Дороги и дураки

   Этим летом я съездил к родне в один из районов области.
   Не сам съездил – свозили. У меня в семье у каждого своя машина. У всех, кроме меня. Я слепой на правый глаз, поэтому за руль не рискую. Ну, соответственно, и машину не покупаю. Поэтому меня везёт супруга.
   Пока съездили туда и обратно я всё проклял. Дорога страшная.
   Вы когда-нибудь видели колеи в асфальте? А я нынче сподобился.
   В конце пути кузов у фордика заскрипел.

   Как так, чёрт возьми? Всё "проклятое" советское время трасса республиканского значения "Р402" была нормальной, а в "благодатный" капитализм дорогу уничтожили.
   Да-да, ребята. Именно уничтожили.
   Ещё в 2000-м году там можно было выжимать до 200 без риска, то теперь средняя скорость движения – 60 км/ч.
   И пробки! Перед особо разбитыми участками - пробки!
   Отремонтировали, называется…

   Если такое происходит везде, то важнейшая инфраструктура страны, автомобильные дороги, введены из строя.
   И задумался я – что это такое? Это происки "проклятого" запада? Вредительство?
   И начал "копать".

   Ну, во-первых - у нас устаревшие стандарты на дорожное покрытие. Скорости возросли, грузовики стали тяжелее, а стандарты сохраняются буквально довоенные. Требования к плотности грунта под асфальтом у ГОСТа такие, что провал покрытия попросту неизбежен.
   Почему не меняют ГОСТ?
   Точно не знаю. Но могу предположить, что кому-то выгодно постоянно ремонтировать дорожное покрытие.
   До какой степени выгодно?
   Ну, например российский изобретатель, придумавший машину, которая быстро, экономно и качественно трамбует грунт до нужной плотности, вынужден был иммигрировать. Говорят – угрожали.
   Ещё бы. Такие бабки крутятся. Десятки миллиардов.

   Это и всё?
   Нет, конечно.
   
   К примеру, наступило время делать ремонт.
   Прежде всего - смета.
   В Министерстве транспорта РФ есть подразделение - федеральное дорожное агентство Росавтодор, которое отвечает за состояние дорог федерального значения.
   Всё начинается с проектно-сметного отдела этого ведомства.
   Комиссия, обследовавшая степень разрушения дорожного покрытия (подозреваю что "на глазок"), передаёт данные сметчикам и те приступают.
   Но к сметному отделу предъявляют жёсткие требования экономии средств. В результате в себестоимость ремонта вкладываются цены на материалы, которые не существуют в природе. По такой стоимости, которая указана в сметной документации, нельзя купить песок, гравий и асфальтовую смесь. Цены безобразно занижены.
   
   Потом проект передаётся на тендер. Не напрямую, конечно, а с кучей бюрократических условностей.
   И аукцион выигрывается некоей компанией, которая в этом случае становится Генеральным Подрядчиком.
   Одна интересная деталь – почти все генподрядчики на дорожные ремонтно-строительные работы, почему-то из Петрограда.
   Теперь вопрос:  Генподрядчик – дурак? Он не понимает, что проект убыточен? Или что-то иное?
   Так вот. Генподрядчику похрену прибыльность и убыточность работ. У него нет ничего, ни строительной техники, ни производственных площадей, ни асфальтовых заводов. Но свою пенку он снимет в любом случае.
   Генподрядчик ищет субподрядчика в регионе, в котором находится "просевшая" дорога. Какое нибудь ООО или ЧП.

   И кто же тот бедолага-бизнесмен, который берётся за этот априори провальный проект? На что он рассчитывает?
   Он рассчитывает на экономию и халтурную работу. То есть он, заранее предполагает отвратительное качество ремонта.
   Как выкручиваются?
   Ну, например, для того, чтобы "подушка" дороги соответствовала ГОСТу, надо катком определённой тяжести пройти по одному и тому же месту 10 раз. Проходят всего 3 раза. Кладут поменьше щебня, побольше песка. Кладут потоньше слой асфальта. И т.д.
   Результат – скоро в России дорог не станет. Одной бедой меньше. Останутся одни дураки. 


Рецензии