Пусть я кого-нибудь люблю

Вечером рылся в старых журналах,  вывалился из одного листок,
спланировал, а там рисунки и подробная инструкция: как стреляться на
дуэлях.



«К чему бы это»? – мог бы подумать я. Но не подумал. Тема сама нашла потом.



Двести лет со дня его рождения общество отметило без оголтелого надрыва,
 телевизионной истерии, вертолетов с воздушными шариками, барражирующих
 в условленный день над местами так или иначе связанными с поэтом.



Работники музеев выдохнули. Они хоть люди и не суеверные, но отлично
помнят, как любая весомая лермонтовская дата обращается для страны
выходкой едкой, происшествиями трагическими.



Двести лет прошло. А любое текстовое или речевое упоминание о нем в
более или менее широких кругах, почти наверняка вызывает неприятие: «Что
 за бред вы несете?».



И это хорошо. Потому что он, как бы тривиально это не звучало, у каждого
 свой. У  сволочей, и у праведников. Он вызывает утешения и предлагает
полеты наяву.



В школьном возрасте я был там, где Лермонтов провел половину жизни. Пензенская область. Село Тарханы (ныне Лермонтово).



Впечатлений было несколько. Первое – это совершенно ошарашивающие его
рисунки и картины. И второе  - его парадный мундир. Маленький,
тщедушный, детский прямо.

Мне захотелось (по работе) еще раз попасть туда. Прожить день, и ничего специально не записывать – как идет, так идет.



Я сел в машину с товарищем и поехал.



Пензенская земля живет тихой, рефлексирующей жизнью. Меж тем только за
два века она одарила родину целым букетом роскошных имен. Виссарион
Григорьевич Белинский родился всего в двадцати километрах от Тархан, в
местечке Чембар одноименного уезда. Село Лермонтово ныне административно
 подчиняется как раз Белинскому району. В городе Наровчат родился
Александр Иванович Куприн, в Нижнеломовском уезде появился на свет
Аристарх Лентулов, в самой Пензе родился Мейерхольд. Сюда же можно
приплюсовать поэта Александра Полежаева и Огарева, который разбудил
Герцена.



Деревни на пути кажутся оставленными, пустыми. Пейзаж как поблекшая клеенка на столе после отчаянной гульбы.



В населенном пункте с издевательским названием Александрия
останавливаемся у колодца, чтобы пополнить запас воды в десятилитровом
термосе. Да, у нас с собою на всякий случай и походная плитка, и турка
для кофе.



На столбушке покоцанная эмалированная кружка. Я черпаю из ведра воду с осиновыми листьями, зубы сводит.



- Мальчишки, - выходит из калитки хозяин колодца. – Немедленно прекратите.



- Отравлено?



- Да нет. Просто не надо это, -он кивает на кружку и предлагает сменить ее на стакан.



По блестящим глазам, по горлышку бутылки, торчащему из
кармана, понятно, что он уже принял. Что суббота. И сейчас у
него как раз то состояние, которое было, пожалуй, только в детстве. И
хочется обнять, задушить в объятьях всю эту деревню, просторы и нас, шатоломных.



- Хотите бобра покажу?



- Какого?



- К сожалению, дохлого. Да тут по соседству дачники-охотиники все дворы скупили. Буржуи, йо. Понаставят капканов, потом звОнют: Иван Алексеич, проверь. Сами-то в
Москвах. А бобер, между прочим, в красную книгу занесен до сих пор. А у
реки волка видали, здоровый, как бык годовалый. Я взял косу девятку.
Ружья-то нет, а волк, говорю, здоровущий. Иду с косой как дурак, снег
порхает. Собрал капканы, в один попался небольшой бобер. Кило на 15. Еле
 допер, три колметра как-никак. Звоню тому, чьи капканы: Владимир
Иваныч, куда бобра девать? Отнеси, говорит, своим охотникам деревенским,
 потешь их. Приволок им, они говорят, чтоб он этого бобра, в общем,
далеко себе засунул. Ну, мне надоело с ним валандаться. Чо я им, пацан
какой? Притащил в дом к москвичу и в сенях эту, как уж, инсталляцию
устроил.



Он открыл дверь в эти сени, на ворсистой веревке, в петле, висел бобер. Под ним на боку валялась табуретка.



- Типа юмор такой у меня.



Он отхлебнул из горлышка, что было для того благостного опьянения уже, пожалуй, лишним.



- Вы не подумайте, я не гондон какой. Плотник я, краснодеревщик. Тут
недалеко в соседней деревне Софии. С дубом работаю. А с дубом мало кто
умеет ладить. И Лермонтова читаю, и этого как его, Минаева –Телки. И
знаешь, в чем отличие того времени от нашего?



Диалог совсем был не нужен ему.



-  Нету сейчас в человеческой душе, как бы это объяснить? Ну, того, что
как мама. Чего ни за что нельзя предавать и продавать. А если продал –
не живи. Теперь все как-то так запросто – любил, продал, новое купил. Но я, сука, не ропщу.

Мы наполнили, наконец,  десятилитровую канистру. Открестились от угощенья в дорогу.



- Чуваки, ну хоть на обратном пути заезжайте. Я баню истоплю.



Мы уверенно наврали, что заедем. Но и он, кажется, уже не очень этого хотел.

Крыша машины гудит и воет, как капсула спускаемого аппарата, вошедшего в
 плотные слои атмосферы. Бешеный снег и ветер. Снегом несет откуда-то
сбоку. И он похож на нити.



Поворот на Тарханы с Тамбовской трассы отмечен барельефом поэта на
столбе. Лермонтов в каком-то то ли дворянском,то ли чекистском картузе
смотрит в поле.

Длинное в виде подковы желтое административное здание с казенным
названием центр приема посетителей. Здесь можно купить пачку билетов на
разные экскурсии, здесь же множество залов, где проводят выставки, 
мастер-классы по изготовлению кукол, свадьбы по старинным тарханским
обычаям.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник живет сегодня с размахом
нехилого предприятия. Разводят пчел, которые за лето делают более тонны
правильного меда, сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины.
Нет жалоб на отсутствие рыбы в прудах. На бахче выращивают все виды
овощей, характерных для средней полосы. Есть конюшня, фаэтоны для
туристов. В теплице более двадцати видов разных сортов редких цветов.



Неподалеку от усадьбы машет крыльями ветряная мельница. Ей более ста
лет.  В 2007 году ее перевезли сюда из Дубенского района Республики
Мордовия. В Мордовии же живет и работает человек, кроме которого больше
никто не может отладить и восстановить все механизмы. На сегодня это
единственный действующий ветряк в России. И соответственно, машет он
крыльями не просто так. В доме мельника можно купить мешочки с мукой. 
Главный посыл дирекции музея, чтобы все было как тогда. Чтоб музей был
усадьбой живой.

История Тархан начинается с 1701 года. Двадцать шесть чембарских
помещиков напишут царю челобитную с просьбой выделить им местные
«порозжия», то бишь порожние земли во владение. Петр будет не против.
Так первым владельцем, вернее основателем села, станет отставной поручик
 Преображенского полка, князь Яков Долгоруков. И деревня получит
фамильный топоним.  Затем она будет Никольской (по престолу сельской
церкви святителя Николая Чудотворца). А в конце 18 века по документам
уже именуется Тарханами. Тарханами  кличут здешних крестьян по названию
их, в общем-то, барыжного, промысла. Они скупают в округе ходовой товар,
 как то: шкуры, сало, мед, воск, а потом сбывают его на ярмарках -
тарханят.



Бабушка поэта - богатая пензенская помещица из рода Столыпиных Елизавета
 Алексеевна Арсеньева приобретет эту усадьбу совместно с мужем Михаилом
Васильевичем Арсеньевым в 1794 году у четы Нарышкиных. Впрочем, купят
они, строго говоря, только землю, от усадьбы к тому времени останется
одно пожарище. Дом сгорит. И Арсеньевы заново  на берегу пруда отстроят
одноэтажный барский особняк в тридцать с лишним комнат. Пригласят модных
 ландшафтных дизайнеров, спланируют сады, хозяйственные постройки,
липовые аллеи, беседки, мостки. Дед Лермонтова Михаил Васильевич
скончается здесь в 1810 году, в возрасте 42 лет.



Весной 1815 в усадьбу Тарханы из Москвы пожалуют дочь Арсеньевой Мария
Михайловна, полугодовалый внук и зять Юрий Петрович Лермонтов.

В зале барского дома висит копия картины неизвестного художника «Портрет
 М.Ю. Лермонтова в детстве». Маленький мальчик, похожий на девочку
смотрит прямо на художника. В одной руке он держит какой-то свиток, а в
другой вовсе не игрушку, что было б естественно, а  грифель. И это не
пресловутый худвымысел. Рисовать Лермонтов выучился раньше, чем
говорить.



А вечерами папа громко, чтобы слышала бабушка, рассказывал ему историю,
описанную  некогда Вальтером Скоттом. Что был в далекой Шотландии такой
бард Томас Лермонт. Давно, еще в 13 веке. И был он автором первой
письменной версии о Тристане и Изольде. Ездил тот бард по стране,
сочинял вирши и музыку. И был желанным в любом городе. Жил он жил и не
умер, могилу его никто никогда не видел. Говорят, он просто ушел в страну Эльфов. От него, мол, и ведет свое начало род наших Лермонтовых. В другой раз он рассказывал о родстве с Байроном.
Мол, имеются на сей счет где-то даже соответствующие бумаги. На что
Арсеньева только усмехалась и театрально громко кашляла из своего кабинета.



«Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу
теперь вспомнить, но уверен, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее
 действие…» - напишет Лермонтов в 16 лет.



Той песни он потом так и не услышит. Может быть,  ее и не существовало
совсем. И мама, зная, что умирает, просто придумала тот мотив сама. Накал
 и силу тех слов можно представить лишь очень приблизительно. Слова
утопали в сердце, как головешки костра в снегу.

 

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец;

В слезах угасла мать моя;

От них остался только я,

Ненужный член в пиру людском,

Младая ветвь на пне сухом;

В ней соку нет, хоть зелена,

Дочь смерти, - смерть ей суждена.

(отрывок из чернового варианта стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю…» 1831 год).



После смерти Марии Михайловны (ей будет 21 год) Арсеньева отдаст барский
 дом на слом, как приносящий несчастье. На его месте будет выстроена
часовня Марии Египетской в память о дочери.  Дом новый, но гораздо
меньших размеров будет построен рядом. Папа будет практически изгнан из
имения. Бабушка обстряпает завещание так, что внуку достанется всего
лишь 16 душ мужского полу, и то без земли и только в том случае, если он
 будет до совершеннолетия жить с ней. На ту пору у нее самой будет около
полутысячи душ в разных селеньях.

С этого времени вся любовь бабушки обрушится на маленького Мишеля.



Говорят, когда молодой барин заболевал, Арсеньева освобождала всех
дворовых девушек от "урошной" работы и велела молиться о его здоровье
круглые сутки.  И маленький Лермонтов тянулся к этим барышням, прибегал в
 девичью комнату то и дело, скрывался там порой от строгой бабушки.
Девушки рассказывали ему сказки, пели песни о волжских разбойниках. Ну, в
 общем, подбадривали.

В усадьбу часто приезжают родственники Арсеньевой Шан-Гиреи. От их
имения Апалиха, что неподалеку от Тархан, сегодня остался лишь дивный
парк с прудами. Лермонтов обожает беседы за чаем с тетушкой. Получившая
лучшее в те времена образование, любившая его по-матерински, тетушка
Мария Акимовна часто рассказывает ему о гениальных художниках. Один из
первых своих стихотворных опытов Лермонтов пришлет именно ей. "Когда
Рафаэль вдохновенный, пречистой девы лик священный, живой кистью окончал, - своим искусством восхищенный, он пред картиною упал. (1828
г).



Для обучения в доме будет выделена классная комната. "Обыкновенный курс"
 начальных наук той поры заключается в изучении русской и европейской
литературы, Закона Божия, древней и всеобщей истории, географии,
арифметики и начальной алгебры.



По обыкновению в дом будут приглашены гувернеры. Немка Христиана Ример,
приставленная к барчуку с самого раннего детства, плененный сержант
Наполеоновской армии Жан Капе. Однажды пригласят еще и грека. Но он
окажется сумасбродом и самодуром, при этом греческий Лермонтову будет
даваться туго и жителю самодостаточной страны дадут отставку.



Будут в усадьбе периодически и спецдети, чтобы играть с маленьким
барином. Иногда в войнушку. Оружие деревянное, почти настоящее. Во рву
за теплицей командовать "армадой", будет,само собой, француз Капе. Когда
 в результате условленной договоренности "поддаться", перед Лермонтовым
выбежит из укрытия противный толстый колбяк,  который старше и
задиристее, и, глумясь, надувает лягушек соломинкой у речки, Капе
истошно крикнет:



- Michelle , tirer ! Стреляй, стреляй.

Лермонтов выпрямится, бросит деревянную винтовку и скажет свою роковую фразу:



- Я в этого дурака стрелять не буду.



Мы бредем по усадьбе за голосом экскурсовода. Каждый закуток тут в связи с
 ним.В лощине театр, припорошенный снежком, ряды зеленых скамеек.
Какой-то дед читает со сцены "Дубовый листок оторвался от ветки
родимой". Обе спутницы деда ему хлопают. То ли понравилось. То ли просто
холодно.

Теплица будто вросла в небольшой холм. Ею занимался дед поэта. При
Лермонтове она была заброшена. Опавшие листья на тропе кажутся
ненастоящими, кондитерскими, сахарными.



- Скажите, а это дАли? - выпендривается один из школьников, - указывая на поле через ручей.



Экскурсовод улыбается. Она тоже читала "Заповедник" Довлатова.

Сотрудники усадьбы здесь вообще какие-то не музейные. Без восторженного
глотания гласных и астматического придыхания "руками не трогать". Не
классические тетеньки в очках минус восемь. В них есть та
заразительность рассказа, которая загадочным словом "аура" называется. 
Как они вещают, что теперь есть возможность содержать здесь огромное
количество садовников. Совсем как тогда, в те времена. И недавно впервые
 здесь удалось вырастить редкие цветы, которые покачивались тут на ветру
 при жизни Лермонтова. Говорят, в 90-е, когда еще не было такого
госфинансирования, работники усадьбы специально выращивали поросят, чтоб
 сводить как-то концы с концами. Для них он до сих пор маленький и
живой.



Вот сооружает исполинских снеговиков на привычных снеговиков не похожих,
 и у каждого сто рук. Вот качает раскачивает дворовых девок на качелях,
они визжат. Вот рубиться с бабушкой в карты.



А потом может уйти на этот вот бугор за теплицей. Сидеть и час, и два,
глядеть на плывущие мимо низкие тучи и вдруг внезапно заплакать.



- Чо ж, сирота. Чай, мамку вспомнил, - прошепчет один конюх другому.



Как часто силой мысли в краткий час

Я жил века и жизнию иной,

И о земле позабывал. не раз,

Встревоженный печальною мечтой,

Я плакал; но все образы мои.

Предметы мнимой злобы иль любви,

Не походили на существ земных.

(Отрывок из стихотворения "1831-го июня 11 дня).



Так бывает. Очень редко, конечно, но бывает. Родился человек, а ему на
"жесткий диск" боженька уже записал основные параметры земной природы
человеческой: присвоить, удержать,подчинить. И дал зрение не как у всех,
 в 3 D. Стихи потом будут такими же.  И все земное от этого ненавистно,
спасают лишь звуки небес, полеты в неведомое.



Исследователи творчества Лермонтова от физики утверждают, что некоторые
его стихи, такие, например, как "Сон" не что иное, как "кротовые норы"
во Вселенной. Как будто он знал и умел это делать уже тогда, когда о
теории относительности и о возможности перемещения в уплотненном потоке
пространства-времени даже теории не существовало.



Лермонтов прожил 9782 дня. Каждое его произведение рассмотрено под
сотней микроскопов, обмусолено миллионами лобастых критиков. А все равно
 загадок, связанных с ним и его творчеством уйма, клубок. Он никак не
раскладывается по полочкам. И не понять, например, как одна и та же рука
 одного и того же человека могла написать "Тамбовскую казначейшу"   и
"Дубовый листок оторвался от ветки родимой". Поэт Осип Мандельштам очень
 точно сказал когда-то о нем "Мучитель наш". Может, быть поэтому до сих
пор не существует научной биографии поэта. Хотя, по словам
лермонтоведов,  все документы находятся в открытом доступе. Разве что
многие из них на старо-французском, коим владеют ныне считанные единицы.



Фондовая коллекция музея-заповедника в Тарханах составляет более
пятнадцати тысяч единиц. Подлинных же вещей самого поэта тут не много.
Когда он был убит на дуэли, весь его скарб привезли сюда. Бабушке. А она
 раздала многое родственникам, крестьянам, знавшим его. "На память о
Мишеньке". Мало кто ведал, кого тем июлем убил его "однокорытник", так
сам Лермонтов называл воспитанников Школы гвардейских подпрапорщиков.



В 1976 году, главный хранитель усадьбы тогда, ныне профессор лермонтовед
 Владимир Захаров, проводил инвентаризацию только-только привезенной из
музея дворянского быта, что был под Москвой, мебели. Среди множества
предметов был секретер 19 века. Работники проводили его уборку и вдруг
наткнулись на бумаги. Они принесли их Захарову. Внушительные мурашки
побежали по их спинам, когда выяснилось, что это письма одного из
сыновей Мартынова. Переписка с дочерью Толстого, с секретарем графа.



Свадебные толпы бродят по усадьбе, постройки озаряются вспышками. Снег
валит  перьями. И если задрать к небу голову, шмякается и сползает по
щекам. Как бабочка по лобовому стеклу. Через дыру в ограде за садом к
вечеру мы вылезаем покурить. В луже блаженно принимают ванны гуси.
Мужики ремонтируют уазик. Ударяет колокол. Там, в центре села, у церкви
Михаила Архангела, что построена Арсеньевой и тоже входит в комплекс музея
 -заповедника, начинается служба. Рядом - семейная усыпальница, где
покоятся мама Лермонтова, бабушка, папа и он сам. И дуб у
растрескавшейся стены еще не совсем облетел.


Рецензии
Несколько запоздалая рецензия. Читаю Ваши произведения "с конца".
Очень приятно прочитать и новые сведения и, главное, добрые слова о любимом поэте и писателе. А то в последнее время дорвавшиеся до интернета индивиды столько на него помоев вылили. Никто не спорит, что он не идеален был в быту. Но он гений и этим всё сказано.
А то что до сих пор не разгадан до конца - это же прекрасно. Пусть и следующие поколения россиян откроют в произведениях Лермонтова что-то новое для себя.
И про него никто, лучше Брюсова, в этом контексте, ничего не сказал. Причем так лаконично и емко.

Марк Прохоров 2   24.10.2019 16:12     Заявить о нарушении
спасибо, Марк. Лермонтова люблю. всего. не в смысле, все стихи, а в смысле целиком, со всеми его заносами, выходками. за годы чтения его и о нем у меня сложился свой образ (наверняка неточный, но совершенно начхать, что там и какие на него помои льет. он был живой, в отличие от диванных троллей. хотя они думают по-другому. ведь это же известно еще из древней психологии - то, что в человек обнаруживает гадкого в себе он автоматически переносит на того, кто талантливее, чувственнее, кто фигачит на всю катушку, не оглядываясь. поэтому и подгоняют то, что не понимают под свой шаблон. как писал доктор Чехов, что только не сделает русский человек, чтобы скрыть свою частичную образованность, гнустность, бедность души. нынешняя русская идея, как это не печально, найти в конфетке говно. это разрушительно. но общество потребления шепчет: в стаде лучше, ты прав. не думай, просто покупай. ты этого достоин. я думаю, что это не навсегда. в мире вообще все не навсегда. Михаил Юрич обо всем этом, что я тут накарябал, двести с лишним лет назад писал.

с уважением - В.Л.

Владимир Липилин   25.10.2019 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.