Коробочка

    Коробочка (девятый рассказ из цикла Поручик)
 
План десантной операции трещал по швам. На трех из пяти зон высадки имперские войска умылись кровью: береговые батареи пустили ко дну тихоходные баржи с бронетехникой, а высадившуюся с ботов и десантных катеров пехоту утопили в море элитные части лоялистов.
Здесь, в небольшом поселке с  диким названием Бубырь, закрепиться нам удалось по счастливой случайности: местные жители гораздо лучше относились к Его Высочеству Регенту, чем к лоялистской Ассамблее, и, завидев суда под имперскими флагами, разоружили три десятка синемундирников-артиллеристов из орудийной обслуги.
Когда мы высадились и вступили в поселок, ветераны суеверно крестились: три стоящих на центральной площади 180-миллиметровых орудия превратили бы наш транспортный конвой в дырявые корыта за каких-то полчаса.
Хмурые рыбаки столпились у массивных орудийных лафетов, глядели из-под картузов оценивающе и с надеждой.
 - А почему «Бубырь»? Что вообще за слово такое идиотское? – громко спросил Стеценко.
Я дернул его за рукав, но было уже поздно: солдаты рассмеялись, сбрасывая напряжение, накопившееся во время ожидания высадки.
Неожиданно какой-то местный, пожилой мужчина с бородкой, ответил:
 - Gobius fluviatilis Pall, он же бубырь – разновидность морского бычка. Добываем в промышленных масштабах. Вон, консервный завод стоит, - махнул он рукой куда-то в сторону. А потом спросил: - А что, господа имперцы, вы сюда надолго, али так, пошуметь?
Я остановился, пропуская вперед шеренгу бойцов своей штурмроты, торопящихся занять высоты в двух верстах от побережья, и ответил:
 - Империя пришла, уважаемый. Насовсем пришла, - и мне самому захотелось верить в свои пафосные слова.
                ***

Чем занимается  «хаки»-пехота большую часть времени? Выдвигается на позиции и закрепляется. А меньшую – держит оборону, пока не подтянутся ребята посерьезнее. Сколько их было: сопок, холмов, низин, ложбин, оврагов, рощиц… Сколько тонн земли я перекидал саперной лопаткой?
В общем-то  я офицер, «белая кость», мог бы и не копать… Но елки-палки, сорокалетние дядьки, которые мне в отцы годятся роют каменистый грунт, натирают мозоли, а я что, буду пальцем тыкать «туда копай, сюда не копай»?
Так что скинув шинель я рыл землю и матерился вместе со всеми. Стеценко куда-то слинял, пробормотав что-то невразумительное в ответ на справедливый упрек.
Хрипящий и фырчащий грузовичок с консервного завода подвез нам патроны и солдаты заметно оживились. Если прибыл транспорт с боеприпасами, значит, про нас не забыли. Значит «держать оборону пока не подтянутся ребята посерьезнее» нам не так уж долго. Наступление – дело брони и кавалерии, пехота тут так, с боку припека.
Мы насыпали в мешки землю, обшивали досками стены окопов, таскали бревна и кирпичи… Капитально обустраивались, в общем!
Линию обороны мы выстраивали на возвышенностях, верстах в двух от города. С одной стороны – хорошая позиция, с  другой – гражданские не пострадают в случае обстрела. Отсюда прекрасно просматривались обе дороги,  с городской пристани можно было наладить снабжение.
 - Господин поручик, мы что, так и будем держать оборону нашей ротой? Это по меньшей  мере несерьезно! – ко мне подошел командир третьего взвода, Семеняка. – Если они развернут против нас что-нибудь кроме пехоты, мы тут и дня не продержимся…
Этот Семеняка был тот еще фрукт. Его к нам перевели пару недель назад, и его белобрысая лысоватая башка уже примелькалась всем и каждому. Особенно интендантам и снабженцам… Ну, по крайней мере, солдаты в его взводе были обеспечены всем, до последней пуговицы на гимнастерке и последнего куска сухаря в «сидоре». А что там оседало у него в карманах  - меня это интересовало в последнюю очередь.
 - Ну почему же одной ротой? Была радиограмма  - к нам идут два транспорта, «Кашалот» и «Завиша»…
 - И кого везут? – Семеняка снял фуражку и почесал лысину.
 - Обещали что-то тяжелое, ну и какие-то пехотные части…
Он только рукой махнул и, развернувшись на каблуках, пробурчал, уходя:
 - Пришлют каких-нибудь лапотников, а вместо танков – три ржавые железяки…
Ну в общем-то я был лучшего мнения о нашем штабе,  но после неудачной высадки сложно было рассчитывать на то, что к нам перебросят преторианцев или гренадеров, приоритетным считался второй из захваченных на берегу плацдармов, а наш Бубырь был так, с боку припека… 
Вахмистр Перец и его команда уже расставляли свои машины для убийства в пулеметные точки. Фишер бежал вдоль линии окопов, увешанный как елка гирляндами пулеметными лентами. Бойцы выбрасывали последние лопаты земли, равняли бруствер… Мы были почти готовы к возможным неприятностям.
И они не заставили себя ждать.
Сначала появился колесно-гусеничный броневик, разведка лоялистов. Сложно было не заметить нашей линии обороны!
Бойцы заорали и принялись палить по синемундирникам, высовываясь из окопов.
 - А-а-атставить!!! – гаркнул я.
Стрельба прекратилась, вездеход, виляя, скрылся за поворотом дороги. Кажется, зацепили одного…
И тут же  Мамсуров – посыльный прибежал и, отдышавшись, проговорил:
 - Там транспорты к пристани подходят, просят чтобы их встретил старший офицер… То есть вы, господин поручик!
Твою мать… Тут лоялисты вот-вот атакуют, еще Стеценко смылся куда-то, сволочь, шомполами запорю!
 - Вишневецкий! Остаешься за главного! – пора приучать подпоручика к ответственности.
Вот разозлюсь, и поменяю его и Стеценку местами!
За мной приехала одолженная у местных «полуторка», и усатый водитель из снабженцев довез меня до самого причала.
«Завиша» уже разгружался… Ко мне подбежал бородатый унтер-офицер, козырнул и отрапотровал:
 - Сводный отряд прибыл для дальнейшего прохождения службы…
 - Погодите козырять и гаркать… Представьтесь, пожалуйста.
 - Двадцать седьмого Пятиреченского стрелкового полка унтер-офицер Демьяница, господин поручик!
 Я протянул ему руку для рукопожатия, он удивленно глянул на меня, но на приветствие ответил. Рука у него была твердая и крепкая, как цевье винтовки.
 - И сколько человек в сводном отряде? Что там вообще за бойцы, кто старший офицер?
 - По всему выходит – старший офицер – вы, господин поручик!
Я тяжко вздохнул.
 - Как так-то, а?...
 - Выбили наших господ офицеров почти подчистую, мы ведь под Топелиусом высаживались… Насобирали  живых-здоровых четыре сотни, перегрузили на корабль и вперед – укреплять плацдарм «Бубырь». – унтер-офицер наклонился вперед и спросил у меня: - А что такое «бубырь»?
   - Город этот… И рыбка такая. Добывают в промышленных масштабах. Вооружение у вас какое?
 - Штатное. Винтовки, карабины… Четыре станковых пулемета, гранаты противотанковые…
Я вздохнул еще раз и скомандовал:
 - Стройте своих ребят в три колонны – и марш во-о-он к тем высотам, лоялисты вот-вот атаку начнут… Найдите подпоручика Стеценко, или подпоручика Вишневецкого – они там командуют. А мне еще  «Кашалота» принимать…
 - Есть!
По сходням на пристань выгружались солдаты – целое море родного «хаки», только нашивки разные: пятиреченцы, горцы, старогородцы, даже какие-то части столичного гарнизона…
Бойцы выгрузили снаряжение, построились в маршевые колонны и под руководством унтеров и вахмистров выдвинулись в сторону наших позиций… Эх, не накрыли бы их лоялистские аэропланы…
Я тут же постучал себя по голове, поскольку никакого иного дерева в пределах досягаемости не наблюдалось.
«Кашалот» почему-то  не причаливал. Корабль стоял под парами,  из трубы валили клубы дыма…  Наконец, он стал приближаться к берегу.
 - Э-э-э, куда-а? – я ошалело смотрел на транспорт, который шел прямо к пологому берегу, верстах в двух от города.  – Что за…
И тут бабахнуло! На передовой началась рубка. А я – здесь!
 Черт с ней, с высадкой, мне нужно туда…
Я подбежал к машине, ступил на подножку и, стукнув по теплому металлу кабины, скомандовал:
 - Поехали!
Внутрь залез я уже на ходу, больно ударившись головой о потолок кабины.
Водитель сдвинул фуражку на лоб, вывернул руль и, обдавая грязными брызгами стены домов, помчался по улице прочь из города.
Откуда-то сзади раздался пароходный гудок «Кашалота». Мелькнуло сомнение – развернуть машину, принять высадку, и с подкреплением явиться на позиции, но мы уже гнали по полю. Что-то завыло, а потом жахнуло с правого борта. Меня осыпало осколками стекла, машину повело в сторону, я глянул на водителя: половина лица у него была залита кровью, он сползал набок…
Перехватив руль одной рукой я выровнял машину, второй рукой я пытался расшевелить шофера. Вдруг он повалился на руль и  раздался долгий-долгий сигнал клаксона, а потом мотор фыркнул и заглох.
Черт, ну как же так-то? Стало как-то невыносимо жаль этого парня, я его даже фамилии не знал… Тут рвануло уже слева, я матюгнулся, открыл дверцу и выкатился наружу.
До позиций оставалось с полверсты, и я наддал, пригибаясь, по  плоскому склону возвышенностей, туда, где шел бой.
Городок этот, Бубырь, стоял на одном из мысов, которые образовывали собой бухту и удобную гавань для кораблей. А единственная дорога как раз и петляла между возвышенностями, на которых  мы заняли оборону…

В окопах царил сущий ад. Лоялисты взялись за нас всерьез, у них где-то в низинах стояли бомбометы, и они забрасывали нас фугасными каждые пять-семь минут.
Сквозь грохот разрывов я пытался вызнать обстановку у Вишневецкого, который торчал на дне окопа и прижимал к голове фуражку руками.
 - ... две атаки отбили, так они долбить нас стали! Если бы не пятиреченцы, нам бы худо пришлось. По два бойца на десять метров линии  окопов – это разве оборона? – снова жахнуло и на головы нам посыпалась земля.
Я выглянул из-за бруствера и тут же спрятался – сплошная линия разрывов приближалась к окопам. Господа лоялисты со страшной силой учаться воевать!
 - Огневой вал, господин поручик! – проорал мне в ухо Вишневецкий.
Я кивнул, вдохнул воздух, пропахший порохом, землей и кровью и потянулся за шашкой.
 - При-и-мкнуть штыки!!!
Я встал в полный рост: когда накатывается огневой вал, за ним обычно следует пехотная атака, так что осколочных не используют, ведь солдаты идут на границе  разрывов. Главное, спрятаться вовремя.
Я видел, как мои бойцы и пятиреченцы готовятся к бою, и солнце играло на остриях штыков…
Грохнуло совсем рядом, взметнув целые глыбы земли, меня осыпало с ног до головы, попав в сапоги, за шиворот… Оглохнув и ослепнув на секунду, я отплевывался на дне окопа, очищая глаза и уши.
 - Свобо-о-ода-а-а-а-а!!! – заорали над головой и я полоснул снизу вверх шашкой, обрывая этот идеалистически-безумный боевой клич лоялистов.
В окоп рухнул синемундирник, обливаясь кровью, а я уже дернул револьвер из кобуры и стрелял, стрелял в появлявшихся на бруствере врагов.
В окопах шел бой, лоялистов было не так много, но мы не могли вести огонь и к ним постоянно подходили новые  и новые бойцы.
Я, Вишневецкий, Мамсуров и еще несколько солдат сумели очистить метров семь окопов от противника, и теперь пробивались к рации и пулемету – туда, где слышалась хриплая матерщина вахмистра Перца и звуки самого ожесточенного боя.
Мне пришлось два раза набивать барабан револьвера заново, Мамсуров был ранен, и мы потеряли двух бойцов, но успели вовремя – синие мундиры наседали на пулеметную команду вовсю. Они залегли перед линией окопов, стреляли из винтовок, мешая бравому  вахмистру сменить ленту в так не вовремя заглохнувшем пулемете.
Мы убили их всех, стреляя почти в упор: лоялисты не ожидали, что кто-то появится из окопов, истекающих кровью…
Вахмистр залязгал пулеметом, костеря по чем свет стоит подносчика лент Фишера.
А потом кусочки смерти калибром 0, 303 дюйма понеслись из ствола пулемета навстречу бегущим в полный рост цепям синих мундиров, который тут же залегали, начинали отползать и отстреливаться.
Минутная передышка позволила нам с Вишневецким собрать вокруг себя человек двадцать и мы ринулись вдоль по линии окопов, расстреливая, коля и рубя всех, на ком был синий мундир.
Я нашел Стеценко у рации. Рядом с рацией валялись три мертвых лоялиста, к стенке окопа была прислонена винтовка с окровавленным штыком.
 - Поручик? Это тебя. «Коробочка» вызывает.
  - Какая «Коробочка»?
 - Да че-орт его знает, сам разбирайся!
Трубка рации шипела и трещала, сквозь помехи пробился бодрый, почти дикторский голос, прерываемые каким-то грохотом и лязганьем.
 - Я «Коробочка», ответьте «Коробочке»!
- Прием, говорит старший офицер сводного отряда имперских войск! Слушаю вас, «Коробочка»!
 - Говорит  командир роты сверхтяжелых панцеров! Передан в ваше распоряжение, по собственной инициативе выдвигаюсь на огневой рубеж для подавления бомбометов противника! Разрешите продолжать?
Я ошалело посмотрел на Стеценко:
 - Рота тяжелых панцеров?!
А в рацию сказал:
 - Действуйте, « Коробочка»!
 - Понял, работаю! Конец связи! – этот бодрый, почти веселый голос настолько не соответствовал окружающему кошмару, что у меня затрещало в висках.
А рация уже умолкла, подвесив в воздухе вопрос о неизвестно откуда взявшейся роте сверхтяжелых панцеров, о которых я и слыхать-то не слыхал никогда!
У нас тут хватало проблем и без таинственной «Коробочки», так что мы принялись очищать окопы от лоялистской нечисти.
Нам помогало то, что тут и там офицеры и унтеры смогли сплотить вокруг себя людей и удержать отдельные участи линии обороны. С неожиданной стороны проявил себя Семеняка,  который вместе с командиром пятиреченцев Демьяницей защищал штабной блиндаж и сумел взят в плен какого-то майора.
А за лесом, откуда лупили по нам бомбометные батареи, урчало и грохотало. Слышались звуки разрывов и пулеметных очередей. Лоялисты постепенно откатывались от наших окопов, испуганные происходящим в своем тылу, отстреливаясь и не давая нам высовываться и перейти в контратаку. Не больно-то и хотелось – я видел как на поле выкатился давешний колесно-гусеничный броневик,  а следом за ним – еще и еще!
Отступающие от окопов синемундирные пехотинцы выстраивались за броневиками, готовясь к новой атаке. Я себе слабо представлял, что мы можем противопоставить технике противника, даже бутылок с зажигательной смесью было раз-два и обчелся…
Но окопы были очищены от неприятеля, и мы начали помогать раненым и считать убитых, а в лесу что-то загрохотало особенно сильно, и рация у Стеценко зашипела и выдала:
 - Говорит «Коробочка»! Бомбометы уничтожены, имею повреждения! Прорываюсь  к вашим позициям, прикройте огнем, тут полно синемундирной пехоты!
- Вас понял, сделаем все возможное! Будьте внимательны – на поле легкая бронетехника!
Из рации раздался смешок, и «Коробочка» произнес:
 - Разберемся!
Я не очень-то представлял себе, что это за чудо-юдо – сверхтяжелый панцер, но  надежда была только на них – броневики разнесли бы нас в клочья. А «Коробочка» надеялся на нас  - бутылки с зажигательной смесью, или связка противотанковых гранат – одинаково серьезная проблема для броневика и для панцера… Так что я заорал во всю глотку:
 - Огонь по готовности! Прикрываем панцеры!!!
Вряд ли кто-то вообще понял, какие-такие панцеры и от какой стороны их нужно прикрывать, там и сям над окопами стали появляться головы моих бойцов и руки, сжимающие цевье оружия.
Ударили с флангов пулеметы, захлопали винтовочные выстрелы, заставляя лоялистов прятаться за броней своей техники и залегать. Я краем глаза увидел, как закачались верхушких лесных деревьев, там, у подножия высоток. А потом деревья стали падать – одно за другим, с треском, грохотом… Зеленые кроны наваливались одна на другую, ломая ветки и обрушиваясь на землю.
К треску ломающихся деревьев добавился грохот разрывов. Лоялисты лупили по лесу из всего, что у них было.
Рация снова зашипела:
 - Говорит «Коробочка», по мне пристрелялись. Иду с максимальной скоростью…
Я ожидал танковую роту, полдюжины или даже больше бронированных машин, но…
Из лесу вырвалось нечто огромное, черное, выпускающее клубы дыма и плюющееся снарядами и пулеметными очередями. Величиной с двухэтажный дом, стальное чудовище с тремя орудийными башнями и торчащими во все стороны стволами пулеметов – это было жуткое зрелище.
Приводимые в действие мощными механизмами, завращались башни, выбирая цели. Две боковые  были явно поменьше, там стояли трехдюймовые орудия – гавкнули почти одновременно, один снаряд попал прямо под башню броневику, второй – в скопление пехоты… Огромная, угловатая основная башня медленно повернулась, чудовищного калибра орудие выбрало себе жертву -  броневик с командирской антенной рации.
Лоялистский экипаж заметил угрозу и попытался совершить маневр уклонения – но поздно. Гигантский сноп пламени вырвался из ствола орудия и броневик скрылся в пламени разрыва. Над полем боя что-то пролетело и воткнулось в землю недалеко от наших окопов – башня броневика?
Лязгая траками, панцер пополз по полю, наматывая на гусеницы залегшую пехоту и расстреливая ее из пулеметов. Башня снова завращались, выискивая цели…
 Те лоялисты, которые еще остались на поле, бросились в разные стороны, мы палили по ним из винтовок и пулеметов. Пара оставшихся вражеских броневиков виляя, пыталась покинуть место битвы. Вдруг  по обеим сторонам панцера прогремели взрывы, потом еще и еще… Машина закрутилась на месте, разматывая гигантскую гусеницу по полю.  Следующий снаряд попал в одну из двух вспомогательных башен,  ствол орудия неестественно выгнулся, а из рации раздалась ругань, а потом бодрый голос произенс:
  - Выручайте «Коробочку», пехота. В овраге  слева, у разлпаистого дерева - противотанковая пушка.  Мы не можем ее достать. Угол наклона орудий не позволяет, мертвая зона. Она нас доканает, ребята…
Я оглядел своих бойцов и вздохнул:
Усталые, тяжело дышащие, раненые… У меня самого –непонятно что с левым плечом, какой-то ретивый лоялист достал-таки меня штыком, когда драпал из окопов. В горячке боя – не заметил, а теперь, поди ж ты, болит!
- Выручим?
Хмуро кивнул Перец, Вишневецкий выдернул из земли палаш, Семеняка клацнул затвором винтовки, а пятиреченский унтер-офицер Демьяница ответил за всех:
 - Если бы не эта «Коробочка», лоялисты бы уже вешали нас за ноги…
Я приподнялся, выглянул из окопа: противотанковая пушка была не видна, но огонь вела прицельный, уже два снаряда срикошетили от вороненой брони панцера, зарываясь в землю и поднимая в воздух столбы пыли и песка.
 - Ура, что ли?
 - Ура-а-а-а-а!!!
Сломя голову мы помчались по склону  к орудию в овраге, рассыпаясь в цепь,  и петляя по полю, следом за нашим порывом из окопов стали выпрыгивать еще солдаты, принявшие наш порыв за контратаку.
Они стреляли вслед убегающим лоялистам, спускались к подножию высоток и стреляли снова.
Орудийный расчет заметил новую угрозу – нас, и ствол стал поворачиваться в нашу сторону, а обслуга замельтиешила, меняя тип боеприпаса.
Я бежал огромными шагами, легкие горели, наполненные холодным осенним воздухом, в ушах стучала кровь. До орудия оставалось метров двадцать, когда мне показалось что время замедлилось, и я в деталях увидел руку офицера в синем мундире, который дергал за веревку, приводя в действие ударно-спусковой механизм, разгорающееся внутри ствола пламя, и снаряд, летящий мне на встречу, разрывая воздух и завывая на все лады…
За спиной рвануло, а синемундирные лоялисты уже поняли, что не успеют выстрелить второй раз и схватились за винтовки.
Мы стреляли в ответ на бегу, с меня сбило выстрелом фуражку, но оставалось  десять, пять, три шага – мы сшиблись с артиллеристами и  через какие-то несколько секунд орудие было нашим.
- Взяли! Занять оборону бойцы, разворачивайте орудие! Вахмистр! За мной!
Пока Вишневецкий  командовал, мы с Перцем побежали к «Коробочке». Стоит отдать должное лоялистским артиллеристам: последний выстрел был на редкость удачным – на месте смотровой щели зияла внушительная вмятина.
Мы взобрались по специальным скобам на броню и я постучал рукояткой револьвера в люк основной башни.
 - Есть кто живой?
Послышалось шевеление, потом лязгнули запоры люка. Крышка откинулась и чумазая рожа в танкистском шлеме неестественно громко заорала:
 - Командира примите, «хаки»!
Мы с вахмистром вытащили на броню молодого парня в сером комбинезоне, с погонами ротмистра. Из ушей и носа у него шла кровь, признаков жизни он не подавал.
Вахмистр прислонил ухо к его груди:
 - Живой! Воды сюда! И санитаров, санитаров зовите!!!
Кое-кто из наших бойцов уже был здесь, и несколько рук протянули фляги.
Из люка вылезали танкисты, грязные, очумевшие. Один из них баюкал неестественно выгнутую руку.
 - Там еще двое, помогите, а? – сказал кто-то из них.
Расчет той башни, куда попал снаряд, погиб на месте.
Тут подбежали санитары, и мы спустили  контуженного ротмистра на землю.
 - А где остальная рота? Где остальные машины? – спрашивает у танкистов кто-то.
 - А что, нас не хватило? – отвечает сутулый мужик с разбитой бровью.
Когда «Коробочку» перекладывали на носилки, он вдруг очнулся, посмотрел на меня ясными голубыми глазами, хотел что-то сказать, но не смог.
Я увидел, как сжимаются и разжимаются пальцы  его правой руки, и поддавшись непонятному импульсу подал ему свою руку, на что он ответил крепким рукопожатием, а потом слегка кивнул и улыбнулся самыми уголками глаз. Эх, «Коробочка»! Елки-палки, как так-то?

***

Нас прижали под хутором Ляколоды.  Первый снег падал на землю и тут же таял,  под ногами  хлюпало,  и до позиций лоялистов от нашего пригорка было полверсты. Полверсты огня, грязи, крови и смерти.
В том, что меня убьют, я почти не сомневался – атака была назначена с минуты на минуту, по зеленой ракете, и идти за спинами своих бойцов я бы просто –напросто не смог.
Там у них все было пристреляно из пулеметов и зенитных пушек, изготовленных для огня по наземным целям. А у нас кроме четырех сорокапяток подавлять их было нечем…
 - Приготовиться к атаке! Примкнуть штыки! – кричу, срывая голос.
Бойцы знают, что я пойду впереди, поэтому начинают шевелиться, хотя лица – мрачнее некуда. Кому охота быть пушечным мясом?
Взлетает ракета, подсвечивая хутор, грязь и первый снег в потусторонний зеленоватый оттенок. Кто придумал атаковать в сумерках?
 - Ро-ота!.. – начинаю я, но тут шипит рация, и я, поперхнувшись, затыкаюсь.
 - Десятая штурмрота на связи. Прием!
 - Привет поручик! – орет бодрый голос. – Я «Коробочка», иду на прорыв! Не попадитесь под гусеницы!
Рыча, грохоча и лязгая мчится рота сверхтяжелых панцеров  в составе одной машины. «Коробочка» разворачивает  башни в сторону вражеских позиций, а на душе у меня становится легко и радостно, и в конце концов – теперь полверсты – это не так уж и много!




 


Рецензии