Зеркало

Зеркало
Потускневшее от времени, среднего размера старинное зеркало висело почти у входа под некоторым углом, что при его небольшом размере позволяло, стоя перед ним, рассмотреть себя в полный рост. В нем отражалась почти вся комната. Стройная девица с приятными чертами лица остановилась перед своим отражением, шпилькой заколола повисшую каштановую прядь, собрав волосы в прическу. Одетая в нарядное вязаное платье розового цвета и в туфлях, она виновато улыбаясь, смотрела на девушку лежащую на тахте.
— Как же мне оставить тебя одну, Софочка? — кареглазая красавица повернулась лицом к ней.
— Катя, ты очень хотела пойти на свадьбу подружки.
— Тебе днем опять стало плохо.
— Все, что мне понадобится, ты положила рядом со мной, не переживай, иди. Я зря торопилась с вязанием? Хотела закончить как можно раньше, чтобы моя сестра красовалась на празднике. Хоть на время забудь обо мне, — Софья смотрела с улыбкой. Ее лицо лучилось необычным безмятежным светом.
Катя подбежала к Софье, обняла и поцеловала.
— Ты не обидишься на меня, если я пойду веселиться? Я постараюсь возвратиться пораньше.
— Нет! Не надо спешить, отдохни, потанцуй за себя и меня. Поклянись, что не будешь торопиться домой, — Софья говорила серьезно.
— Хорошо, клянусь. Спасибо тебе, что отпускаешь с легким сердцем.
Вернувшись к зеркалу, Катя критически осмотрела себя, полюбовалась нарядом.
— Софочка, волшебница!
— Красавица! Ты будешь в центре внимания. Удачи тебе!

Катя взяла в руки завернутый в бумагу подарок и быстро вышла на улицу.
«Ах, Софочка, почему судьба жестока к тебе? Родилась калекой. Прости, Господи! Ангельская душа, за что ей такие страдания?
Ухожу веселиться, а она будет скучать одна. Как это несправедливо! Сестричка вязала много дней и ночей. Какое платье получилось — чудо воздушное, нежное, легкое! У моей сестренки руки волшебницы.
Ноги слабые, взамен Бог даровал ей золотые руки — чувственные, ими лечит людей.
Раньше я хотела похвастать нарядом в надежде, что кто-то закажет для себя.
Зарабатывать за счет здоровья сестры? Нет! Мне теперь стыдно за такие мысли.
Сколько ей осталось? Как-нибудь заработаю нам на жизнь.
Веселиться! Сегодня прочь грусть и печальные мысли!».

Когда Катя зашла в дом подружки, невеста нервничала и смущенно улыбалась.
— Опаздывают. Вдруг он передумал? — прошептала невеста.
— Зря переживаешь. Он так долго тебя добивался.
— Я хорошо выгляжу? Кажется, с щеками что-то случилось. Может прыщи выскочили? Они все время горят.
— О тебе говорят и он часто вспоминает — ждет не дождется минуты, когда останется с тобой наедине.
— Правда? Ты так думаешь?
Катя уверенно кивнула, обе рассмеялись.

В самый разгар веселья Катя почувствовала, что мерзнет, даже быстрый танец не согревал ее.
«Как я могла забыть шаль? Софья меня предупреждала, что ночью будет холодно, а веселье только началось. Уйти? Пойду за шалью и вернусь. Я еще не танцевала с Мироном, а так хочется».

Их маленький домик находился на окраине большого села, а свадьба гуляла в центре. Чтобы согреться, Катя почти бежала до дома, остановилась у входа, глубоко вдохнула воздух в легкие, тихо открыла дверь и вошла.
«Как там Софья, не спит? — ее взгляд упал на зеркало, глаза округлились от удивления, она остановилась: — Где я?».

В зеркале увидела комнату преображенной. Центр помещения занимал накрытый белой скатертью стол, заставленный разными кушаньями. За столом сидели люди в белом, ели и пили вино, веселились. Но не это поразило Катю. Больше всего ее удивила Софья. Она не сидела сгорбившись, как обычно, на тахте под одеялом. Убранная постель была накрыта покрывалом, а Софья в белом длинном одеянии танцевала с кем-то, взявшись за руки. Все плясали без музыки или музыка звучала в их душах?

«Может, я оглохла? Ничего не слышу, но всё отчетливо вижу».
— Ах! — потрясенная Катя непроизвольно всплеснула руками и хлопнула в ладоши.
Все обернулись и посмотрели на нее. Софья недовольно сдвинула брови. Почему-то Катя боялась оторвать взгляд от зеркала.
— Кто у тебя? — еле слышно спросила Катя.
— Это мои братья и сестры, — ответила Софья и сердито добавила. — Ты поклялась, что вернешься не скоро.
— Я забыла шаль, — пролепетала Катя, глядя на сестру в зеркало. — Холодно, я замерзла.
— Шаль на крючке у зеркала, возьми и забудь все что сейчас тебе показалось, — Софья будто гипнотизировала сестру. — Не смей кому-либо рассказывать!
Катя кивнула неуверенно, схватила шаль и бросилась вон из дома. Укутав плечи, посмотрела на единственное окно. Казалось, внутри горит свеча и ни одной тени.
«Они исчезли или у них нет теней? Софья ушла в зазеркалье? — Передернув плечами от испуга и неопределенности, Катя поспешила на веселье. — Никому нельзя говорить об этом — меня сочтут сумасшедшей или сестру назовут ведьмой. Не знаю, что хуже».

Свадьба шумела и веселилась во всю, как всегда, на торжество пришло всё село.
— Почему задумчива и мало танцуешь? — к Кате подошел высокий зеленоглазый парень с каштановыми кудрями.
— Не приглашают, Мирон, — смутилась скромница.
— Сейчас исправим недоразумение, — парень взял ее за руку и повел в центр танцующих.
Кружась в танце, она забыла о Софье и ее странных гостях.
— Не устала? — после нескольких быстрых танцев к ней обратился кавалер. — Выйдем, погуляем.
Сердце Кати скакало от танцев или от волнения. Парень не отпускал ее ладонь ни на минуту.
— Ты мне нравишься, — она услышала жаркий шепот в своем ухе, — идем со мной.

Парень уводил ее в сторону своего жилья.
— Не надо, — тихо попросила скромница, нас могут заметить другие гости с пиршества.
— Так хорошо с тобой, не хочу расставаться.
Кавалер завел ее в сарай и посадил на сено.
— Здесь тихо, тепло и никого нет. Скажи, тебе хорошо со мной? Если нет, я провожу тебя домой.
При упоминании о доме Катя встрепенулась.
— Посидим здесь, но недолго.
Мирон нежно обнял ее за талию:
— Ты сегодня красивее всех.
— Это из-за платья, его Софья связала.
— Нежная роза, — ухажер поцеловал ее в шею и потянулся к губам.

«Он красив, избалован вниманием девушек, лучше сбежать от него пока непоздно, но там у Софьи люди в белом. Что же делать?».
Прокричал петух.
— Ох, мне пора, скоро селяне начнут выводить коров.
— Ты мне не доверяешь, потому и бежишь от меня.
— Я бедна, моя сестра не здорова, ты погулять хочешь, — Катя освободилась от его объятий и вышла из сарая.
— Провожу тебя.
«Хоть бы гости Софьи ушли или исчезли. Свидетелем чего я стала?».
В окне было темно и Катя успокоилась.
— Скажи мне спокойной ночи, — попросил ухажер.
— Уже доброе утро, — она метнулась к двери.

Софья спала. Катя тихо прошла к своей кровати и упала в постель. Ей снились гости Софьи, Мирон, свадьба...

Весь день Катя порывалась поговорить с сестрой, но та не давала ей заговорить о прошедшей ночи. После ужина, закончив домашние дела, Катя присела возле сестры.
— Софья, объясни мне, что я видела?
— Когда? Вероятно, под впечатлением свадьбы что-то себе вообразила. Лучше расскажи, как отдохнула. Знаю, что танцевала с Мироном. Он тебе нравится?
— Откуда знаешь?
— Мирон хороший парень, не сомневайся, ты его очаровала. Что ж, значит я могу быть спокойна за твое будущее. Сядь ближе, хочу положить голову на твои колени.
Катя гладила голову сестры, та закрыла глаза и задремала.
— Обещай мне! — вдруг воскликнула Софья. — Обещай мне, нет, лучше поклянись!
— О чем ты? Объясни.
— Сначала поклянись, что выполнишь!
— Но я не догадываюсь, о чем речь.
— Я скоро умру. Не засыпай меня землей, не засыпайте мою могилу.
— Глупости какие, мы с тобой еще долго будем жить.
— Боишься не сдержать слово, ладно, иди в свою постель.
— С тобой все в порядке?
— Да, Катя, иди спать. Будь счастлива!
— Спасибо, Софочка, за доброе пожелание! Если тебе что-то нужно, скажи.
— Спасибо, ты добрая!
Катя поцеловала сестру в лоб и пошла к своей кровати.

Ее сон был тревожным, ей чудились гости Софьи, они мелькали в комнате, суетились и исчезли.

Катя проснулась от крика петуха и посмотрела на постель Софьи, поза сестры ей показалась неестественной. Катя стремительно встала и подошла к тахте, дотронулась до лба больной — ее пронзил холод. Вздрогнув от страха, она попятилась назад. Надев халат и туфли, выбежала из дома.
«Неужели Софья умерла? Скорее к бабушке».

Бабушка жила по соседству у сына. Катя не рискнула постучать в дверь, лишь раз стукнула в окно.
— Что-то с Софьей? — старушка впустила внучку в дом.
— Да, она холодная, — зубы Кати стучали от холода или страха.
— Останься здесь, я сама управлюсь, — бабушка уложила ее в свою кровать.
Постель оказалась теплой или старушка строго приказала, но внучка уснула, и проснулась от лучей солнца, ласкающих губы и подбородок.
«Ах, как стыдно! Следует бежать домой, может, там нужна моя помощь».

Бабушка перехватила ее у входа в дом.
— Куда? Хотя... можешь уже войти, мы закончили. Молодец, что о платье позаботилась.
— О каком платье говоришь?
— О том, что лежало рядом с ней, мы надели на нее. Можешь зайти и посмотреть. Она спокойна, словно спит.
Катя нерешительно подошла к постели Софьи. Сестра лежала с ангельски выражением лица в белом одеянии.
«Ах, это то самое одеяние, в котором она танцевала! Наверно, я не спала вовсе и ее гости опять приходили».

Всё произошло за очень короткое время, словно родственники давно ждали смерти Софьи. Гроб сколотили в то же утро, днем похоронили.
«Нехорошо как-то получилось, словно спешили избавиться от нее. Как мне жить одной? Бабушка решила пока ночевать у меня».

Постельное бельё Софьи сожгли до похорон. На тахту сели родственники, пришедшие проводить усопшую в последний путь.
Наконец, вечером они остались вдвоем — бабушка и Катя.
— Ты вроде опять осиротела, но так лучше. Софья мучилась и тебе счастья не было. Она падучая была, замучила тебя припадками. Скоро жениха тебе найдем. Ты красивая и работящая девушка.
— Не надо об этом говорить сейчас.
— Да, ты права, прости меня, глупую старуху.

Едва рассвело, к ним настойчиво постучали.
— Кто в такую рань пришел? — бабушка открыла.
— Простите за вторжение, — на пороге стоял сторож кладбища, — дело срочное, не хотелось бы огласки.
— Входи, рассказывай, раз срочное дело.
— Могила Софьи пуста, — виновато пробормотал черноволосый мужик с бородой.
— Как пуста? — старушка растерялась, потом засуетилась.
Сторож, бабушка и Катя поспешили на кладбище.

— Я не думал, что могилу надо охранять. Вы не богаты, все заметили, что у покойницы нет украшений. У селян на виду она лежала в простом одеянии. Сейчас у края ямы стоит пустой гроб.
Возле разрытой могилы стоял могильщик. Старушка придирчиво оглядела соседние плиты.
— Вы сами выбирали это место, — обиделся сторож. — Почему не верите мне? Нам что делать нечего с утра пораньше могилу рыть за просто так?
— Что же нам делать? — бабушка стояла в недоумении.
— Закопаем пустой гроб, будто ничего не случилось, — предложил сторож, — иначе лишние разговоры пойдут. Зачем вам?
— Какие разговоры? — рассердилась старушка.
— Может, она ведьма, раз исчезла из могилы.
— Не болтай глупости! Засыпай гроб и не болтай лишнее в селе.
— За просто так?
— Придешь, дам вина, — голос бабушки звучал твердо.

В доме Катю ждал сюрприз: под зеркалом лежала куча чёрной пыли.
— Бабушка, подожди во дворе, я уберу мусор.
— Покажи, что вымела, — старушка внимательно посмотрела на пыль. – Зарой под ногами. Пусть люди затопчут злые чары.
Внучка выполнила, как велела бабушка, и вошла в дом вслед за ней.
Вместо зеркала обнаружила толстое стекло в раме.
— Краска осыпалась, — пояснила пожилая женщина. – Осталось обычное стекло, можно использовать в хозяйстве. Попрошу сына унести его в сарай.
— Расскажи, откуда зеркало. Ни у кого в нашем селе нет такого большого в резной рамке. Видимо, богач подарил, — девушка уселась рядом со старушкой.

— Всё позади и рассказать можно. София была младенцем. Никакой хвори за ней не замечали. Как-то вечером к дому подъехала арба. Чужак попросился на ночлег. С ним была его жена. Сама знаешь, как у вас тесно, но твой отец не отказал. Гости спали на тахте, — рассказчица вздохнула, и продолжила:
— Утром мужик внес зеркало и сказал:
— Мне нечем заплатить вам за добро. Примите от нас этот предмет. Нам далеко ехать, трудно будет довезти вещь целой. Боюсь разбить. Зеркало нельзя разбивать – принесет несчастье. Берегите его.
Они уехали, я шла в ту сторону. Некоторое время арба маячила перед глазами и словно растворилась в воздухе.

Сын меня встретил хмурым взглядом:
— Мне не понравились чужестранцы. Колеса у арбы необычные – ни из дерева, ни из железа. Одеты иначе и подарок не вызывает доверия.
Он как в воду глядел: с ребенком случился припадок.
— «Чужаки внесли в наш дом несчастье», — перед смертью сказала твоя мать.
Девочке не было семи лет, она исцелила щенка руками. Соседка подглядела и проболталось. Селяне поверили, что ребенок снимает хворь и лечит раны.

Старушка надолго замолкла. Катя задумалась.
— Может, душа Софьи была из другого мира. Говорят, что к нам попадают для искупления тяжких грехов. Исцеляя других, она лечила свою душу. Вероятно, к нам на арбе приезжали ее родители, — докончила рассказчица.

Катя вспомнила ночных гостей сестры, их веселье.
— Может, Софья ушла к своим. Несчастье покинуло твой дом, внученька.


* История подлинная, произошла в 1946 году в маленьком селе, которое ныне осталось на дне водохранилища. Имена вымышленные, потому что настоящие забыты. Было зеркало или нет, кто знает?
Селяне предпочли не предавать происшествие огласке, иначе могла пострадать Катя. В тот год по разным причинам много семей из Армении сослали в Сибирь. Люди смогли вернуться после смерти Сталина. Моей маме историю рассказала селянка в 1958 году. После смерти вождя люди не боялись сплетничать о подобных случаях.


Рецензии
Интересно так, а где продолжение можно прочитать?!

Татьяна Никитина 9   06.02.2018 15:57     Заявить о нарушении
Продолжения нет - эта история подлинная, послевоенная. Односельчане постарались забыть о ней.
Простите, если я вас запутала.
Сам конкурс вызвал во мне интерес и я тогда написала рассказ, который два года спустя стал началом главы в романе "Столкнешься с любовью".

Карин Андреас   06.02.2018 20:01   Заявить о нарушении
Да, продолжение есть! Но, погодите сама суть не раскрыта. Согласна, история перешла в красивый роман,но опять же без элементов: зеркало,танец,гости, просьба главной героини и ,а что если все таки включить все это в новый роман
Давайте,я несомневаюсь у Вас все получится!!!

Татьяна Никитина 9   06.02.2018 20:31   Заявить о нарушении