Иоанн Кронштадтский и его миссия

Жизнеописание духовных лиц, тем более канонизированных в лике праведных — Русской Православной Церковью, - задача крайне сложная. Особенно если речь пойдет о такой неоднозначной в общественном сознании фигуре как святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В сонм православных святых он был введен на Поместном соборе лишь в 1990 году.  Между тем Русская  Православная Церковь заграницей канонизировала   настоятеля Андреевского собора в Кронштадте, члена Святейшего правительствующего синода с 1906 года и члена Союза русского народа священника Иоанна Сергиева еще в 1964 году, когда в советской пропаганде он рассматривался как реакционный черносотенец. Эта канонизация тоже внесла  свою лепту в негативное  восприятие деятельности Иоанна Сергиева, которого некоторые пропагандистки ангажированные историки ставили на одну доску с Григорием Распутиным.
Но более всего досталось Иоанну Кронштадтскому за его ожесточенную полемику с Львом Толстым. Точнее не полемику, и даже не критику, а неприятие религиозных взглядов яснополянского мудреца и гневное их осуждение. 
Историю этой вражды подробно изложил в своей книге «Святой против Льва» Павел Басинский. У нас же речь пойдет о другой книге.  В знаменитой серии «ЖЗЛ» впервые после канонизации Иоанна Кронштадтского издано его жизнеописание. Автору книги Михаилу Одинцову удалось найти свое видение жизни и деятельности Иоанна Сергиева, не сбившись на Житие и одновременно не поддавшись соблазну создать полностью светскую биографию проповедника, чья миссия пришлась на нелегкое время русского нигилизма.
Одинцов не избегает острых углов и не умиляется церковной повседневностью тех лет. Среди либеральной русской интеллигенции священнослужители далеко не всегда выглядели праведниками. Достаточно вспомнить полотна Перова,  Репина и других «передвижников», антиклерикальную направленность значительной части русской литературы и шельмование таких писателей как Лесков и Достоевский, которые в своем творчестве торили тропинки к Богу.
Что греха таить, были в русской церкви и священники-стяжатели.  Иоанн Кронштадский и его проповеди, его миссия не всегда находили отклик среди духовенства, хотя его богослужения собирали миллионную аудиторию по всей России. Он был близок как к императорскому двору, так и к самым отверженным слоям общества. Собственно его миссия и начиналась среди трущоб Кронштадта, где молодой священник «милость к падшим призывал».
По его инициативе создавались Дома трудолюбия, его усилиями основано Попечительство во имя апостола Андрея Первозванного о бедных.
Можно, конечно, усомниться в целительных чудодействах Иоанна Кронштадтского, но магнетизм, которым он воздействал на толпы верующих несомненен.
Но главное он был патриотом в своем Отечестве.
Сегодня Россия снова переживает непростые времена, когда на нее ополчился весь западный мир, давно преступивший все моральные заповеди христианства. Лидеры западного мира мечтают о новой революции в России, о новом пришествии «Царства Зверя». Однако Святая Русь крепка верой.
Ее праведники и их земная миссия тому подтверждением.


Рецензии