Сага об Одине

    Уже несколько недель по морю плыли пять небольших суденышек с большими расписанными парусами. На длинных ладьях за веслами сидели люди с обветренными лицами и одетые в холщовые рубашки. Растрепанные длинные волосы спадали на покатые плечи, густые бороды почти полностью закрывали их лица. Среди команды мореплавателей находились и женщины. В платьях из грубой ткани, с мужественными скуластыми лицами, они выделялись среди мужчин стройными станами.
   На первой ладье у самого борта стоял крепкий мужчина средних лет и неспешно подавал команды гребцам. Высокий рост, прямая осанка, кожаный колпак на голове, торчащая из под него заплетенная светло-русая косичка, яркие бусы из различных камней и диковинных ракушек подчеркивали его определенный статус. Да, это был вождь племени, возглавивший дальний поход своих сородичей к новым землям.
    - Греби быстрее! – закричал он команде моряков. – Я вижу берег!
    Вождь спустился в небольшой трюм, застланный шкурами животных и суконными коврами, и подошел к своей жене.
    - Теперь все будет нормально, - гордо произнес он и обнял её за плечи. Хрупкая женщина ждала ребенка и, видимо, очень тяжело переносила морское путешествие. Около неё все время находилась пожилая служанка, помогая соплеменнице справляться с трудностями.
    - Скорее бы, - робко прошептала жена вождя. Она была малословна и, судя по всему, имела весьма выдержанный характер. Статная фигура, гладко зачесанные назад волосы, оригинальные металлические украшения подчеркивали её свободолюбивый нрав и принадлежность к богатому роду.

    Спустя несколько часов, вся команда с интересом рассматривала невиданные берега неведомого моря. Вождь с группой воинов внимательно всматривались в береговую кромку в надежде найти удобную гавань для причала.
   - Вон устье реки! – закричал один из воинов. Действительно, по правому борту четко просматривалось устье широкой реки.
    - Шевелитесь быстрее! – грозно прокричал вождь и повернул рукоятку штурвала. Ладья прибавила скорость, а за ней и все остальные. Через полчаса ладья вождя медленно вошла в устье широкой реки.
    - Вот это место, куда звали нас боги! – произнес вождь и указал на холмистый правый берег реки. Ладья медленно причалила к берегу, и команда поспешно стала выходить на сушу. Вождь взял жену под руку, велел её пожилой служанке и молодому воину нести небольшую поклажу и осторожно спустился по деревянному настилу на берег.
   - Вон там будет стоять наш шатер, - указал он на высокий косогор и повел жену к его основанию. Десятки женщин и мужчин спешили разгрузить всю поклажу. Это действительно было очень выгодное место: с одной стороны море, с другой – широкая река, а с третьей – необъятные степи, хорошо просматривающиеся с высоты холмов.
    - Мне плохо, видимо, боги желают подарить мне ребенка, - прошептала женщина и присела на камень.
    - Это хороший знак, Гоя. Первый сын на новой земле! – важным голосом произнесла пожилая женщина.
    – Ставьте быстрее шатер, зажигайте костры, кипятите воду, - распорядилась она и стала давать какие-то указания группе воинов. Уже через несколько часов вокруг двух высоких холмов были разбиты десятки палаток и шатров, но два особенно больших и красивых гордо возвышались на вершине самого большого холма. Повсюду были слышны крики, ржание лошадей, которых иноземцы привезли с собой, скрежет металла и вой нескольких собак. Горело несколько костров. Люди постепенно обживали новые места. Чужеземцы не могли знать, что именно им суждено в середине I века до н.э. в устье реки Дон основать небольшое городище, легенды о котором будут тревожить умы будущих поколений людей XXI века.
   - Мальчик! У нас родился наследник! Люди, ликуйте! Мальчик! Наследник! – вдруг раздался крик стража главного шатра. Люди, сидевшие у костров, сновавшие из палатки в палатку, ухаживавшие за лошадьми, бросили свои дела и начали вторить ликующим крикам.

   Внутри главного шатра горел небольшой костер. В углу на тюках и мешках лежала счастливая женщина. С одной стороны сидел взволнованный вождь и утирал ей пот со лба, с другой возилась пожилая служанка.
   - Это великое знамение! Боги даровали нам наследника, он первый и один из главнейших на этой земле, - бормотала служанка и ловко подстилала под младенца холщовые пеленки.
   - Один из первых? Это звучит. Пусть и имя ему будет Один, - задумчиво произнес вождь.
   - Один! Один! Новорожденного вождя звать Один! – услышав голос вождя из шатра, громко закричал стражник окружающим.
   - Один! Один! – подхватили крик десятки людей, и он поплыл над холмистой степью до самого горизонта.
   Пожилая женщина взяла младенца на руки стала обмывать его в широком котле с теплой водой. Вдруг она резко выпрямилась и прижала ребенка к груди.
   - Это знак! Да именно это знак Богов! – воскликнула она и повернулась к вождю и его жене.
   - Вот, смотрите, это великая метка богов, - забормотала пожилая служанка, подавая младенца матери и указывая на спинку малыша. На середине спины, чуть ниже шеи красовалось большое родимое пятно в виде круга с лучами. Женщина поспешила в угол шатра, достала из узелка старую книгу, полистала её и указала на картинку в потрепанной странице.
   - Вот он, этот знак Солнца. Обладающий им, как гласит древняя легенда, должен стать великим вождем, основателем рода викингов и первым правителем города Асгард, - таинственным голосом продолжила женщина. – Боги уготовили нашему Одину великую судьбу, переплетенную победами и неудачами, походами и войнами, переселениями и путешествиями. Он тоже должен стать великим Богом скандинавов.
Удивленные родители ничего не понимали. Они еще не знали, кого в будущем будут называть «скандинавами»; совсем не ведали, что легенда о городе Асгард или Аз-Хоф в устье Дона будет не давать покоя многим историкам спустя два тысячелетия, что гипотезу о приазовских корнях викингов когда-то будут доказывать и оспаривать известные мореплаватели и путешественники, историки и археологи.

   …Время неумолимо летело вперед, поглощая дни и годы. Один вырос и превратился в статного широкоплечего мужчину. Это уже был полноправный наследник своего отца, будущий вождь целого народа: прекрасный лучник и ездок, умелый воин и дальновидный политик, мастер гончарных дел и постройки ладьей. Под его командованием находилось огромное войско, которое совершало многочисленные набеги на кочевников всего Приазовья. Люди его племени стали называть себя «азами» и «асами». Это были свободолюбивые народности, проживавшие по всему побережью моря. Но постоянные набеги асов на племена ванов мешали мирному соседству двух основных племен Придонья. Оба племени были многочисленны, занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, успешно освоили технику обработки металла и торговлю.
   Племена асов на ладьях часто совершали длительные походы по Дону к его истокам, но более по душе непревзойденным мастерам ближнего боя были все же конные походы. На месте высадки первых переселенцев Один основал несколько городищ, возвел в них множество небольших глиняно-кирпичных домиков с двориками, хозяйственными постройками и погребами. Изредка им удавалось совершать набеги и на проходящие по Дону торговые суда, поэтому в богатых семьях встречалась дорогая греческая или генуэзская посуда. В каждой многодетной семье в особых жизненных условиях выживали немногие. Тем не менее, через тридцать лет после рождения Одина население его племени превышало десятки сотен людей. Постоянная кочевая жизнь и военные набеги не позволяли гражданам долго проживать на одном месте, городища частенько разрушались и возводились новые. Женщины вели хозяйство, мужчины занимались скотоводством, но военное дело оставалось главенствующим занятием.
В одном из боевых походов отец Одина погиб, и вся власть над асавами перешла в руки молодого вождя. Пожилая мать не вмешивалась в политические и военные дела своего сына, она привыкла находиться всегда рядом с ним и коротала последние деньки своей жизни в четырех или шестиколесных деревянных кибитках.
     Однажды утром, находясь в очередном военном походе, Один услышал странную возню своей охраны за полевой палаткой. Выйдя из неё, он увидел странно одетых воинов. Конные и пешие воины были с ног до головы одеты в железные латы, на головах у них красовались блестящие шлемы, вооружение было совсем иное, чем у охраны Одина. Воинственно настроенные иноземные воины разговаривали на незнакомом языке. По жестам и их поведению Один догадался, что воины прогоняют его с этого места. Гордый вождь не мог мириться с такой дерзостью, он приказал готовиться к сражению.
    Но силы были неравными, войскам асов пришлось отступить в низовье Дона. Позже Одину рассказали, что в этих краях уже давно находятся древнегреческие поселения, имеющие тесные взаимоотношения с Римской империей. Набеги римских легионеров стали частым явлением. Некогда враждовавшие племена асав и ванов вынуждены были объединиться против нового коварного врага. Умный Один предвидел неудачи даже объединенного войска.
    - Нам нужно покидать эти места. Горе тому народу, который не умеет защищаться, - однажды заявил вождь на совете старейшин. Старейшины молча выслушали все доводы и после бурного обсуждения согласились с ним. Началась подготовка к дальнему плаванию. В стане Одина можно было теперь увидеть и представителей племени ванов, и жителей Таны, и предков генуэзских мореходов. Многонациональное сообщество не могло полностью покинуть Приазовье. Совет старейшин определил количество людей, отправившихся в будущем в далекое путешествие. В течение десяти лет племена готовились к походу: строили ладьи новой конструкции, запасались продуктами и товарами для торговли, проводили военные и спортивные соревнования на звание лучшего воина. В конце концов несколько отрядов по сто человек были сформированы.

    Один с детства хранил в памяти легенду, рассказанную ему старой служанкой, что именно он где-то в северных странах станет основателем нового государства и царем-богом целого народа. Эта легенда придавала ему уверенность в своих намерениях как можно быстрее отправиться на поиски новых земель.

   В конце I века до нашей эры несколько судов с пятью сотнями воинов, женщин и подростков отошли от берегов Приазовья и направились в далекое неведомое морское путешествие. Именно им и суждено было стать предками нынешних норвежцев, пришедших в Скандинавию с берегов Азовского моря.
      ***


Рецензии
Николай, добрый день.

Как всегда, с интересом прочитал твой рассказ. Если можно, хотел бы высказать несколько своих замечаний и комментариев.

Для начала немного по мелочи.

«…вождь ..повернул рукоятку штурвала». Управление ладьями осуществлялось одним или двумя рулевыми веслами в кормовой части корабля. Навесной руль появился в Европе на судах типа когг только в конце 13 века и приводился в действие румпелем, а штурвал - вал с намотанным на него «бесконечным» канатом, передающим через систему блоков команды от рулевого колеса на руль – и того позднее.

«..правителем города Асгард». Насколько я знаю, Асгард – это не город, а верхний мир богов, один из девяти миров священного ясеня Иггдрасиль. Именно на этом дереве Один, пронзив себя копьем и вырвав глаз, провисел вверх ногами девять дней, чтобы получить мудрость.

Теперь о главном, о чем заставляет задуматься твой рассказ.

Откуда же все-таки в Приазовье пришли пять кораблей с предками Одина? Это ключевая загадка, и она остается.

Но главное, как из Приазовья люди Одина могли попасть на территорию нынешней Скандинавии? «Несколько судов с пятью сотнями воинов, женщин и подростков отошли от берегов Приазовья и направились в далекое неведомое морское путешествие». Боюсь, что чисто морское путешествие из Приазовья до Скандинавии, т.е путешествие вокруг Европы, в те времена было невозможным.

Я слышал версию, что один из греческих царей со своими сыновьями и племенем отправился в пеший поход на север. Шли они долго, пока не пришли туда, где заканчивается земля, к берегам холодного и сурового Северного моря у основания полуострова Ютландия. Там, на территории нынешней Дании, царь с одним из сыновей и частью народа остался, а два других сына с штурмовыми группами отправились на лодках через проливы осваивать нынешние Швецию и Норвегию.

Интересна и версия про проникновение викингов на территорию современных Украины и России.

Основное отличие от колонизации других стран, где викинги образовывали лишь замкнутые колонии, не смешиваясь с местным аборигенами, то, что в славянских землях викинги брали в жены местных женщин, ассимилировались и образовывали поселения со смешанным населением.

Также бытует мнение, что викинги – это вообще не нация, а профессия. Скандинавские колонизаторы во время своих походов несли, что естественно, определенные боевые и попутные потери в живой силе. Для восполнения этих потерь в отряды викингов набирались аборигены из окрестных племен, и критерием служили не национальность, а природные качества – сила, выносливость, ум, смелость, находчивость и т.д. Таким образом, в горниле колониальных отрядов смешивались лучшие человеческие качества, но при этом терялось то, что мы сегодня бы назвали «чисто скандинавское».

Я уже говорил, что я не профессиональный историк, поэтому не буду подкреплять сказанное ссылками на документы и исследования. Но мне посчастливилось пару лет назад побывать на конференции «Наследие викингов в России, культурные пути Европы». Там были удивительно интересные и содержательные доклады настоящих ученых, в том числе г-на Адриана Селина. Позднее в сети я прочитал много его работ на тему викингов в России. На той же конференции я напросился в гости на археологические раскопки к профессору Дану Карлсонну из Университета г.Висбю, остров Готланд, Швеция. Через несколько месяцев моя яхта ошвартовалась в порту Висбю, и мы оказались на раскопках жилищ древних викингов. Д-р Карлссон детально показывал свои раскопы, много и подробно рассказывал о том, что мы видим. Было совершенно удивительное ощущение держать в руках найденное в земле оружие и предметы быта людей той давно ушедшей эпохи.

На следующий год мы с экипажем оказались на датском острове Боронхольм, где опять же пришлось соприкоснуться с культурой викингов. Правда, на этот раз больше в религиозном плане. Там мы познакомились с милым змеюкой Емургандом, девятью мирами Иггдрасиля и узнали, почему в Скандинавии было принято стричь покойникам ногти.

Чувствую, что давно уже вышел за рамки рецензии. Но это твой необычный рассказ (за который отдельное спасибо) стимулировал меня на такой развернутый ответ. Если есть интерес продолжить беседу на эту или аналогичные темы, моя почта
a.kornilov@norcon.ru

Андрей Вл Корнилов   09.01.2015 13:44     Заявить о нарушении
Андрей, благодарю за неравнодушие и за такой обширный отзыв. Искренне - спа-си-бо!
Ну, во-первых, это историческая фантастика, а во-вторых - он основан на точке зрения Тура Хеййердала - http://www.ljpoisk.ru/archive/6160695.html

Именно он высказал предположение, что возле (или на месте) Азова (в котором я живу) был некогда город Асгард. Эта гипотиза учеными-археологами не доказана, но и не опровергнута.
А вот насчёт штурвала - согласен полностью (глупо здесь спорить со специалистом).
Да уж, приходится только позавидовать столь эрудированному человеку, побывавшему в таких интересных местах и встречавшимся с такими удивительными людьми... Искренне завидую...
Спасибо, Андрей, что не забываешь обо мне...
Всегда жду.

Николай Дик   09.01.2015 19:13   Заявить о нарушении
Николай, твоя историческая фантастика фантастически интересна!
Однажды ветер дальних странствий забросил мою лодку в столицу Норвегии Осло. Там я, конечно же, посетил музей «Кон-Тики», потому что еще с раннего детства зачитывался книгами Хейердала. Но вот информацию об экспедиции Хейердала в Приазовье я в музее не видел, а может быть, и пропустил из-за обилия впечатлений. Так что твой рассказ оказался для меня не только литературным произведением, но и небольшим историко-географическим открытием. Вчера весь вечер читал в сети материалы на тему «Хейердал – Азов». Спасибо тебе еще раз за твое творчество.

Андрей Вл Корнилов   10.01.2015 16:57   Заявить о нарушении
Со всеми наступившими новогодними праздниками тебя, Андрей! И надеюсь на дальнейшую дружбу и в этом году...

Николай Дик   12.01.2015 09:10   Заявить о нарушении