему заранее определённой свыше. И герои его великих поэм живут и действуют в мире, предписанном им богами и предсказанном прорицателями. Поэтому говорить об их характерах и самостоятельных действиях довольно сложно — каждый более похож на символ, чем на реального живого человека. Исключение составляют лишь богоборцы, и первым среди них стоит царь Итаки Одиссей**.
__________________________
* О легендарной биографии автора «Илиады» и «Одиссеи» читайте в книге В.Н. Еремина «100 великих поэтов». М.: Вече, 2006 (В дальнейшем: «100 великих поэтов»). 
** В переводе с древнегреческого имя Одиссей означает «свирепый». Назвал его так по просьбе матери дед Автолик, который объяснил имя внука следующим образом: «За свою жизнь я настроил против себя многих царевичей, поэтому назову-ка я этого внука Одиссеем, что значит “свирепый”, потому что быть ему жертвой моей вражды. Но если он придёт однажды на гору Парнас попрекнуть меня, то отдам я ему часть того, чем владею сам, и умерю его гнев». (Р. Грейвс «Мифы Древней Греции». М.: Прогресс, 1992). Возмужавший Одиссей пришёл на Парнас, и дед передал ему свой талант жулика. Одиссей — ионическая форма произношения имени героя (то есть употреблялась греками с островов Адриатического моря), на материке оно произносилось как Улисс (в этой форме его переняли древние римляне).

Правнука бога Гермеса* и внука «самого вороватого из людей» Автолика** древние греки даже по отцу предпочитали связывать с одним величайшим жуликом их народа — с Сизифом***, который обманом овладел дочерью Автолика Антиклеей****. Именно от этого бесстыдника, а вовсе не от законного мужа — Лаэрта*****, и родила Антиклея сына Одиссея.
____________________________
* Гермес — в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, а также воров и плутов; проводник душ умерших в царство мертвых.
** Автолик — сын Гермеса; ловкий разбойник, живший на знаменитой горе Парнас. Гермес дал своему любимому отпрыску дар плутовства, способность становиться невидимым или принимать любой облик; талантливый борец, Автолик учил искусству борьбы самого Геракла.
*** Сизиф (Сисиф) — царь, основатель Коринфа; хитрец, умудрявшийся обманывать даже богов, он сумел заковать в цепи и посадить в темницу посланную за ним богиню смерти Танатос, а когда наглеца все-таки заставили умереть, Сизиф обманул в Аиде богов и вернулся на землю. Автолик пытался похитить коров Сизифа, который в отместку принял образ жениха дочери вора и овладел ею. В конце концов, боги жестоко покарали Сизифа — в Аиде он вечно вкатывает в гору огромный камень, который у самой вершины срывается и скатывается вниз (откуда и появилось выражение «сизифов труд», что означает тщетность попыток изменить божье предопределение, равно как и винить людей в чём-либо случившемся, например, для наших дней — в революции, контрреволюции и т.д.).
**** Антиклея — мать Одиссея; герой встретил её тень в царстве мёртвых, когда спускался к предсказателю Тересию, чтобы узнать своё будущее, и отказался дать матери испить крови священного животного.
***** Лаэрт — в мифологии известен только как отец Одиссея.

Мифологический герой Одиссей, видимо, существовал задолго до Гомера, но преимущественно как хитрец и обманщик. Поэт (или его безвестные предшественники) сделал Одиссея героем Троянской войны.

Оракул предсказал царю Итаки: «Если ты отправишься под Трою, то вернешься домой только через двадцать лет одиноким и нищим»*. И тогда Одиссей сделал первую, яркую попытку противостоять року — когда за ним приехали цари Агамемнон, Менелай и Паламед, он притворился безумцем и в бедной крестьянской одежде, никого не узнавая, стал пахать землю. Однако боги надоумили Паламеда выхватить из рук стоявшей рядом Пенелопы** младенца Телемаха*** и посадить его перед плугом. Одиссею пришлось спасать сына и признаться в своей хитрости.
___________________
* См.: Р. Грейвс, выше указанное издание.
** Пенелопа — верная жена Одиссея, которая ожидала его возвращения двадцать лет. Является олицетворением верной и разумной жены.
*** Телемах — сын Одиссея и Пенелопы; после смерти отца женился на Кирке и вместе с Пенелопой получил от волшебницы бессмертие.

О дальнейших подвигах Одиссея трудно рассуждать и делать какие-либо выводы, поскольку о своей судьбе герой знал заранее, и, чтобы с ним ни случалось, он всегда помнил, что непременно вернется домой.

Обычно с именем Одиссея связывают долгие, зачастую бессмысленные скитания по свету, которые непременно заканчиваются возвращением домой, где путника ждут и любят близкие люди. Таково наказание и прощение высших сил их любимцу, вздумавшему бунтовать против рока.

Одиссей правил на Итаке много лет, пока не был убит не признавшим его во время ссоры сыном от Кирки Телегоном. Невольный отцеубийца, Пенелопа и Телемах отвезли останки царя на остров Кирки, где и был совершён обряд погребения. Телегон женился на Пенелопе, волшебница даровала им бессмертие и перенесла на Острова Бессмертных. Сама Кирка вышла замуж за Телемаха, который тоже стал бессмертным. От этого брака родился Латин — эпоним латинян и всего латинского.
_________________________
* Кирка (Цирцея) — волшебница, тётка Медеи. Жила на острове Эя. Путников, которые высаживались на её остров, Кирка превращала в диких животных. Одиссей, победивший Кирку, провёл в гостях у неё целый год. От их связи родился Телегон.
** Эпоним — дающий чему-либо своё имя.

Образ Одиссея волновал людей всех эпох. Число произведений в разных видах искусства, связанных с именем и судьбой царя Итаки, столь велико, что мы сможем назвать только очень малое их число, на наш взгляд, наиболее интересных.

В изобразительном искусстве Одиссей стал героем произведений Пинтуриккьо*, П.П. Рубенса**, Я. Йорданса***, Ф. Преллера****, А. Бёклина*****, Дж.У. Уотерхауса****** и других художников. Из русских авторов необходимо особо выделить скульптора Ф.И. Толстого******* и живописца В.А. Серова********.

____________________
* Пинтуриккьо (настоящее имя Бернардино ди Бетто ди Бьяджо) (ок. 1454—1513) — известный итальянский живописец, представитель умбрийской школы. Его кисти принадлежит цикл фресок в палаццо Петруччи (Маньифико) в Сиене на тему гомеровской «Одиссеи».
** Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) — великий фламандский живописец. Создатель картины «Одиссей на острове феаков» (другое название «Одиссей и Навсикая»). Им же совместно с учеником его мастерской Антонисом ванн Дейком (1599—1641) написана картина «Обнаружение Ахилла среди дочерей Ликомеда». На эту же тему известны авторские рисунки Рубенса.
*** Якоб Йорданс (1593—1678) — великий фламандский живописец. Им созданы полотна «Одиссей в пещере Полифема» и «Встреча Одиссея и Навсикаи».
**** Фридрих Преллер (1804—1878) — выдающийся немецкий художник-пейзажист; работая над стенной живописью в так называемом «римском доме» в Лейпциге, написал семь пейзажей с изображением сцен из «Одиссеи», впоследствии создал еще 16 новых композиций на ту же тему и полотна «Калипсо», «Левкотоя» и «Навсикая».
***** Арнольд Бёклин (1827—1901) — известный швейцарский живописец, представитель символизма и стиля модерн. Создатель знаменитой картины «Одиссей и Калипсо».
****** Джон Уильям Уотерхаус (1849—1917) — великий английский художник, поздний прерафаэлит. Автор ряда картин на тему «Одиссеи» Гомера, в частности, полотен «Улисс и сирены» и «Цирцея предлагает чашу Уллису».
******* Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) — граф; великий медальер и скульптор. Создатель четырёх рельефов на тему гомеровской «Одиссеи».
******** Валентин Александрович Серов (1865—1911) — великий русский живописец, портретист. Его кисти принадлежит прославленное полотно «Одиссей и Навсикая».

Тема царя Итаки не была исчерпана Гомером и в литературе. Наиболее интересные из бесконечного множества произведений — драмы Г. Сакса*, Лопе де Веги**, Кальдерона***, Г. Гауптмана****, эпос Н. Казандзакиса*****, романы Ф. Фенелона******, Дж. Джойса*******, знаменитый рассказ Л. Фейхтвангера********.
___________________________
* Ганс Сакс (1494—1576) — великий немецкий поэт, мейстерзингер; автор драмы «Странствия Улисса».
** О Лопе де Веге см. в статье «Дон Кихот» данной книги; об Одиссее им была написана драма «Цирцея».
*** Педро Кальдерон де ла Барка (1600—1681) — великий испанский драматург. Одиссею посвящена его пьеса «Величайшее колдовство, любовь».
**** Герхарт Гауптман (1862—1946) — великий немецкий писатель, глава немецкого натурализма. Автор драмы «Лук Одиссея».
***** Никос Казандзакис (1883—1957) — выдающийся греческий писатель, поэт, философ; автор грандиозной поэмы «Одиссея» (состоит из 33333 стихов); выдающийся переводчик гомеровской «Одиссеи» на новогреческий язык.
****** Франсуа Фенелон (1651—1715) — французский аристократ, видный религиозный деятель Франции; мировую славу Фенелону принёс написанный им роман «Приключения Телемаха, сына Улисса», на основе которого, в частности, великий русский поэт Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1768) создал знаменитую поэму «Телемахиада».
******* См. статью «Стивен Дедал» в данной книге.
******** Лион Фейхтвангер (1884—1958) — великий немецкий писатель еврейского происхождения, создатель целого ряда исторических романов; автор рассказа «Одиссей и свиньи, или О неудобстве цивилизации».

На тему «Одиссеи» было написано большое число музыкальных произведений. Наиболее известные создали К. Монтеверди*, М.А. Дзиани** и К.В. Глюк***.
____________________
* Клаудио Монтеверди (1567—1643) — выдающийся итальянский композитор, один из родоначальников жанра оперы; автор оперы «Возвращение Улисса на родину».
** Марк Антонио Дзиани (1653—1715) — итальянский венецианский композитор, автор ряда опер, в том числе «Притворного сумасшествия Одиссея».
*** Кристоф Виллибальд Глюк (1714—1787) — великий немецкий композитор, реформатор оперы; автор оперы «Телемах».

«Одиссея» была неоднократно экранизирована. В послевоенные годы популярным стал итальянский фильм режиссера М. Камерини* «Улисс» (1959.) (в советском прокате «Странствия Одиссея») с Кирком Дугласом** в главной роли.
________________________
* Марио Камерини (1895—1981) — итальянский кинорежиссер, победитель Венецианского кинофестиваля. Ведущий кинорежиссёр итальянского кино времён Бенито Муссолини. После войны наибольшим успехом пользовался его фильм «Улисс» (1953 г.), в советском прокате он шёл под названием «Странствия Одиссея». В 1956 г. Камерини был одним из авторов сценария фильма «Война и мир» с Одри Хепбёрн в роли Наташи Ростовой.
** Кирк Дуглас (р. 1916) —американский киноактёр, последняя звезда «золотого века» Голливуда. Снялся в 90 фильмах. Роль Одиссея считается для актёра «проходной».

Лучшей экранизацией можно признать другой итальянский фильм — «Приключения Одиссея», 1969 г., режиссера Ф. Росси*, с такими блестящими актерами, как Б. Фехмию** в роли Одиссея, И. Папас*** в роли Пенелопы и Р. Верле**** в роли Телемаха.
__________________________
* Франко Росси (1919—2000) — итальянский кинорежиссёр; отечественным зрителям старшего поколения он хорошо известен многосерийным телевизионным фильмом «Камо грядеши».
** Беким Фехмию (1936—2010) — югославский актер, по национальности косовский албанец; признан европейской кинозвездой, поскольку много снимался в Италии, Испании, ФРГ. Роль Одиссея в фильме Росси принесла актёру мировую славу. С ним же был снят мини-серил «Одиссея».
*** Ирен (Лелеку) Папас (р. 1926) — великая греческая актриса; прославилась главными ролями в исторических картинах и фильмах-экранизациях произведений древнегреческих классиков: «Феодора, императрица Византии», «Аттила», «Антигона», «Электра», «Троянки», «Ифигения». Снялась в таких классических итальянских фильмах, как «Христос остановился в Эболи» и «Хроника объявленной смерти». Роль Пенелопы стала для актрисы проходной.
**** Рено Верле (Верлей) (р. 1945) — известный французский киноактёр; мировую славу ему принесло исполнение одной из главных ролей в шедевре Лукино Висконти «Гибель богов». Роль Телемака была для Верле проходной.

После провальной постановки в США в 1997 г. российским режиссёром А.С. Михалковым-Кончаловским* фильма «Странствия Одиссея» американский режиссёр В. Петерсон** осуществил в 2004 г. грандиозную экранизацию «Илиады» — «Троя», где роль Одиссея исполнил известный голливудский актёр Шон Бин***.
_____________
* Андрей (Андрон) Сергеевич Михалков-Кончаловский (р. 1937) — отечественный кинорежиссёр и сценарист; лучшие его фильмы — «Первый учитель», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня».
** Вольфганг Петерсон (р. 1941) — известный немецкий кинорежиссёр, работающий в Голливуде; мастер боевиков, приключенческих фильмов и фильмов-катастроф. Создатель классического фильма-фэнтези «Бесконечная история» (экранизация одноименного романа Михаэля Энде).
*** О Шоне Бине см. в статье «Ловелас» данной книги.


Рецензии