Мама, куда я бегу?

Рассматриваем  с трёхлетней Полюшкой нежную пастель Аннет Логиновой  «Юная Весна».
- Полюшка, а кто это бежит по тропинке?
- Я.
- А что это у тебя на головке?
- Корона (цветочный венок  ей ещё не знаком).
- А в ручке?
- Цветочки.
- А что это у тебя за спинкой?
- Крылышки.
- У тебя есть крылышки?!!
- Да, - без колебаний  отвечает наша жизнерадостная девочка-весна.
- А кто же это тебя догоняет?
- Мурзик, - ничуть не сомневаясь, утверждает Полюшка, хотя её любимый  котёнок - «жгучий  брюнет»,  а на картинке  - рыжий.
- А куда же ты бежишь?
В замешательстве замерла на несколько мгновений  -  и быстро повернулась к маме:
- Мама, куда я бегу?
Честно говоря, не помню точно, что ответила мама («В прекрасное далёко»?), а вот Полюшкин вопрос,  её  секундное замешательство и непоколебимая уверенность, что  мама  всегда придёт на помощь, что мама всё знает, безграничное  доверие детское  врезались не только в память, но и в сердце. Вспомнила о  вопросе этом вечном, перечитывая в очередной раз проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)  «За своих детей дадите ответ перед Богом»  в книге  «Евангельское злато».   И в очередной раз всем сердцем захотелось, чтобы  слова архиепископа Луки о том, как «святы обязанности матери», «как должно воспитывать детей в нравах христианских»,  прочитали и услышали все, к кому они обращены.
 «И лишь когда вам становится тяжко от поведения ваших детей, вы плачете и молитесь Богу, чтобы Он помог. Однако молитва ваша остается бесплодной, ибо нельзя возлагать на Бога свои родительские обязанности и заботы по воспитанию детей. Если слуга не радеет о своем деле и ждет, чтобы его исполнил господин, разве тот станет работать за него, разве не разгневается на нерадивого слугу? Что же вы хотите от Бога?»(1)
 Прекрасное далёко…  У всех нас  представления  о нём  и о дороге к нему настолько разные, насколько различны  (иногда, к сожалению, как небо и земля),  и источники нашей радости.
 Как искусный художник несколькими  штрихами может передать суть изображаемого, так язык  передаёт несколькими, наиболее употребляемыми словами  суть  нашего житья-бытья. Своеобразной приметой  современности  стало так режущее слух словечко «как бы». Как бы красавицы, как бы семьи,  как бы браки (как бы гражданские), как бы продукты питания, как бы образование - как бы специалисты…  Вот такая эпоха «КАК БЫ». Пожалуй, самое горькое  из всех этих многочисленных «как бы» - как бы христиане, которые называют себя таковыми,  выполняя  программу-минимум: крестины – венчание – отпевание, Рождество, Крещенье, Пасха, Троица.   Покрестили младенца, и пока не праздник или «петух жареный не клюнет», в храм ни ногой. О какой уж тут радости общения с Богом, о пути к святости может идти речь.       
Как страшно жить без страха Божьего,
Слепцом – у царского подножия,
Осуетившейся душою
Не видеть Бога над собою!
  Как горько, что невдомёк родителям, чего они лишают и себя, и детей своих: «об их душе, как о чем-то ненужном, не радите, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем». (2) 
 Глядя на деток, каждое воскресение причащающихся в храме, всегда с болью вспоминаю Полюшку: родители, которым Господь даровал это чудо, не находят нужным участие в богослужении и причащение. Не говорю уж о домашней молитве…
 «Мать, к которой обращена вся любовь и нежность дитяти, стоит с благоговением перед иконой Спасителя и молится, а ребенок смотрит то на нее, то на образ и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Это первый безмолвный урок богопознания, первый и самый важный урок благочестия. Такие уроки вы можете и должны всегда и во всем подавать детям вашим».(3)
 Увы, детки наши зачастую получают совсем другие уроки . В красном углу – телевизор, неиссякаемый источник всего и вся: перед ним и едят, и пьют,  и слёзы льют, и гогочут, и стрекочут, и обсуждают, и осуждают…   На многочасовое просиживание у телевизора время находится всегда.
«Как же должно воспитывать детей? Так, как воспитывали христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к церковным Таинствам, учили их грамоте по книгам Священного Писания. Они никогда не позволяли ребенку сесть за стол и начать есть без молитвы; внушали детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой.
Первые христиане хоть и обучали своих детей философии, музыке, искусствам, но при этом руководствовались глубоким святым правилом: «Того почитай несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». Не думайте, что запрещается учить детей светским наукам. Величайшие Отцы наши и Учителя Церкви сами в молодости очень усердно изучали все мирские науки. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый были высокообразованными людьми.
И вашим детям надлежит быть образованными, стать учеными. Но нужно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивались одной светской мудростью мира сего. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, чтобы изучали Закон Божий и заповеди Христовы, привыкали к постоянному благочестию. Тогда, и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, когда познание Бога будут ставить на первое место».(4)
    Куда же бежишь ты, девочка-весна?   
                19 ноября 2014г.            
   
               

1Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)  Евангельское злато: Беседы на Евангелие.За своих детей дадите ответ перед Богом. Слово на Евангелие от Матфея, гл.18, стих 10.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
http://www.golden-ship.ru/knigi/10/luka_ez.htm


Рецензии