Л. Толстой и Вл. Соловьев слово к Украине

                Л.Толстой и Вл.Соловьев слово Совести к Украине. 

                "Ждем мира, и ничего доброго нет;
                ЖДЕМ ВРЕМЕНИ ИСЦЕЛЕНИЯ, и ВОТ УЖАСЫ..."
                (Иеремия 14:14-19)

                ***

                "Люби все другие народы, как свой собственный"
                (В.С.Соловьев).

                "Совесть - голос души.
                Зрячую, духовную часть человека называют совестью.
                Эта духовная часть человека, совесть, действует
                так же, как стрелка компаса.
                Совесть - это сознание того духовного существа,
                которое живет во всех людях. И только тогда,
                когда она такое сознание, она верный руководитель
                жизни людей" (Л.Н.Толстой).

                "Свобода тождественна с центром самосознания, с Я...
                Она есть ось, вокруг которой вращаются тенденции,
                эмоции, аффекты. Все эти силы созданы не ею, она
                лишь формирует их. Свобода есть как бы невидимая и
                и неподвижная ТОЧКА, вокруг которой вращаются
                рычаги жизненных сил, но она есть ТОЧКА ОПОРЫ,
                которая может "перевернуть мир". По принципу такого
                рычага построен руль.
                Что новое привходит в этой точке единства к тому
                разнообразию сил, которые действуют на нее со всех
                сторон? Привходит нечто совсем новое:
                ОСЬ САМОСОЗНАНИЯ, дающая возможность с бесконечно
                малым усилием повернуть туда или сюда, само-
                определяясь, т.е. формируя единство из альтернатив...
                культура эмоций ведет к предчувствию новых,
                высших, неизвестных ценностей; "сердце" может
                делать открытия..." (Б.П.Вышеславцев).

                "Куда ж нам плыть?.."
                (А.С.Пушкин).

         Поющее сердце подсказывает нам, что, минуя берега вражды, противоборств и противоречий, путь лежит к звездному океану Любви, туда, где "Дорога Домой" (А.Архиповский, композиция "Дорога домой")...

                "Где их дом, где? Здесь или там?.."
                (В.Р.Цой) 

                ***

Казалось бы, трудно найти СОГЛАСИЯ не только у обычных людей, но и у людей с мировым именем, которые могли бы сойтись по тем иль иным вопросам ценностей жизни. Казалось бы, такое общечеловеческое СОГЛАСИЕ невозможно. Но если бы не было сердечного СОГЛАСИЯ между людьми, то Мир не смог бы существовать, невозможна была бы Жизнь на Земле. И разве не удивительно, что Мир все еще живет и Жизнь все еще движется и дышит в поющих сердцах.
Казалось бы, что невозможно найти СОГЛАСИЯ даже между такими выдающимися людьми с мировым именем, как Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев и Л.Н.Толстой. Казалось бы, но все же "невозможное", как СОГЛАСИЕ по Совести, возможно, если выйти за пределы противоположностей.

Именно, и Ф.М.Достоевский, и В.С.Соловьев, и Л.Н.Толстой потому и с мировым именем, что всегда в своем творчестве выражали высшие ценности добра, любви и красоты "сердца" и призывали к человечности, к тому сокровенному и потаенному голосу совести, что находится в каждом человеке, независимо от его национальной или социальной принадлежности. Творцы русской классической мысли на вершине своего самосознания призывали все народы к братскому единству, основанному на началах Любви, нравственных истоках и жизни по совести.
В целом, то к чему призывали Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой в своем творчестве, Взор и Зов творцов русской мысли В.С.Соловьев сжато и кратко сформулировал, как: "Люби все другие народы, как свой собственный"...

И вот эта формула творческой мысли запечатлевает в целом весь Смысл творческой деятельности и Ф.М.Достоевского, и Л.Н.Толстого.

                ***

У Ф.М.Достоевского эта "формула творческой мысли" наиболее сжато отражена в "Пушкинской речи":

"...Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концом, это подчеркните) стать братом всех людей, ВСЕЧЕЛОВЕКОМ, если хотите... и наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей... стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного СОГЛАСИЯ всех племен по Христову евангельскому закону!.." (Ф.М.Достоевский).

У Л.Н.Толстого "формула творческой мысли" выражена наиболее сжато афоризмами в книге "Путь жизни":

"...Так любить ближнего может только тот, кто любит Бога, того Бога, который один во всех людях. Так что непонятна не любовь к Богу, а непонятна любовь к ближнему без любви к Богу...

Жить по-Божьи значит быть подобным Богу. А чтобы быть подобным Богу, надо ничего не бояться и ничего не желать для себя. А для того, чтобы ничего не бояться и ничего не желать для себя, надо только любить...
 
Человек, понимающий смысл и назначение жизни, не может не чувствовать свое равенство и братство с людьми не одного своего, но и всех народов.
Не раз видел я под Севастополем, когда во время перемирия сходились солдаты русские и французские, как они, не понимая слов друг друга, все-таки дружески, братски улыбались, делая знаки, похлопывая друг друга по плечу или брюху. Насколько люди эти были выше тех людей, которые устраивали войны и во время войны прекращали перемирие и, внушая добрым людям, что они не братья, а враждебные члены разных народов, опять заставляли их убивать друг друга...

Всякий человек, прежде чем быть австрийцем, сербом, турком, китайцем, - ЧЕЛОВЕК, то есть разумное, любящее существо, призвание которого никак не в том, чтобы соблюдать или разрушать сербское, турецкое, китайское, русское государство, а только в одном: в исполнении своего человеческого назначения в тот короткий срок, который предназначено ему прожить в этом мире. А назначение это одно и очень определенное: ЛЮБИТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ...

Ребенок встречает другого ребенка, какого бы он ни был сословия, веры и народности, одинаково доброжелательной, выражающей радость, улыбкой. Взрослый же человек, который должен бы быть разумнее ребенка, прежде чем сойтись с человеком, уже соображает, какого сословия, веры, народа тот человек, и, смотря по сословию, вере, народности, так или иначе обходится с ним. Недаром говорил Христос: будьте как дети...
 
Христианин не может не знать, что благо его связано с благом людей не одного его народа, а с благом всех людей мира; он знает, что единство его со всеми людьми мира не может быть нарушено чертою границы и распоряжениями правительств о принадлежности его к такому или другому народу. Он знает, что все люди везде братья и потому все равны...
 
Никто, как дети, не осуществляет в жизни истинное равенство. И как преступны взрослые, нарушая в них это святое чувство...
"И кто соблазнит единого из малых сих..."

Ничто так не задерживает осуществления Царства Божия на земле, как то, что люди хотят установить его делами, противными ему: насилием...
 
Одна из главных причин бедствий людей - это ложное представление о том, что одни люди могут насилием улучшать, устраивать жизнь других людей...
Заблуждение о том, что одни могут силой заставлять других людей жить по своей воле, произошло не оттого, что кто-нибудь придумал этот обман, а оттого, что люди, отдаваясь своим страстям, начали насиловать людей и потом старались придумать оправдание своему насилию...

Мы не видим всей преступности насилия только потому, что подчиняемся ему.
Насилие же по существу своему неизбежно ведет к убийству.
Если один человек говорит другому: сделай то-то и то-то, и если не сделаешь, я силою заставлю тебя исполнить мое приказание, то это значит только то, что если ты не сделаешь точно, чего я хочу, то в конце концов я убью тебя.
Всякий насильник - убийца...

Жизнь моя - не моя, и потому и целью ее не может быть только мое благо: целью ее может быть только то, чего хочет Тот, Кто послал меня в жизнь. Хочет же Он любви всех ко всем, того самого, в чем и мое и общее благо...
...И благо это есть: благо это в любви (Паскаль)..."
           (Л.Н.Толстой "Путь жизни").

Вл.Соловьев в книге "Оправдание добра" наиболее цельно и целостно выразил Образ творческой мысли Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
В главе 14 "Национальный вопрос с нравственной точки зрения" В.С.Соловьев пишет:

"...История всех народов - древних и новых, - имевших прямое влияние на судьбы человечества, говорит нам одно и то же. Все они в эпохи своего расцвета и величия полагали свое значение, утверждали свою народность не в ней самой, отвлеченно взятой, а в чем-то всеобщем, СВЕРХНАРОДНОМ, во что они верили, чему служили и что осуществляли в своем творчестве - национальном по источнику и способам выражения, но вполне универсальном по содержанию или предметным результатам. Народы живут и действуют не во имя себя или своих материальных интересов, а во имя своей идеи, т.е. того, что для них всего важнее и ЧТО НУЖНО ВСЕМУ МИРУ, ЧЕМ ОНИ МОГУТ ПОСЛУЖИТЬ ЕМУ, - они живут не для себя только, а для всех...
И если сам народ своим истинным творчеством и самосознанием утверждает себя во всемирном - в том, что имеет значение для всех или в чем он солидарен со всеми, то каким же образом истинный патриот может ради предполагаемой "пользы" своего народа разрывать солидарность с другими, ненавидеть или презирать чужеземцев? Если сам народ видит свое настоящее благо в благе всеобщем, то как же патриотизм может ставить благо своего народа как что-то отдельное и противоположное всему другому? Очевидно, это не будет то нравственное идеальное благо, которое желает сам народ, и мнимый патриотизм окажется в противоречии не с чужими, а со своим собственным народом в его лучших стремлениях. Но существует же, однако, национальная вражда и противоборство? Существует, конечно, как некогда существовало повсюду людоедство, - существует как зоологический факт, осужденный лучшим человеческим сознанием самих народов. Возведенный в отвлеченное начало, этот зоологический факт тяготеет над жизнью народов, затемняя ее смысл и подавляя ее вдохновение, ибо СМЫСЛ И ВДОХНОВЕНИЕ ЧАСТНОГО - ТОЛЬКО В СВЯЗИ И СОГЛАСИИ ЕГО СО ВСЕОБЩИМ.
Против ложного патриотизма или национализма, поддерживающего преобладание звериных инстинктов в народе над высшим НАЦИОНАЛЬНЫМ САМОСОЗНАНИЕМ, прав будет космополитизм, требующий безусловного применения нравственного закона без всякого отношения к национальным различиям. Но именно нравственный принцип, если проводить его последовательно до конца, не позволяет нам удовлетворяться этим отрицательным требованием космополитизма.
Пусть непосредственным предметом нравственного отношения будет отдельное лицо. Но ведь в самом этом лице одна из существенных его особенностей - прямое продолжение и расширение его индивидуальности - есть его народность (в положительном смысле характера, типа и творческой силы). На той степени развития, какой достигло человечество, принадлежность данного лица к известной народности закрепляется его собственным актом самосознания и воли. И, таким образом, народность есть внутренняя, неотделимая принадлежность этого лица, то, что для него в высокой степени дорого и близко...
...и если мы любим человека, то должны любить его народность, которую он любит и от которой себя не отделяет. Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей), и эта связь сделалась уже нравственною, внутреннею, а не физическою только, то прямой логический вывод отсюда есть тот, что МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ ВСЕ НАРОДНОСТИ, КАК СВОЮ СОБСТВЕННУЮ. Этою заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому, и в то же время это чувство освобождается от зоологических свойств народного эгоизма, или национализма, становясь основою и мерилом для положительного отношения ко всем другим народностям сообразно безусловному и всеобъемлющему нравственному началу...
Прежде чем осуществлять в себе идеал всечеловечества, нации должны были сами сложиться и определиться в своей самостоятельности. Взглянем на этот процесс в особенности там, где он вполне закончился, - в Западной Европе...
...ранее всех европейских народов национального самосознания достигла Италия... Творцы истинного величия Италии, без сомнения, были настоящими патриотами, они придавали высочайшее значение своему отечеству, но это не было с их стороны пустою претензией, ведущею к фальшивым и безнравственным требованиям, - они действительно осуществляли высшее значение Италии в произведениях безусловного достоинства. Они не считали истинным и прекрасным утверждать себя и свою национальность, а они ПРЯМО утверждали себя в истинном и прекрасном; эти творения не были хороши тем, что прославляли Италию, а напротив, они прославляли Италию тем, что были САМИ ПО СЕБЕ хороши - хороши ДЛЯ ВСЕХ. При таком условии патриотизм не нуждается в защите и оправдании: он сам себя оправдывает на деле, проявляясь как ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА, а не как бесплодная рефлексия, или "праздной мысли раздраженье". Внутренней напряженности творчества соответствовала широкая распространенность итальянского элемента в эту цветущую эпоху... Можно ли с национальною историей Италии в руках утверждать, что народность есть нечто самосущее и себе довлеющее, живущее в себе и для себя, когда вот эта славная народность оказывается на деле лишь особою формой всемирного содержания, живущею в НЕМ, наполняющеюся ИМ и воплощающею его не для себя только, А ДЛЯ ВСЕХ...
Высший расцвет английского народного духа может быть для краткости обозначен пятью именами: Бэкона, Шекспира, Мильтона, Ньютона и Пенна. С этими именами связано то, что важно и дорого для всего человечества, чем все народы обязаны Англии и с чем не имеют ничего общего притязания и требования исключительного национализма. О нем и не думали люди, создавшие национальное величие Англии...
Эти англичане не стеснялись признать СВОИМ и нести за океаны идеал ЕВРЕЙСКИЙ по первоначальному происхождению, германский в его протестантской форме... А величайший представитель новой науки своим английского склада умом открыл универсальную истину о физическом мире как солидарном теле, заключающем в себе, как начало своего своего единства, то, что он называл "чувствилищем Божества".
Широкий,  со всех сторон открытый мир научного опыта, глубокий художественный гуманизм, высокие идеи религиозной и гражданской свободы и величавое представление о физическом единстве вселенной - вот что создала английская народность в лице своих героев и гениев. "Англия для англичан" - это было бы для них слишком мало; они думали, что для англичан - весь мир, и имели право это думать, потому что сами были для всего мира...
В национальном развитии Франции кульминационный пункт представляет та эпоха, когда всего яснее выразилось всемирно-историческое значение этой страны... Желала ли Франция быть только "для французов", когда она отдалась полуитальянцу, чтобы он, управляя ее силами, смел по всей Европе старый порядок и внес всюду универсальные принципы гражданской, религиозной и политической свободы? И помимо этой эпохи Франция всегда отличалась особого рода универсальною восприимчивостью и сообщительностью, способностью и стремлением, усвояя чужие идеи, давать им от себя законченную и общедоступную форму и пускать их в оборот по всему миру. Эта особенность, делающая из истории Франции яркое, подчеркнутое resume общеевропейской истории, слишком бросается в глаза и слишком часто была указываема, чтобы нужно было о ней распространяться...
Что касается до нашего отечества, то в ком доселе воплотился всего ярче и сильнее русский народный дух, как не в том царе, который властною рукою навсегда разбил нашу национальную исключительность, и не в том поэте, который обладал особым даром "перевоплощаться" во все чужие гении, оставаясь всецело русским? Петр Первый и Пушкин - достаточно этих двух имен, чтобы признать, что наш национальный дух осуществляет свое достоинство лишь в открытом общении со всем человечеством, а не в отчуждении от него...
Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен также хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному; эта "любовь благоволения" одинакова уже потому, что истинное благо едино и нераздельно. Разумеется, такая этическая любовь связана и с психологическим пониманием и одобрением положительных особенностей всех чужих наций, - преодолев нравственною волею бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности, они начинают нам нравиться. Но эта "любовь одобрения" не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним (по евангельской заповеди), этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, как и за своим народом, остается неизменное первенство исходной точки. А с устранением этого недоразумения устраняется и всякое серьезное возражение против нашего принципа:
ЛЮБИ ВСЕ ДРУГИЕ НАРОДЫ, КАК СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ..."
      (В.С.Соловьев "Оправдание добра. Национальный вопрос с нравственной точки зрения"). 

                ***

И если мы вникнем в письменные завещания творцов мысли мирового значения, то придем к пониманию того, что События на Украине 2014 года и сегодняшние правители этих событий в Киеве очень далеки от нравственных всеобщих законов, как законов общечеловеческого СОГЛАСИЯ и Любви, на которых стоит и держится весь Мир. Почему правители Киева далеки от нравственных всечеловеческих законов? Потому, что СЕГОДНЯ они главные виновники того НАСИЛИЯ и тех ПРЕСТУПЛЕНИЙ, которые творятся на Украине.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский любили детей и потому всегда обращались к евангельской заповеди: "будьте как дети". Что сегодня сказали бы Л.Толстой и Ф.Достоевский на весь мир в слове Правды и Совести, когда увидели бы те ПРЕСТУПЛЕНИЯ против малых сих на Украине? Разве творцы мысли мирового значения закрыли бы глаза и уши, как если лишь бы не видеть и не слышать? Нет, они кричали бы на весь Мир, и этим бы криком души прорвали бы заледеневшую кору черствых душ тех людей, которые стараются не видеть и не замечать того УЖАСА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, который творится в 21-то веке...

Эй, растопите заледеневшие черствой корой души "спящих" людей, растопите огненным и любящим сердцем, так, чтоб глаза человеческих душ открылись изнутри и узрели бы, что весь Мир в изнанке грубой лжи и обмана, за которой прячется хамская, злорадная ухмылка зла, упивающегося насилиями и преступлениями над невинными детьми, над женщинами и стариками... 

Действительно, исходя из вИдения Вл.Соловьева, то преступлениями ли против невинных детей Украина собирается войти в сокровищницу не только общеевропейской, но и общемировой истории, как с лязгом и визгом "Украина только для украинцев"?..
Такова ли мнимая и пагубная "слава", нацистская "слава" Украины???

               "Они сказали: надо пройти!
                Они не верят, что есть другие пути.
                Не бойся, это только кино.
                Я знаю точно - это кино.
                Кончится фильм,
                Зажгут свет и мы поедем домой.
                Те, кто был раньше, вставляли в их ружья цветы,
                В ответ на это свинец затыкал им рты..."
                (В.Р.Цой)

Но вот: "...Представление окончилось. Публика встала. - Пора одевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось" (В.В.Розанов).

                "Ждем мира, и ничего доброго нет;
                ЖДЕМ ВРЕМЕНИ ИСЦЕЛЕНИЯ, и ВОТ УЖАСЫ..."
                (Иеремия 14:14-19)   



           (18.11.2014г.)       



   


Рецензии
На поверхность Украины с февраля 2014 года всплыло всё тупое, фашистское, антирусское. Не удивлюсь, что скоро памятники Толстого и Достоевского начнут валять. Памятник Пушкина уже, если не путаю, где-то осквернили. Спасибо за Ваш труд! С уважением,

Иван Донецкий   18.11.2014 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван, за отклик и Понимание.

Действительно, согласен с Вами, что происходящее на Украине сегодня - это чрезвычайно скверно, мрачно и ужасно.

Хочу Мира, а не войны!
Хочется Мира, Творчества и Понимания между людьми, а нас "развитые убийцы" толкают к братоубийственной войне... Как быть?

Есть оружие - Слово, проникающее в сердца и утробы.
И творцы русской мысли владели этим оружием, как слово совести и правды.

И остается надежда и вера на Правду и Спасение - спасение Украины, России и Мира в целом.

Спасибо и с уважением,



Бармин Виктор   18.11.2014 22:59   Заявить о нарушении
Те, кто на той стороне на русском языке не читают принципиально. Это война,раздуваемая украинскими правителями, захватившими власть с помощью ЕС и США. Писать, конечно, нужно и желательно талантливо. Талантливое слово пробивает любую броню. Творческих успехов Вам. С уважением,

Иван Донецкий   18.11.2014 23:27   Заявить о нарушении
Взаимно, Иван, и Вам я желаю творческих успехов!

С уважением,

Бармин Виктор   20.11.2014 00:27   Заявить о нарушении