Барашек

Бабушка моя, Ольга Андреевна, надо сказать, истинная мастерица была. И вязала, и шила, и пряла даже по молодости. А уж в готовке ей и равных-то не было. Супы да котлеты - дело не такое уж и хитрое. А вот пироги печь - это большое искусство.
Была в своё время у бабушки моей подруга-соседка - Анна Сергеевна. Не то чтобы руки у неё не от туда росли или ещё по какой причине, но только не было у старушки дара к кулинарии. Как соберётся родня или сослуживцы бывшие в гости к застолью, так Анна Сергеевна и просит:
- Андреевна, испеки пирожков!
А бабушка не отказывала никому. Если только здоровье позволяло. А как ты думаешь? Миска пирогов - целый день у плиты раскалённой на кухне козликом скакать. Молодому-то не каждому под силу, а пенсионерке-то и вовсе. Но бабуля была отзывчивой и не отказывалась.
А у соседки Анны-то Сергеевны, была форма для выпечки пирогов. Форма эта состояла из двух половинок. В одну из них - нижнюю - закладывалось тесто. Вторая половинка формы надевалась сверху и вся конструкция отправлялась в духовку. А да! Не сказал ещё, что из формы этой в итоге получался барашек. Он как будто лежал, поджав под себя ноги, и повернув голову с глазками-изюминками, удивлённо-настороженно топорщил уши. Вся это объёмная, сладко пахнущая животина была изумительно вкусна. А уж смотрелось на столе - на все 100!
Пока я был ребёнком, бабушка частенько одалживала у Анны Сергеевны этого барашка. И мы всем семейством навещали бабушку и дедушку. Ездили "на барана".
Потом детство к сожалению закончилось. Прошли школьные годы. Мы поменяли квартиру. Я начал работать в хорошем месте и неплохо зарабатывал. Печально, но ушёл из жизни мой любимый дед. Многое переменилось и в государстве, и в жизнях отдельных его граждан. Старичков на лавочках во дворе поубавилось. "Годы, годы... А здоровья не прибавляется."
Не весело. И вот однажды бабушка позвонила мне и говорит:
- Анну Сергевну помнишь?
- Помню, - отвечаю, - а чего?
- Юбилей у неё, гостей назвала и просила меня барашка ей испечь. Я вот думаю, сделаю и ей, и себе. Так что приезжай завтра "на барана".
- Спасибо, - говорю, - спасибо большущее! Барашка уж тыщу лет не видел. Обязательно приеду!
На следующий день - приезжаю. Бабушка (зная мою любовь к этим барашкам) испекла мне 2 штуки! Царский подарок!
Пока мы пили чай, я узнал, что Анна Сергеевна похоронила мужа. И жила еле-еле перебиваясь с хлеба на воду.
- А чего ж праздники справляет?
- Так, может, последний раз. Здоровья совсем нету.
- Слушай, - говорю я. - А давай-ка предложи ей, что я форму эту, ну барашка, у неё куплю. За 1000 рублей.
Бабушка даже чай перестала пить.
- С ума сошёл?! Тысяча рублей - это ж половина пенсии!
- Ты предложи, а там посмотрим. И ей помощь, и мне кусочек из детства.
Бабушка прошаркала до телефона, набрала номер и прикрыла за собой дверь.
Минут через пять вернулась.
- Ну, что сказала? - нетерпелось мне узнать ответ её соседки.
- Не хочет она продавать.
- Вот, значит как... А ну-ка иди звони опять. Полторы тысячи предлагаю.
Бабушка ойкнула, но потом подняла на меня глаза и, видимо увидела у меня на лице что-то такое, от чего опять пошла к телефону, правда, ворча себе под нос.
Вернулась уже не так быстро. Я подумал, что Анна Сергеевна торговалась.
- Нет, не продаёт она барашка. Сказала - и не проси.
- Ну она ж его в могилу-то не заберёт с собой?!  - В сердцах воскликнул я. - Ладно, пора мне собираться. Спасибо за чай и пироги. Отдыхай.
Я поцеловал свою самую лучшую старушку на свете в морщинистую щёку и вышел из дома. А бабушка меня перекрестила в спину:
- Бог тебе в помощь.
***
Приехав домой, понял, что азарт "битвы за барана" не прошёл. Набрал номер:
- Алло! Я  - дома, всё нормально. А можешь сказать Анне Сергеевне, что за форму её я предлагаю 200 долларов.
- Сколько-сколько? Долларов? А в рублях-то это сколько будет?
- Ни чего, не переживай, ты ей скажи. Уж она-то знает сколько это в рублях.
Почему-то я не сомневался, что бабушкина соседка это знает.
***
Вечером бабушка позвонила нам. Долго о чём-то разговаривала с мамой, а потом попросила меня к телефону:
- Ты только ничего не придумывай, - бабушка начала из далека, - но Сергеевна на твоё предложение ответила так: "Это единственное, что осталось из моего наследства ещё до войны. Баран мне дорог, как память о юности. Печь - берите, а так не продам."
- Понял, спасибо! Ну здоровья ей пожелай, чтоб почаще можно было приезжать "на барана".
Повесив трубку и мысленно выругавшись, понял, что торг был не уместен. И не видать мне этого барана, как своих ушей. Было немножко обидно, да что уж теперь-то...
***
Одного из бабушкиных баранов мы съели довольно быстро. Другой же был сохранён в целости. Я чувствовал, что уже вряд ли когда получу возможность приехать к бабушке "на барана". Хранил бабушкину выпечку очень долго. Несколько месяцев он кочевал из хлебницы на шкаф и обратно. Но что замечательно совсем не плесневел, а только высох и потрескался. Я понимал, что это сентиментальная блажь, но не мог найти силы и выкинуть его. Пока как-то случайно не дотронулся до последнего барашка и он просто рассыпался в прах...
***
Однажды весной в какой-то день позвонила бабушка.
- Ты можешь завтра приехать?
- Могу, а что-то случилось? Голос у тебя какой-то чудной. Бабуль, ты в порядке? - напрягаюсь я.
- Ну не так, чтобы случилось - а только Анна Сергеевна умерла.
- Вот как значит...
- Завтра приедут родственники - имущество забирать. Я тоже пойду. Она там всем соседям кой-чего отписала.
- Ну хорошо. А я -то тебе для чего?
- Тебе тоже надо быть. Ты в завещании указан.
- Я?! В завещании?! С чего бы это?!
- Анна Сергеевна тебе барашка оставила... Теперь он твой.
14 декабря 2007 г.


Рецензии