Чудеса обетованные

Что может подарить молодой мужчина девушке?
Впрочем зачем лукавить?
Что может подарить девушке мальчик двадцати двух лет?
Как то у нас не принято вспоминать космическую гонку СССР-США к Луне.
Я много в детстве болел и, сидя за печкой, читал детскую книжку "Луна".
Издательства не помню.
Год издания не помню.
Формат книги такой же, как энциклопедия для бедных родителей бедных детей.
Не Оксфорд. Не для миллиардеров. Но содержание неплохое. Цвет. Страниц сорок текста и рисунков. На полноту и абсолютную достоверность не претендует. Не всегда хорошо вычитана. Но цена позволяет подарить лялечке такую книжку ко Дню рождения. Мал золотник, да дорог!
Вот в таком формате та книжечка и была издана. А я, болезный, страсть читать любил. Видимо так все графоманы. не нюхавшие параши и жившие как на курорте, начинают. Не исключено. Вот я её и читал. В почти курортных условиях. И вот то, что там писалось. запомнил на всю жизнь. Дословно процитировать не берусь. Тем более. что автор, как тот солдат у Кремлёвской стены... Но запало в душу!
Книжечка повествовала о том, как человечество подбиралось к космосу, как Циолковский разрешил загадку о реактивном двигателе и предложил идею многоступенчатой ракеты, как сфотографировали обратную сторону Луны, как промахивались мимо неё, спутницы нашей вековечной, и какие планы у нас и у них. После того. как мы победили в области искуственных спутников, пилотируемого полета Белки и Стрелки и непилотируемого полёта Юрия Алексеевича Гагарина.
Мы как раз в школе зазубривали наизусть фразу:
Я хочу чтобы советский человек первым был на Луне!
I want the soviet man will be first on the Moon! (Excuse me! I have no practice many years!)
И вот в этой книжечке доходчиво пояснялась разница между советской и американской стратегиями достижения Луны. Наша - человека берегущая. Мы будем осваивать Луну автоматическими станциями, техникой. Мы людьми рисковать не будем. А американцы собираются долететь до Луны ("мы то помним. как промахивались аппараты мимо Луны!"), встать на окололунную орбиту (мы то знаем, как это сложно!), с орбиты на маленькой станции - спускаемом аппарате - прилуниться!!! (но мы то понимаем, что это сверхсложная задача и шансов прогореть ой как много!) А потом - Взлететь с Луны и - не смейтесь! - состыковаться с кораблем на окололунной орбите!!! А ведь это невероятно сложная задача!!! Мы то ЗНАЕМ как это сложно!!! И затем на этом корабле вернуться на Землю! И название у американцев для этой программы - Аполлон! - древнегреческий мифический Бог.
Книжечку эту я взахлеб пересказывал бабушке. Ольга Александровна была человеком мудрым и крайне немногословным. И вот она мне говорит: "Конечно у них ничего не получится, Алёша!" А спустя два или три дня чистит морковку, бросает её к большой картофелине и говорит: "Смотри как смешно! Похоже на программу американскую!"
Я понимал, что она болеет за наших, и все мы очень ждали нашей победы в этой гонке. Бабушка умерла за год до полёта американских астронавтов к Луне. Мы перестали повторять зазубренную наизусть фразу. Загнивающие капиталисты совершили то, что по очень убедительным нашим доводам сделать они не могли. Не должны были сделать... Про Кондратюка я узнал намного позже, уже живя на улице его имени.
Но я ведь вам здесь не об американцах рассказываю. Я на самом деле всё это время готовлю вас к самому важному рассказу о себе самом. любимом. И о том, что чудеса обетованные случаются у каждого и, что важнее стократ, у каждой...
Так что может подарить молодой мужчи... двадцати двухлетний мальчик девушке?
После двух лет службы я неожиданно получил десятидневный отпуск. Отпуск домой.Из части на Дальнем Востоке. расположенной в центре Уссурийского края, в самой что ни на есть настоящей уссурийской тайге. Десять дней не считая дороги. Мне были выданы документы и деньги на билеты туда и обратно. Через двадцать часов я поездом добрался до Хабаровска. Из Хабаровска самолетом Ту-104 до Свердловска. И вот я дома...
Вопроса, что делать дальше - не было. Был вопрос, как это "дальше" реализовать на практике. И родился проект, пока я гостил дома у Юры Мещерякова.
Проект был весьма похож на американский проект полёта к Луне.
Я беру чужой документ и по нему лечу в Архангельск на самолёте. В Архангельске я провожу четыре дня и лечу по тому же подложному документу домой. Из дома на самолёте я лечу в Хабаровск. Из Хабаровска в срок добираюсь до своей части.
У проекта были изъяны.
Первый - непонятно, как встретит меня Архангельск.
Второй - как выкручиваться если ситуация сложится неблагоприятно: сломается самолёт, будет погодная задержка рейса, поймают в аэропорту с чужим документом, потеряю документы или деньги... риски я уже тогда начинал считать вполне осмысленно. Сказалась суровая школа Краснодара.
Но на кону была всего лишь одна грешная жизнь. И вопрос решался именно о жизни или о смерти. Юра выдал мне свой студенческий билет. И моя самоволка началась.
Самолётом таким я летел впервые. Уже летал и на Ил-18, и на Ту-104, и на Ли, и на Як-4, и на Ан-2.... А теперь из Свердловска в Архангельск меня вёз Ан-24 с посадками в Перми и в Котласе. Что там ещё за Котлас такой? (Спустя семь лет именно в нём я получу офицерское звание и офицерские погоны. И в нём же расстреляю свой первый ящик патронов из Пм.) В Перми я напишу "Солнечный Странник", встречусь вновь с Димой Дряминым, здесь закончит вуз мой сын Володя, здесь станет работать одна из лучших моих учениц... но пока...
Молодость! Прекрасный повод рисковать башкой и всем, что имеешь!
Так что всё-таки может подарить молодой... совсем мальчик двадцати двух лет девушке?
Вот и Талаги!!! Мой любимый аэропорт на Земле. Мой самый любимый Аэропорт!
Сказочно красив аэропорт Быково. В нём однажды ночью я написал песню: "О эти гавани воздушных каравелл!" Быково - аэропорт современный, умный, рациональный, компактный и очень доброжелательный. Великлепен аэропорт Внуково. Именно в нём я возьму у Карпова автограф после его возвращения из Багио. И он проиграет серьёзное пари одному очень серьёзному сотруднику Спорткомитета России. Именно этот сотрудник и подсказал мне, как встретить Анатолия Евгеньевича в этом аэропорту. Не забудем, что это один из величайших аэропортов мира! А как изящен аэропорт Шереметьево! Нет, я не буду перечислять все московские аэропорты. Вспомним добрым словом шикарный аэропорт Пулково в Питере. Есть в нём своеобразное очарование и немая красота. Он всегда звучит во мне, как вальс Штрауса! Легкий! Изящный! Эффектный!! Простой и незатейливый мотив так и тянет танцевать! Академический аэропорт Борисполь всегда напоминает мне зимнюю мою экскурсию в Киев в 1981-ом году! Аэропорт трёх прекрасных совершенных незабываемых дней. В нём чувствуется мелодика Полонеза Огинского. А как заманчив аэропорт Хабаровска!!! Как невероятен аэропорт Абакана! Как притягательно Кольцово Екатеринбурга.... А Тюменские аэропорты, особенно Рощино... Рощино вообще у меня ассоциируется с группой Биттлз. А аэропорты Нижневартовска и Урая, Когалыма и Советского.... Адлер - аэропорт моего краснодарского детства. А яблочные аэропорты Башкирии и Челябинска! Но Талаги - это больше чем аэропорт. Талаги - это страна чудес, это аэропорт 31-го февраля (этот день придумала моя Дашенька!)
Тогда я впервые приземлился в Талагах. Серое, свинцово-серое, туманно-серое небо низко висело над аэропортом и в последний момент мы увидели землю. А так шли на посадку в клубах рваного тумана. Вот так же висели выпущенные шасси над домами в Перми и в Котласе. Тогда эти аэропорты я не воспринимал, как несбыточную мечту. Всё настоящее понимаешь гораздо позже!
Выбравшись на автобусную остановку я простенько первым же автобусом доехал до поворота на Гагарина. И здесь узнал, что до Ильича можно доехать трамваями с пересадкой. Сначала переехал Кузнечевский мост на первом номере. Дождался четвёрки. Поздний вечер. Дождь. Туман. Я еду сюрпризом. Я возникну внезапно. Я появлюсь из ниоткуда. Я просто появлюсь. На четвёрке я миновал Соломбалу с её каналом для постройки судов, миновал тот - будущий наш роддом. где и родятся и Володя и Светлана. Мы пересекли огромное поле с заводом на горизонте, поднялись по путепроводу над железной дорогой, спустились по большой дуге вниз. Я вышел около заводоуправления на разъезде. Дорога была одноколейной и на ней имелись остановки-разъезды. Вот на таком я вышел. Трамвай ушел в надвигающуюся ночь. Я стоял на остановке и от случайного прохожего узнал, что Ильича на остановку дальше. Если бы я знал. что это через сто пятьдесят метров!!! Но я этого не знал. И добросовестно ждал следующей четвёрки. Стоял туман. Накрапывал дождь. Я дожидался трамвая. Дождался. Сел. Проехал эту остановку и вышел. Всё! Передо мной была улица Ильича. Мне - почтальону со стажем - не составило труда пробежаться и отыскать тридцать третий дом. А в нём третий подъезд. А в нём - третий этаж. Вот она - эта дверь. И за нею ...
Что же может подарить двадцатидвухлетний мальчик девушке?
Дверь открыла не она, а другая девушка, совсем девчонка.
- Мне бы Любу... - робко сказал я.
Осмотрев меня критически - я был тоньше рябинки, стройнее берёзки, худой-худой... - она спросила: - Вы из Свердловска? Тот самый Алексей?
Я кивнул.
- Она здесь, недалёко, у подружки, - сказала девочка.  - Я сейчас её приведу! Мигом!
Что же может он ей подарить?
Она поднималась по лестнице снизу, смеясь и смущаясь.
Что?
К фото, присланным в часть, она не имела ни малейшего отношения. Она стала ещё красивее, по сравнению с той, которую я видел в Свердловске перед призывом.
- Привет! Это ты?!
- Привет...
- Ну заходи...
Сначала я скажу.
- Ну...
- Выходи за меня замуж. Завтра пойдём в ЗАГС. Хорошо?


Рецензии