Межсезонье на Таганае

                Из раздела «Спортивный туризм школьников».

      Зима задержалась и лыжный поход в ноябрьские праздники  может не состояться.  Созвонился с КСО Североуральска, а там – морось и грязь как в Свердловске, снега нет. У ребят уже рюкзаки уложены, лыжи увязаны и зачехлены, продукты и снаряжение распределены. И они во снах уже тропят туристскую лыжню и покоряют вершины. Что делать?

      Срочно меняем район и вид туризма: идём в пешку на Юрму и Таганай, на Южный Урал.  Если снега нет на Севере, на Юге его быть не может по определению.
      Готовиться уже некогда, через день начинаются каникулы. Руководитель полностью полагается на меня. Успеваю немногое: отыскать в своих архивах старые схемы района, предупредить участников о резиновых сапогах и созвониться с МКК о переделке заявочных материалов по возвращению. А вот позвонить о погоде в Карабаш не успел. Да и кому там звонить? А в Челябинске, как и у нас – слякоть.

      А в Карабаше, видим вокруг белые горы – заснеженные шахтные терриконы. Улицы посёлка тоже засыпаны снегом. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Здесь-то зима! Так что же мы лыжи не взяли?

      От крайних домов посёлка улица переходит в хорошо наезженную дорогу; какие-то машины прошли здесь  утром, прикатали свежий снег. Да, лыжи бы!
      Этот путь знаком Валерию Ивановичу, он уверенно возглавляет группу. Лет пятнадцать назад я тоже был на Юрме, но шёл другим путём, с севера, всё больше по тропам, поэтому доверяю нашему проводнику, сверяясь периодически по схеме.

      На схеме по этой дороге обозначен посёлок Сак-Елга, по счёту пути мы должны его уже миновать, а его всё нет. Какие-то руины в стороне от дороги мы видели, но за посёлок их не посчитали. Опомнились, когда дорога полезла вверх на лесистый кряж. Валерий Иванович уверяет, что это уже южные отроги Юрмы, вот поднимемся ещё немного и будет отворот на северо-восток в сторону главной вершины.
      Что ж, моя схема явно не вяжется с тем, что вижу на местности. Уже не помню, где я её добыл, но кроме неё у меня только выкопировка из полумиллионки, тоже сомнительного происхождения. Да ещё книга «Урал – туристская страна», которая меня уже подводила. И даже не один раз.

      Отворот мы проскочили. Опомнились только на верху увала, когда впереди вырисовались дали широкой низины.
      Стоп, это же долина верховьев реки Куса, её легко опознать даже по имеющейся копии карты.
      Возвращаемся назад и в паре километрах находим лесную дорожку, уходящую на северо-восток. Наш «проводник» её опознал: «Да, эта и есть тропа, ведущая к «Воротам» Юрмы». Был он здесь так же давно, как и я, многое мог позабыть.

      Сумерки заставляют встать на ночлег. Снег на увале  глубокий, проваливаешься на всю длину голенищ резиновых сапог. Вытаптываем пятачок для палатки, разводим костёр из мелкого соснового сушняка.
      И тут выясняется, что у нас нет пилы. Мало того: у нас всего один небольшой туристский топорик. Как могло такое случиться: оказаться в зимнем походе без пилы и топоров? Оказывается, и пила, и топоры были приторочены у ребят к лыжам и так и остались дома, надёжно упрятанные в лыжных чехлах. В спешке ребята о них и не вспомнили.

      Вот это подготовка похода! Общего сбора перед отъездом не организовали, каждый выходил из дома, и встречались ранним утром уже на платформе станции Уктус.
      Это уже полностью наша вина, прокол руководителей. Общий сбор и окончательная проверка рюкзаков и снаряжения должны быть обязательны, с этого и должен начинаться любой дальний маршрут.
      Это походы выходного дня мы можем начинать со сбора на трамвайной остановке. Урок, как говорится, на всю жизнь. Опытные как туристы, но как воспитатели школьников мы ещё новички.

      Дрова для печки мы всё же заготовили: в сосновом мелколесье много тонких сухар. Их просто ломаем или выворачиваем с корнем, разрубаем на чурки по длине печки, толстые раскалываем вдоль.

      Ещё одна проблема возникает на другой день. Утром уходим на восхождение. Всё бы ничего, но с подъёмом к вершине глубина снежного покрова увеличивается и ребята проваливаются в целину «по-развилку». Снег набивается в сапоги и превращается в воду.
      Когда руководитель замечает, как один из парнишек снимает сапог и выливает из него воду, то поворачивает группу назад. Ребята не огорчены несостоявшимся покорением вершины, скорее даже рады, и по пробитой в снегу траншее бросаются вниз.
      При подходе горе-воспитателей, на стоянке уже полыхает костёр и парни, успев переодеться, сушат мокрые носки и брюки. Чтобы окончательно просушить вещи устраиваем днёвку и ночевку на этом же биваке.

      При переходе к Верхне-Киалимским печам попадаем на обширную низину затопленную водой. Погода стоит плюсовая, снег тает, вода скапливается в низине, разливаясь как в половодье.
      Из боязни провалиться в случайную яму, обходим эту низину по буеракам и неожиданно выходим на берег реки Киалим, в месте её поворота на восток. У реки тропа, но скорости нам она не добавляет. Снег почти уже сошёл, превратившись в воду и грязь. Но ночью регулярно подсыпает свежий, маскируя колдобины с водой.

      На ночёвку встаём рано: надо до темноты запастись дровами. Но с дровами на этой и последующих ночёвках будет «напряженка»: лес лиственный, найти сосновый сухостой не всегда удаётся.
      Печь топим, изрубив на чурки сухие ветки кустарников; толстые сухары не по нашим топорам, обламываем только боковые сучья. Но в палатке тепло и с такими дровами.

      Выходим на ЛЭП, на ней гужевая  дорога. Дорога периодически уходит от высоковольтки, а мы, не зная, зачем и куда она свернула, придерживаемся линии и зачастую расплачиваемся за это: попадаем на низины с водой или на «каменные реки». Двигаться по этим курумникам , присыпанным мокрым снежком,очень сложно.
      Нет, ноябрь не сезон для «пешки» хотя и с лыжами было бы мученье. Ребята устали, не столько физически, сколько психологически. А тут ещё сроки поджимают, приходится поторапливаться.  Обещали ребятам горную страну, восхождения на скальные вершины, а получилась «ишачка» по пересечёнке, вначале по рыхлому снегу, а потом по воде и грязи.

      Пролетаем мимо Дальнего Таганая. Может быть и пошли бы на восхождение, но дорога подвернула к реке, а уходить с дороги мы уже боимся, уже обожглись.  Когда, проскочив кордон, снова выходим на ЛЭП, Большой Таганай уже позади. Круглицу тоже оставили в стороне.
      А вот когда в разрыве леса видим Откликной гребень, валим к нему через лес по азимуту. Полюбовались скалами, но подняться наверх время не позволяет.

      Последняя ночёвка под Малым Таганаем. Хорошее место, родник из под земли, но дров практически нет. Валерий Иванович  натрудил руку топориком до такой степени, что предлагает спать без печки. Пришлось всю группу послать на поиски сухих веток и бивак делать в темноте.
      К этому времени иссякли батареи уже всех фонариков, так что темнота была действительно темнотой. И костёр получился хилый – только бы сварить ужин. И печь топили веточками.
      Мы у родника в этот вечер не единственные: ночует ещё группа, пришедшая из Златоуста. Нас просветили – ходу здесь по дороге – три, максимум четыре часа.

      Утром я решаюсь на восхождение. Склон скользкий, покрыт тающим снегом, чем выше, тем снег глубже. Облачность низкая, но видимость отличная. Видим совсем рядом Златоуст и свой пройденный путь с массивом Юрмы на самом горизонте.
      Пытаемся прогуляться по хребту, но путь преграждает гряда вертикально стоящих плит с забитыми снегом щелями. Кто-то застрял ногой в щели и дальше ребята не пошли, поняли сами, что это опасное занятие.
      По настроению ребят понимаю, что они понемножечку отходят от стресса «ишачки» по бездорожью.
      Совместив обед с ужином, бодро (уже рядом!) двинулись в последний переход, проскочив от горы до железнодорожного вокзала за два часа. Местный поезд, пересадка ночью в Челябинске и утром мы в Свердловске.

      Удивительно, но ни один из участников этого нелепого похода не отсеялся, не «завязал» с туризмом и продолжал ходить в наших группах до студенчества.
      Что касается меня, то я считаю этот сумбурный поход самым худшим из всех походов со школьниками. И по разработке маршрута и его подготовке и по проведению похода. Никогда нельзя отступать от своих правил, нельзя суетиться и бросаться в незнакомый тебе район без досконального его изучения.
                Ноябрь 1982г.


Рецензии
Знакомые места. Прочитал с большим интересом.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   18.11.2014 14:28     Заявить о нарушении
Владимир! Вы бывали на Таганае? Или эти места знакомы по службе в РВСН? В тех местах много было таких "точек".
С уважением,

Анатолий Емельяшин   18.11.2014 17:18   Заявить о нарушении
Я пять лет служил в тех краях в КБ и на заводе.

Владимир Врубель   18.11.2014 17:53   Заявить о нарушении