ЕЩЕ РАЗ О СНАХ

ГЕОРГИЙ ПРИХОЖИН
статья

ЕЩЕ РАЗ О СНАХ
Что такое сны? Можно ли встретиться во сне с умершими близкими (с их душами)? Как можно отличать сны праведные с точки зрения православных воззрений, от дьявольских? Наконец, можно ли считать некоторые сны результатом встречи наших душ с бесплотным (духовным) миром, или это – воспоминания, переживания от земной жизни человека? Попробуем рассмотреть эти вопросы с позиций Православия, и с учетом опыта православного христианина, т. е., моего опыта. При этом будем исходить из основных православных утверждений: кроме видимого мира, созданного Богом, существует духовный, Им же созданный мир ангелов (1) и взбунтовавшихся против Бога ангелов – бесов, во главе с сатаной; человек – существо сложное, имеющее материальное тело, невидимую и связанную с сердцем душу и дух; душа и дух бессмертны и в момент смерти тела покидают его и попадают в одну из духовных областей в зависимости от состояния души в момент смерти (2). Факты, подтверждающие существование вещих снов, посылаемых человеку Создателем, приведены в Священном Писании ( сон Навуходоносора, расшифрованный пророком Даниилом) (3).В многочисленных описаниях снов святых приведены сны, в которых им являлась Божья Матерь и даже Сам Христос (Серафиму Саровскому – Божья Матерь, Паисию Великому – Господь). Эти факты подтверждают пророчество пророка  Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (4). То есть, для чистой, святой души возможны сны в виде «зрений» и «откровений». В православной литературе приведены многочисленные факты явления во сне усопших близких, их предсказаний будущего, их просьб, их наставлений. Приведу некоторые из них.                Н. Е.Н. Пестов (5) описывает один случай: ведущему распутный образ жизни сыну приснился покойный отец и предсказал ему день его смерти, если сын не изменит своего поведения. Тот не поверил сну и в предсказанный день устроил разгульную вечеринку. На этой вечеринке сына поражает апоплексический удар… Там же описывается случай с архиепископом Лукой  Войно-Ясенецким. Когда он служил епископом в Енисейске, ему надо было рукоположить в сан иеромонаха одного из монахов. Когда тот увидел епископа, то остолбенел. Оказывается, во сне десять лет назад он видел сон,  в котором его рукополагает святитель Лука! А тот был в это время всего лишь знаменитым хирургом… Еще один случай со святителем Лукой (6). Его сестра жила во флигеле его дома. Он вздремнул и проснулся, почувствовав какое-то дуновение у лица и поцелуй на щеке. Как оказалось, в этот момент умерла сестра… В (7) приводится  разговор Толстого с умершим сыном, сын говорит: «Хорошо мне, лучше, чем у вас. А у вас я часто бываю, все около вас. Я все почти один, только Мария Магдалина со мною бывает. Иногда мне скучно». – «Когда?» -«Когда плачут обо мне. А меня утешает, когда обо мне молятся, когда дают бедным за меня». Пророк Исайя, описывая судьбу вавилонского царя, говорит, что души в аду, увидев царя, удивились, что  он так низко пал (Исайя 14, 9-12).                Еще несколько примеров о встрече усопших с людьми обыкновенными. Одному человеку приснился товарищ умерший и говорит: «Я жив, хоть и умер, умер и жив – все равно». Другой умерший в сороковой день явился другу, который молился за него, и благодарил за молитвы и за милостыни. Потом попрощался  и сказал: «Скоро увидимся». Через два дня друг умер… Невеста умершая, во сне явилась неверующему жениху и говорит: «Ты не веришь, что за гробом есть жизнь, вот, я явилась тебе, смотри, я жива, даже целую тебя. Верь, мой друг, что со смертью не прекращается жизнь человека». Он поседел за эту ночь и стал верующим христианином… Еще один случай: у князя Долгорукого, посланника России в Пруссии, умерла жена. Он впал в уныние, начал выпивать. И во сне ему явилась жена, она стала укорять его и просила вернуться к достойному образу жизни ради шестерых их маленьких детей. Она также сказала, что союз их не прерван, не надо грустить, и, если он будет вести достойную христианина жизнь, они смогут навеки соединиться на лоне Авраама. После этого он стал праведником. Интересный случай описан в (8). У чиновника, женатого во второй раз, пропали вещи на большую сумму. Он отправил на молебен вторую жену в С.-Петербург, а сам заснул и видит: открылась дверь и вошла первая, покойная жена со свечой и поздоровалась с ним. Сказала, что знает о его несчастье и пообещала помочь пережить это горе, успокоила его тем, что не сердится на него за вторую женитьбу, что посещает детей ( это подтвердила служанка, видевшая ночью женщину, склонившуюся над постелью детей и похожую на первую жену чиновника). Мало того,  на лежанке остался воск, который капал со свечи, бывшей в руках покойной! И очень важный момент в этой встрече – покойная поблагодарила бывшего мужа за то, что он молится за нее…               
   Много описано фактов явления умерших  родным и близким, с просьбой их поминовения и молитв о них (8). К прихожанке явилась во сне, как ей показалось, ее покойная сестра. Но та говорит ей, что она не ее сестра, а сестра мужа и просит помолиться за нее. Утонул монах, братия пыталась его спасти, но не смогла. Через время он явился одному из братии и попросил, чтобы вся братия помолилась за него. Одному человеку приснилась убегающая от преступников женщина, она ушла в стену комнаты. Там оказались лежавшие пятьдесят лет человеческие кости, их отпели.
   Сам факт того, что человек, в виде души, не умирает после смерти тела, неоднократно подтверждается в Священном Писании: например, во время Преображения Христова на Фаворе явились Моисей и Илия, и беседовали с Ним (9). Блаженный Августин говорит  о явлении умерших и замечает, что часто в храмах, где похоронены умершие, слышен был шум и пение, часто видели входящих усопших в дома, где они жили на земле. Также он признает, что часто умершие люди являлись живым с просьбой о должном их погребении (10). В (11) говорится, что в загробной жизни брака уже нет (об этом говорил и Спаситель в Евангелии), но пол будет сохранен, останутся духовные отношения, начатые на земле, у родных, супругов. Ведь духовные отношения супругов определены Самим Богом.               
   Какова природа снов и как относиться к ним православному христианину? На эти вопросы пытаются ответить святые отцы и православные писатели, ссылаясь на Священное Писание и на Священное Предание, а также на свой опыт. Рассмотрим некоторые высказывания на этот счет. В (5) автор исходит из того, что душевная жизнь не прекращается и во сне, только во сне отнята наша воля по отношении к телу, а сознание заменяется подсознанием. Часто во сне проявляется ничем не скрытая сущность нашей настоящей личности, об этом говорит о. Александр Ельчанинов. Конечно, присутствуют чисто психологические моменты, есть влияние нашей физиологии. Иначе говоря, содержание сна зависит от чистоты нашей души во время сна, т. е., характер снов соответствует духовному состоянию души (5). Он считает, что для людей имеет смысл не придавать значения снам и ссылается на правило святых отцов ( не принимай и не отвергай).  
   Здесь же приводится мнение Феофана затворника, который считает, что сны есть отпечаток «произвольных размышлений и мечтаний» и не могут иметь какого либо значения. Кроме того, демоны имеют доступ к нашим душам и могут предлагать нам ложные сюжеты, вплоть до явления их в виде ангелов света. Хотя, он и не исключает возможности благостных снов для подвижников веры, и очень редко. При этом он ссылается  на слова Иоанна Лествичника: «Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и суд». Приведу еще несколько мнений о сущности снов и об отношении к ним, рассмотренных в (5). Так, священ. Григорий Дьяченко считает, что есть и такие сны, «которые имеют значение для нас и на которые надо обращать внимание», приводит  пример с Иосифом, сыном патриарха Иакова, объяснившего сон фараона. Архиепископ Иоанн ( Шаховский) подчеркивает, что чисто научными методами нельзя объяснить происхождение снов и разделяет сны на три категории: суетные, духовные устрашающие и отягощающие, утешающие и предвещающие. Автор (5) высказывает свое мнение об отношении ко снам. Не  на все сны нужно обращать внимание, т. к. большая часть снов отражает возбужденное воображение человека. В то же время, не все сны  нужно «презирать» (сон Иосифа, сына Иакова). Если сны побуждают вас к добру, удерживают от зла, можно считать эти сны перстом Божиим, считает он. Он также обращает внимание на необходимость быть осторожным  при истолковании снов, прибегать для этого к помощи святых.  
   Мне хочется поделиться своим скромным опытом явления многочисленных снов, связанных с моею усопшей супругой и их истолкованием. В нашей многолетней супружеской жизни я много неприятностей доставил своей супруге, вплоть до смертных грехов, и не понимал своей греховности, будучи мало верующим, хотя и крещеным. Но, вот, заболела моя сопутница-помощница, и начал я потихоньку избавляться от своего эгоизма, невнимания к жене, стал молиться о ее здравии, переживать искренне о ее возможной кончине… А после ее кончины «ум мой повернулся» к Господу, я понял, как я ее люблю, ее одну, и сердце мое заполнила тоска, вытеснившая греховные помыслы, душа моя достигла высокой степени чистоты. Я стал регулярно ходить в храм, искренне покаялся в своих грехах, возненавидел их. Душа моя жаждала встречи с супругою, и встречи, как я думаю, по воле Божией, стали происходить – во снах… Первый сон приснился мне уже в девятый день после ее кончины. Мы вместе с ней летаем в районе нашего дачного участка, где проводили замечательные дни и ночи вдвоем, с нашими внуками, - счастливые пенсионеры! Чувствую жену, как светлое, полное нежности и любви, любви духовной, облако. Не разговариваем, но обоюдное чувство духовного единения и любви сильнее и значительнее, чем любые слова. При этом, степень высоты и силы моего чувства (и ее, я это ощущаю безо всяких слов) несравнима с самыми сильными моими переживаниями земными! Я тоже не вижу своего тела, а понимаю себя, как облачко… Потом слышу ее  «слова», но не могу разобрать, они «звучат» тихо. Прошу повторить и слышу: «Будем жить сначала…». Опытные христиане объяснили этот сон так: она хотела сказать, что для нас обоих начинается новая жизнь, у нее – небесная, без тела, у меня  - пора покаяния, молитв, искупления грехов, своих, молитв обо всех усопших, в первую очередь, за нее… Через две недели, когда душа ее находится в местах мучения грешников и Господь показывает ей муки их, снится второй сон. Теперь я знаю, что под видом усопших могут являться и бесы, и сотворяю во сне Иисусову молитву и крестное знамение, - проверить, не бесовской ли это сон. Снится: мы с внуком на балконе своей квартиры (третий этаж), видим супругу, идущую под балконом вдоль дома, с палочкой. Лицо у нее опухшее, красноватое, как в последнее время перед кончиной. Радостно кричим ей: «бабушка!». Но она  недолго смотрит виновато-печальным взглядом на нас, опускает голову и идет дальше, не заходя в дом… Сон объясняю себе так: палочка, с которой  она идет, - ее грехи,  которые предстают ей в эти дни блуждания по адовым местам и не позволяют подняться к нам…

   Через несколько дней снова сон, да это и не удивительно. После кончины жены я понял, как она мне дорога, как я ее люблю, ее единственную из женщин, эта осознанная любовь и душевные страдания помогают мне сохранять чистоту души своей и видеть ее часто… Прячемся с нею от женщины без лица, в черном одеянии (смерть?). Мы в помещении, похожем на храм – двери с рисунком, двустворчатые, похожие на Царские Врата в храме. Женщина ищет нас, но мы закрываем перед ней двери, и она не может попасть в помещение. Смысл сна очевиден: только Церковь Христова и Господь могут защитить нас от вечной смерти. И сразу – следующий сон. Мы идем с нею, чувствуя небесную нежность друг к другу. Мне нужно идти в библиотеку, жена тихо, робко трогает меня за рукав: «Может, останешься со мной?». Но я не меняю своего решения и ухожу. Понятно, что в эти дни посещения адовых мест ей хочется быть со мной, делить свои страхи и судьбу… Но, видно, Господь не считает нужным забирать мою душу из тела сейчас, так думаю я… Как подарок мне, - в ночь на сорок первый день кончины супруги она снится мне вновь. Вхожу в спальню и вижу ее лежащей в купальнике на кушетке. Ее неодетость меня смущает (не бесы ли?), и я творю крестное знамение. Нет, не исчезает, а я чувствую нежность духовную, присаживаюсь и целую безо всякой плотской нечистоты ее коленку. Четко вижу и тело, и лицо ее , молодое, лет в тридцать.  Особенно обращает на себя внимание золотистый оттенок кожи. Показывает мне, что новое тело будет другого состава?.. Она улыбается и нежно спрашивает меня: «Где ты был? В библиотеке?». Отвечаю искренне: «В библиотеке, неужели ты до сих пор не веришь мне?!». Опять целую ее, она улыбается, успокоенная. Вспоминаю, что перед ее кончиной ходил в библиотеку, подбирая исторический материал для написания своей книги. Наверное, в душе ее шевелились тогда сомнения, не кроется ли под словом «библиотека» какое-нибудь  греховное действие… Знающие христиане подсказали, что оголенность жены -  признак незащищенности, отсутствия подаяний ее при жизни земной… Наверное, Господь напоминал мне, чтобы я восполнил этот пробел…
    Не буду описывать все сны, связанные с моей усопшей сопутницей-помощницей, только подчеркну, что многие из них бывали по важным датам в нашей земной жизни, или духовно значительным. Смысл снов, происходивших в дни нашего рождения, ее кончины, дни ангела, в большие церковные праздники, время очередного заказа сорокоуста для нее, начало постов, - как правило, напоминание о важном для нас с нею, просьбой, напоминанием о помощи духовной, необходимости молиться за нее. Иногда – напоминание мне о важности духовного старания. Вот, один из таких снов: сначала она в больнице, в уголке между кроватями, и я вывожу ее оттуда, потом она за перегородкой из оргстекла, просит освободить и получает мою помощь. В нескольких снах она напоминает за день, за два об окончании сорокоуста, когда я забываю об этом…  Тут же сон, где получаю от нее указание как оформить ее поминовение, этот сон – за три дня до ее рождения. Во всех снах обращаюсь к ней с нежными, небесной чистоты словами, любовью, она одобряет меня ответно-нежно. Бывают сны, где я проявляю страстность, она сразу же прерывает мои действия, или исчезает. Таких снов, со смыслом, намного меньше, чем снов, связанных с воспоминаниями и обусловленных, как мне кажется, чисто физиологическими причинами, памятью.  Бывают сны глубокого духовного содержания, как, например, этот. Мы с женой в каком-то учреждении, собрались уходить, и я обнаруживаю отсутствие на мне обуви. Я оставляю ее на время и сам иду искать обувь, сон обрывается, Смысл сна великий: без обуви, - значит, вдовец. Но пока мы были вдвоем, обувь была. Значит, можно надеяться, что Господь признал наш брак, а теперь я один и должен «искать обувь», т. е. трудиться во имя Божие, чтобы заработать нам с нею небесный союз после моей кончины… Этот сон – одобрение моей верности супруге как вдовца… Сон приснился в ночь на день моего рождения. Или еще сон о супружестве, - мы с нею среди сотрудников, разговариваем. Я говорю: « Мы хорошо прожили жизнь на земле», обнимаю ее духовно, и она отвечает: «Да, хорошо». Т. е., она согласна со мной и простила мне все мои грехи и неприятности, которые доставлял ей при жизни. Несколько снов ставят меня перед выбором: не хочу ли я уйти к ней, моей любимой жене? Например, такой. Мы идем с нею в обоюдной нежности небесной, но мне нужно идти по делам.  Она просит остаться с нею, на мгновение я сомневаюсь, понимая ее предложение как призыв уйти из земной жизни… Но этого мгновения достаточно, чтобы  она, а раньше Господь понял мое сомнение. И я просыпаюсь… Один из снов вызывает недоумение, он связан с кончиной нашего сына, его гибелью… Жена снится мне на следующей неделе после смерти сына, радостная, в красивом светлом платье. Я обнимаю ее, она отвечает мне духовно. Удивляет меня ее веселый вид и место, где мы находимся, это поселок под Сальском у водохранилища.  Сюда мы приезжали с братом и четырехлетним сыном на рыбалку к знакомым, отлично провели время. Получается, радость супруги связана с сыном, его кончиной… Не сразу я понимаю странную причину радости супруги, ее души. Это здесь, на земле смерть близких вызывает печаль, слезы, хотя это  и неправильно, ведь земная смерть – начало жизни вечной. А душа жены радуется тому, что еще одна родная душа вырвалась из плена плоти…        Еще один сон, подтверждающий, что во сне именно ее душа  встречается с моей. Мы на даче, я обнимаю жену плотски, и при попытке обнять часть тела, по мере моих объятий последовательно части ее тела исчезают, а потом исчезает и она… В ночь под мое семидесятилетие мы с женой в комнате, из трубы течет вода, я затыкаю течь, а сам плачу о своих грехах, она меня успокаивает. И вдруг вижу молодой сосновый лес (как на ее родине, куда мы часто ездили в отпуск)… И еще сон, связанный с церковными событиями. В ночь первого дня Великого поста – мы с супругой вместе, живем в общежитии. Мне надо уходить и я оставляю пятьдесят рублей ей на расходы (обычно я трачу при посещении храма около пятидесяти рублей…). Значит, думаю я, это напоминание о необходимости пойти в храм в первый день Великого поста и помолиться за усопших… Или, вот, сон на Пасху: жена на лестнице, я стою рядом, объясняюсь ей в любви, а она берет меня за руку и тянет к себе наверх. Для меня смысл таков: Господь через любовь мою небесную к жене помогает мне идти по пути совершенствования… Еще сон. Я переживал, что мне не снится моя любимая покойная теща, подвигнувшая меня на крещение уже в зрелом возрасте, сама верующая, церковная. И вижу во сне, мы с супругой и тещей перебираем картошку в домике, где жила теща и в котором я «женихался» с будущей женой. Потом выходим во лвор, теща улыбается и спрашивает: «Тебе понравилось у нас?». Я, в светлом состоянии души, говорю, что понравилось, как будто дома побывал…
    Не буду отягсщать читателей пересказом других моих снов, скажу только, что их было много, что частота снов была высока в течение восьми лет со дня кончины жены, потом промежутки между снами увеличивались до месяца и более. Недавно приснился сон такой: Господь вернул супругу на землю, молодую, лет тридцати. Счастливый, говорю: ей «Теперь могу доказать тебе, как я сильно люблю тебя, ведь при жизни твоей не успел сказать об этом!». Мы ходим вместе счастливые, умиротворенные. Потом она ушла за чем-то, я жду, волнуюсь. И вдруг она появляется по пояс из-за облаков и говорит: «Не жди, я ушла совсем…». С тех пор она не снится мне… И понимаю, как грустно мне будет на земле без наших небесных свиданий… Но  ведь  это значит, что душа ее упокаивается, отходит от земных впечатлений и переживаний. Но ведь этого-то и добиваюсь, испрашиваю этого у Господа молитвами! А, может,  моя душа огрубела и недостойна встреч с ее душой? А ее душа совершенствуется? Не знаю…            
   С учетом приобретенного опыта в снах, попробую сделать предположения о сущности снов, которые, конечно же, не являются безусловной истиной, требуют обсуждения. Мои попытки объяснения механизма и сущности снов основываются на трансцендентальной доктрине объяснения существования материального, пространственно-временного мира и законов природы этого мира.  Достаточно полно такой подход показан в работе Э.А. Тайнова (12). Основой доктрины является утверждение:  видимый мир не является единственно сотворенным Богом, причем,  сотворенным через действие тварных Его энергий, и тем самым сопричастным Богу через природу и ее законы. Существует и мир невидимый, мир сотворенных субстанций духовной природы. И законы природы являются законами деятельности духовных субстанций по повелению Божию. Согласно доктрине, ненаблюдаемые субстанции являются сущностями любого видимого объекта, его «логосом», т. е., неуничтожаемым «проектом», образом. В соответствии с иерархией структурных уровней видимого мира существует иерархия духовных субстанций, от низших частиц микромира до высших, в т. ч., отвечающих за феномен жизни и сознания человека. Тайнов называет их интеллигенциями Они суть сверхвременные и сверхпространственные ипостаси, которые проявляют свою деятельность в пространстве-времени, управляя материальными объектами. Они способны образовывать сложные иерархически организованные структуры и создавать соответствующие структуры видимого мира, таких, как человеческая душа… Они не являются ангелами, хотя родство между ними и ангелами есть, - оба духовны, сверх - временны и сверх-пространственны, иерархично организованы, обладают свободной волей и т. д. Для доказательства того, что существование иерархических структурных уровней материальных систем обусловлено деятельностью интеллигенций, автор  применяет последние достижения науки, в частности, квантовую механику. С этой точки зрения душу человека можно рассматривать, как субстанционного носителя жизни и сознания, иначе, набором интеллигенций разного уровня иерархии. Сознание не является результатом активности мозга и его свойств, сознание есть «свойство умной субстанции, души», набора тварных духов разного уровня иерархии. Соборы интеллигенций осуществляют промыслительную волю Творца и обладают соборным сознанием, поэтому сознание человека тоже имеет соборную природу. Соборное сознание низших интеллигенций человеческой души обеспечивает существования подсознания, высших, - позволяет человеку восходить к Сверхсознанию.  Носители человеческого сознания (интел.) могут вступать в связь между собой и носителями структуры материальных тел. Душа человеческая является своеобразным мостом между тварным духом и Нетварным Духом, это может происходить при молитве святых, в мистическом контакте с Христом.         
   Душа бытует не в пространстве и времени, а в тварной вечности и тесно связано с телом, бытующим в пространстве и времени, но не находится в теле буквально ( из Писаний мы знаем, – связь осуществляется  через сердце). Исходя из вышесказанного, можно предположить, что во время сна происходят процессы, аналогичные процессам при кончине человека, описанные Тайновым. При засыпании «высшие», отвечающие за сознание и высшие духовные проявления человека интеллигенции  «покидают» тело, т. е., ослабляют или разрывает связи с носителями структуры тела и взаимодействуют с тварными духами (души усопших, святыми») и с Нетварным Духом (Иисус Христос), в зависимости от степени чистоты душевной.  Низшие интеллигенции остаются, обеспечивая функционирование тела, его органов и процессов. Т. к. душа вне тела продолжает мыслить, сознавать, испытывать эмоции, «видеть»,, она общается с другими душами, с ангелами и даже с Матерью Божией и Создателем… Это общение и отражается в снах. При низком уровне чистоты душа может во сне соприкасаться и со злыми духами – бесами.       
   Мое толкование снов с позиций существования тварных духов – интеллигенций, конечно же, не является истиной, и я рад буду обсуждению этой темы, критике, выдвижению  других подходов.
               
               
ЛИТЕРАТУРА

1). Быт. (1,1-31).
Закон Божий, (стр.89,90).
2). Быт. (2, 7).
Закон Божий, (стр.111).
3). Быт. 4; Дан. 4.
4). Иоил. 2, 28-32.
5). Н. Е. Пестов. О характере сновидений.
6). Святитель Лука (Войно Ясенецкий). Дух, душа и тело. Правосл. Свято-Тихоновский Богословский институт, 1999г. Изд. «Русское зеркало».
7). Н. Е. Пестов, Душа человеческая. Издат. «Правосл. Братство святого апостола Иоанна Богослова». М., 2003г.
8). Явления умерших живым из мира загробного. Леонид Денисов. Издат. «Сатис». Санкт-Петербург, 1994г.
9). Матф. 17, 3.
10). Бл. Августин, гл. 10.
11). Тайная жизнь души (после телесной смерти). Свящ. Григорий Дьяченко. Изд. «Отдых христианина». М., 2001г.
12). Э. А. Тайнов. Трансцендентальное. Очерк православной метафизики. «Мартис-Пресс». Москва, 2002г.


Рецензии
Уважаемый Георгий, наши сны и правда тёмное дело. Вот вы описали несколько своих снов - реалий, которые для вас есть соотношение настоящей реальности, но такие сны скорее всего случаются с каждым человеком. Я на пример некоторые свои сны описал как рассказы и в планах написать - прописать ещё пару снов, приглашаю вас, уважаемый Георгий, зайти на мою страничку и...
И ещё, ваше знание о Душе не полное. Человек, как Личность не умирает Никогда, это и факт и закон Божий для человека. Человек, как вещь и суть в Мире Бога, есть триединство сложения: физическое тело, малая энергетически - духовная сущность, светлая духовно - энергетическая Личность из Божьего Мира. Сама личность человека тоже есть триединство: первое - чистое духовное пространство, которое человек заполняет в течении своей физической жизни и становится индивидуальностью, второе - часть личности предыдуще жившего человека, третье - часть личности Души человека, которая контролирует становление в ныне живущей личности человека и умеренного влияния личности предыдущего человека на формирующуюся сейчас личность человека. Но такой личности и сущности с именем "Душа" нет, а есть именно обязанность (как трудовая повинность) для всех светлых личностей без исключения (даже личность Бога несёт такую обязанность)... Вот как то так...С уважением, ишо тот сказошник, Толька ветер.

Анатолий Боков   18.11.2014 01:24     Заявить о нарушении