Горностай

       

    Снег в этом году лег поздно. А в начале ноября еще и морозы слегка «прижали» так, что с охотой на зайца пришлось подождать.
    Но вот зимняя погода настроилась и мы с гончаком и товарищами в лесу. С одной стороны и неплохо, что примерно две недели мы бездействовали, не были в лесу. За это время зайцы «показали себя», в морозный период им нужно усиленно кормиться и они «дали» след.   
    Но за две недели, в местах своего обитания, они накрутили столько кругов и двоек, столько натоптали жировочных площадок, что без собаки найти косого не так то просто.
    Но наш «профессор», это наша собака, а профессором ее величает один из наших товарищей охотников, с кучей следов разберется быстро.
    Вот и на этот раз, найдя старый слегка присыпанный след зайца, мы медленно двинулись вдоль. А собака уже где то давно в поиске. И вдоль старого заячьего следа, практически везде ее следы. Это неплохо.
    Мы растянулись цепью на расстоянии видимости и медленно двигаемся к болотине. Скорее всего, заяц должен быть на кромке болота.
    Наш расчет еще предполагает действие в двух направлениях, если собака пытается найти зайца по следу, мы же идем напролом и возможно поднимем зайца сами, у охотников это называется «вытопчем».
    И второй вариант, если собака поднимает зайца, где то недалеко и он побежит по своим старым следам, а так они и делают как правило, что бы запутать собаку на старых следах. А мы тут как тут, идем ему навстречу.
    Но на охоте, как всегда много всяких вариантов и обычно заяц возникает всегда там, где его не ждешь. Или пропустив охотников, соскакивает сзади и тихонько «сматывается».
    В этот раз, собака подняла зайца недалеко от нас, но тот видимо слышал треск кустов от нашего движения или собака забежала с нашей стороны, а может заяц соскочил не с той ноги, но он «рванул» по направлению  от нас.
   Мы тут же двинулись вперед и постарались занять выгодные позиции с хорошей видимостью, на старых заячьих тропах.
   Через десять минут по звуку гона, пришлось менять позиции. Заяц к нам не пошел, а «крутил» собаку, где то за болотом, на много южнее нас.
   Подтянувшись, обнаружили свежие следы собаки и зайца в недавнем вырубе. Здесь все заросло густыми кустами и было очень много старых «набитых» заячьих троп.
    Значит, этот район заяц знал хорошо, а на старых тропах бегать ему легче. За время морозной погоды снег подмерз и теперь тропа зайца «держала» прекрасно, при быстром беге, когда он делал большие прыжки, он не проваливался и мог развивать приличную скорость.
    А собака бегала рядом по снегу и скорость ее бега была ниже, кроме того ей было нужно время, что бы при очередном «хитром» маневре зайца, найти его двойку, то есть найти след куда он повернул. За это время заяц уже отбегал прилично, садился, отдышался (вытер морду снегом, как говорил один из наших товарищей) и слушал, откуда за ним бежит собака.
    Я занял позицию в мелком кустарнике, впереди было небольшое пространство, где при желании можно свободно перебросить в руках ружье хоть влево, хоть в право.
    Дальше за кустом пересечение набитых заячьих троп, но свежих следов на них не было. Слева, небольшой прогал с видимостью метров 15-20, а справа за кустами проходила старая дорога, на которой тоже были следы зайца. Если он тут побежит, сквозь кусты я его увижу. Ну а если увижу, то пальнуть уже без проблем.
    Заняв позицию, я отоптал снег под ногами, что бы была небольшая натоптанная площадка. Удобней стоять и поворачиваться и замер.
    Собака голосила где то далеко, но это ни чего не значило, бывало так, что собака идет с гоном на противоположной стороне выруба. А заяц чешет вот здесь, прямо на нас.
   Стою и внимательно вглядываюсь по сторонам, медленно поворачивая голову влево и вправо. Иногда пытаюсь боковым зрением рассмотреть, что находится слева или справа. И если где то с боку, хоть что то мелькнуло, мгновенно поворачиваюсь и ружье автоматически упирается в плечо, прицел на уровне глаз, и если это заяц, нажимаем на курок.
    Все это происходит мгновенно, но за это время нужно успеть рассмотреть цель, принять решение как лучше стрелять, прямо сейчас или «отпустить» зайца на расстояние, что бы не разбить цель или не промазать. И бывает очень непросто снять палец с курка, что бы не пальнуть по неясной цели и не стрельнуть по мелкой перелетающей птичке, которой почему то именно вот сейчас захотелось полетать около вас.
    Прислушиваясь к далекому гону, боковым зрением заметил, что то мелькнуло слева от меня, как показа-лось почти под ногами. Посмотрел внимательно ни чего. Стою дальше, не шевелюсь. Вновь, какое то движение слева на снегу, как мне показалось метрах в двух. Снова внимательно смотрю, ни чего нет. Но на снегу небольшое круглое отверстие диаметром наверно пару сантиметров. След от упавшей шишки? Но рядом сосен нет, только кусты.
    Пришлось отвлечься от гона и внимательно посмотреть, что это такое. Через несколько секунд замечаю внутри отверстия, какое то движение. Стою, внимательно наблюдаю.
    Из отверстия показался маленький черный носик, мне сначала показалось, что кто то выставил из снега на поверхность тоненький сучок. Следом высунулась маленькая голова горностая.
    Белая маленькая головка, с небольшими округлыми ушами, сверху по которым идет черная кайма. Черный носик на конце мордочки с белыми усами и ярко красные бусинки глаз.
    Все это я рассматривал в течении нескольких секунд и только я моргнул глазами, голова горностая тут же исчезла.
    Гон заворачивает в нашу сторону, приходится посматривать и по сторонам. Уже не выпускаю из поля зрения отверстие в снегу. Через некоторое время заме-чаю движение, опускаю глаза и смотрю внимательно.
    Горностай опять сначала высовывает нос, затем голову до уровня снега, видимо окинув взглядом горизонт, высовывает голову. В это время голос собаки прерывается, наверно сбилась со следа.
    Я молча стою, уже не моргаю и рассматриваю голову зверька, тут мне приходит мысль, что надо его сфотографировать. Цифровой фотоаппарат у меня во внутреннем кармане и завернут в маленький полиэтиленовый пакет.
    Только я пошевелился, зверек тут же исчез. Вешаю ружье на правое плечо и быстро достаю фотоаппарат, мешок и кожух в карман, направляю фотоаппарат на отверстие, откуда появляется наш герой, включаю его и замираю. 
    Через несколько секунд опять шевеление в снеговом отверстии и все повторяется сначала. Еще проходит, какое то время и горностай высунув голову, замирает. Осторожно нажимаю на клавишу, фотоаппарат вжикает и какую то долю секунды «думает». Этого времени горностаю хватает, что бы скрыться в снегу.
    Наверно не успел. Пытаюсь повторить попытку, проходит некоторое время, уже подмерзают руки, наконец горностай высунулся и замер. В это время слышу, как собака с голосом начинает заворачивать в мою сторону. Нажимаю кнопку, все повторяется вновь, только фотоаппарат начинает свою музыку, как горностай мгновенно исчезает в снегу.
    В это время, впереди меня, всего то метрах в пяти может в семи, на пересечении старых троп появляется ослепительно белый заяц. Он останавливается и осторожно присаживается, вытянув шею и подняв уши, он слушает собачий гон, который приближается справа.
    Я стою с фотоаппаратом, который на уровне груди в полусогнутых руках. Впереди за кустом сидит большой красивый заяц, а ружье у меня на правом плече.
    Зажимаю фотик в левой руке, правой хватаю ружье снизу за шейку приклада, быстро сдергиваю и подкидываю его на уровне груди. Приклад зажимаю под мышкой и пока ружье занимает горизонтальное положение, успеваю перехватиться одной рукой, как надо за шейку приклада, большой палец на предохранителе, указательный на спусковом крючке.
    Но при первом моем движении, заяц делает большой прыжок вправо и уже через мгновение, несется по тропе навстречу собачьему гону.
   Нажимаю на курок, довернув стволы в сторону бегущего зайца и еще до выстрела, успеваю подумать: «у зайца с головой непорядок, помчался навстречу собаке».
    Но заяц ушел, ружье в руке, фотоаппарат в другой, горностая так и не запечатлел, это я рассмотрел потом на большом экране компьютера.
    Зайца мы конечно взяли, через полчаса. Но мои напарники, сидя у костра в очередной раз, напомнили простую охотничью истину: «за двумя зайцами погонишься…»
    И хотя второй зверь был горностаем и я его всего лишь хотел сфотографировать, но народная мудрость права, от этого, ни куда не уйти.


Рецензии