C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Глава 8. Ходжа Насреддин

«Есть в Аравии реки, которых только среднее течение открыто человеческому взору, а начало и конец прячутся в подземных глубинах. Жизнь Ходжи Насреддина можно уподобить такой реке: всё, что мы о нём знали, относилось к его среднему возрасту, от двадцати до пятидесяти лет; детские же годы, равно как и старость, пребывали в сокрытии.

Восемь гробниц в разных частях света носят его славное имя; где среди них единственная? Да может быть, её и нет среди этих восьми; может быть, ему достойной гробницей послужило море или горное туманное ущелье, а надгробным плачем над ним был дикий вой морского урагана или необъятный, медлительно-тяжкий гул снежной лавины...

Что касается истоков его бытия — то знают, что родился и вырос он в Бухаре, но как он жил в детстве, какие могучие кузнецы давали закал его сердцу, какие мастера оттачивали его разум, кто из мудрецов открыл ему природу его неукротимого духа, — всё это оставалось до сих пор неизвестным»*.
______________________
* Леонид Соловьёв. Повесть о Ходже Насреддине. Л., 1988.

Так написал в своей знаменитой книге «Повесть о Ходже Насреддине» писатель и сценарист Леонид Соловьёв*. Это, пожалуй, лучшее произведение на русском языке, рассказывающее о легендарной жизни прославленного мудреца.
____________________
* Леонид Васильевич Соловьёв (1905 — 1962) родился в Триполи (Ливан). В 1925—1929 гг. преподавал в Коканде, затем два года был специальным корреспондентом газеты «Правда Востока». В 1933 г. он окончил сценарный факультет ГИКа. С этого времени писал киносценарии и романы, преимущественно о Среднем Востоке и морских подвигах.

На Востоке утверждают, что Ходжа Насреддин — историческое лицо. По советской традиции, когда всё лучшее должно было быть (и зачастую действительно было) нашим, Соловьёв придерживался версии, что Ходжа — уроженец Бухары. После развала СССР, когда Узбекистан стал для нас чужой страной, но для россиян распахнули двери турецкие курорты, гораздо популярнее стала версия о его турецком происхождении.

Установить истину чрезвычайно трудно. Ведь в разных странах его даже зовут по-разному: узбеки и турки — Ходжой Насреддином; афганцы — Насреддином Афанди (Эфенди, Эпенди); азербайджанцы и чеченцы — Муллой (или Моллой) Насреддином; называют его и Анастратином, и Несартом, и Насыром, и Наср ад-дином. При этом надо учитывать, что имена Ходжа, Афанди или Мулла не означают духовного сана, поскольку в старину на Востоке принято было так называть всех наиболее уважаемых и образованных людей

Согласно турецкой версии, Ходжа Насреддин (1208 — 1284) родился в деревне Хорту* близ местечка Сиврихисар** в турецкой Анатолии.
_________________________
* Ныне деревня Насреддин-ходжа.
** Видимо, точное название его Сиври-исар (турецк.) — «крепость с заостренными стенами»; дело в том, что местечко со всех сторон окружено скалистыми горами с заострёнными вершинами.

Отца Насреддина звали Абдуллах Эфенди, он был имамом деревенской мечети, человеком для своего времени весьма образованным. Зато мать его, красавица Сыдыка Хатун, была безграмотной, к тому же очень вздорной и скандальной женщиной. Редко кто сомневается, что знаменитые анекдоты о склочной жене Насреддина — это истории из жизни его родителей.

Начальное образование Насреддин получил в медресе. Потом долгое время работал старшим учителем, почему его и стали называть Ходжой (учитель), а после смерти отца он занял место в деревенской мечети. Некоторые считают, что остроумец был кадием — народным судьёй и одновременно писал басни*.
_________________________
* Басни Ходжи Насреддина впервые были изданы в 1923 г. в Париже.

Умер настоящий Насреддин якобы в городе Акшехире, километрах в двухстах южнее родной деревни. Там сейчас и находится одна из его гробниц, та самая, на которой высечена знаменитая перевёрнутая дата его смерти — 386 г. по восточному календарю. Согласно преданию, это была последняя шутка хитреца, который велел начертать год его смерти наоборот — на самом деле на гробовой плите должна была стоять цифра 683.

Согласно другой версии, Ходжа Насреддин жил при дворе арабского халифа Гарун-ар-Рашида* и был выдающимся учёным. Он проповедовал некое ложное учение, и его стали преследовать учителя веры. Тогда Насреддин притворился безумцем, стал шутом и получил возможность свободно говорить всё, что думал.
_________________
* Гарун-аль-Рашид (Харун-ар-Рашид) (763 или 766 — 809) — арабский халиф, глава Аббасидского халифата с 786 г. Правление его связано с массовыми репрессиями знати. Среди казнённых оказался визирь Джафар, который по сказкам «Тысячи и одной ночи» является самым близким другом и спутником халифа во время ночных путешествий по Багдаду.

Как бы там ни было, сегодня Ходжа Насреддин является прославленным героем фольклора многих стран Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Остряк-философ и неунывающий бродяга, ходит он по свету со своим любимым ослом и учит людей жизни, защищает бедных, наказывает богачей и злодеев, что, впрочем, одно и то же.

Кстати, под ослом обычно принято рассматривать бессловесный народ — и тягловая сила, и транспорт, и терпеливый, безмолвный слуга. Для Насреддина он ещё верный друг, который никогда не предаст и поможет в трудную минуту. Правда, Насреддин не стесняется и пошутить над бессловесным животным с выгодой для себя. Напомню знаменитую притчу.

Однажды Ходжа Насреддин стал повсюду хвастаться, что может научить своего осла говорить. Узнал о том султан и призвал хвастуна к ответу. Насреддин предложил оплатить ему труды, а через двадцать лет он будет готов показать повелителю говорящего осла. Султан повелел выплатить названную сумму и стал ждать. Когда жена вздумала ругать Ходжу за глупость, где это видано — научить осла человечьей речи, мудрец ответил:

— Успокойся! За двадцать лет кто-то наверняка помрёт — либо ишак, либо султан.
Короткие истории-притчи о Ходже Насреддине относят к особой школе суфизма*. При этом остроумные притчи, близкие по жанру к анекдоту, представляют собой уникальное явление.
_________________
* Суфизм (от араб. суф — грубая шерстяная ткань, власяница) — мистическое течение в исламе; ему характерен аскетизм и учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога.

«Суфизм отрицает возможность постижения истины традиционными методами, применяемыми в повседневной жизни, то есть формальной логикой и шаблонным мышлением. Для утончения восприятия (с этого начинается собственно Путь) необходимо выйти за рамки стандарта, изменить точку отсчёта и саму систему координат — стать необычным. Такой метод “отстранения” весьма характерен для историй о Мулле Насреддине, и, в результате, самые заурядные, казалось бы, бытовые ситуации, увиденные в необычном ракурсе, приобретают новый, глубоко философский смысл. Насреддин, который является истинным суфием, часто использует особую дервишскую технику, заключающуюся в том, что он играет роль обывателя, непосвящённого человека (суфии называют это “путём упрёка”), чтобы человек смог отразиться в ситуации, как в зеркале, и получить нужный урок»*.
_____________
* Идрис Шах. Мудрость идиотов. Подвиги несравненного муллы Насреддина. Суфийские притчи. М., 1993

Остроумие Насреддина прославило его в веках. Народным любимцем он, видимо, стал уже при жизни. Со временем слава его не убавилась, а столь усилилась, что ныне у некоторых народов Востока даже сложилась традиция — если кто-то произносит в обществе имя Ходжи Насреддина, он обязан рассказать семь историй из жизни остроумца, а в ответ на это каждый слушатель также должен рассказать свои семь историй о Ходже. По преданию, семь историй о Насреддине, изложенных в определённой последовательности, могут привести человека к озарению и мгновенному постижению истины.

Первые лятаиф — анекдоты о Насреддине — записаны в Турции в XVI в. Со временем они были собраны в книге. Первая книга анекдотов о Насреддине появилась в Турции в 1837 — 1838 гг. В 1859 г. востоковед Малауф перевёл их на французский язык и издал в Париже. С этого времени Ходжа стал популярным героем и у европейских народов.

В мире установлено несколько памятников Ходже Насреддину. Самые известные — у въезда в Сиврихисар и в Хорту, а также в Бухаре. Недавно памятник остроумцу появился в День смеха в Москве на Ярцевской улице. Скульптор Андрей Орлов*. Любопытно, что на всех памятниках Насреддину сопутствует ослик.
_________________________
* Андрей Юрьевич Орлов (р. 1946) — русский скульптор; в России и за рубежом установлено более 20 памятников автора, в том числе: в Москве — барону Мюнхгаузену, Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону; под Калугой — Маленькому принцу; в Подольске — Петру и Февронии и Золотой рыбке и др.

Классикой советского кинематографа стал фильм Якова Протозанова* «Насреддин в Бухаре», снятый во время Великой Отечественной войны в 1943 г. в Ташкенте. Автором сценария был Леонид Соловьёв, а роль Ходжи Насреддина исполнил выдающийся актёр Лев Свердлин**.
______________________
* Яков Александрович Протозанов (1881 — 1945) — один из ведущих режиссёров мирового немого кино. В СССР снял такие знаменитые фильмы, как «Аэлита» (1924), «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930) и другие.
** Лев Наумович Свердлин (1901 — 1969) — один из ведущих актёров советского кино; народный артист СССР.


Рецензии
читала,что Насреддин был визирем при дворе хана Хубилая ,был известным математиком,астрономом и философом,почему и стал популярным источником легенд . Литературный персонаж мне решительно не нравится: возмутил спокойствие и быстро свалил,а народ расхлебывал дела этого провокатора.Впрочем Робин Гуды меня всегда раздражали: нагнут сборщика налогов,эффектно монеты раскидают в деревне и гудбай. А шериф карателей присылает и всех вешает. Пиарщики они,эти народные заступники.

Гелена Труфанова 2   20.10.2017 12:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.