Многоплановый разговор
Иногда на своих Играх я прибегал к такому объяснению для своего оппонента: "Вы слышите не то, что я говорю, а то, что вы хотели бы услышать. Я же, в свою очередь, говорю не то, что я говорю, но только то, что я говорю на самом деле".
Это достаточно сложная конструкция и её необходимо тщательно отрефлексировать.
В Ленинграде семидесятых-восьмидесятых годов элита - то есть успешная часть общества - просто так вообще, похоже, не говорила. Каждый текст содержал ещё и подтекст. Это был второй план разговора. Внешне проговариваемое не являлось, по существу, содержанием разговора. Второй план носил куда более содержательный характер. Но, случались умники, державшие сразу три плана разговора: текст, подтекст и суперподтекст. Приведу пример одного любопытного текста с подтекстом и суперподтекстом. Представьте себе на минутку, что вы - проректор крупного вуза, и к вам прибыл инспектирующий вуз по каким-то параметрам специалист. Вот что он заявляет вам при личной беседе:
- Ах, голубчик! Моя задача - взять данные и отвезти их в Москву!
Вы легко обнаружите и внешний текст, и подтекст и суперподтекст, если чуть-чуть повнимательнее вчитаетесь в написанное. Четвёртый план разговора - интонационнно-эмоциональный передает как правило важнейшую информацию об отношении.
Вообще основная часть отношения выдается в суперподтексте. Чужому, внешнему человеку такого текста, как приведён выше - не произнесут. Во-первых - опасно. Во-вторых - бессмысленно.
Но отношение между двумя субъектами внутри определённой группы людей могут быть различными. И вот та их часть, которая носит сугубо личностный план и передается эмоцией в интонации.
Однако четыре плана разговора - это низший уровень внутри высокоорганизованных элитных структур. Большинство текстов в содержательном плане таят в себе пятый, шестой, седьмой планы.
В основном это объясняется тем, что каждый участник такой многоплановой беседы вступает в неё не сам по себе, а как участник некоторого множества разноорганизованных социальных групп, в которые он так или иначе включен. (Оговорюсь сразу: мне так просто удобно писать - в мужском роде - но, подчеркну это особо - именно женщины, как правило, на порядки превосходя интеллектуальные способности мужчин, держат много планов в разговорах и в личных беседах с ними, как правило, я чувствовал себя полным идиотом.)
Он включен обычно:
- в свою семью;
- в свой трудовой коллектив;
- в свой клуб по интересам;
- в свою старшую семью (прасемью);
- в свою профессиональную корпорацию на работе;
- в свою профессиональную корпорацию вне работы;
- в свою возрастную корпорацию;
- в свою половую корпорацию;
- в свою политическую корпорацию.
Перечисление не претендует ни на полноту, ни на законченность. Но мотивационно в любом разговоре в той или иной степени представляются все типы и виды социальных включеностей беседующего с вами человека и потерять из виду тот или иной план разговора - смертельно опасно. В этом плане одно из преимуществ виртуального общения сводится к тому, что многие планы разговора, и не в последнюю очередь невербальные планы снимаются начисто. В качестве примера приведу ситуацию общего застолья, когда жена безошибочно улавливает воркующие нотки в голосе мужа, беседующего, вроде бы о делах с другой женщиной.
Многоплановые разговоры - основное оружие правящей элиты.
И здесь я сказал вам только то, что хотел сказать на самом деле.
И дай мне Бог, чтобы Вы меня прочли правильно!
А о пучке мотиваций при входе и выходе из разговора мы поговорим в другой раз.
Свидетельство о публикации №214111600762