Рецензия А. Акаевой в Книжном обозрении

Александра Акаева
Сказка о «гении бессилия»

Сосновский В.
Остров традиции. Потуга на роман вне традиции в четырех сезонах
СПб.: Нестор-История, 2013. -  388 с. 300 экз. (п) ISBN 978-5-4469-0021-3

Остров Традиции не значится на картах и не окружен водой. Он возвышается над бушующим морем беспочвенности, в которое превратилась одна прекрасная, но очень неудачливая страна. Чем-то она напоминает мир гофмановских сказок, чем-то – место действия кошмаров Кафки, местами и вовсе похожа на сон сумасшедшего, но вы ее узнаете, не сомневайтесь! А Остров Традиции – это двухэтажный дачный домик с шиферной крышей. Вокруг него страна в корчах и судорогах пытается, но не может переварить последствия давнего Великого Катаклизма и недавней Переделки, идет гражданская война, люди убивают друг друга в очередях за трофейной кошатиной, и где-то рядом орудуют отряды страшного бандита-революционера по прозвищу Землемер. А за забором доживает свои дни знаменитый ученый-диссидент профессор Иоганнес Клир, возделывает прекрасный сад его дочь Анна, а в «волшебной комнате» хранится уникальная профессорская коллекция артефактов погибающей цивилизации. Острову осталось недолго. К нему уже приближается на раздолбанном велосипеде роковой гость. Искатель истины. Бесприютный странник. Один из последних представителей интеллигенции этой страны, жаждущий напитаться общением с корифеем последнего поколения, пытавшегося творить в этой стране историю и сохранять духовный потенциал.

Его зовут Конрад Мартинсен. Сам он называет себя «человеком вне традиции» - если в не очень плохом настроении, и «не человеком» - если в плохом. За тридцать с гаком лет жизни в своей несостоятельности он дошел до того, что можно смело говорить о «гении бессилия». Выпускник дважды ордена Боевого Штыка педагогического Института всеобщего текстоведения имени Имярека, преподаватель связных текстов, позже – переводчик, подсобный рабочий, лифтер, отмывщик шляхов, санитар, лаборант, гальюнщик в армии, ныне - непонятно кто и неясно зачем. Некрасив, неловок, и если бы ненависть к себе и отвращение к мирозданию могли светиться, он был бы виден из космоса. Что ему делать на Острове Традиции? Помогать возделывать сад и вести с профессором заумные беседы? Открывать прекраснодушным островитянам глаза на реальность? Или наоборот, учиться у них видеть в жизни смысл, а в себе человека? Работать на органы? Расследовать таинственное убийство сестры-близнеца Анны - Алисы Клир, разгадывать тайну белой и черной шали, лука и стрел, змеи и Землемера? Или……?

«Остров традиции» - сложноустроенный и таинственный роман с крайне необычным для современной прозы удельным весом интеллектуальной составляющей. Высококонцентрированная злая сатира обрамляет здесь глубокий философский диалог. Классический детектив вдруг оказывается вплетенным в сюрреалистическую жуть. Реалистическое повествование то тут, то там срывается в звукопись, шаманское камлание, магию говорения и перечисления. Смешиваясь и хитро взаимодействуя в колбе авторского замысла, все эти элементы рождают нечто удивительное и многоликое, взрывающееся совершенно невероятным, оглушающим финалом. Кто-то прочтет этот роман как новую главу в великом эпосе о лишнем человеке. Кто-то – как жуткую апокалипсическую притчу. А кто-то – наоборот, как парадоксальную историю о вечности и надежде. Ведь до какой бы степени безобразия ни доходил этот лучший из миров, вечность и надежду всегда где-нибудь да остаются, пусть даже в зеркалах, многозначных словах и интеллектуальной литературе.

(«Книжное обозрение», № 23/24 за 2013 г.)


Рецензии