Брегет

Юхан Крук стоял на углу площади. Новенький мундир фенрика очень шел к его статной фигуре и юному обычно жизнерадостному лицу. Но в настоящий момент его лицо выражало крайнее возбуждение. Он постоянно посматривал на часы городской ратуши, и его тревога усиливалась с каждой минутой. Придет или не придёт? Но вдруг, признаки напряжения и душевной муки на лице фенрика сменились выражением бурной радости и райского блаженства.
Ура! Воскликнул он, я уже начал волноваться. Это тебе.

В то же самое время я лежал в темноте, в дамской сумочке, набитой всякой всячиной. Я не мог разглядеть моих соседей по заключению, но догадаться было не трудно. Ничего стоящего. Ключи, дурно пахнущий флакончик да маленькая кожаная коробочка с какими-то слесарными инструментами: пилочками, крючками и ножницами. Странные существа эти женщины.

Сумочка открылась, и я наконец увидел свет.
-Спасибо за прекрасные розы, Юхан. У меня тоже есть подарок для тебя. Отныне у моего милого морского офицера будут собственные часики.
-Не может быть, настоящий брегет? Такие часы только адмиралу носить. Дорогая моя Лиза, ты просто прелесть.
-Ты ещё не всё видел дорогой. Открой крышку и посмотри на обратную сторону.
Юхан открыл мою крышку и прочитал вслух:

Вместе до гроба.

-Замечательные слова, Лизи. Пусть они станут нашим девизом, ведь завтра мы идём под венец.

Мне понравился мой хозяин. Мы бороздили с ним моря и океаны. Морской качки я не боялся, но солёная вода пришлась мне не по вкусу. Зато в часы свободные от вахты, в своей каюте он открывал крышку и долго смотрел на меня. Редкие дни, когда фрегат Юхана стоял в родной гавани и залечивал раны, мой хозяин проводил с семьёй, женой и сыном.

Как быстро растут дети. Каждый раз, когда я видел хозяйского сынка, он представал передо мной совсем в другом виде и обличие: то это был маленький ровненький поросёночек, то толстый и капризный уродец. Последний раз он предстал мне в образе нахального юнца с жидкими усиками и длиннющими бакенбардами. Юнец выглядел растерянным и подавленным. Лиза, хозяйская жена плакала. Мой хозяин угрюмо молчал. Время от времени беседа возобновлялась. Сквозь плачь хозяйки и лепет юнца повторялась как заклинание фраза: «карточный долг, карточный долг».
 
Я слышал эту фразу на фрегате, когда офицеры собирались в кубрике пили вино, разбрасывали по столу разрисованные бумажки и громко разговаривали. Иногда дело доходило до ссоры. Какие глупости! Иногда так трудно понять людей.

На следующий день меня положили в футляр, которого я уже давно не видел и куда-то понесли. Топот копыт и крики извозчиков подсказывали мне, что мы едем по улице в карете. Карета остановилась, и хозяин вынул меня из футляра. Глаза его стали мутными. Он погладил меня и сказал: «Прости дружище. Ты был моим боевым товарищем и залогом любви, но у меня нет другого выхода»

Так я стал обитателем странного дома с дурацким названием ломбард. Чего там только не было: старые пыльные книги, венецианское зеркало в золоченой раме, табакерка с вензелями.
Но все они были скучным старыми ворчунами. Только и говорили о своей исключительности и значимости.
- У меня благородное происхождение, - жаловалась зеркало. В меня смотрелась сама королева Кристина.
-Вздор, отвечала ей табакерка, тебя принесла сюда прачка, живущая с пьяницей матросом на задворках Стокгольма.
-Было бы чем гордиться, - сердито прервал их толстый фолиант в старинном кожаном переплёте, - меня оставил здесь студент из славного города Уппсала. Ему не хватало денег на еду, и плату за свою коморку, которую он просрочил за три месяца. Все мы жертвы человеческих несчастий и спорить тут не о чем.
Так в бесполезных спорах проходил день. Много таких дней прошло с тех пор, как я попал в эту долговую тюрьму.

Однажды в нашу тёмную обитель заглянул хорошо одетый человек средних лет с окладистой чёрной бородой и рыжими усами.
Рассеянным скучающим взглядом он обвел комнату со старыми вещами. Вдруг он увидел меня. Казалось он впал в шок. Как- будто его ударили кирпичом по голове. Такой у него был глупый вид.
-Эй, хозяин, что у тебя за ерунда лежит там в углу рядом с табакеркой?
- Это очень ценная вещь, - обиженно ответил хозяин, Настоящий брегет.
- Не смеши меня, кто понесёт в твою мрачноватую обитель целое состояние. Впрочем, дай-ка мне посмотреть на эту безделицу.
Бородатое чучело долго вертело меня в руках, щупало меня своими противными скрюченными пальцами, прислушивалось к тиканью моего сердца, наконец произнесло.
-Я, пожалуй, возьму эту рухлядь, да она, наверное, краденная? Я готов был сгореть от стыда и возмущения, но не мог. Мой час ещё не настал.
-Что, Вы, господин, мне принёс его уважаемый человек, офицер королевского флота, капитан второго ранга. Впрочем, не хотите брать, не надо. Покупатель на такую ценную вещь всегда найдётся. Они долго спорили и торговались, но в результате я, вместе с футляром перекочевал в карман старика у которого усы и борода были подозрительно разного цвета.

Так из ломбарда я перекочевал в карман антиквара. Можно было считать это повышением по службе, но первый мой хозяин был несравненно лучше их всех. Он любил меня, и я старался верно служить ему, не отставать и не убегать вперед, как это делали из вредности мои безответственные коллеги.

Но долгая служба на новом месте не была мне подарена судьбой.
Новый хозяин вынул меня из кармана положил на стол, покрытый зелёным сукном, придвинул поближе лампу и стал изучать меня со страстью маньяка. Да, я действительно не на шутку испугался. Его бородато – усатая рожа светилась торжеством.
-Какая находка! Я стану самым богатым человеком в столице. Сам король будет брать у меня деньги в долг. Говорят, что везёт дуракам. Но я-то не дурак. Так облапошить этого пройдоху в ломбарде!  Затем антиквар позвонил в колокольчик. Через минуту в комнату вошел его слуга, молодой человек с плутоватым лицом и масляным пятном на сюртуке.

-Что прикажите, хозяин?
-Сходи–ка, любезный по этому адресу. Спроси там господина Карла Брауенхофера и передай ему на словах, что у меня есть вещица, которую он ищет. И чтобы он был сегодня ровно в 6 вечера у адмиралтейства. Дело срочное и важное. Да не перепутай ничего.
-Да, Хозяин, всё будет исполнено в точности.
- Ступай, да никуда не сворачивай по пути.
Слуга вернулся и доложил, что всё передал в точности и по назначению. Брауенхофер обещал быть в назначенное время.

Я был очень возмущен. Что за фокусы. Я не гулящая женщина, чтобы ходить по рукам. Я произведение искусства.  Я и двое из моих братьев сделаны великим мастером, о чем свидетельствует монограмма, искусно выгравированная на корпусе. Братья состоят на службе у великих людей. Один у Наполеона, другой у русского императора Александра I.
Но, увы! Проказница судьба владеет нами и играет нами как младенец с погремушкой.

В положенное время я снова лежал в кармане, на этот раз у хапуги антиквара.
Мы ехали долго, в конце пути я услышал плеск воды. Неужели меня возвратят моему бравому моряку. Не может быть!
Антиквар рассчитался с извозчиком, и мы пошли пешком. Я кувыркался в кармане, как акробат на арене цирка. В чем дело, подумал я? Наверное, мой хозяин не только уродец, но и к тому же ещё и хромой.
Вдруг, чья- то волосатая рука схватила меня и очень осторожно вытащила из кармана. Но не так осторожно, как требуют правила воровской профессии.
-Ловите вора! - Закричал антиквар.
-Ловите вора, подхватили десятки голосов.
Бешенная скачка продолжалась не долго. На какое-то мгновение крышка приоткрылась, и я увидел набережную. Это была та самая набережная. где мой морячок любил сиживать и на воду смотреть. Иногда он брал с собой удочку, но рыбацкое счастье не часто посещало его.
Топот ног приближался. Вор вскинул руку и бросил меня в пучину вод.

Водная стихия мне сразу не понравилась. Меня понесло быстрым течением. Но слава богу, я зацепился за какую-то корягу. Мимо проплывали хвостатые и головастые страшилища, не обращая на меня никакого внимания. Однажды какой-то придурок захотел попробовать меня на зуб. Ошибочный ход. Зуб сломался и уплыл. Больше попыток не было. Постепенно ко мне привыкли. В солнечные дни свет отражался от моего корпуса и превращался в узкую световую полоску. Мелкие морские твари называли меня маячком, и я очень гордился этим.
Так прошло много лет.

Адмирал Юхан Круг сидел на своём любимом месте на набережной. Взгляд у него был задумчивый и скорбный. Удочка в его руках казалась чем-то посторонним. Он почти не обращал на неё внимания. Поплавок безвольно болтался на поверхности вод. Вдруг он резко пошел в воду. Какой рыбак может быть равнодушен к этому замечательному мгновению. Клюёт!
Медленно и осторожно вытягивал он рыбку из воды. Каково же было его удивление, когда он почувствовал в своих руках нечто до боли знакомое. Не может быть. Он посмотрел на монограмму, открыл крышку…

«Вместе до гроба» - начертано было на ней.

Адмирал поспешил домой, идти он не мог, он почти бежал.
- Как самочувствие моей жены, крикнул он с порога слуге.
- У неё сию минуту сидит врач, поспешил ответить слуга.
Юхан не вошёл, он ворвался в комнату жены.
-Посмотри, дорогая, ты узнаёшь эту вещицу. Болезненно-бледное лицо Лизы осветилось радостью. Мой подарок тебе к нашей свадьбе, где ты его нашёл?
-Сейчас это не важно, важно, что бог внял моим молитвам и подал знак об этом.
Ты поправишься, спасибо доктор за вашу заботы мы поговорим позже, вот вам плата за визит.

Наконец-то сбылась моя мечта. Я снова живу у моего старого хозяина. Они очень изменились, Юхан и Лиза. Не мудрено, их же не сделал тот замечательный мастер, который сотворил меня. То, что они толковали о боге и его знаках я не очень понял. Но так или иначе, добрая старушка Лиза вскоре пошла на поправку, и парочка жила ещё долго и счастливо.


Рецензии