Методологическая основа шахматного всеобуча

В память первого директора шахматной школы Челябинска Вадима Станиславовича Кибизова ежегодно в конце июня проводится шахматный фестиваль. Вадим Станиславлвич руководил шахматной школой с 1973 года, с момента её открытия и до 1998 года. За эти годы школа стала одной из сильнейших в СССР и России. В 1982 году команда "Белой Ладьи" выиграла Первенство СССР, много раз воспитанники школы становились победителями и призёрами Первенств России, Европы и Мира.
Под руководством В.С. Кибизова школа превратилась в соовременное предприятие нацеленное на спортивный успех, интеллектуальное развитие детей (со странички фестиваля)

Обзор практик.

О шахматном всеобуче в СССР речь велась давно.
Еще в тридцатые годы этими вопросами интересовались многие выдающиеся тренеры и мастера игры. Большой интерес подкреплялся внимательным освоением зарубежных образцов. Учебники шахматной игры Рихарда Рети и Аарона Нимцовича стали настольными книгами будущих чемпионов мира. Особенно выделялись "Моя система" Аарона Нимцовича и его же "Моя система на практике". Любимой книгой многих юных шахматистов в СССР стала книга И.Майзелиса. Совершенно непревзойдённой была признана и выдающаяся работа гениального тренера из Архангельска В. Голенищева, служившая настольной книгой каждого советского тренера шахмат.
Прекрасный самоучитель шахматной игры для начинающих любителей опубликовал Макс Эйве. Не скрою своего восхищения - это было одно из лучших переводных практических пособий ориентированных на всех и каждого.
Проблема шахматного всеобуча не сходила с повестки дня все прошедшие годы.
Знакомство с этой темой мне довелось начинать еще в Архангельске, где посчастливилось наблюдать работу целой школы выдающихся шахматных тренеров, возглавляемых неподражаемым Яном Германовичем Карбасниковым, достойным продолжателем дела В. Голенищева. Архангельская шахматная школа развивалась в остром соперничестве с шашечной школой "Этюд" созданной выдающимся тренером по шашкам (стоклеточным и русским) Владимиром Павловичем Балабиным. Именно борьба за мозги будущих мастеров вела к невозможности расслабиться и поиску всё более и более точных техник обучения детей великой игре. Среди тренеров, работавших в Архангельске с детьми начального уровня обучения я отмечу Владимира Тимофеевича Лисицына, блестящего знатока тонкостей игры, законов её развития и детской психологии. Большую роль играла чета Щепёткиных Ларисы Владимировны и Владимира Николаевича, в шахматной школе развивался блестящий тренерский коллектив дополнявшийся сильными тренерами из Северодвинска, Котласа и Новодвинска (бывший район Архангельска Архбум).
Несколько лет мне довелось наблюдать практически вплотную и работу этих тренеров и детей, которые вырастали под их руководством.
Кроме этого имелся и скромный личный опыт изучения шахмат ещё в Свердловском Дворце пионеров. Здесь царила особая, я бы сказал - академическая - атмосфера преподавания шахмат. Преподавали действительно великие мастера. Упомяну М.С. Соловьёва, Ореста Аверкина В. Юферова. Кстати именно здесь, а не позже - в Архангельске (парадоксы нашего бытия!) я познакомился лично с Ратмиром Холмовым. который рассказал нам, какая обстановка царила в Архенгельских шахматах ещё накануне войны.
Огромное влияние на меня оказала книга Б.С.Вайнштейна "Комбинации и ловушки в дебюте", по которой я тренировался у Геннадия Александровича Супрунюка в Краснодаре, а в дальнейшем - личное общение со знаменитым Ферзьбери, от которого я услышал впервые и о "Мастере и Маргарите", и о тайнах журналистского мастерства, и о секретах авторского успеха... В дальнейшем мне довелось лично плотно пообщаться с Евгением Андреевичем Васюковым и Юрием Львовичем Авербахом, а также с редактором "64" Александром Рошалем. Понятно, что сам я  много чего читал и имел собственные богатые практики тренерской работы. Поэтому, встретившись с Иваном Васильевичем Звягиным и его тренером Геннадием Васильевичем Некрасовым я уже имел и собственный взгляд на обучение детей шахматам и собственные практики, и довольно богатое общение со многими замечательными тренерами и авторами собственных программ и разработок. Понятно, что мимо меня не прошли и замечательные работы украинских шахматных тренеров, создавших целые пакеты тренировочных заданий в превосходной форме сборников.
Но, поскольку Иван Васильевич Звягин желал капитально подготовить шахматный всеобуч в "своей" шестой школе Качканара, было решено внимательно изучить опыт тренера Вадима Станиславовича Кибизова из Челябинска, где шахматный Всеобуч уже программно вводился и практиковался не один год.
К чему столь долгое вступление?
Нам предстоит познакомиться с несколькими практическими пособиями по шахматному всеобучу, появившимися в Интернете в последнее время.
Я не знаю, какие личные практики имели авторы этих пособий.
Мне неизвестен их путь к "своему" шахматному Всеобучу.
Но кое-какие выводы о проделанной ими работе я всё же рискну сделать.
И не в последнюю очередь я поставлю вопрос о целях.
Какова цель шахматного Всеобуча или каков пакет целей?
Проблема для меня заключается именно в целеполагании.
Авторы среди прочего довольно интересно описывают достижения шахматных школ, с которыми они сами имели дело. Могу здесь не пожалеть самых ярких красок и я. Мне всего-навсего необходимо будет указать на достижения шахматных школ Свердловска (Екатеринбурга), Тюмени, Архангельска, Краснодара и (Санкт-Петербурга) Ленинграда.
Согласен, немного. Но если дам перечни имён собственных... Случилось так, что даже тренируя отдельных детишек в Киеве я не могу причислить себя ни к Киевской шахматной школе ни к киевским тренерам. Хотя мой учитель - Ферзьбери - киевлянин до мозга костей. Но никаких перечислений здесь делать я не стану. Да, я съездил в гости к В.С. Кибизову и опыт его, насколько это было посильно - изучил.
На основании имеющегося и изложенного выше я составил собственную программу шахматного всеобуча на 34 учебных недели. Иван Васильевич вводил обучение шахматам во всей школе с первого по шестой класс. Во всех классах. Класс делился на мальчиков и девочек. Мальчиков уже вовсю успешно тренировал Некрасов Геннадий Васильевич. А мне предстояло изо дня в день обучать девочек. Нагрузка - 36 часов в неделю. Это тридцать шесть классов - девичья часть - то есть половина. По шесть уроков каждый день. Девочки до того на шахматные уроки ходили исключительно по желанию. Это были единицы и они оставались у Некрасова. Мой учебный центр располагался на расстоянии двухсот пятидесяти метров от школьного здания и ко мне они - классы - шли по расписанию, как часы. Как поезда железных дорог в их лучшие времена. А поскольку до этого никто из них шахматы не изучал, я вынужден был повторять один и тот же запланированный урок тридцать шесть раз подряд.
Вот эта практика и сделала меня действительно педагогом.
Ни один учебник по педагогике в мире не дает так много, как такая практика.
Никакой педагогический вуз не вооружает учителя так, как необходимость вести одно и то же по содержанию занятие с тридцатью шестью разными учебными группами.
Я видел большие школы. Например в Вологде я видел школу с двумя с половиной тысячами учащихся. Это по триста детей в параллели. По десять классов! Здесь учитель истории, к примеру, может вести десять подряд одинаковых уроков истории.
Это не то!!!
Этого слишком мало!
Этого явно недостаточно.
Вы можете провести тысячу раз одно и то же занятие. И ничего не понять. Особенно, если ваш урок хорошо подготовлен.
Мои уроки были подготовлены превосходно.
К каждому занятию подбирался комплекс наглядных пособий, были изготовлены по моему проекту подъемные столы, позволявшие изменять конфигурацию под возраст детей. Были приобретены роскошные магнитные доски, подготовлены разнообразнейшие таблички, схемки,  комплекты дополнительных фигурок для игр...
Каждая тема была разработана так, словно по ней я собирался защищать диссертацию.
И всё это оказалось лишним!!!
Все подготовительные мероприятия, изучения и исследования оказались ложными!
Мне посчастливилось пережить потрясающее чувство овладения подлинным материалом урока - головушкой ребёнка. Его чувствами, его мыслями. Точнее - её.
Потом уже я встретил несколько фантастических мастеров в других видах педагогического искусства. Станислава Ефимовича Лосихина - преподавателя хореографии от Бога. Педагога В. Ищенко - учителя игры на балалайках.
Мы понимали с ними друг друга с полуслова и полувзгляда именно потому, что принцип оказался всюду один. И видя, как С.Е. Лосихин учит малышей танцевать, я ощущал, что то же самое делаю и я, когда учу их играть в шахматы. В. Ищенко сказал однажды: "Ко мне заходит на первый урок класс первоклашек и через пять минут они все уже вовсю играют сами!"
Это и есть методологическая основа этого дела.
Ко мне заходит класс первоклашек не державших пока шахмат в руках и через три минуты они вовсю играют сами!
В этом примере и содержится КЛЮЧ к ответу на мой вопрос о целях.
Если шахматы преподаются с селективной целью - с целью отбора перспективных дарований - это одна постановка вопроса. Если шахматы преподаются без селективной цели - это принципиально иной подход к делу.
Если вы учите маленького человека ИГРАТЬ - это одна школа. один тип обучения. Если вы учите маленького человека ВЫИГРЫВАТЬ - это другая школа и совсем иной тип обучения. И в том, и в другом случае ребенок освоит шахматы. Только в первом случае он познакомится с Игрой, а во втором случае он познакомится с одной единственной мотивацией игры.
Путь к Всеобучу лежит через понимание целей и механизмов целеполагания и мотивировок участников процесса.
Великий педагог Каптерев как-то сформулировал цели преподавания латыни и древнегреческого в дореволюционных гимназиях. Озвучим его авторитетное мнение.
Древние мёртвые языки являются прекрасной семантической площадкой, на которой ставится и шлифуется ДИСЦИПЛИНА МЫШЛЕНИЯ. Мёртвый язык весьма удобен именно для постановки и шлифовки дисциплинированного мыследействования.
Именно преподавание живых языков КАК МЁРТВЫХ ведёт к обратному результату. Но есть предмет, который позволяет ставить и шлифовать дисциплину мышления быстрее и на качественно более высоком уровне. Это шахматный материал. И если вместо цели "вырастить гроссмейстеров и чемпионов мира" ставится задача "поставить обучаемым дисциплину мышления", то и технология достижения результата становится качественно иной. Не выигрыш или проигрыш становятся критерием оценки усилий ученика. Не состояние "решил-не решил" задание. Конечной целью становится проявление дисциплинированности мышления на качественно ином материале - не шахматном. Если обучаемый в системном плане проявляет улучшение техник решения не шахматных задач, демонстрирует строгость, последовательность, логичность, отточенность, высокоразветвлённую вариативность в подходе к решению проблемы - тогда можно признать цели шахматного обучения достигнутыми безотносительно к конкретным шахматным спортивным удачам или неудачам ученика.
Переход от шахматного первичного обучения к систематическому применению шахматного обучения. как инструмента постановки дисциплины мышления далеко выходит за рамки настоящего - вводного по своей сути - материала.

Цели шахматного всеобуча - это

а)преодоление неуверенности и комплекса боязни сложного материала
б)получение всей гаммы позитивных эмоций от самой игры
в)первичное овладение материалом и формирование понимания основ игры в шахматы.

Не больше и не меньше.
На это в моей - осмысленной указанным выше образом - программе на весь процесс выделяется 12-ть двадцати пяти минутных - тридцати минутных занятий.
Две - две с половиной недели "шахматного интенсива" в конкретно обучаемом классе.
В этот период ежедневно в конце занятий проводится короткий яркий шахматный урок.

Принципы такого урока:

1) Ничего лишнего!
2) Минимум объяснений, максимум самостоятельной активности.
3) Быстрая смена партнеров.

Пояснение к принципам.
Ничего лишнего.Если на уроке изучается тема "ладья против восьми пешек" то на пару играющих одна доска, восемь пешек одного цвета и ладья другого цвета. Всё!!!
Минимум объяснений. На объяснение правил изучаемой игры отводится максимум две - две с половиной минуты. При многократной демонстрации. Всё остальное занятие - игра детей друг с другом.
Быстрая смена партнеров. Ребёнок должен успеть сыграть за обе стороны семь-девять раз с разными партнерами. Это важно и с эмоциональной и с информационно-технической стороны. Материал в эмоции закрепляется очень эффективно.
Весь комплекс состоит из двенадцати учебных развивающих игр. Я специально привожу здесь игры по материалу.


1.Ладья против восьми пешек
2.Две ладьи против короля
3.Пешки против пешек
4.Ладья и пешки против ладьи и пешек
5.Слоны против ладей
6.Кони против слонов
7.Ладьи против коней
8.Король и ладья против короля
9.Две ладьи и король с пешками с обеих сторон
10.Две ладьи, два слона и король с пешками с обеих сторон.
11.Комплекты без ферзей
12.Полноформатная игра

Об образно-дидактической стороне процесса я собираюсь рассказать в следующем материале.
В качестве Приложения публикую выдержку из Программы Шахматного всеобуча в Казани замечательного автора Шакурова М.Ф..
Казань - моя шахматная любовь с девятнадцати лет.
И всё - благодаря Рашиду Нежметдинову и потрясающему искусству Галины Сатониной.
Но об этом в другой раз.
Если захотите!
О замечательных материалах Сухина надеюсь рассказать отдельно.
Найти его авторскую разработку можно на ресурсе http://suhin.narod.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Шакуров М.Ф. Казань Авторская программа

Программа шахматного всеобуча первого года обучения
 

Первый раздел
«Шахматная игра

Урок 1 Техника безопасности.
Урок 2 Введение
Урок 3 Шахматная доска.
Урок 4 Шахматные фигуры.
Урок 5 Ходы фигур.
Урок 6 Ходы пешкой.
Урок 7 Ценность фигур и пешек.
Урок 8 Правила шахматной игры.
Урок 9 Взятие.
Урок 10 Атака.
Урок 11 Защита.
Урок 12 Результат шахматной игры.
  «Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя». Толстой Л.
«Воспитателю надо глубоко знать жизнь». Толстой Л. Н.
«Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь». Толстой Л. Н.

Второй  раздел 
 
Элементарные шахматные ходы

Урок 13. Нападение
Урок 14 Угроза.
Урок 15. Выигрыш материала.
Урок 16. Зевок.
Урок 17. Развивающий ход.
Урок 18. Необходимый ход.
Урок 19. Атакующий ход.
Урок 20. Оборонительный ход..
Урок 21. Решающий ход.
Урок 22.. Задержка рокировки противника.
Урок 23. Активный ход.
Урок 24. Преследование.

«Как алмаз режет алмаз, как один оселок  шлифует другой, так и разные части интеллекта оттачивают друг друга.Гениальность-результат их взаимного влияния.» Сайрус Бартл,
“Счастливейший человек - это тот, кто обдумывает интереснейшие мысли.” Тимоти Дуайт,

Третий раздел 

Элементарная атака короля
Урок 25. Шах.
Урок 26. Мат.
Урок 27. Элементарные маты.
Урок 28.. Мат ферзем и королем.
Урок 29.. Мат ладьей и королем.
Урок 30.. Мат двумя слонами.
Урок 31.. Мат конем и слоном.
Урок 32. Матовые зоны короля.
Урок 33.. Мат пешкой.
Урок 34.. Мат в 1 ход.
Урок 35.. Мат в 2 хода.
Урок 36..Матовая атака.
«Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою».Толстой Л. Н.
«Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования». Толстой Л. Н.
«Есть два желания , исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезными и иметь спокойную совесть». Толстой Л. Н.

ПРИЛОЖЕНИЕ ВТОРОЕ:

Список основной литературы по Шакурову М.Ф. (Казань)
     1. В. Голенищев “Программа подготовки шахматистов III и IV разрядов» Ульяновск 2011
     2. Ю. Авербах и М Бейлин “Азбука шахмат” Москва 1967
     3. И. Майзелис “Шахматы” Детгиз 1960
     4. Губницкий и др “Полный курс шахмат” 2000 Минск
    5. А. Кобленц “Школа шахматной игры” Рига 1962.
     6. М. Эйве “ Уроки шахматной игры” Москва 1931
     7. И Бондаревский “Комбинации в миттельшпиле” Москва 1962
     8. А Нимцович “Моя система” 1930 Москва
    9. Романовский “Миттельшпиль” Москва 1929
     10. З Тарраш “Что каждый должен знать о миттельшпиле” Москва 1932
     11. Х Тарраш “Современная шахматная партия” Москва 1926
     12. Р. Рети “ Современный учеьник шахматной игры” Москва 1981
     13. А. Суэтин “ Как играть дебют” Москва 1981
     14. В Зак “Программа для детских шахматных школ по подготовке шахматистов III и IV разрядов» Москва 1959
     15. М Эйве “ Стратегия и тактика” Москва 1937
     16 “Шахматный словарь” Москва 1964


Рецензии