Пророк, или царство аида. пролог

Валерий Мельников
ПРОРОК,ИЛИ ЦАРСТВО АИДА
Трагикомедия в трех действиях,шести картинах с прологом и приложением

В последние дни прошлого века, познакомившись  с интересным  опытом новой  драматургии (В. Мельников, Мельникова «Горгона»), я обратила внимание на новизну  и  оригинальность  актуальной  интерпретации мифологических  сюжетов. Феерия-миф  оживляла забытый нами чудесный мир. Насыщенный  событийный  ряд,  накал  страстей, четко выписанные характеры персонажей увлекают и обещают неожиданные  новые  фабульные  и  сюжетные решения. Художественный вкус, тонкий  юмор, точность анализа, творческая  интерпретация   сюжетов древнегреческой  мифологии доставляет  радость  читателю,  и обещают  богатство сценического воплощения.
Новая пьеса  значительно  отличается от первой.  Ощутим неисчерпаемый ресурс и мифа и авторского творчества. Итак,  трагикомедия «Пророк, или Царство Аида». Действующие лица: Аид, он же Гадес-Владыка  мрачного царства  Аида; Персефона - супруга  Аида; Танат - Бог смерти; Геката - властительница всех привидений и  чудовищ; Гипнос - Бог  сна - боги герои персонажи  мифов, мифолог, он  же Бомж, он же Пророк - профессор;   Браток  -  бизнесмен  и  бандит, Дамочка, Торговец, телохранители и убийцы - наши  современники. Персефона и торговка рыбой в одном пространстве  мифа. Или базара? Читатели и зрители - современники всех героев - от мифа  до рынка. Всеми правит Танат.
Пережив вместе с персонажами «Горгоны» разрушение хтонического мира на фоне жестокой   борьбы олимпийцев за утверждение своего господства  на земле, небе и море, здесь читатель оказывается в четвертом измерении - Аиде.  В произведении безжалостный, внушающий ужас Владыка мрачного царства Аид  представляется мудрым,  гостеприимным, щедрым, хозяйственником, последовательным реформатором, нежно любящим свою супругу Персефону.  Суров, но  справедлив... Он - истинный руководитель своего царства, он философ. Такого Аида Платон  не знал. Аид внимательно  выслушивает слуг и смертных и принимает решения, удивляющие и нас и их. Очень интересный и богатый  для  актерского  воплощения  образ. Прелестна Персефона, которая  вопреки своей воле  получила  полцарства. Стремясь одарить   благом  служителей Аида («чтоб  луч  света пронзил Аид»), она терпит крах.  Все ее  нововведения  влекут за собой  «издержки»,  которые  оборачиваются  для  многих  смертных бедой. Хотела как  лучше, а получилось... Свои  неудачи героиня тяжело переживает. Результаты  ее деяний не соответствуют ее устремлениям. Власть управляет  ею, а не наоборот. «Корона больно тяжела и давит. Виновна Власть, но как ее судить...»
Стабильное царство, где тысячелетиями главенствует  заведенный богами  Порядок, и Закон разрушается скоропалительными нововведениями. Слезы и стенания... Смысл нововведений толкует судья Минос: «...катастрофы нам приятны. Тени поплывут в  Аид,  казна пополнится  и нам, служителям, работа». Служители  Аида  похожи  на  земных: «Одна статья велит нам взять обол  в  казне,  другая же статья - деяния сие нам запрещает...» Владыка Аид мудро  управляет чиновниками Аида. Сам же Аид заселен «прелестными» чудовищами, служащими Аиду  и Персефоне.  Весьма обаятелен и привлекателен для актерского воплощения перевозчик душ  умерших  Харон, преданный своим Владыкам и своему любимому  делу.  Мифолог,он же  Бомж, он же Пророк объединяет два мира: земной и подземный. Эта фигура наиболее интересная для режиссера  и  актера. Он  в центре взаимоотношений с остальными персонажами.  Он  связывает миры, времена, пространства. Налицо благосклонность  Владыки  к Пророку, который сумел продемонстрировать в Аиде ясность своего ума,  достаточную изворотливость и хитрость, убедив Бога отпустить его на землю. Опыт Сизифа многому научил смертных.  Достойно сожаления, что на земле ученому-мифологу не удалось выполнить свою миссию, исчерпать свой жизненный ресурс  на  благо жизни. Мучаясь оттого, что он никак не может найти свою нишу  в обществе,застрявшем между социализмом, капитализмом  и  феодализмом,  он, в  конце концов, находит понимание и поддержку в Аиде.               
Аид комфортабелен и почти уютен. Его обитатели откровенно  чудовищны. Что-то это напоминает... Порядок и Закон здесь  властвуют  во всем. Иначе,- беспредел и хаос. Денег в Аиде, как и  у  нас, хватает лишь на новое рубище, окрас ладьи Харона и новые  весла  для него, взамен сломанных. А ведь еще надо заменить поврежденное звено цепи Цербера, скосить асфоделы... Вернувшись  на  землю, Пророк делает шаг в новую для него жизнь. И  мы  надеемся,  что там он сможет реализоваться, потому что ученый  знает  «как накормить людей». Он познал таинства храма в Элевсине, где ежегодно разыгрывались мистерии, воспроизводящие страсти  Деметры, которые возвращали ее  дочь Персефону на Олимп, и,следовательно, обеспечивали обильный урожай,  даруемый  землей-кормилицей.  Известно, что за разглашение тайны церемонии виновный  предавался смерти или изгнанию, но Пророк готов раскрыть эту тайну во  имя людей. Однако, не успев раскрыть им, великий секрет Золотого века, Пророк волей, не зависящих  от  него  обстоятельств («издержки!»), гибнет, вызывая улыбку и чувство  сожаления. Нет,  это не трагедия. Жанр определен точно - трагикомедия,  может  быть, рыночный   трагифарс. Нет сострадания, только жалость. К жалости взывает Персефона. Браток жалеет Бомжа до слез. Читатели жалеют Ламию. «Гера уничтожила ее детей. Ламия  от  горя  спряталась  в пещеру и одичала там. Характер изменился  у  нее,  и  поменялся  внешний облик... Стала похищать и пожирать чужих детей, но изящество и миловидность сохранила. Чудовище, но как  прелестна». В  каких  горах эта пещера? Как много вопросов...
С выдумкой, драматургически своеобразно  выстроен  пролог, эффектен финал.
Как и в первом произведении, уместно Приложение, которое является   хорошим комментарием при чтении пьесы и при ее реализации на сцене.

Магистр  философии, профессор
А.Н. Граблева               

ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА
АИД, он же Гадес - Владыка  мрачного  царства
ПЕСЕФОНА - супруга  Аида
МИНОС          - судьи  Аида
РАДАМАНФ
ТАНАТ - Бог смерти
ГЕКАТА - Властительница  всех  привидений  и  чудовищ
ГИПНОС - Бог  сна
КАРА-КЕРА - крылатое  чудовище
ЭМПУСА - привидение
ЛАМИЯ - чудовище
ЭРИНИЯ, она же ТИСИФОНА - богиня  мщения
ХАРОН - перевозчик душ умерших
СИЗИФ - герой-богоборец, мученик Аида
БОМЖ, он же ПРОРОК - профессор
БРАТОК - бизнесмен  и  бандит
ДАМОЧКА - торговка  всячиной
ТОРГОВЕЦ - торговец  запрещенными  товарами
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ  - телохранители и убийцы
ПУБЛИКА, ГОЛОСА

Туманное  раннее утро. На городской площади - ни души. На востоке на куполах церкви зависло большое красное солнце. Около мусорного контейнера пристроился Бомж. Он завтракает. На картонной коробке, засланной белоснежной салфеткой: хлеб, синтетическая бутылка с остатками «Кока-кола», кусок колбасы, несколько огурцов, кусочек  пирожного. Одет старец немного странно, но вполне прилично. На нем добротные армейские валенки, длинное потёртое меховое пальто, теплая спортивная шапочка.

БОМЖ (то ли себе, то ли публике)
Утром Гелиос особенно прекрасен.
Каждый раз я прихожу его смотреть.
(Показывает в сторону куполов)
К его щекам прижались купола.
Как ярко золотом они сверкают!..
Их свет на площади мерцает, - как будто бы меня зовет туда...
Пока пустынно здесь, видом этим можно наслаждаться...
(Публике)
Гелиос - Бог солнца, сын титанов Гипериона, Тейи, брат Эос и Селены.
Гелий - в небе высоко, и видит все: деяния богов, людей; он мститель и свидетель.
Внимательно всмотритесь - на небе золотая колесница, и в шлеме золотом
                Гелиос на ней сидит...
Там находится его дворец, престол, из камней драгоценных сотворенный.
Всевидящий  сидит и зрит  творения дурных людей...
Его же окружают и ждут свой час: осень и зима, весна и лето...
А он сидит себе и наблюдает  творения богов, людей...
И, как говорят, «на ус мотает»...
Как жаль, что в этот день к  Западу по небу он помчится
     на огненной четверке лошадей, унося с собой и красоту... и жизнь мою...
Предчувствия меня гнетут -
       Аид передо мной - так очевиден, служителей его я узнаю...
У моря опустится Бог Гелий в золотую чашу, и поплывет себе на Запад...
Возможно, завтра я опять приду сюда и буду любоваться...
После того, как я на Крите побывал и посетил  Идейскую пещеру -
                уж сколько времени  с  югов  бреду...
Испил по глупости своей я  Лету,- имя, фамилию свою, жену забыл,
                но помню хорошо пещеру, где письмена открыл.
Хроника Аида рукой Миноса записана в табличках!..
Я доктор исторических наук, профессор и мифолог...
Восторг давил меня, и сердце рвал на части!..
Погрузившись в тексты,
           написанное на табличках, их изучив, я стал страдать от знаний.
Мой мозг стал пухнуть, раздуваться от невозможности усвоенное людям передать.
Надо мной смеются, мне не верят...
В городе одном, на площади, где наблюдалось скопище людей,
         мне бросили в лицо селедку,а на гребном канале ударили веслом...
Я доктор исторических наук, профессор и мифолог -
                совет и кафедру я возглавлял!
На лекции мои ломились...
Как можно мне не доверять?!
Кто может мне назвать детей,  которых породил почтенный Гелий?
Извольте рты открыть  и растопырить уши.
Потомство Бога дерзко нравом, и склонно к колдовством.
Вот оно: Медея, Кирка, Пасифая.
Океанида Персеида породила от Гелия  колхидского царя Ээта; Климена, нимфа- 
      сына Фаэтона и четырех красавиц-дочерей;семь сыновей у нимфы Роды...
В табличках  данные  сие  подтверждены.
(Показывает)
Вот черепок - свидетельство и документ того, что я присутствовал в пещере...
(Становится за контейнер как за кафедру. Показывает)
Извольте бросить взгляд туда - кроны всех деревьев покрылись желтизной.
Из трав, цветов уходят соки - налицо тоска Деметры по дочери своей,
                которую  безжалостно похитил  мрачный Бог Аид.
С тех пор как я иду пешком,
              Аид стоит перед глазами, и служители его за мной идут:
Бог  Гипнос, Тонет  с  мечом, Геката...
Во всех углах рычат, готовы тело рвать мое стигийские собаки.
(Рассматривает свою тень)
Тень моя изгорбилась, перекосилась...
Успеть бы,  рассказать...
Однако по порядку все.
Прошу закрыть глаза и воображение свое настроить – желаю  вам  я  представлять Аид!
З а т е м н е н и е

ПРИЛОЖЕНИЕ               

АИД, Гадес - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид -  олимпийское  божество,  хотя  находится  постоянно  в своих подземных владениях. Сын  Кроноса  и  Реи,  брат  Зевса  и Посейдона, с которыми  разделил наследие свергнутого  отца.  Аид царствует  вместе  с  супругой  Персефоной  (дочерью Зевса и Деметры).

АСФОДЕЛ - дикий тюльпан.

«ВЕК  ЗОЛОТОЙ» - мифологическое представление, существовавшее в античном мире о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Отчетливее всего это представление  выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в  «Метаморфозах»  Овидия. По Гесиоду первое поколение людей в правление  верховного  бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. "Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним  приближаться не  смела... А  умирали как будто объятые  сном... Большой урожай обильный  сами  давали собой  хлебодарные  земли..." Умершие люди Золотого  века  существуют и теперь в виде добрых «демонов», охраняющих  порядок  на земле.
После прихода к власти Зевса наступил серебряный век, сменившейся бронзовым, затем наступил железный  век. С  каждым веком все умножались войны,  преступления  и несправедливость. Астрея, некогда  покинувшая  землю в бронзовом  веке, обитает  ныне на небесах. После бронзового века, так считали греки, наступил век героев. Тем самым они примирили миф  о  веке  с  мифами троянского и фиванского цикла. Железный век большинство авторов отождествляет со своим временем, называя его негодным и испорченным.

ГЕКАТА - богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанитов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел  власть над судьбой земли и моря, была одарена  Ураном  великой  силой. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным  занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, войне), охраняет детей  и  юношество.  Ночная, страшная богиня с пылающим факелом в руках и змеями в  волосах, Геката - богиня колдовства, к которой  обращаются  за  помощью, прибегая  к таинственным специальным манипуляциям. Гекату  можно считать ночным коррелятором Артемиды; она тоже охотница,  которую сопровождает свора собак, но ее охота - это  мрачная,  ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Геката близка Деметре - жизненной силе земли, Персефоне - олицетворению подземного мира. Римляне отождествляли  Гекату  со  своей богиней Тривией – «богиней трех дорог». Изображение Гекаты  помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно  приносили жертвы.

ГЕЛИОС, Гелий - бог солнца, сын титанов Гипериона и Фейи, брат Селены и Эос.
Находясь высоко в небе,  Гелиос  видит  дела богов и людей, чаще всего дурные. Гелиоса «всевидящего»  призывают в свидетели и мстители. Гелиос изображается в  ослепительном свете и сиянии, в золотом шлеме, на золотой  колеснице.  Он обитал в великолепном дворце в окружении четырех  времен  года, на престоле из драгоценных камней. Гелиос днем мчится  по  небу на огненной четверке коней, а ночью склоняется к Западу и в золотой чаше переплывает море к месту своего восхода. От Гелиоса породили: океанида Персиида - колхидского царя Ээта; нимфа Климена - сына Фаэтона и четырех дочерей; нимфа Рода - семерых сыновей. Потомство Гелиоса часто отличается дерзостным  нравом  и склонностью к колдовским  хтоническим  силам  (Кирка,  Пасифая, внучка Гелиоса - Медея). Гелиос нередко, особенно  в  эллинско-римской мифологии, отождествляется со своим  отцом  Гиперионом, и сыновья его именовались гиперионидами, в поздней  античности-с олимпийцем Аполлоном.

ГИПНОС – персонификация  сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти, богинь судьбы, мойр, Немесиды - богини мести. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям в  противоположность беспощадной Смерти. У Гомера Гипнос обитает на острове Лемнос. Овидий в " Метаморфозах" описывал пещеру в  Киммерийской земле место обитания  Гипноса,  где  царят  вечные  сумерки  и откуда вытекает родник забвения;  Гипнос покоится в пещере на прекрасном ложе.               

ДЕМЕТРА - богиня плодородия и земледелия,  дочь Кроноса и Реи сестра и супруга Зевса, от которого она  родила  Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств.  Древнее  хтоническое  происхождение  Деметры  засвидетельствовано  ее  именем (букв. «земля-мать»). Культовые обращения к Деметре: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница  плодов»),  Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито  («хлеб», «мука») указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах.

ЕЛИСЕЙСКИЕ  ПОЛЯ - или Элизиум - место в Аиде для праведников.

ЗАПАД, Закат - символ умирания.

КИРКА - волшебница, дочь Гелиоса; жила на о. Эея  или  на западном побережье Центральной Италии (мыс Церцеи).  Она превратила спутников Одиссея в свиней, однако тот  заставил  ее снять колдовство. По совету Кирки  Одиссей  отправился  в  Аид, чтобы узнать о своей дальнейшей судьбе у  прорицателя  Тиресия. Сын Одиссея и Кирки - Телегон.

МИФОЛОГИЯ - 1)Фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной  формации. 2) В узком смысле слова - вид устного народного творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.

МИФЫ - сказание о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и событиях.

ПАСИФАЯ - дочь Гелиоса, супруга критского царя Миноса. Когда  Минос, вопреки своему обещанию,  отказался  принести  в  жертву Посейдону  великолепного  быка,  посланного   на   Крит   самим Посейдоном, тот внушил Посейдону  противоестественное  влечение к животному.

ПРОРОК - греческий жрец, который предсказывает то, что должно произойти. В древности  за  пределами  ветхозаветного мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь  второстепенный служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего,- Пророк считался посредником между богами и людьми. В иудейских и христианских представлениях Пророк, осознающий  свою  функцию вестника и свой авторитет, был  глашатаем  божественной  воли, непосредственно вдохновляемым божеством, а также предвозвестником будущего.

ТАНАТОС, Фанат - олицетворение смерти. В трагедии Еврипида «Алкестида» излагается миф о том, как Геракл отбил от  Танатоса  Алкестиду.  Хитрому  Сисифу   удалось   заковать   Танатоса   и  продержать в  плену  несколько  лет, в течение  которых  люди перестали умирать.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  АПОЛЛОДОР. Мифологическая библиотека Л., "Наука", 1972г.
  ГИГИН. Мифы. (Перевод с латинского Д.О. Трошилова), - С.- П. «Алетейя», 2000г.
  ГЛАДКИЙ В.Д. Древний мир. (Энциклопедический словарь в двух томах),
М., Центрополиграф, 1998г.
  БОЛЬШОЙ  ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ. Мифология, - Научное и-во
«Большая Российская энциклопедия», М.,1998г.
  ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ. Историческая библиотека. Греческая мифология. ( Перевод с  древнегреческого О. Цыбенко).-  Паросская хроника, -
М., Лабиринт, 2000 г.
МЕЛЬНИКОВ В.И., МЕЛЬНИКОВА Л.А. Горгона, Феерия-миф в трех  действиях, семи  картинах с прологом,ООО  «Центр печати и прессы», М., 2000г.
  БИБЛИЯ. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. (По благославлению Святейшего Патриарха  Московского  и  всея  Руси Алексия 11), От Матфея. Гл.24. 1-13,15-22, 29, 36-40, 42-44, От Иоанна. Гл.15.19, Деяния святых апостолов. Гл. 10,11.  45,17,
Российское библейское общество, М.,1993 г.


               


Рецензии