Пророк, или царство аида. картина 2

Валерий Мельников
ПРОРОК  ИЛИ  ЦАРСТВО АИДА
Картина  вторая

ДАМОЧКА
БОМЖ, он же  ПРОРОК
ТОРГОВЕЦ
БРАТОК
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ

Городская площадь. День праздничный и солнечный. Пространство заполнено музыкой и выкриками продавцов, торгующих всякой всячиной. Они из своих тел и теней организовали для покупателей коридор. У фонарного столба пристроился Бомж  со шляпой в руках - он клянчит милостыню. Просит оригинально: сначала отбивает ногами нечто подобие чечётки, затем делает довольно сложную комбинацию из реверансов, и начинает тыкать молча в прохожих шляпой...

ДАМОЧКА (выкрикивает)
Продается  древний  мир и классика!..
БОМЖ (вздрогнул)
Дамочка!..
Вы продаете древний мир?
ДАМОЧКА
Продам и древний мир, и  этот - деньги  покажи.
БОМЖ
К вечеру попробую собрать...
ДАМОЧКА
Как  зовут  тебя?
БОМЖ
Забыл, я все забыл...
ДАМОЧКА
Бабок нет, а каркаешь, ворона!
У столба  стоишь  и  стой...
Я у него стояла.
Тебе давно пора на  кладбище  ползти, а  ты  прилип  к  столбу...
(Торговцы захохотали)
БОМЖ (безнадежно)
Почтенные,  на  пропитание  подайте.
(Хохот)
Что здесь смешного?
(Решительно. Надувшись)
Я  жрать  хочу!
(Хохот)
ДАМОЧКА
Извольте  курицу пожрать?
Иль яйца страуса подать?
(Хохот)
БОМЖ
Вы торговка  дрянь!
ДАМОЧКА
Но ты, козел!
Как можно даму оскорблять?
БОМЖ
Прошу покорно извинить - не выдержали нервы...
ДАМОЧКА
Завтра у столба  не  стой - найди  себе другое место...
БОМЖ
Завтра  тапочки  куплю, и  в  сторону  погоста  поползу.
(Хохот)
ТОРГОВЕЦ
У старика  язык  как  нож!
БОМЖ (бросает шляпу у ног)
Народ, профессору  на  пропитание  подайте!
(Хохот)
ТОРГОВЕЦ
Профессор, у  вас  на  заднице  кровавое  пятно, - от вас несет.
БОМЖ (пытается  стереть  пятно  ладонью)
Я воевал, участвовал  в  сражениях...
У  меня  заслуги  есть.
ДАМОЧКА (язвительно)
На  складе  продовольственном  сидел...
ТОРГОВЕЦ  (показывает  ордена)
Вот  твои  заслуги, купи - продам.
(Кое-кто  стал  бросать  мелкие  монеты  в шляпу  Бомжа)
БОМЖ (оживился)
Доктору  наук  на  пропитание  подайте!
(Закашлялся)
Простите, простудился - я спал  в  хлеву...
(Прохожие  бросают  монеты)
ДАМОЧКА (Продавцу)
Ты посмотри, один  десятку  бросил!..
БОМЖ (кашляет)
Всего три капли, упавшие  на  грудь  воды  Реки  священной  Стикса,
Льдом  сжали  мою  грудь.
Разрывает  бронхи  кашель...
ТОРГОВЕЦ
А  говорит-то  как!
БОМЖ
Почтенной  публике, возможно, не  понятно, что  здесь  я  говорю?
(Хохот)
Когда в  лесу собрались  волки, и  стали  разрывать  мою  страну,
уехал  я  на  Крит - божественное место...
Отбыл с супругой - миф меня  позвал  туда...
ДАМОЧКА
Складно  говорит, мерзавец.
БОМЖ
На  острове  нашел  я  Идейскую  пещеру, которую  стал  тайно  навещать,
                чтоб  бездну ощутить...
ТОРГОВЕЦ
Да он - блаженный!
БОМЖ
Торговка  помолчи.
Народ,  желая  просветить - его  к  неумолимой  смерти  подготовить, -
в полости  земли, не  выходя  на  свет, провел  я  много дней...
ТОРГОВЕЦ
Болтун  и  сумасшедший  старец!
БРАТОК  (подходит. Продавцу)
А  ну  заткнись, вонючий  огурец!
(Дает деньги Бомжу)
Полтысячи  возьми, отец.
И сколько хочешь, говори - я буду слушать?
БОМЖ (у него задрожали  губы  и  брызнули  слезы)
Не  могу…
Дай мне вздохнуть...
(Закашлялся)
Ты  деньги  у  меня  потом  отнимешь?
БРАТОК  (рванул  на  себе  косоворотку. Преодолевая  подкатившейся   комок  к  горлу)
Так  не  говори, отец, мне  больно...
(Сует  деньгу  в  карман  Бомжа)
Так низко пасть я не могу.
(В  сторону  торговцев)
Хочешь, я это  быдло  прогоню  и, даже, площадь  всю  очищу...
Не обижай меня, старик.
Ко  мне  явилась  жалость - слезой  прошибло  вдруг...
Продолжи  свой  рассказ,  прошу.
(Хлопает  в ладоши, окружающие   поддерживают.  Парни  Братка  приносят  скамейку)
БОМЖ
Как я сказал, в пещере той, не выходя  на  свет, провел  я  много  дней.
В пещере  капала  вода,  гроздьями  свисало  мумие, склад  орехов -
                кто-то из зверья  их  натаскал  в  пещеру...
Постоянное  тепло, вода, еда, и  света  яркий  луч, который  мне  светил,
Позволили  творить, наукой  заниматься.
В  эти  светлых  несколько  минут, я  изучал,  ощупывал  пещеру…
И счастье  улыбнулось  мне!
(Братку)
Браток, позволь  воды  напиться?
БРАТОК
Когда  ты  пищу  принимал  последний  раз?
ТОРГОВЕЦ
Я наблюдал, как  в мусорном  бачке  он  ковырялся.
БОМЖ (закашлялся)
Уж третий день  как  я  горячего не  ел.
БРАТОК  (в  сторону торговцев. Повысил  голос)
Три  дня  отец  горячего  не  ел!..
(На скамейке  моментально  появляется  еда)
Ешь, отец, и  продолжай  рассказ.
(В сторону торговцев)
Не забудьте  в  шляпу  денежки  бросать.
(Своим парням)
Пусть  каждый  бросит.
(Повысил  голос)
Я сказал: каждый  пусть  монету  бросит!
(Парни  обходят  присутствующих, собирают  деньги)
БОМЖ (ест и пьет)
Расковыряв  зависшие экскременты  диких  пчел, я обнаружил  пустоту,
                а  в  ней - таблички.
Я сосчитал: их было пятьдесят.
В длину – примерно  в  локоть, а  в  ширину - в  ладонь.
И  на  табличках  имелись  письмена.
Был  восторг  мой  столь  велик, что  я кричал  и  птицею  носился...
Потом  в беспамятстве  упал...
(Кашляет)
Проснувшись, и  осознав  себя,
я обнаружил, что  нахожусь  в сыром, холодном  месте,  где  капала вода...
С  тех  пор  и  хрип  в  груди.
(Показывает на грудь)
Как  будто  в  грудь  вселился  камень, прижился  там  и  мучает  меня...
(Кашляет)
БРАТОК  (парням)
Налить  профессору  стакан.
(Парень  наливает)
Возьми,  отец, на  грудь, и  выпей  на  здоровье.
(Бомж выпивает)
Соленый  огурец  возьми  и  хлебом  закуси.
БОМЖ (закусив)
С  души  свалился  камень...
И  вот  что  я  узнал: там  хроника  была.
ДАМОЧКА
Торговля  превратилась  в  пшик!
ТОРГОВЕЦ
И я  пустой, как  барабан!
БРАТОК  (грубо)
Нас  это  не  колышет!
БОМЖ
Громовержец Зевс пещеру тайно навещал, где деятельность Аида изучал.
Один раз в девять лет с  Миносом  он  встречался –
                Минос  же строгий  вел  учет.
Последний  раз – во  время  мировой   войны...
ТОРГОВЕЦ
Пену гонит  старец!
ДАМОЧКА
А  кто  такой  Минос?
БОМЖ
Со  скипетром  Минос  умерших   судит.
ДАМОЧКА  (язвительно)
Доктор  исторических  наук  изволит   врать.
Царствовал Минос на Крите.
(Показывает книгу)
Я  это  вычитала  здесь!
БОМЖ
И  это - правда…
БРАТОК
Чем  занимался  Зевс?
ТОРГОВЕЦ
Хот-догом  торговал!
(Грохнул хохот)
БРАТОК  (Торговцу)
А  может  анашой, как  ты  торгуешь?
(Наступила тишина)
БОМЖ (повысил голос)
Так  говорить  о Боге  непристойно!
За  шуточки  сии - по  морде  бьют...
БРАТОК  (двинулся на толпу)
Кто  выступить  еще  желает?
(Тишина,  Бомжу)
Так  говоришь  Зевс - Бог?
БОМЖ
Отец богов  и  всех  людей.
Зевс – олимпийский  бог.
БРАТОК
За  него и мне  ты  можешь  в  рожу  дать?
БОМЖ
Могу.
(Грохнул хохот)
БРАТОК
Зевс  спортом  занимался?
(Хохот)
И что смешного я сказал?
(Молчание. Через паузу)
Здесь - я отец.
И царствуем  мы  здесь.
Кто  будет  выступать - отсюда  вылетит  торпедой!
(Стало тихо)
Ты  не  устал, отец?
БОМЖ (ему хорошо)
Миф - страсть.
Люблю войти в него, и там бродить.
Оплодотворенные  поэзией – события  и образы  становятся  живыми...
0, этот мир  прелестный  и  блаженный!
(Хохот)
БРАТОК
Доктору  наук, мифологу  на  пропитание  подайте!
(Парни со шляпой обходят зевак и попросту  выколачивают  из  них  деньги)
БОМЖ (продолжает)
Все  таблички  прочитать я  не  успел...
(Хохот)
В пещеру  прилетели  совы,  и  бросились  меня  клевать.
Спасаясь от ужасных птиц, я бегал и кричал, но  крик  мой  глох  в  пещере...
И эти бешеные совы, шумно хлопая  крылами, бросились  меня  клевать...
И всю одежду  разорвали  в  клочья.
(Показывает)
Сочится кровь – царапина  не  заживает...
Мотаясь  по  пещере, пугая  сов, я  истоптал  и раздробил  таблички
                те  тут  же превратились  в  пыль...
(Затряслись  губы,  еле  сдерживаясь)
От  горя  потерял  сознание...
(Плачет.  Закашлялся. На  грани  истерики)
Я  находился  там...
И  твердо  в  том  уверен.
Могу  документально  подтвердить!
(Показывает)
Смотрите  все, - глиняный  черепок, кусок  таблички...
(Хохот)
Прошу  мне  верить!
(Рыдает)
Я член  союза  пишущих  людей...
БРАТОК (своим  парням)
Налить ему стакан.
БОМЖ (выпивает)
Все  готов  я  рассказать...
ТОРГОВЕЦ
Гляди  ты, засосал   стакан?!
(Хохот)
ДАМОЧКА
Браток,  налей  ему  еще  стакан.
И этот  заглотнет  мифолог...
БРАТОК
Заткнись!
Он пьёт нарзан…
БОМЖ (указывает  перстом)
Скоро  ваши  души  поплывут  в  Аид.
А известный всем Харон, возьмет  за  душу  каждого  у  вас  один  обол -
       под языком его держите,иначе тени ваши он грубо оттолкнет веслом...
(Дамочке)
Позвольте  вас  просить  убраться  прочь!
На  этой площади  построен  Божий  храм, а  вы  торгуете  селедкой!..
(Торговцу)
И вы, презренный, покиньте  Божий  дом!
Искушая  здесь  людей, вы  площадь  превратили  в  лавку!
«И выйдя,  Иисус  шел  от  храма; и приступили  ученики  Его,  чтобы  показать ему  здания  храма.  Иисус  же сказал им:  видите  ли, все  это? Истинно  говорю вам: не останется  здесь  камня  на камне; всё  будет  разрушено. Когда  же сидел  Он  на горе  Елеонской,  то приступили  к  нему  ученики  наедине  и спросили: скажи  нам, когда  это будет? И  какой  признак Твоего  пришествия  и кончины  века?»
ДАМОЧКА  (выкрикивает)
Когда  все   это  будет,  говори?
БОМЖ
«Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы  кто не  прельстил  вас, ибо  многие придут  под  именем  Моим  и, будут говорить: «я  Христос», и  многих прельстят. Также  услышите  о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит  всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ  на  народ, и царство  на  царство, и будут  глады, моры  и  землетрясения по местам; все  же  это – начало  болезней.
(Закашлялся)
Тогда  будут  предавать  вас  на  мучения, и  убивать  вас; и вы  будете ненавидимы  всеми  народами  за  имя  Мое, и  тогда  соблазнятся  многие, и друг  друга  будут  предавать, и  возненавидят  друг  друга; и  многие лжепророки  восстанут  и  прельстят  многих; и,  по  причине  умножения беззакония, во  многих охладеет  любовь; претерпевший  же  до  конца  спасется. Итак, когда  увидите   мерзость  запустения, реченную  через  пророка Даниила,   стоящего  на  святом  месте  читающий  да  разумеет, - тогда находящиеся  в  Иудее да  бегут  в горы  и  кто на  кровле, тот  да  сходит  взять что-нибудь  из  дома  своего; и  кто  на  поле,  тот  да  не обращается  назад  взять  одежды  свои. Горе  же  беременным  и  питающим  сосцам  в  те  дни!»
ДАМОЧКА (выкрикивает)
О Господи!..
БОМЖ  (указывает  перстом  на  Дамочку)
«Молитесь, чтобы  не  случилось  бегство  ваше  зимою, или  в  субботу; ибо тогда  будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются... О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как в дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, когда вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил  всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будет двое на поле: один борется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна борется, а другой оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш  приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий».
ТОРГОВЕЦ
Святые речи произносит старец.
ДАМОЧКА (вскрикнула)
Да он святой - Пророк!
(Стало тихо)
БРАТОК (осматривает со всех сторон Бомжа)
Есть имя у тебя, Пророк?
ПРОРОК (тихо, внятно, чеканя слова)
В пещере капала вода, и капала она в пяти местах –
                источники капель явились в симметричном круге.
Изучая письмена - в них значилась Миносова  рука, и капли пробуя на вкус,
                я в точности определил - вода сочится с рек Аида.
(Стал прибывать народ)
В  центре  каплет  Мнемосина,
            испив  воды, которой, мозг закрепляет все, что  видел ты вокруг.
На юге - Стикс, все леденящая, священная река,
                клянутся  водами, которой  боги.
На севере слезилась Лету.
Испить ее, земную жизнь забыть.
Исчезнут все тревоги и волнения...
Капли запада - река Коцит, востока - Археронт.
Предназначены  для  вас, умерших душ...
(Указывает перстом)
Стенания, полные печали, этих теней оглашают берега и стоном наполняют...
Письмена сообщают, что эти реки опоясывают девять раз Аид.
(Закашлялся)
БРАТОК
Налить еще?
ПРОРОК
Прошу амброзии глоток.
БРАТОК  (присутствующим)
У кого есть названный напиток?
(Молчание)
ПРОРОК
У смертных  данной  пищи  и  благовонных  умощений  нет.
БРАТОК
За деньги можно все купить.
(Публике)
Эй  вы, кто  хочет  заработать?
(Молчание)
Дай срок, Пророк, - в зубах мне принесут...
ПРОРОК (пьет воду)
Обойдусь глотком воды...
БРАТОК (парням)
Из-под земли амброзию найти, и мне немедленно доставить!
(Парни исчезают)
ПРОРОК
Я принял капли Мнемосины,
                чтобы запомнить все, происходящее в пещере и Аиде.
Затем  испробовал  я  Лету - имя, фамилию, жену,
             и сколько  пролежал в пещере, а также  отчество свое забыл...
Но где я был, во мне находится...
Когда я вышел из пещеры, вопросами замучили меня...
Денег нет, одежда  в клочьях, документы  съели  совы...
По разным   департаментам  таскали, и, не признав учености моей,
          бросили  в баржу, груженную свининой, и сдали  северным  властям...
Небеса  немедленно на них наслали кару: вздыбилась земля...
И хлынули в Аид потоком души...
А братья во Христе, ученостью  моей гнушаясь, вопросами  измордовали,
                и  отпустив  меня, шлепнули  на  справке – «Бомж».
Небеса и этих наказали:
     безумством наградив властей, заставив  братьев  резать  как  баранов...
И вот иду домой, пешком...
До невозможности устал...
БРАТОК (Пророку)
А ты рвани стакан...
(Парням)
Селедку принесите, да квашеной капусты захватите.
Оповестите власти, актеров позовите.
В честь национальной годовщины, на этой площади,
                мы будем представлять  Аид!
Здесь речь произнесет Пророк!
Подиум прошу поставить, а площадь  металлическим забором обнести.
Вход платный - и стоит он один обол.
Кто хочет - может уходить, но свой обол прошу нам предоставить…
Четыре  килограмма   денег ты уже собрал.
(Заспорилась работа: Пророк кушает, милиционеры устанавливают металлические заграждения, парни в масках сооружают подиум. Прибыли актеры с костюмами. Устанавливается ширма для  переодеваний. Пророка одевают в рубище, подпоясывают длинной веревкой, приклеивают бороду)
ПРОРОК (на подиуме)
Аидские служители идут за мной - ни днем, ни ночью нет покоя...
Наполнен я Аидом  до вершков.
Я раздуваюсь как лягушка, и лопну  вдруг, не просветив людей.
Я заболел... и взялся за перо.
(Трясет рукописью)
Здесь все  записано с табличек.
(Показывает)
Вот черепок - свидетельство и документ моего присутствия в пещере и Аиде.
Здесь сущности, которые с тех пор за мной идут.
(Поднимает руки вверх)
Обратите ваши  взоры вверх, на  небо –
                там парит  на крыльях юный  Бог Гипнос.
(Присутствующие всматриваются в  небо)
Он дважды опрокидывал меня в пещере, и я в беспамятстве лежал...
ТОРГОВЕЦ
В небе воронье, да голуби кружат...
БОМЖ
Почтенные, внимательно всмотритесь – держит  Бог в руках головки  мака,
                а с рога  льет на вас снотворное питье…
ДАМОЧКА
Ой, Господи, кажется,  летает!..
Над куполом  кружит, а взор его - сюда.
БРАТОК  (уверенно)
Сейчас сюда прибудет...
ПРОРОК
Позвольте  публике  представить:
              брат Зевса - Бог Аид  с почтеннейшей  супругой  Персефоной.
Деметра - мать ее, а Зевс - отец ...
(Вдруг повалил снег)
И в доказательство - вот снег!
Деметра - мать по дочери своей тоскует...
Аид, на золотом покрытой колеснице, везет красавицу, Деметры дочь, в Аид...
(На  площади  что-то  рвануло. Повалил густой дым. Началась паника. Крики:
«Спасай товар!.. Братки  из  северной  столицы... Накаркал, сволочь!.. И нищих грабят!.. Не стреляй, здесь аммонал... Погибнем все!.. Взлетит на воздух площадь!..» Слышны  одиночные  выстрелы, затем  полоснула  автоматная очередь...)
БРАТОК  (хватает коробку с деньгами)
Ползи  под  подиум, Пророк.
ПРОРОК  (не соображая, что происходит)
А  что  так  вдруг... дым повалил...
БРАТОК  (сует в руки Пророку коробку с деньгами)
Деньги  прячь, придурок!
(Из дыма вынырнули двое парней в масках. Первый  парень  выстрелил   в  Братка. Роняет  коробку с деньгами. Удивленно)
Тыы... дружбан?..
ВТОРОЙ  ПАРЕНЬ (делает контрольный выстрел в голову Братка)
Пришел тебе  конец, Браток...
ПЕРВЫЙ  ПАРЕНЬ (собирает рассыпавшиеся из коробки деньги)
Щелкнем старца?
ПРОРОК (Первому парню)
Танат!..
Приветствовать тебя я рад!
Потерял я в жизни смысл.
Бери меня в Аид...
(Закашлялся. Показывает)
Ты, потерявший стыд, стреляй мне в грудь - здесь камень тяжестью мне давит...
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ
Свихнулся старец...
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ (пристально всматривается в Пророка)
И я не видел много лет отца...
ПРОРОК (двигается в сторону Первого парня)
Где крылья у тебя, Танат?
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ (Второму парню)
Ты смотри,  был без  бороды...
Рубище  напялил,  глаза  блестят...
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ
Белками крутит...
А если аммонал на нем?
(Пророку)
Ты может смертник?
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ
Он сам как смерть...
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ (Первому парню)
Взмахнем крылами.
(Оба исчезают в дыму)
ПРОРОК (рассматривает свою тень)
Я готов, Танат.
Поблекла тень моя...
И плесенью покрылась...
(Закашлялся. Опустился на колени. Зарыдал,  а  потом  вовсе  упал  на  подиум  и  затих)
З а т е м н е н и е.

ПРИЛОЖЕНИЕ               
АИД, Гадес - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид -  олимпийское  божество,  хотя  находится  постоянно  в своих подземных владениях. Сын  Кроноса  и  Реи,  брат  Зевса  и Посейдона, с  которыми  разделил наследие свергнутого  отца.  Аид царствует  вместе  с  супругой  Персефоной (дочерью Зевса и Деметры).
ГИПНОС – персонификация  сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти, богинь судьбы, мойр, Немесиды - богини мести. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям в  противоположность беспощадной Смерти. У Гомера Гипнос обитает на острове Лемнос. Овидий в " Метаморфозах" описывал пещеру в  Киммерийской земле место обитания  Гипноса,  где  царят  вечные  сумерки  и откуда вытекает родник забвения;  Гипнос покоится в пещере на прекрасном ложе.               
ДЕМЕТРА - богиня плодородия и земледелия,  дочь Кроноса и Реи сестра и супруга Зевса, от которого она  родила  Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств.  Древнее  хтоническое  происхождение  Деметры  засвидетельствовано  ее  именем (букв. «земля-мать»). Культовые обращения к Деметре: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница  плодов»),  Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито  («хлеб», «мука») указывают  на  функции Деметры  как богини  плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного  облика  с  волосами  цвета  спелой  пшеницы, помощница  в  крестьянских  трудах.
ЕЛИСЕЙСКИЕ  ПОЛЯ - или Элизиум - место в Аиде  для  праведников.
ЗАПАД,  Закат – символ  умирания.
ПРОРОК - греческий жрец, который предсказывает то, что должно произойти. В древности  за  пределами  ветхозаветного мира, не обязательно сам «предсказатель», но лишь  второстепенный служитель при оракуле, объявляющем будущее. Помимо прочего,- Пророк считался посредником  между богами и людьми. В иудейских и христианских представлениях Пророк, осознающий  свою  функцию вестника и свой авторитет, был  глашатаем  божественной  воли, непосредственно  вдохновляемым  божеством, а  также предвозвестником  будущего.
ЛЕТА - персонификация забвения, дочь богини раздора Ириды. Именем Лета названа река  в  царстве мертвых, испив воду которой, души  умерших  забывают  свою  земную былую  жизнь. Согласно сообщению  Павсания,  вблизи пещеры Трофония  в Лейбадее  (Беотия) пришедшие вопросить  знаменитого  оракула  предварительно  пьют воду из двух  источников:  Лета  -  забвения,  чтобы  забыть  о заботах и волнениях, и  Мнемосины  -  памяти,  чтобы  запомнить  услышанное  и  увиденное в пещере.
АМБРОЗИЯ, амвросия - пища и благовонное  протирание  олимпийских  богов, поддерживающее  их бессмертие и вечную юность (таково же действие нектара - напитка богов).
ЗЕВС, ДИЙ - верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс исконно греческое  божество,  его имя чисто индоевропейского  происхождения  и  означает  «чистое небо». Зевс - сын  Кроноса  и  Реи,  он  принадлежит  к  третьему поколению  богов, свергших  второе  поколение  -  титанов…
МИНОС - один из трех сыновей (наряду с Сарпедоном  и Раудаманфом) Зевса и Европы, рожденный ею на Крите  и  усыновленный  критским  царем  Астерием. Минос царствовал  на  Крите  после смерти Астерия.  Женой Миноса была Пасифая (дочь бога Гелиоса), которая навлекла на Крит бедствия, породив чудовищного Минотавра. Минос заключил его в Лабиринт. Минотавра убил с помощью Ариадны (дочери Миноса) Тесей. Другая дочь Миноса  Федра  впоследствии стала женой Тесея.
ОБОЛ - четырехгранный  стержень; название восходит  к  тем  временам, когда  средством  денежного  обращения были   железные прутики, шесть  штук  которых,  зажатых  в  горсть,   составляли драхму. 1) Весовая единица; серебряная, а  впоследствии  медная монета  в  Древней  Греции  (1/6  драхмы).  Вес   серебряного  античного  обола составлял  около  0,73 грамма; чеканились  также  монеты д остоинством в 2 обола (диобол)...  Обол  клали  в  рот  умершим  для  уплаты  перевозчику  Харону   при   переправе   в  подземное  царство  Аида. В  переносном   смысле   -   маленький денежный взнос...
ПЕРСЕФОНА, Кора - Богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса  похитил  ее. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея  относится к  глубокой архаике, когда  сам  Зевс  был  еще «Подземным» царем  царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле  самой Персефоны и ее матери. В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры (греч. Деметра).
СТИКС - божество одноименной реки в царстве мертвых. Стикс - одна из старших дочерей  Океана  и  Тефиды,  по другой версии, она - дочь Ночи и Эреба. Во время  раздоров  богов по приказу Зевса произносятся клятвы над водой  Стикса,  принесенной  Иридой. Бог, нарушивший клятву, год  лежит  бездыханным, девять лет живет вдали от Олимпа и только на десятый  год  возвращается в сонм олимпийцев. Клятва водой Стикса - самая страшная. От брака  с  Паллантом  Стикс  родила Зависть (Ревность,  Рвение), Нике (Победа), Силу (Власть) и Мощь. Дети Стикс  особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют. Во  время  титаномахии   Стикс поспешила  стать  на  сторону Зевса  и сохранила  свой  исконный   почет и  удел, получала  от  него  щедрые дары, а  имя  ее  стало  великой клятвой. Существует миф о том, что Персефона дочь Зевса и Стикс. Стикс фигурирует в числе других нимф  и  богинь, игравших с Персефоной на лугу, когда ее похитил Аид.
ХАРОН - перевозчик  мертвых  в Аиде. Изображался мрачным  старцем в рубище; Харон перевозит умерших по водам  подземных  рек, получая за это плату  в  один  обол  (по  погребальному  обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит  только  тех умерших, чьи кости обрели покой в  могиле.  Геракл,  Перифой  и  Тесей насильно заставили  Харона  перевезти   их  в  Аид. Только золотая  ветвь,  сорванная  в  роще  Персефоны, открыват  путь живому человеку путь в царство смерти. Показав  Харону  золотую ветвь, Сибилла  заставила  его  перевести Энея.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  АПОЛЛОДОР. Мифологическая библиотека Л., "Наука", 1972г.
  ГИГИН. Мифы. (Перевод с латинского Д.О. Трошилова), - С.- П. «Алетейя», 2000г.
  ГЛАДКИЙ В.Д. Древний мир. (Энциклопедический словарь в двух томах),
М., Центрополиграф, 1998г.
  БОЛЬШОЙ  ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ. Мифология, - Научное
 и-во «Большая Российская энциклопедия», М.,1998г.
  ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ. Историческая библиотека. Греческая мифология. ( Перевод  с  древнегреческого  О. Цыбенко).-  Паросская хроника, -
М., Лабиринт, 2000г.
МЕЛЬНИКОВ В.И., МЕЛЬНИКОВА Л.А. Горгона, Феерия-миф в трех  действиях, семи  картинах с прологом, ООО  «Центр  печати  и прессы», М., 2000г.
БИБЛИЯ. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. (По  благославлению  Святейшего Патриарха  Московского  и  всея  Руси 
Алексия 11), От Матфея. Гл.24. 1-13,15-22, 29, 36-40, 42-44, От Иоанна. Гл.15.19, Деяния святых апостолов. Гл. 10,11.  45,17,
Российское библейское общество, М.,1993 г.


Рецензии