Платонов, Шкловский и Лянчия

«Двое производителей работ ехали с постройки большой плотины в сухой и даль-ней степи», -  так начинался неоконченный и неопубликованный рассказ Андрея Платонова «Умственный хутор», в основу которого легли события, происходящие с Андреем Платоновым и Виктором Шкловским в бывшем Богучарском уезде в 20-х годах XX столетия.

23 июня 1925 года в «Воронежской коммуне» появилось сообщение: «21 июня  в 4 ч. дня в Воронеж прилетел самолет Авиахима «Лицом к деревне»... На аэродроме самолет был встречен представителями пятерки, Губ. ОДВФ и массой граждан…».
Такие агитполеты самолетов Авиахима были устроены в связи с новым лозунгом, выдвинутым партией весной 1925 года:  «Лицом к деревне».
В Воронеж из Москвы для пропаганды достижений советской авиации прилетели «уполномоченный Авиахима РСФСР т. Федотов, пилот Моисеев, механик Морозов,  кор-респондент газеты «Правда» и «Гудок» т. Шкловский и двухлетний сын т. Моисеева».
Скупые строки газет в то время не сообщали подробностей, да и подписи коррес-пондентов зачастую состояли из двух букв В.Ш. (подпись под статьей Виктора Борисови-ча Шкловского – Е.Р.)
Немного поясню. Виктор Шкловский - русский советский писатель, литературовед, критик - был личностью неординарной. Участник Первой мировой войны, старший унтер – офицер,  в 1917 году  получил Георгиевский крест 4-й степени из рук Л.Г. Корнилова. В этом же году стал помощником комиссара Временного правительства и направлен на Юго-Западный фронт  в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию, где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Петроград в начале 1918 года. С 1920 г. профессор Российского института истории искусств. Когда начались аресты эсеров, Виктор Шкловский эмигрировал в Финляндию. Жил в Берлине с апреля 1922 г. до июня 1923 г. Вернулся в Россию в сентябре 1923 г. В период с 1917 г. за рубежом и в России издал ряд книг. Был близок к футуристам: В. Хлебникову, А. Кручёных, В. Маяковскому.
У прибывших в Воронеж авиаторов возникла проблема: отсутствие аэродромов в уездах. Самолет «Юнкерс» несколько раз поднимался в воздух с пассажирами города Во-ронежа, а затем было принято смелое решение поставить самолет на поплавки. В.Б. Шкловский  в течение дней ожидания и работы механика решил посмотреть уезды Воро-нежской губернии. Как он сам вспоминал: «Почти случайно я попал к мелиораторам».
Надо сказать, что с 1922 года воронежским губернским мелиоратором  в это время был Андрей Платонович Климентов, в литературном сообществе известный по произве-дениям как Платонов. Именно здесь у мелиораторов, как рассказывают путевые блокноты Виктора Шкловского, и произошло их личное знакомство. В одной из статей В.Б. Шклов-ский писал: «Пока разыскивали козлы для подъема самолета, я на автомобиле с губерн-ским мелиоратором ездил по уездам».
В письме своей жене Виктор Шкловский пишет: «Город здесь полуюжный. (о Во-ронеже – Е.Р.) Нищих как в Москве. А вообще, я очень изменился. Мне не хочется сме-яться. Познакомился с очень интересным коммунистом … Большая умница. У него жена и сын трех лет». Поездка на автомобиле Виктора Шкловского и Андрея Платонова продолжалась несколько дней. Воронеж – Рогачевка – Бобров …
Путевой блокнот Виктора Шкловского сообщает: «За городом дороги в дождь раз-мокают. Лужи выше колен. Идти нельзя. Стоим в поле четыре часа. Шофер снимает блок и картер. Крестьянин, увидевший устройство. Он в розовой рубашке и маленького роста. На обратном пути от него привет». В Рогачевке Виктор Шкловский осмотрел механиче-ское поливное устройство по проекту Платонова. «Качать воду должен был двигатель. Но доставали ее из другого колодца пружинным насосом. Пружина вбегала в воду и бежала обратно, а вода за нее цеплялась. Крутили колесо пружины две девки. «При аграрном пе-ренаселении деревни, при воронежском голоде, - сказал Платонов, - нет двигателя дешев-ле деревенской девки. Она не требует амортизации».
В блокноте Шкловского упоминается и следующий пункт движения и попутчик: «Город Бобров с пустыми площадями, театр через день. Живут ничем. Травкин, гора сус-ликов, лошадь 22 лет. Маслотрест как центр жизни. Платонов. Розанов. Стесняется». Еще бы не стесняться. Виктор Шкловский - писатель с опытом, а Андрей Платонов - еще толь-ко начинающий. При этом в этот период Платонов занят активно в инженерной работе и мало пишет.
Описывая увиденное в пути из Воронежа в Бобров, Виктор Шкловский сообщает: «Все эти реки, о которых мы учили в учебнике географии: Воронеж, Битюг, Хопер, Тихая Сосна ... их нет. Они заросли камышом. Если раздвинуть камыш, то внизу между камы-шами мокро. Платонов прочищает реки. … Степи широки. На дорогах сидят суслики. Не боятся автомобиля … Платонов мелиоратор. Он рабочий лет двадцати шести. Белокур. …. Пруды стоят в степи. Черт нас подери, как хороши. Есть пруды длиною в несколько верст. Их обсаживают ветлами. Потом строят избы. Живут».
В своей книге «Третья фабрика» о транспорте, на котором они передвигались, Виктор Шкловский пишет скептически: «Платонов ездит на мужественном корыте, называемом автомобиль». Андрей Платонов в неоконченном рассказе «Умственный хутор» пишет с любовью: «Мы ехали на старой машине заслуженной итальянской (фир) марки «Лянчия».
В действительности машина называлась Lancia 18-24 НР и имела имя Lancia Alfa. Четырехцилиндровый двигатель объемом 2543 см3 развивал мощность 28 л.с. и развивал скорость свыше 80 км/час.
В своем рассказе, да и в других произведениях, отдельные образы героев были на-писаны Андреем Платоновым с Виктора Шкловского. Так и в «Умственном хуторе» о своем напарнике в автомобиле он сравнивает его с Гущевым: «Один из них был я, другой Сергей Дмитриевич Гущев, ранее работавший по осушению плавней в пойме Амазонки и Бразилии.  … Дорога (отяжелела) разрыхлилась от бывшего дождя, ее брала только вторая и третья скорость. И у нас часто кипел радиатор, который мы пробовали охладить перево-дом мотора на прямое сцепление с карданом, но нам не удавалось».
Упоминаний о дальнейшем движении Шкловского и Платонова из Боброва нет. Но осмелюсь предположить, что они проехали до села Петропавловка. Основание для этого – тот же неоконченный рассказ «Умственный хутор».
«Вдруг в моторе что-то резко и часто забилось, словно (так очутился посторонний) в камере цилиндров попалось металлическое трепещущееся существо. …  Прохожий че-ловек стоял и судил нас:
- Вы маломочны, и беретесь не так (нрзб). Лучше ступайте на Самодельные хутора – отсюда версты две будет, и того нет. Возьмите оттуда Гришку – он вам один машину зарядит. А вы замучаетесь, вы люди не те». У Виктора Шкловского: (смотри выше по тек-сту Е.Р.) «Крестьянин, увидевший устройство. Он в розовой рубашке и маленького рос-та».
Главный герой «Умственного рассказа» - народный умелец Григорий Паку(ркин) «выбрал начинку из (одного) двух цилиндров в виде рассыпавшихся вкладышей и запус-тил мотор на двух цилиндрах. … В Спартаке мы заночевали, потому что Григорий обещал (сделал) поделать вкладыши из металла, которые никогда не лопнут и не раскрошатся. … Мы с товарищем Гущевым легли (близ)  на ночлег близ сарая, где хранился (хранилось антрацитное) кузнечный уголь и брак продукции».
После поломки автомобиля, о которой пишут в путевом блокноте Виктор Шклов-ский и Андрей Платонов в «Умственном хуторе», они направились в хутор. «Хутор назы-вался «Спартак» и находился он в бывшем Богучарском уезде Воронежской (губернии) области. Опустелые поля окружали эту индустрию – видно, что хуторяне не пахали и не сеяли, а занимались железным делом какого-то машинного мастерства, - пишет в «Умст-венном хуторе» Платонов, и далее, - хутор живет уже лет двести, и всегда (в не) в нем бы-ло не более четырех дворов».
Мне удалось установить, что хутор «Спартак» действительно существовал в быв-шем Богучарском уезде (нынешнего Кантемировского района) и расположен недалеко от с. Смаглиевка. Но меня сначала ожидало разочарование, когда далее в рассказе обнаружил упоминание о Петропавловском (село Петропавловка бывшего Богучарского уезда  - Е.Р.) драмкружке, но потом вспомнил, что Андрей Платонов, и ранее выстраивая литературные имена, топографию, географию, «растворял в воздухе Воронежских степей».
На следующий день Сергей Гущев и Андрей Платонов отправились в обратный путь.
К сожалению, рассказ остался неоконченным, а писатели благополучно вернулись в город Воронеж. Им предстоял знаменитый перелет на самолете «Юнкерс» по маршруту  Воронеж – Лиски – Коротояк – Богучар. Теперь уже с приводнением на реку Дон.


Рецензии