Диалог друзей Прилепина и Быкова

Единство и борьба противоположностей :Диалог Прилепина и Быкова.
  Прилепин о книге Быкова ЖД “Идея книжки, в общем, такова: в России издавна борются за власть две силы: варяги (читай – русские) и хазары (читай – евреи). Обе силы отвратительны, но, положа руку на сердце, скажу, что варяги в книге выглядят куда отвратительнее хазар. Хазары – все-таки люди, но с огромным количеством вопиющих недостатков. А варяги – просто мерзкое зверье. С редкими исключениями. Страдает от борьбы этих двух сил коренное население, у которого свой язык (на нем говорил Хлебников, о нем знал Платонов), своя тихая, милая, неинициативная душа”. В финале романа –“хеппи энд”, три варяга сходятся с тремя хазарками и возникает надежда на выход из тупика” -  (типично Быковская издёвка )
Удивительно, что как среди пламенных революционеров, так и самых жадных олигархов, первые места всегда занимают евреи.  Христианство и родилось в борьбе с тогдашними не знавшими меры “олигархами”. Однако, один мой знакомый  говорил :“Соперничество русских и евреев часто плодотворно.  Однако евреи не знают чувства меры. И в этом их и конкурентное преимущество и беда”.   
         Быков  “Россия крутится по одному заданному кругу: от диктатуры к оттепели, от оттепели к застою, от застоя к революции - и опять по кругу.. Страна наша вовсе не имеет истории - в отличие от всех иных стран, - но имеет замкнутый цикл. В этом виноваты, повторюсь, варяги и хазары, и тихая леность коренного населения, которое терпит первых и вторых.”
Такое мнение о бессмысленности русской истории часто высказывается оппозиционерами.   Хотя они принимают  самое активное участие в   радикализации    исторических поворотов,  каждый раз выигрывая  на начальных этапах как  революций так и приватизаций, а потом, как и все, страдая от их последствий. Я уж не говорю о периодическом  скатывании олигархов на крутых поворотах истории в фашизм  как  раньше в Германии, а теперь на Украине (например очередного Коломойского, и даже Порошенко.     Возможность монополизации  власти и  соответствующей наживы затемняет страх перед холокостом,  но в азарте они пока кричат: Слава героям –(бандеровцам)- , их  возможным могильщикам,  если русские опять не победят фашизм.
Побеждая, оппозиционеры всегда обвиняют  в очередном целебном после великих потрясений  застое “милый, неинициативный” народ.    Березовский  “Мне надоело менять русское правительство -русским должно быть стыдно  за    семибанкирщину).
Однако  постоянное скатывание от реформ к революциям объясняется (по Юрию Трифонову очень просто -нетерпением очередных пламенных революционеров, а теперь ещё и жадностью олигархов.
   Каждая контрреволюция сносит этическую систему , которая формируется в предыдущий период относительной стабилизации (застой). Этические системы разрушаются быстро на каждом крутом повороте истории (отмена крепостного права, революции, приватизации ), а восстанавливаются, на новых основаниях, очень медленно. Причем в сломе каждой предыдущей модели общества конъюнктурные историки обвиняют “нехороших” личностей: Ивана Грозного Александра III, Ленина, Ельцина ,Путина. Всё наоборот: история востребует    на каждом новом повороте соответствующую новую фигуру   .
      Парадоксально, но в начале каждого нового периода стабилизации, например после революции 1917 года ,успехи социалистической системы опирались кроме недолговечных эмоциональных стимулов -энтузиазме одних и страхе других на людей   воспитанных в православной культуре предыдущей  социальной системы (упрощённо православии, самодержавии, народности). Когда же потребовалось создать свою этическую систему (моральный кодекс строителей коммунизма),  то попытки использовать христианские принципы в экономике оказались неконструктивными и люди скоро потянулись снова к “несправедливому “потребительскому обществу .
 Когда же   потребительское общество в начале 90-х снова победило в России, оказалось  что оно тоже неспособно создать свою этическую систему.  Не имея собственного   этического фундамента новая Россия , стала проваливаться  в коррупцию, особенно когда стали заканчиваться  “правильные” советские люди, а психология мелких буржуа вселилась  в новое рыночное поколение. И даже восстанавливаемые православные подпорки не помогли. Тем более, что мировой кризис христианской этики вообще подорвал веру в чудесную силу ценностей в том числе западных. И запад сам оказался в тупике. А мы, к сожалению, так увлеклись  глобализацией, чтo разучились   производить даже пропитание и машины и теперь ужасаемся возможному возмездию. Надеюсь, нынешняя репетиция превращения России в колонию вызовет неведомые cпасительные силы в русском народе?

P.S. Прилепин “Двойные стандарты: не бейте поэта по голове. Бейте политика”. 13 июня 2014
    Несколько раз уже говорил и повторю снова, что позиция либеральной и части националистической общественности по поводу украинских событий — на мой вкус, является показателем высокой духовной свободы России (в отличие от Украины). У нас представлена самая широкая палитра мнений: вот вам прекрасный поэт Дмитрий Быков с одной позицией, а вот вам прекрасный поэт Игорь Караулов — с другой. Вот вам классик Андрей Битов с одной позицией, а вот вам классик Юрий Кублановский— с другой. Вот вам Улицкая, а вот — Валентин Распутин. Вот Лев Рубинштейн, а вот Юнна Мориц. Вот Акунин, а вот - Лимонов. На любой вкус и цвет. Кому Девотченко и Богомолов, кому Ярмольник и Шахназаров. Кому Андрей Макаревич и Юрий Шевчук, а кому Константин Кинчев и Александр Скляр.
Смотрю и радуюсь. Красота. Всех этих людей надо беречь.

  Достоевский.”Широк русский человек. Я бы его сузил”
 
     Русский человек в своих увлечениях не знает меры.


Рецензии