Максим Корень В театре и в жизни
- Что важного для вас в творческом смысле и в повседневной жизни произошло за последний год?
- Если говорить о творческом смысле, о главном и важном, что происходит, то, на мой взгляд, это, конечно же, выпуск каждого нового спектакля. Потому что к каждому спектаклю мы готовимся очень тщательно и планомерно. Наверное, каждая премьера спектакля - это и есть самое главное. С выходом каждого спектакля происходит какой-то внутренний профессиональный рост всего коллектива. В этом году наш театр запустил студийный проект. Любой, кто желает, может прийти в театральную студию при нашем театре и начать заниматься. Мы долго к этому шли, и вот, наконец, эта часть нашего плана осуществилась и продолжает набирать обороты. У нас на сегодняшний день около 30-ти студийцев, которые осваивают навыки актёрской профессии. Это и дети, и подростки, и взрослые. Могу точно сказать, что на 80% все творческие задачи, которые театр поставил перед собой на 2013 – 2014 годы, осуществлены. Но это в этом году, а как будет с приходом 2015 года, не знаю. Что-либо планировать в нашей стране, я не говорю уже о нашем городе – бессмысленно. Тем более, сами знаете, какая сейчас ситуация в России.
Ну, а если говорить о повседневной жизни, то тут такое дело, мы с театром часто выезжаем на природу, поём песни под гитару, жарим шашлыки. Не получается повседневной жизни вне театра. ; Мы всегда рядом, мы всегда вместе. Репетиция заканчивается, и уже все скучают друг по другу. Всё переплетено. Очень важно создать хороший и добрый коллектив. Конечно, задержатся в нём не все, но это нормально. На создание хорошей команды могут уйти десятилетия. Повседневная жизнь… Что произошло важного? Я смог на мотоцикле летом проехать через весь Крым. Это было волшебно. Дорога всё-таки меняет людей. Причём не так, что ты сел на самолёт в одной точке и вышел в другой, а вот именно проехать на колёсах, повстречать разных людей, увидеть города, через которые ты проезжаешь. Что-то меняется в голове, сознании…
- В Гимназии №5 в Хосте вы проводили театральный фестиваль «Пространство юных». Он состоял из двух этапов: сначала показывали свои спектакли детские театры, потом юношеские. Расскажите, пожалуйста, о самом фестивале.
- Фестиваль существует с 2010- года. Через него прошло уже более 1500 человек, а это более 100 коллективов. Спасибо огромное всему коллективу 5-й Гимназии за предоставленную возможность работать на их чудесной сцене. С каждым годом фестиваль открывает для себя новые театры, которые по-настоящему иногда удивляют. Но есть у нас и те, кто приезжает на фестиваль постоянно, как, например, театр «Гелиос» из Краснодара. Многое было сделано, кое-что удалось, кое-что не совсем. Самое главное - атмосфера фестиваля. Абсолютно всё демократично, мирно, тихо, спокойно и празднично. В этом году хотелось бы запустить музей фестиваля. Кстати, эту идею предложил руководитель театральной студии в 5-й Гимназии – Андрей Росс. Андрей всегда рядом с фестивалем, начиная с 2011 года. Всегда помогает, поддерживает, как и, конечно же, сами ученики. Как-то так сложилось, что в процессе задействованы все. Для учеников гимназии это очень хороший опыт в организации подобных мероприятий, а для меня – отличная подмога. На фестивале всегда квалифицированное жюри. В основном это педагоги театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Однако на заключительном фестивале у нас в жюри был настоящий театральный критик - Анастасия Ефремова. Ей и другим членам жюри огромное спасибо за то, что поддерживают в работе, подбадривают. Даже если на фестиваль приезжает небольшое количество театров, всё равно он состоится.
- В каких постановках вы были задействованы как актер за последний год? Какая работа наиболее запомнилась?
- Роль продюсера в спектакле по пьесе Марка Равенхилла «Продукт», роль Артуро в спектакле «Стреляй, Артуро! Или убить Доротею» по пьесе Эдуардо де Филиппе «Риск», роль Николая в спектакле «Вот еду я, смотрю…» по пьесе А. Курбского, роль Опарки в спектакле «Не любо, не слушай» по сказкам И. Писахова. Запомнились все работы, потому что они все разные. Но душа больше лежит к моно работам. «Продукт» не единственная моно работа, но особенная. К таким ролям подход другой. Когда знаешь, что ответственность лежит полностью на тебе, что-то в голове срабатывает. Вокруг тебя даже воздух начинает приобретать цвет.
- В связи с уходом из жизни режиссера Марианны Напаловой, как изменился театр, кто выполняет работу режиссера?
- Неожиданно! Никто и не предвидел! И намёка не было на то, что скоро мы столкнёмся с такой трудностью. К сожалению, не стало Марианны Викторовны режиссёра-постановщика нашего театра. Она один из инициаторов создания МСТ. Конечно, для нас, как для театра, - это потеря. А о семье и говорить не приходится – трагедия. Многие знают, что вслед за Марианной Викторовной ушёл из жизни и её отец – Напалов Виктор Петрович. Ещё один талантливый человек, заядлый театрал, режиссёр, педагог. Потрясение за потрясением. Всегда успокаиваю себя той мыслью, что Бог ведь всегда, когда что-то отнимает, Он обязательно должен дать что-то взамен. А может, что-то и даёт, только я не замечаю. Вот сейчас театр опять остался без репетиционной базы. Что делать, не знаем, но не останавливаемся. Репетируем даже на квартирах друг у друга. Выживаем, как можем. Ну, а роль режиссёра временно я взял на себя. Говорю временно, потому что всё-таки со сцены не охота уходить. Сложно. Сложно быть и актёром, и режиссёром, и организатором. А потом тихо смеюсь про себя, ведь в нашей стране как – нет ничего более постоянного, чем временное.
- Какие внутренние притяжения у вас наметились сейчас – как у актера, у режиссера. Что вам интересно, что хотелось бы реализовать, почему?
- Как об актере, о себе пока не думаю. Больше стараюсь направить мысли и силы в режиссуру и педагогику. Ведь в нашем театре у нас работают не только дипломированные специалисты, но и актёры, которые нигде не учились, но посвятили десяток лет работе в самодеятельном театре. То есть понимание о профессии есть, но… Самодеятельность накладывает свой отпечаток. Наличие бесчисленного количества театральных штампов. Это огромный недостаток, который в самодеятельности почему-то выдают за достоинство. И происходит это по разным причинам. Как правило, отсутствие элементарной школы воспитания актёрской психики. В самодеятельности как? Приходит человек в студию, а ему сразу роль Гамлета дают. Вот он и думает: «Наверное, я талантище, раз сразу дали такую роль». И пошёл процесс, и как начинают наигрывать! Этим грешат даже профессионалы. Иногда. Эта гадость сидит где-то внутри, и как вылезет, и попрёт. А потом режиссёр орёт: «Что за самодеятельность тут развели». Вот сейчас приходится работать не только, как режиссёр-постановщик, но и как режиссёр-педагог. Брать в руки рубанок и все шероховатости с актёров срезать. Но, говоря о самодеятельности, не подумайте, что я её противник. Именно самодеятельный театр хранит театральные традиции, и именно он поможет выжить русскому театру.
- Вы ходите в театр, когда в Сочи приезжают с гастролями известные коллективы?
- Нет. У меня просто нет времени. А когда оно появляется, я просто хочу посвятить его чтению книг. Но я всегда отслеживаю театры, которые приезжают в Сочи с гастролями.
- Столько лет многие неравнодушные сочинцы пытались утвердить идею необходимости в городе своего театра, со зданием, труппой и репертуаром. Копьев сломано немало. Но воз и ныне там. С другой стороны ваш Сочинский молодежный театр умудряется выступать на разных площадках. У вас, ваших коллег есть много искренних поклонников, это я вам со знанием дела говорю. Что думаете делать дальше?
- Работать, работать и работать… Ну, и конечно же, строить коварные планы по «захвату» Зимнего театра ;. Пусть в городе некоторые товарищи не думают, что мы успокоились и расслабились. К равнодушию в нашу сторону мы привыкли, но мириться с этим не намерены. У нас есть абсолютное представление о том, каким должен быть театр в Сочи. А если будет кто-то мешать, то, слава Богу, у нас президент, который реагирует на просьбы в письмах, обращённых в его адрес. Я в этом неоднократно убеждался ;
- Вы, занимаясь тем, что любите и умеете, каким-то образом ощущаете поддержку людей старшего поколения? Как это выражается?
- В последнее время всё реже. Многие думают в основном о хлебе насущном. Я пока как-то умудряюсь сочетать и театр, и коммерческие проекты. Люди старшего поколения ждут от нас новых работ. Пока будут такие, мы будем работать. Их желание ходить на наши спектакли - это в какой-то степени поддержка. Есть люди, с которыми мы создали фестивали. Фестивали, которые работают, и по сей день. Многому учусь у старших, особенно, что касается искусства договариваться.
- Какое кино вам нравится смотреть? Современное российское смотрите? Что скажете о нем?
- Нравится смотреть фильмы, как и спектакли, которые потрясают. К сожалению, такого кино все меньше и меньше. Я не имею в виду кучу спецэффектов. В каких бы отношениях мы ни были с США, но они меня поражают своей изобретательностью в технических вопросах, сюжетных. Хотя и таких фильмов у них с каждым годом всё меньше. Российское кино стараюсь смотреть реже. Начинаю беситься, когда узнаю бюджет фильма, а на экране показывают откровенное дерьмо. Один из моих друзей, он кинопродюсер, работает в Москве, однажды мне сказал: «Максим, у нас в России кино снимают для того, чтобы воровать». Ну, ведь часто так бывает, когда распиаренный фильм, с многомилионным бюджетом, с кинозвёздами, а как посмотришь, так всю съёмочную группу к стенке поставить охота. Люблю смотреть старые советские фильмы.
- Как вы думаете, во что трансформируется современный театр? Понятно, что суть остается. А вот все эти новые формы, языки искусства, способы взаимодействия со зрителем…
- В последнее время столько «новаторов» появилось в театре, что понять, во что он трансформируется, мне крайне сложно. И, на самом деле, в Сочи такие театры не приезжают. Сочи в данном смысле обделён, даже несмотря на те мировые события, которые в нём происходят. Я всегда сужу с точки зрения зрителя. Посмотрел спектакль. Зацепило? Нет? Если да, то этот театр имеет право быть. Если нет, то начинаешь задумываться, зачем такой театр нужен, который оставляет зрителя равнодушным? Что смотрел, что не смотрел. Главное, чтобы цепляло. Пока цепляет, значит, современен.
- Что вас в жизни вдохновляет?
- Музыка. Иногда в процессе работы происходит ступор. Не идёт мысль и всё. Не видишь конца или начала спектакля. Включаю классическую музыку, и процесс пошёл. Главное угадать с композитором.
- Что читаете, где любите в Сочи гулять?
- В последнее время увлёкся антропологией, запрещённой археологией. Познакомился с мистериями древнего мира, средневековыми мистериями. Это что-то! Настоящий театр. Иногда подумываю о спектакле в мистериальном стиле. И дать его где-то на открытом воздухе. Иногда читаю журналистскую публицистику. Так просто отвлечься. В Сочи я в основном на транспорте передвигаюсь, поэтому говорить о прогулках не приходится. Но очень люблю выбираться в горы. Не столько к морю, как туда, ближе к облакам. Стали часто ездить с театром к источнику св. Пантелеймона в Солох-Аул. Атмосфера необычайная.
- Сочинский молодежный театр приглашали на гастроли? А если пригласят, поедете? Почему да или нет?
- Гастроли пока стоят на втором месте. Сейчас мы хотим давать спектакли хотя бы на территории большого Сочи. А там дальше будет видно. Опять же, чтобы выбраться хотя бы с двумя работами в Краснодар, это целое дело. Нужно финансирование. У нас его нет. Значит, надо налаживать более тесные отношения с Администрацией города, но им это, мне кажется, не интересно. Надо любить свой город и театр, чтобы ему помогать и развивать.
- Вы преподаете. Что, кому?
- Как я уже говорил, больше сейчас приходится работать педагогом. Уже второй год при театре работает театральная студия, в которой занимаются и дети, и взрослые. Я преподаю сценическое движение и сценическое фехтование, а Роман Писарюк, художественный руководитель театра, - актёрское мастерство и ораторское искусство. Заметили, что с каждым годом у людей возрастает потребность в самообразовании. Появляется пытливая молодёжь. Её не много, но она есть. Очень надеюсь, что года через два мы активно начнём задействовать студийцев в работах театра.
- Что хочется реализовать в будущем, почему именно это?
- Мы выпускаем две новые работы: «ART» по пьесе Ясмины Реза (французская пьеса), и спектакль «Оркестр» по пьесе Жана Ануя. Это те две работы, которые уже в процессе. В параллели мы бы хотели выпустить детский спектакль. Детских театральных работ хорошего качества нет в Сочи, а жаль. Вот мы хотим немного заполнить этот пробел. Хочется, чтобы были сказки выходного дня, на которые дети и их родители могли ходить не один и не два раза.
Хотелось бы в будущем восстановить и несколько старых спектаклей. Понимаю, что без Марианны Викторовны это будет сложно, но мы попытаемся. Понятное дело, что человека уже нет, но хотелось бы, чтобы её имя жило не только в нашей памяти, но в тех работах, которые мы успели с ней сделать.
- Как изменился Сочи, на ваш взгляд, за последние пять-семь лет? Что это за город, как вы его воспринимаете?
- В детстве для меня Сочи был сказкой. Сейчас я на него смотрю, как на недомегаполис. Вроде, всё есть для жизни, и ничего нет. Конечно, город стал европейским, хотя я в Европе не был, но, мне кажется, что он именно такой, как в Европе. Улочки, скверики, парки, здания, всё красиво и изящно. Вижу прямо отдельные места в городе, о которых сразу можно сказать - постарались! А есть места, посмотрев на которые, хочется спросить, куда делись деньги? Понастроили домов, пригодных для жилья, а молодые семьи без крыш над головой. Сразу вопросы – что не так, почему? Но всё равно у Сочи больше достоинств, чем недостатков. Многие мои друзья, проехав через всю Европу, всё равно говорят, что Сочи – конфетка. И я им верю. Вспомните, какие раньше были дороги. Это ужас! А сейчас? Один дублёр Курортного проспекта чего стоит! Телепорт какой-то. Но и всё равно, понимаете, проблема всегда будет в людях. Проблема всегда будет на местах. Кто у руля, тот так и рулит. Кривые руки, вот криво и рулить будет. А если руки золотые, да ещё и мозги есть, то такой руководитель - находка.
Свидетельство о публикации №214111600615