Приключения Тематических Фотокнижек в Америке

В мире детей и фотографии

Тематические ФотоКнижки (ТФК) — это творческий метод работы с необычными детьми, который, во время процесса изготовления книжек, помогает им нарабатывать различные навыки , приобретать необходимые знания и развивать интеллектуальные способности. Это должно быть интересно для того, кто учит, и полезно для того, кого учат.
«Это так просто, и в то же время так здорово!»— думала я, впервые создавая Тематическиe ФотоКнижки. Хорошо, что когда я создавала этот метод, моя голова была полностью занята детьми и тем, как фотография могла бы им помочь. Я понятия не имела о тонкостях Системы . Иначе бы я вряд ли бы что-то придумывала… не имея лицензии! Потому что, как это позже выяснилось, — придумывать что-то, не имея лицензии, можно только для личного пользования, не для общественного.
Когда я сделала первый сайт, в нем не было претензии ни на что — просто несколько историй из моей практики работы с фотографиями, на которых были дети, с которыми я работала. Тогда я ещё не знала что это противозаконно. Пришло много восторженных отзывов и просьб ни в коем случае не прекращать такое замечательное дело. Некоторые люди вдохновились начать использовать фотокамеру в учебном процессе. Это меня ещё больше воодушевило, и я опубликовала статью в профессиональном педагогическом журнале, … надеясь, что это даст мне возможность продолжать над этим работать и дальше развивать этот метод. Когда отбирают материал для публикации, автор остаётся анонимным.
Профессиональные эксперты этого журнала нашли в статье «интригующие» идеи, когда с помощью одного инструмента можно работать, развивая сразу несколько различных навыков, которые необходимы особенным детям. Они согласились, что Тематические Фотокнижки могут быть прекрасной мотивацией для многих детей и могут быть использованы  для получения как академических, так и жизненных знаний и умений...
Однако они отметили, что никакого научного исследования не было предоставлено, никаких подтверждающих экспериментов не было приведено. Нет статистики, нет данных.  Все базируется на недоказанных утверждениях. Необходимы дальнейшие исследования..
Это воодушевляло и обнадёживало, но... «воз и ныне там».

Ни то, ни сё и звать никак

Как оказалось, я попала в пространство, которое ни к чему не принадлежит. Никто не знал, к чему ЭТО причислить, и стали просто игнорировать метод или использовать что-то из ЭТОГО в своих целях.
Идти снизу, не зная, что наверху, — не самая лучшая идея. Я продвигалась со своими Тематическими Фотокнижкaми и этот путь был путем в никуда — это был путь «Вверх по лестнице, ведущей вниз», который в данный момент и привёл нас на Проза.ру, хотя это тоже не совсем подходящее место для ТФК.
Оказалось, мои Тематические Фотокнижки не имеют будущего... Вместо того, чтобы быть средством развития детских способностей, они превратились в крушение надежд и разочарование — в людях, в Системе…То есть, вместо выявления того, как идеи ТФК могут приносить пользу детям с особыми потребностями, я выявляю разные препятствия, которые «нормальные» взрослые создают для того, чтобы мои ТФК не могли служить детям.
Один лектор известной американской программы для детей-аутистов сказал в Лондоне, что годы назад простой здравый смысл имел силу убеждения, а теперь только научные исследования имеют ценность. Без исследования все доказательства и «убеждения», кажется, ничего не значат.
К примеру, если я скажу «обсуждение фотографий помогает развивать разговорные навыки и улучшать словарный запас», — это не значит ничего, пока я не буду иметь возможность показать данные: сколько именно слов, сколько детей их нарабатывали и за какой период. Только тогда я могу сделать «такое заявление».
Поначалу, это было очень сложно принять, но постепенно мне это удалось.
Нельзя идти против Системы — это всеобщее мнение. Сейчас, все глубже и глубже узнавая Систему, я отчетливо вижу, что моя идея была обречена на неудачу с самого начала, и по огромному числу причин.
Не имея соответствующего образования, я не должна создавать или развивать такие идеи. Как спросил меня один юрист, «у тебя есть лицензия на создание таких идей?» …каким-то образом я стала чувствовать себя отчасти преступником, как будто я сделала что-то нехорошее. Без соответствующего тренинга можно нанести вред, а тренинг невозможен, потому что идея новая и о ней нет профессионального заключения и одобрения. Профессионалы не очень хотят сотрудничать с дилетантами.... получается такой знакомый замкнутый круг.
В организациях, в которых мне удавалось как-то работать со своими идеями, начальство высказывалось уклончиво относительно моей должности и/или моих занятий. Когда сотрудники спрашивали меня об этом, я не имела ни малейшего представления о том, кем я там работала. Иногда я даже сама спрашивала кого-нибудь из сотрудников: «Может быть, ты знаешь, кем я считаюсь здесь и что я делаю?»
Для системы, в которой у всего есть свое особое место и инструкции, что делать на этом месте и как делать, — я была проблемой, с которой, под час, не знали, как быть и что делать. Они пытались использовать меня, но сами не были уверены, что им позволено, а что грозит неприятностями.
В одной организации где мне предложили поработать, используя фотографию, в ответ на мой прямой вопрос о том, какими должны быть мои обязанности, ответ был «Вы друг этих детей. Сделайте детей счастливыми». Слово «фотография» они постарались не употреблять. При этом без проблем оплачивали все сопутствующие фоторасходы и даже купили фотокамеру… но совершенно не хотели участвовать в том, чтобы наша работа повлияла на развитие ребенка.
С родителями дело обстоит не лучше. Делать фотографии особенных детей без разрешения их родителей незаконно. Родители с радостью дают разрешение организациям использовать снимки своих детей для целей привлечения средств или для рекламы, но у меня другие цели. А это уже совсем другая история, и участвовать они в ней не хотят, так как доверяют только профессионалам. Но ни один профессионал не возьмется агитировать за мой метод, потому что у него нет официального одобрения и можно нажить неприятности…
Проблема в том, что мотивация для создания Фотокнижек должна быть во внешнем окружении относительно моей работы с детьми по созданию этих книжек. Но окружение сотрудничать отказывается, и это все разрушает. Основная составляющая мотивации, которая бы вдохновляла ребенка делать непростую работу, отсутствует.
Например, «По этой книжке, которую мы с тобой делаем, другие ребята тоже научатся делать овощной салат так же здорово, как ты это делаешь. Давай не будем лениться и поскорей закончим. Все ждут-не дождутся»
Но… никому не интересно что мы делаем и никто не спросит «Ну что, Майкл, фотокнижка про салат уже готова? Мы все ждём!»
Все были бы счастливы, если бы я пришла, сделала бы какой-нибудь фотопроект с ребенком или детьми и ушла бы до следующего раза. Желательно, чтобы это можно было показать родителям или повесить над кроватью. И никого не волнует, каким было участие ребенка в этом проекте. Может быть, только держать карандаш с помощью взрослого и позволить ему сделать несколько линий. Главное, что можно отчитаться и написать в бумагах все, что нужно – и все будут счастливы.
На одной программе меня «ценили» и не отпускали 3 года. Выполняли все просьбы о расходных материалах, но любая просьба о сотрудничестве, чтобы наша работа была подспорьем в жизни клиентов, имела бы целью другие функции, кроме развлекательных, игнорировалась. В конце концов мне объяснили, почему меня не хотели отпускать — из-за галочки. «На нашей программе мы делаем фотопроекты». (А у других этого нет — приходите к нам! Конкуренция…)
Но я настаивала и продолжала искать различные пути заставить окружение сотрудничать, вместо того, чтобы подстраиваться под окружение самой. И в результате стала только постоянным источником проблем, …но ничего не добилась.
Многие люди давали много советов. Кажется, я перепробовала их все.

В мире профессионалов

Идея написать статью принадлежала довольно крупному писателю и психоаналитику,  который говорил, что моя работа очень нужная и полезная, и я обязана поделиться ею с людьми. Этот метод нужно преподавать в колледжах, я должна сделать этот вклад человечеству. Я не могла сделать это сама и попросила его о помощи написать статью. Мы опубликовали статью, но кажется, наибольший вклад от этого был сделан в карман моего соавтора за помощь. Больше у него не было интереса в том, как человечество использует эту идею и использует ли вообще.
Тогда наступил черед идеи написать книгу. Мы начали работу над книгой вместе с соавтором из другого штата, профессиональной писательницей. Поначалу все было великолепно. Она восторгалась моей работой и была вдохновлена моими идеями. Возможно, потому, что ее дочь только начала работать в этой области. Довольно скоро работа над книгой застопорилась. Что-то пошло не так с нашим соавторством, потеряло какой-либо смысл, произошел конфликт, и мы решили, что она закончит писать книгу сама. В результате, она сделала не имеющие смысла финансовые обвинения, и в дальнейшем разъяснении ситуации, ее настоящие действия выплыли наружу.
Все это время она прилагала множество усилий, чтобы опробовать мои идеи на практике. Она поделилась со мной своими проблемами о том, что никто не хотел делать «несанкционированные» вещи. Во время нашей совместной работы над книгой она упоминала несколько раз какого-то мужчину, большого эксперта в аутизме, который, как казалось, присматривал за нашей работой. Я не обращала на это внимание. Он пришел мне на ум только после того, как я осознала, что она начала подготовительную исследовательскую деятельность,… действительно организовывая вещи, платя людям за то, что они делали. Результат ее работы должен был стать частью книги, но с моим авторством, потому что она больше не желала быть соавтором книги. Возможно, идея быть частью настоящего исследования была намного более привлекательной, возможно, для ее дочери. Можно только догадываться. Но то, что это делалось за моей спиной, было для меня неприемлемым. Предложение опубликовать под моим именем то, что было сделано без моего ведома, было, как обман… я отказалась.
Результат: книга не была опубликована, и, по ее словам, исследование было остановлено из-за моего негативного отношения и боязни моих дальнейших действий. Может быть, оно было остановлено, может быть, нет. Вполне возможно, что оно имело развитие под другим названием, но я, возможно, никогда про это не узнаю. Конечно, мне бы хотелось, чтобы оно продолжалось даже таким бесчестным способом. Я беспокоюсь о том, что может быть сделано с моей идеей, когда другие люди начнут работать с ней. Но у меня нет власти над этим. В любом случае публикация в журнале была сделана с целью представить ее профессионалам для дальнейшего развития,… хотя у меня была надежда участвовать в этом. Но, очевидно, это так не работает.
И я получила подтверждение этому очень скоро. У меня была знакомая, довольно весомый эксперт по аутизму, психолог, которая знала меня и мою работу довольно хорошо. Годы назад она помогла мне организовать и описать результаты моей работы и сделать её презентабельной. Она тогда показала ее нескольким людям. Они сказали ей, что работа хорошая и если бы работа была ее, они бы предложили ей место, но так как они не знали меня, они мало что могут сделать. (По крайней мере, так она сказала).Она также сказала мне, что одной из ее друзей, управляющей резиденцией для детей-аутистов, понравилась идея сделать из этого книгу… Возможно, она сделала…
В любом случае, после неудачного написания книги я пришла к своей знакомой с сакраментальным вопросом « Что Делать?». Помимо разочарования в том, что случилось с книгой, это также показало, что мои идеи работали с другими людьми. Мой «соавтор» пробовала Тематические Фотокнижки в 3 местах: с мамой мальчика-аутиста (описано в рассказе «Девон и его мячики»), с воспитателем в детском саду для особенных детей («Денни – директор Издательской компании») и с учителем старшей школы в классе с детьми-аутистами («Тематические Фотокнижки в государственной школе»). Результаты были вдохновляющими.
К тому времени, моя знакомая психолог стала профессором Кафедры аутизма в колледже, и сказала мне, что есть возможность выполнить там исследование на базе моих идей…
То, что случилось потом, было больше похоже на театр абсурда, и закончилось печально: выяснением того, что в этом колледже за моей спиной пытались провести исследования. Более того, человек, который должен быть собирать данные, чтобы выполнить предварительную исследовательскую работу, был студентом профессора и, одновременно, моим бывшим супервайзером в резиденции для детей с отклонениями, где я разрабатывала многие свои идеи. Хороший парень, который подтвердил в разговоре, что они использовали мои материалы в классе для изучения аутизма, но вдруг, чего-то, испугался, сказал странные слова: «ты ничего с этого не получишь»…и бросил трубку. Менеджер резиденции отказался со мной разговаривать вообще, а менеджер другой резиденции, которого я попросила помочь узнать как же профессионалы использовали мои идеи, в конце концов дружески посоветовал «держаться от этой мафии подальше»
Но знать хотелось. Также хотелось знать что означали слова «ты ничего с этого не получишь» Пришлось обратиться в колледж. Им пришлось проводить расследование. Хотя мой знакомый, сотрудник этого колледжа предупредил меня с самого начала о результате: ничего из этого не выйдет. И он был прав. Это напоминало обращение в профсоюз в советское время с жалобами на администрацию. Во время расследования в колледже тот кто расследовал и тот кого расследовали поддерживали друг друга, хоть и не очень слаженно. Из одной информации следовало, что профессор подавала на частный грант, из другой, что на федеральный. Сначала сказали, что заявление на грант – это собственность профессора, потом согласились что это все же собственность колледжа, и в результате оказалось что копий нет вообще.
— Как так? Почему?
— Потому... Нет и все.
Все врали и/или юлили: инспектор по соблюдению этических принципов, начальник кафедры, сама профессор. Исследования связаны с грантами, деньгами, и, конечно, «эта территория» хорошо охраняется от посторонних вроде меня.
Многого я, конечно, не добилась. Поинтересовалась у юриста для полноты картины: так как колледж утверждает, что грант получен не был, значит никто ничего не написал и денег не получил. Нет денег — нет состава преступления.
— А как же это и то-ведь это противозаконно?..
— Это не считается пока нет денежного результата. Если узнаете про деньги, которые были в результате этого заработаны, — звоните.

Вклад в образовательную систему

Все же, по моему настоянию, Профессору пришлось представлять мой метод студентам в моем присутствии, а не за моей спиной как она это делала до этого. Профессор старалась увильнуть, не хотела давать дату, темнила, как могла, и в результате дала неправильный номер лекционной аудитории Но, несмотря на все её старания, на презентации я присутствовала.
« Ну вот», — думала я, сидя на лекции –« студентов-аспирантов специализирующихся на аитизме знакомят с моим методом. Свой общественный вклад я уже сделала. Пора успокоится». Но успокоение не приходило. К сути моего метода профессор даже близко не подошла. Профессор, немолодая уже женщина, сидела на столе. Студенты ели попкорн и смотрели в свои мобильные телефоны. Когда им звонили, они выходили поговорить в коридор… ну хотя бы так… Но мне самой всё это очень помогло обрести понимание. Я отказалась от дальнейших презентаций и попрощалась с академическим миром.

На протяжении всех этих лет я чаще всего слышала совет: «Не делитесь своими идеями ни с кем. Их украдут». Я отвечала, что мне это не важно: моя идея большая и достаточно широкая — хватит на всех.
Но, каким-то образом, она стала камнем преткновения, причем камнем очень неприятным, который заставил меня прекратить все дальнейшие попытки попробовать донести мои идеи до детей. Было очевидно, что одна я ее не осилю. И привлечение других также не решает вопрос.

« Со связанными руками»

Когда передо мной очередные детки с аутизмом, так хочется взять камеру и начать работать… Так «чешутся руки» и беспокоят извилины: вот этому мальчику-хулиганчику могла бы помочь фотокнижка про его собственное поведение, в которой он сам мог сортировать фотографии. Вот он плюется в людей и пинает их, и это идет в плохую стопку, потому что, «Посмотри, девочка плачет. Ты её ударил. Ей больно. Ты же не любишь, когда тебе больно. И она не любит. А теперь смотри, как на тебя смотрит Мисс Р., которую ты так любишь. Посмотри, она тебя не любит сейчас. Ей неприятно на тебя смотреть, после того, как ты на неё плюнул. Она очень расстроена».
И если мордашка его скривилась, и он готов расплакаться, — для этого у вас может быть фото (из “ хорошей стопки” или “белой папки”), где они вместе делают что-то хорошее или интересное или полезное, и Мисс Р. смотрит на него с любовью и одобрением, и его очаровательная мордашка светиться от счастья.
Наблюдая за ним с камерой в руках, становиться ясно, что похвалы за что-то хорошее вызывают у этого непослушного парнишки ту реакцию, которая может ему помочь изменить нежелательное поведение. Будем очень осторожны с похвалой, чтобы он начал её ценить и добиваться… «Ну что же делать? Может, пойдешь к Мисс Р., извинишься и предложишь ей поиграть в мяч? А я сделаю ваши фото и мы их потом положим в белую папку. Смотри, она уже толще, чем черная…»
Но увы, это невозможно. Система этого никогда не позволит: «Фотографировать плохое поведение? Привлекать внимание ребенка к плохому поведению? Совершенно недопустимо! Только игнорировать!!! Объяснять ребенку, что толкать других нельзя, запрещено. Только даете ребёнку больше внимания! А он только этого и добивается. Только игнорировать!!! И почаще хвалить за хорошее поведение.»
На некоторых программах нужно давать ребенку конфетку каждые 15 минут, если он вёл себя хорошо в течение этого времени. А что если ребёнок подумает: «Что мне больше хочется: ещё одну конфетку или ударить того мальчишку и отобрать у него плеер?»
…А эта красивая, но грустная девочка: интересно, понравились бы ей её собственные фотографии в разных нарядах, понравилось бы ей позировать?.. «Надень красную кофточку. К ней нужно длинную юбку… Нет, эта короткая… Да, вот эта длинная… Бери её… У тебя хороший вкус… Тебе нравится вот та круглая шапочка?.. Нет, эта не круглая, эта квадратная. Круглая на верхней полке… Да-да, молодец. Надень её, пожалуйста… Ой, как здорово, какая ты в ней красавица! Садись сюда, Кейт будет тебя фотографировать,.. а потом ты её,.. а потом мы обсудим, что вы оденете на праздник
А потом можно обсуждать фотографии: «Пожалуйта, найди фотографию, где ты в длинной юбке… Да, хорошо. Но здесь ты в голубой кофточке, давай поищем, где ты в красной… Молодец. Теперь давай сравним: тебе какая больше нравится?..»
Но
не разрешают,
накажут,
уволят…
Ничего нельзя...
«Вы должны немедленно стереть фотографию ребенка, если она попала в ваш мобильный телефон» — Приговор ТФК вынесен.

Что остаётся? Только следовать словам, которые все любят повторять как мантру, и которые решают любые затруднительные ситуации:
— «MOVE ON», или «Двигайся вперед!»

Только КУДА?????
— «Go with the Flow», или «Плыви по течению»

Плывём… Только КУДА?

Когда я только начала придумывать Тематические Фотокнижки, согласно официальной статистике, каждый 500й ребенок рождался с аутизмом. Сейчас — каждый 68й.
Очень печально.
Может не туда плывём???


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.