Рождение Чевенгура
Ситуация в была очень сложная в уезде из – за засухи и гражданской войны разразился страшный голод. В Богучаре жители съели всех кошек и собак. Всего голодало около 130 тысяч человек. Газете «Воронежская коммуна» в июне 1922 года писала: «Голод в уезде большой. Вот цифры: в январе по 12 волостям умерло 221 человек (150 от голода), в феврале 295 (148 от голода), в марте 549 (255 от голода). В уезде участились случаи людоедства. Так, в селе Бычек умер в одной семье мальчик. Его родные отрезали часть еще не остывшего трупа и утолили голод.» . Так, в 1921 году в Богучарском уезде в помощь голодающим было собрано два миллиона рублей. С заготовительных пунктов на станции Кантемировка и Митрофановка в Царицин было отправлено 50 тысяч пудов, в Оренбург – 36 тысяч пудов зерна. В 1921 году в богучарском уезде, было, пять артелей, объединивших 470 единоличников, которые имели в своем распоряжении 310 десятин земли и 27 единиц рабочего скота. 28 января 1921 года газете «Воронежская коммуна» писал о Богучаре: «Работа понемногу входит в колею, функционирует молочная ферма. Молоко передается детским приютам и больницам, началась работа колбасной фабрики». В период голода комиссией помощи голодающим и изъятию церковных ценностей было сдано Уфинотдел 11 пудов 10 фунтов 24 золотника серебреных вещей. Только один Богучарский собор дал шесть пудов 27 фунтов. Богучарцы получили от АРА в виде подарка медикаментов около 70 млрд. рублей (американская организация руководитель АРА Хаскемль).
Петроградский рабочий – коммунист, военный комиссар уезда Васильев В. А. в мае 1921 года написал письмо В.И. Ленину. В письме он сообщил, «что часть участников мя-тежа против Советской власти, вспыхнувшего в ноябре 1920 года в Богучарском уезде, уцелела и организовала бандитскую шайку, которая совершает убийства партийных и со-ветских работников». Автор письма указал на необходимость организовать для борьбы с бандитами добровольческий отряд и просил дать в его распоряжение три – пять мотоцик-лов для связи. Вскоре Центральный Комитет партии утвердил «Положение о частях осо-бого назначения (ЧОН) РСФСР», в задачу которых входила борьба с контрреволюцией. ЧОН организовался из комсомольцев, партийных работников. Командиром 19-й Богучар-ской роты особого назначения был В. И. Сивоконев. Особенно славился первый отдель-ный кавалерийский эскадрон войск ГПУ, командиром которого был Шматко И.П. Вместе с ним банды на богучарщине уничтожали: Мамченко Г. П., Бибиков И. М., Лаптуров С. М., Украинский Т. Д. и другие. ЧОНовцы помогали осуществлять и продразветку.
Очень трудным для богучарцев был 1922 год. Но, несмотря на трудности, город жил и трудился. 1 апреля был открыт районный краеведческий музей, «имевший до 2000 от-дельных предметов, преимущественно от эпохи гражданской войны».
В романе «Чевенгур» (1928 год) писатель описал события, происходившие в уезде в двадцатые годы, у Платонова главными героями стали богучарцы. «В Россоши — по рас-суждениям самих чевенгурцев — народ тяжеловатый, пригнетенный помыслами к земле. В Богучаре же — воздушный, добрый. Божьи люди. До революции Богучарский уезд был центром федоровщины — апокалиптического сектантского движения, сотни тысяч при-верженцев которого упорно жили в безгрешности и аскезе, со дня на день ожидая второго пришествия и Страшного суда. Видя такое настроение населения, большевики устроили федоровцам второе пришествие: почти все они сгинули в лагерях».
В районе городской электростанции, сважина была маломощной и богучарцы обрати-лись к А. Платонову, представителю губисполкома с просьбой соорудить водопровод. 14 октября 1924 года члены уисполкома писали: «Просить тов. Платонова, как ознакомивше-гося с этим положением на месте – поддержать ходатайство перед губисполкомом и губ-земотделом». Андрей Платонов занимал должность председателя комиссии по гидрофи-кации губернского земельного управления, первоначально называвшейся чрезвычай-ной комиссией по борьбе с засухой, или Земчека. Название должности несколько раз менялось.
Под руководством А. Платонова в Богучаре стала работать электростанция. «Ее мощ-ность 1000 осветительных единиц. В сеть включено 300 электрических лампочек». «Гу-бернский мелиоратор (он же производитель работ по электрификации) оставил после себя нечто большее, чем срубовые колодцы и паровые движки». Андрею Платонову была вы-делена машина марки "Форд". В книге "Третья фабрика" Шкловский писал "Товарищ Платонов ездит на мужественном корыте, называемом автомобиль". В.А. Трошкина в сво-их воспоминаниях писала "на нем всегда была гимнастерка, вечно засаленная, потому что он постоянно возился с механизмами, инструментами, все изобретал, ремонтировал чего - то".
Богучарцы заработали и передали в фонд эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» 524 рубля. 3440 юношей и девушек вступили в ОСОавиахим. 21 мая 1925 г. в Воронеж приле-тел корреспондент газет «Правда» и «Гудок» Виктор Борисович Шкловский. Его задачей было создание авиаклубов под лозунгом «Авиахим лицом к деревне». В редакции «Воро-нежская коммуна» В.Б. Шкловский познакомился с А. Платоновым и пригласил его полетать с ним по области на шестиместном «Юнкерсе». Юнкерс сел на реке в на Дон в районе х. Галиевка. Это путешествие в губернии, в том числе в Богучар который он описал в книге «Третья фабрика» (глава «Богучарская Сибирь»): «Платонов понимал деревню. Я пролетел над ней аэропланом. У нас что-то не ладилось. Пели мы «Кирпичики» в кабинке. Аэроплан летел ушибленным жуком. Стороной проходил косой дождь. Ночевали на берегу в аэроплане, покрывая его брезентом. Видали детский дом. 400 подкидышей. По трое в кровати. Они больны малярией и госпитализмом. Отсутствием личной судьбы. Ребенку она нужна. Фамилии у этих детей новые: Тургенев, Достоевский... Пеленки перечеркнуты крест-накрест. Чтобы не воровали. Деревни огромные — их не натопишь. В них люди, видавшие революцию. Им скучно, они хотят в город. Деревня хочет быть городом. Около аэроплана толпа всю ночь и дежурили милицейские. Старики спрашивали нас: «А что за хмарой?» Хмара — это облако. «За хмарой бога нет», — отвечает летчик. Он спорит о боге и уличает образа в том, что у Ильи-пророка на колеснице отточенные спицы. А тогда не было токарных станков. Деревня не спорит. Ей скучно, а мы прилетели. Она спрашивает, сколько стоит полет. И собрала бы на полет в избах без стекол...» В «Воронежской коммуне» Шкловский напечатал заметку «Лицом к Воронежу». Впоследствии Платонов изобразит Шкловского в образе Сербинова в романе «Чевенгур».
Под руководством «Призрака Чевенгура», товарища Платонова, было поострены де-сятки плотин, вырыты сотни прудов и колодцев, электростанции в г. Богучаре и Рогачев-ке. В. Шкловский описывал свою встречу с Платоновым так: «Качать воду должен был двигатель. Но доставали ее из другого колодца пружинным насосом. Пружина вбегала в воду и бежала обратно, а вода за нее цепляется. Крутили колесо пружины две девки. «При аграрном перенаселении деревни, при воронежском голоде,— сказал мне Плато-нов,— нет двигателя дешевле деревенской девки. Она не требует амортизации». Сад сто-ял, наливаясь. Когда наступил час вечера, солнце закатилось и стало темно». Андрею при-ходилось работать и много писать. Так в месте со своим тестем они соорудили мельницу в самом центре Воронежа, «на которой мололи муку даром для всех желающих». Но оста-новка иногда была невыносимо трудной. «Выстроенная ими позже электростанция в деревне Рогачевке, проработав менее года, в 1925 была кем-то подожжена и сгорела дотла вместе со всем оборудованием». В 1926 году Платонов переезжает в Москву решив стать профессиональным писателем. Работы по мелиорации практически были свернуты. Сезон засушливого лета прошел и наступили дождливые дни. Многие его товарищи и сотрудники в период с 1929 года по 1937 год будут арестованы. Отданный в 1930-м в печать "Чевенгур" был одобрен редактором Всеволодом Ивановым, но в последний момент набор рассыпали. Возможно это и спасло ему жизнь.
Нескольким мелиоративным товариществам в последствии было присвоено имя Анд-рея Платонова. Среди них Лысогорскому и Ольховскому (х. Ольхова) Богучарского уезда, а так же товариществу, созданному в х. Лебяжье. Озеро Калачеевской волости Богучар-ского уезда.
На фото.
1. вверху А. Платонов слева второй, В. Шкловский крайний справа сидит на крыле
2. 1925 год, Богучарский уезд, хутор Галиёвка, берег реки у переправы Дон. Митинг под лозунгом «Лицом к деревне». Выступает В.Б.Шкловский.
Литература:
1. Романов Е.П. Романова З.М. Богучар. В.2012 год.
2. Виктор Шкловский. Третья фабрика. М., «Круг», 1926, с. 125–131
Свидетельство о публикации №214111701667