Глава 10. Рита

             (Рассказ Натальи Аристовой №1 — продолжение 2)
    
            Фото из интернета: танцовщица

Две последующие недели заполнены до краёв  работой в институте и домашними делами.
В институте — беготня и бумаги, дома — мелкий ремонт с последующей генеральной уборкой. Халима-апа затеяла небольшие изменения на кухне и в прихожей, а я не смогла сделать вид, что меня это не касается.

Усман-ака поворчал немного, обвиняя нас в погоне за чрезмерной чистотой, но мне кажется,  он делал это потому, что стыдится своей беспомощности, невозможности помочь нам: его давление пока не стабилизировалось, подскакивая порой гораздо выше нормы.
Когда это случается, Халима-апа, принимает на себя очень строгий вид, и в приказном порядке заставляет мужа немедленно лечь в постель. Усман-ака осуждающе смотрит на жену, но всё же подчиняется.

На работе возникает небольшая напряжённость: сортировка и систематизация документов требуют несколько больше времени, чем ожидалось, поэтому мне приходится задерживаться дольше, чем обычно.
О.К. Наргиза против того, что мне приходится задерживаться на работе: по трудовому кодексу лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, должно  работать на час  меньше.
Чтобы не обострять конфликт, пришлось успокаивать «ласточку щебетунью», что  ничего не имею против, и что мне всё равно некуда девать свободное время.

-Как я тебе завидую, Наташа! - реагирует она на мои заверения. - А мне вечно времени не хватает. Два сынишки-близнеца Хасан и Хусан и муж отнимают столько времени, что порой на себя  уже не остаётся...
Поверишь, в кино сходить некогда! А я так люблю кино, концерты, театр. Раньше, до замужества  не пропускала ни одной премьеры... Не могу представить, что будет со мной в следующем году, когда мальчишки пойдут в школу. Они такие озорники!  И друг без друга никуда: даже в ванной плещутся разом.

За это время мы несколько сдружились с Наргизой. Скорее не потому, что близки по возрасту: в институте есть сотрудники моложе её, а потому, что она относится ко мне, как к взрослому человеку, как к своей ровне. К тому же  женщина женщину   поймёт скорее.
На нашей кафедре в основном мужчины — только замдекана женщина. Но какая-то странная, мужиковатая, даже голос у неё низкий, прокуренный. Роза Алихановна относится ко мне с подозрением, считая чьей-то протеже, и потому цепляется и по делу и без...
Наргиза успокаивает:
-Не обращай внимания на неё, даже вида не показывай - такой уж это человек. Через месяц-другой, ей надоест это, и она перестанет тебя замечать.

Наш разговор продолжается и на остановке «Институтская» на улице Алишера Навои, где мы ожидаем транспорт. И хотя нам в разные стороны: Наргиза живёт на  Луначарском шоссе, а я в противоположенной стороне, не хочется прерывать начатый разговор, потому стою с Наргизой до тех пор, пока не подходит её автобус.
Она говорит торопливо:
-До встречи!
И уезжает. А я в который раз досадую на себя, что так и не осмелилась задать беспокоящий меня вопрос о том, что на самом деле произошло между Сабиром и Катей, и где сейчас эта легендарная  девушка?

Опасение показаться чрезмерно любопытной всякий раз останавливает меня, когда дело доходит до главного. Возможно, я просто боюсь, что Наргиза заподозрит меня некотором интересе к  Сабиру Усмановичу.  Уж как-то по-особому эта женщина относится к моему Ангелу-спасителю — это видно  даже невооружённым взглядом.
Я  сама пока не определилась, как отношусь к Усманову, да и не хочу, чтобы возникали сомнительные предположения о причине интереса. Возможно, меня просто привлекает некая тайна, связанная с этими людьми - только и всего. Увы, как выясняется, я девушка не лишёнаая любопытства.

Посадив Наргизу на автобус, я перехожу на противоположенную сторону улицы и, не торопясь, иду на свою остановку. Моё внимание привлекают «Жигули» небесного цвета, медленно двигающиеся по дороге, словно сопровождая меня.  Внимательно всматриваюсь в лицо водителя — это Андрей  Кучинский, с которым мы познакомились в ресторане. Он широко улыбается и делает жест, приглашая сесть к нему.
Украдкой оглядываюсь вокруг в надежде, что этот жест адресован кому-то другому, но на жест водителя никто не реагирует, и я ускоряю шаг, делая вид, что не поняла намёка.

Почему меня пугает этот человек? Я боюсь его язвительной улыбки, боюсь его ледяных глаз. Даже сейчас, по прошествии некоторого времени, сомневаюсь, что смогу с ним общаться, находясь  на таком близком расстоянии — в машине, потому и бегу прочь.
На свою остановку подлетаю слегка запыхавшись и сажусь в только что подъехавший  — не мой автобус.
-«Ничего, -  думаю немного успокоившись, - через три остановки пересяду».

Небесные жигули не отстают, следуя колесо в колесо, и у меня холодеет внутри.
Невольно возникает вопрос:
-«Что нужно этой личности, и что предпринять для того, чтобы избежать преследования?»
-Прямо шпионские страсти, - шепчу себе под нос, привлекая внимание стоящих рядом пассажиров.
На третьей остановке быстро выпрыгиваю из автобуса и таким же образом заскакиваю в другой, стоящий впереди и готовый двинуться дальше по маршруту.

Вновь невезение:  и этот маршрут - не мой.
-Придётся ещё раз пересаживаться! - думаю с досадой, вспоминая надменное лицо своего преследователя.
Но через некоторое время облегчённо вздыхаю: машина Андрея больше не преследует автобус в который я так поспешно, почти на ходу, запрыгнула.
Видимо, он не заметил этого, и теперь преследует первый автобус.

Невольно радуюсь своей маленькой хитрости, тому, что удалось обмануть настырную личность. Но на этом «шпионская эпопея» к сожалению, не заканчивается: в последующие дни чувствую себя, как под прицелом, и это начинает досажать. Не могу объяснить из чего складывается такое ощущение: я не сталкиваюсь с открытым преследованием, меня не  «ведут» больше голубые «Жигули», но даже спиной чувствую внимательный, настойчивый взгляд.

Каждый раз, заканчивая работу, с опаской выхожу на улицу, инстинктивно ожидая чего-то из ряда вон выходящего. Каждый раз меняю время окончания работы, прекрасно понимая, что дальше так продолжаться не может Я должна встретиться с этим человеком,  высказать ему  своё недовольство, и попросить — нет, потребовать,  чтобы он оставил меня в покое!

На остановке, где я обычно ожидаю свой  номер,  всего несколько человек. Впереди, спиной ко мне, стоит элегантно одетая девушка. Модная одежда, так идущая ей, явно  не массового производства,  свойственна только ей одной, потому и выделяет обладательницу оной даже из сотни человек.
Когда девушка поворачивается ко мне, я узнаю сразу: Пантера!  С трудом сдерживаюсь, чтобы не произнести это имя вслух. Но восхищение взгляда погасить всё же не могу.
В глазах девушки тоже загорается интерес, и она произносит:
-Здравствуйте! Извините за назойливость: мы с вами не встречались раньше? Ваше лицо мне кажется знакомым...

И я не отрицаю:
-Да, мы действительно  встречались... Но я не уверена, что вы меня тогда заметили.
Пантера делает вид, что пытается припомнить так ли это, вызывая невольную улыбку. Несомненно, она актриса — и этим сказано всё.
-Мы столкнулись с вами в ресторане «Зеравшан» почти две недели назад. - подсказываю я.
В глазах девушки вспыхивает радостная искорка:
-Ну да, конечно... Вы тогда нашего Андрея поставили на место!

-Ну, что, вы? - смущённо реагирую я. - Это получилось не специально...
-Нет-нет! - перебивает меня Пантера. - Я вовсе не осуждаю вас: Кучинский получил по заслугам. Между нами девочками: у него, действительно, ужасный английский.
И она смеётся заразительным, красивым смехом: так смеяться способен только светлый человек.  Устоять  против её обаяния невозможно, и я улыбаюсь в ответ.
Девушка протягивает руку и говорит:
-Меня зовут Ритой.
-А меня — Натальей, - отвечаю  на дружеский жест рукопожатием.

-Я вот, что хочу спросит у вас, Наташа, - продолжает новая знакомая. - Где вы учились петь? У вас чувствуется школа.
-Училась петь? - переспрашиваю я. - Да нет, специально нигде не училась... Я закончила музыкальную школу по классу фортепьяно, и на гитаре играю немного... А пела — чисто самодеятельно.

-Ну, конечно! - восклицает девушка. - Как я об этом не подумала?!... Мы говорили с Андреем на эту тему...
-Вы говорили обо мне?! - вспыхиваю я.
-Да, - отвечает Рита с улыбкой. - После его провала в тот вечер.
-Наверняка он сказал: - «Откуда взялась эта выскочка?» - предполагаю я.
Девушка смеётся в ответ:
-Вы, Наташа, как видно, не слишком хорошего мнения о нашем руководителе... Нет, он сказал: - «Какая талантливая девочка».

От удивления  не нахожу слов, А Рита меж тем продолжает интересоваться:
-Вы здесь живёте, Наташа?
-Нет, я здесь работаю.
-Да? И где же?
-В Политехе.
-А живёте где?
-У одних симпатичных стариков, - отвечаю я  уклончиво.
-Видимо, вы не здешняя? - догадывается девушка. - Тогда где живут ваши родители?
-В Фергане — не скрываю я.

Рита, как видно, тактичная девушка, поэтому не спрашивает какие причины побудили меня оставить родной дом, не выказывает никакого удивления, что в столь юном возрасте я живу самостоятельно, а не под крылышком папы и мамы.
В её глазах я вижу искреннее любопытство, перемешанное с доброжелательным вниманием.
Мы всё ещё стоим на остановке, и на это уже начинают обращать внимание: какие-то молодые люди, громко переговариваясь и смеясь, начинают отпускать комплименты в наш адрес:
-Смотри, какие красотки! И почему-то одни... Девушки можно мы вам составим компанию?!

Не обращая внимания на юнцов, Рита интересуется:
-Наташа, вы ещё не ужинали?
-Нет, - отвечаю я. - Обычно я не ужинаю.
-Но от чашечки хорошего кофе не откажетесь?
-Пожалуй, не откажусь.
-Идёмте со мной! - командует Рита - Тут совсем недалеко есть уютное кафе, в котором готовят замечательное кофе по турецки.
И я охотно, не задумываясь, следую за девушкой.

Немного отойдя от остановки, Рита  поднимает руку, пытаясь остановить проезжающую машину. С остановки доносится:
-Девочки, куда же вы? Возьмите нас с собой!
Машина останавливается, поравнявшись с девушкой, и водитель открывает дверь.
-Вы не довезёте нас до площади Ленина? - интересуется Рита.
-Почему бы и нет? — вопросом отвечает тот, не скрывая добродушной улыбки.

Рита делает ручкой юнцам на остановке и, пропустив меня перед собой на заднее сидение
машины, командует:
-Поехали!
Автомобиль рвётся с места, оставляя любителей знакомств на остановке.
Уже через десять минут мы сидим с Ритой в удобном кафе, переговариваясь вполголоса. Звучит негромкая, лёгкая музыка, кругом молодые лица, задушевные разговоры.

Мы говорим с Ритой о городе, о её работе, о моих планах, о том, как я попала  на работу в Политехнический.
Приносят чёрный, ароматный кофе. Не быстро растворимую бурду, а настоящий: кофе по турецки.
Рита произносит в раздумье:
-А мы теперь в «Зеравшане» не работаем.
-Почему? - интересуюсь я.
-Мы работали там временно, пока варьете было на гастролях в Самарканде, Бухаре, Джизаке. Теперь варьете вернулось и мы остались без площадки. Правда их руководитель программы сказал, что может взять несколько номеров. В основном - мои восточные танцы... А от Андрея отказался категорически -  даже слушать не стал...  Чем-то Андрей ему, видимо, не потрафил. Тогда  отказалась и я.

-Что же вы теперь будете делать? - забеспокоилась я.
-Андрея пригласили работать в одно место, но нужна солистка и двое парней для подтанцовки, а у нас нет ни того, ни другого... Вся группа пока в поиске, а я — отдыхаю.
Мимо нашего столика проходит молодой человек, и , заметив Риту, останавливается.
-О, Риток, привет!
-Привет,  Славик! Ты откуда, дорогой?
-Да мы из Термеза — сегодня только вернулись.
-Присаживайся к нам, - предлагает Рита. - Расскажешь, что нового.
-Сейчас, Риток, поздороваюсь с ребятами и всё расскажу.

-Кто это? - интересуюсь я, когда молодой человек отходит от нашего столика.
-Это Вячеслав Грек, - поясняет Рита. - Руководитель группы «Рандеву». Друг-соперник Андрея... У Славки классная группа! По всем городам Узбекистана мотаются на гастроли...
У него немалые связи, как теперь принято говорить, в шоу-бизнесе: может он кого-то сможет посоветывать нам...


Через несколько минут Грек сидит уже за нашим столиком и  весело рассказывает о том, сколько приключений произошло с его группой в этот вояж.
Я слушаю этого человека, похожего скорее на священника, или свободного художника, чем на руководителя музыкального коллектива, и удивляюсь его способности, из самых критических, пророй казалось бы безвыходных ситуаций, выходить шутя и без потерь.
Славик интересуется:
-Девушки, не желаете что-нибудь выпить?
Рита вопросительно смотрит на меня,  и я энергично мотаю головой.

-Ну, что ты дорогой?! - смеётся в ответ Риты - Мы не употребляем горячительных напитков... Да и настроение сегодня  не подходящее.
И  сразу переключается на другую тему:
-Ты на тачке?
-Да, а что?
-Не подкинешь нас по домам?
-Почему бы и нет? Время есть, бензин — тоже... Поехали?
По дороге мы успеваем договориться с Ритой встретиться через два дня: двадцать пятого числа во  дворце «Дружбы народов» состоится группы «Кармен», и девушка обещает достать  пригласительные билеты.

                *     *     *

Некоторое время назад, уезжая из родного города в столицу, я была уверена в том, что всё своё свободное время буду проводить в театрах, концертных залах, кинотеатрах. Но прошло почти два месяца, как  живу в Ташкенте, а я только один раз смотрела новый фильм и один раз была в ресторане, благодаря Отабаеву. 
Поневоле  вспоминаются слова мамы Лины, что повседневность, как болото засасывает в свою трясину. Остаются только: дом — работа, работа — дом,  вот и все интересы... Я не хотела верить в это, считая, что всё зависит от человека, но  сейчас сама иду по тому же кругу. Ко всему прочему ещё примешивается пресловутая ностальгия.

Чего скрывать: я скучаю по папке, по одноклассникам и даже по маме Лине. Мне так не хватает наших разговоров, шумных и весёлых встреч, песен под гитару, походов и «набегов» на сады соседнего с городом совхоза.
В Ташкенте я пока не смогла приобрести друзей: на работе в основном все серьёзные взрослые люди, которые видят во мне  зелёную девчонку — им не интересно со мной, а мне — с ними. Здесь возможны только рабочие отношения. Даже Наргиза, которая относится ко мне иначе, чем остальные, тянет только на приятельницу, но никак не на подругу.

Иногда заглядывают девчонки из соседней кафедры пообщаться. Случается, что студенты отпустят комплимент — другой. Но всё это — так поверхностно, так несерьёзно. Ко всему прочему мне настойчиво «посоветовали» не особенно раскисать от студенческих «заигрываний», потому как они могут быть использованы в корыстных целях.  Именно так, с постным выражением лица,  популярно,  объяснила  мне «заботливая» Роза Алихановна.

Как всякой девушке, мне необходимы друзья, общение. Без него я скучаю, хандрю. Почему-то очень неспокойно на душе: непонятное смятение не оставляет меня, словно душа  вслушивается во что-то тайное, волнующее и никак не может понять, что же это такое.
Отчего-то боюсь оставаться наедине с собой, наедине со звучащим во мне и, мучающим своей непредсказуемостью, вопросом: что ждёт меня впереди, почему так неспокойно на душе, почему так волнительно?

Хочется иногда поделится с кем-то своими сомнениями, переживаниями, но вокруг люди чужие, далёкие, которым не интересны ни мои мысли, ни мои чувства. Единственный человек в этом городе, которому я не безразлична — это Рита. Она всегда с таким вниманием и участием слушает меня, что я проникаюсь к ней доверием и уважением. Мне кажется, что она может стать настоящей подругой, и это обнадёживает.

Спустя неделю после нашего знакомства, мы становимся настолько близки по духу, что кажется -  давно и хорошо знакомы.
Что-то в этой девушке есть такое, что располагает к ней, вызывает доверие, симпатию — это идёт из её души, от её характера: она всегда старается понять человека, поддержать его, помочь, если не делом, то хотя бы словом.
Рита на четыре года старше меня, и эта разница ощутима: она трезво смотрит на жизнь, объективно оценивает людей.

Однажды я сказала ей:
-Рита, тебе только двадцать два года, но ты относишься к жизни, как взрослая, много повидавшая женщина. Ты ведь старше всего на четыре года...
Девушка посмотрела на меня долгим, внимательным взглядом и сказала:
-Я старше тебя, девочка, на целую жизнь...  И я, действительно, много видела. А у тебя до сих пор на глазах розовые очки.

-Это плохо? - невольно вырывалось у меня.
-Нет, что ты, - ответила она. - Возможно это самое большое твоё преимущество предо мной... Но это преимущество к сожалению, забирает время: жизнь прожить — не поле перейти...
И тогда мне показалось, что в жизни Рыты была какая-то трагедия, которая сидит где-то глубоко-глубоко и не уходит — всегда с ней. Потому она бывает так грустна порой, а порой  задумчива. Но бередить эту рану Рита не хочет, и не позволит сделать это никому.
Больше к этой теме мы не возвращались никогда.

В конце ноября Рита звонит мне на работу и сообщает, что через три дня у неё день рождения, и что она приглашает меня. И предваряя мой вопрос, говорит, что будут только свои — никого постороннего.
Весь вечер ломаю голову, кто эти свои? Мне хорошо известно, что девушка живёт одна в Чиланзарском районе, в малогабаритной однокомнатой квартире, что она не замужем, и что родители её проживают за сотни километров отсюда  — в  городе Коканде.

Но сколько не делай предположений, ясно одно, что самые близкие люди Риты — это её группа: Андрей, Сергей, Никита и Руслан, которых я видела  только однажды -  в ресторане, но о которых много слышала от девушки.
Сергей и Никита, как близнецы-братья: оба светленькие, почти одинакового роста. Руслан выделяется из всей честной компании тёмными волосами и тёмными же глазами. С этими ребятами я бы хотела познакомится поближе, ведь Рита так интересно рассказывает всегда о них — с такой теплотой и  нежностью.

Но вот Кучинский?! Тот самый Кучинский, всем своим видом старающийся показать, что имеет право вот так, снисходительно относиться  к какой-то там «детке»....
Человек, которого я не способна понять, в силу своей неопытности и «юношеского максимализма», которой, по словам мамы Лины,  к сожалению, не обошёл  меня стороной...
Встреча с этим человеком пугает: я до сих пор помню его взгляд и выражение лица, рождающие в груди неприятный холодок.
Что делать не знаю... Правдоподобного повода для отказа у меня нет. Но и соглашаться почему-то не хочется. А на раздумья остаётся  только три дня...

Продолжение: http://proza.ru/2014/11/20/1891


Рецензии
Томочка!

Я угадала, Наташе плохо без родителей и она скучает без друзей, поэтому её радуют новые знакомства. Наверное, она влюбится в этого Кучинского, ведь этот возраст - пора любви.
Посмотрим.
Спасибо!
С теплом!

Пыжьянова Татьяна   07.10.2019 07:18     Заявить о нарушении
Вот и начинаются главные
события... Уж тут Наташке
скучать не придётся.
С благодарностью и теплом:

Тамара Злобина   07.10.2019 15:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.