Морской узел

Практически, каждый читатель сталкивался в быту с выражением «морские узлы» или «морской узел». Такие выражения подразумевают, что узел завязан профессионально, быстро и качественно. Сколько их существует в природе, наверное, не сможет сказать даже самый просоленный «морской волк». Но, то, что их существует огромное количество, спорить никто не будет. Надеюсь? Счёт идёт, пожалуй, на тысячи, хотя в практике профессионалы, как правило, обходятся десятком-другим узлов.

Для различных целей используются самые разные узлы. Одни предназначены для сращивания разорванных тросов или двух концов различных тросов. Здесь вяжется простой – «прямой узел», а в неправильном исполнении его называют «бабий узел», подразумевая, что вязал его не моряк, а даже совсем наоборот… Узлы вяжут и для крепления тросов, верёвок, для поднятия грузов и так далее. Даже бабульке, что бы привязать козу на лужайке, необходимы знания такелажных работ, не ровен час, привяжет не так и коза удавится…

Подавляющее большинство людей, не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. И когда видят надежно завязанный, но незнакомый им узел, они восклицают: «Завязано морским узлом!»

Ведь наш опыт завязывания узлов, как правило, не идёт дальше шнурков, галстука или банта…  Сейчас, с активным влиянием интернета на получаемую информацию, нет особой нужды расписывать достоинства или недостатки, тех или иных узлов. Любознательны читатель в состоянии сам разобраться, скажем так, в хитросплетении узлов…

Но вот только тот узел, про который хочу рассказать, завязывать, а уж тем более развязывать, доводилось наверное единицам моряков…

Во второй половине 80-х годов прошлого уже века, стояли мы под погрузкой у одного из причалов Кольского залива. Лето. Полярный день. Солнце не заходит круглые сутки. На другой стороне причала швартуется «рыбак» -рыболовецкий сейнер.
Заходит ко мне в каюту боцман с загадочным видом и приглашает взглянуть на исключительно интересную картинку…
 
Оказывается боцман с сейнера прибежал к нашему и просит помощи… Идём разбираться и помогать. Что же случилось?
Выясняется, что при последней постановке на якорь, не далее чем вчера, с ними приключился казус, ляпсус или вообще какая-то хрень, которой и названия ещё не придумали…
Я в своём рассказе «Якорь всплыл», останавливался на том, что постановка на якорь, как и съёмка с него, требуют определённых навыков, знаний и умения. Не такое это мероприятие и сложное, но всё же…
Подходим к борту сейнера и видим! С левого борта вытравлен до воды якорь, а выбрать его в клюз и поставить на стопора мешает УЗЕЛ из якорь-цепи, который в этот самый клюз и не проходит… И висит тот якорь, метра на три ниже этого самого узла… Я такое единственный раз в жизни видел!

Так вот и пришли к причалу. Ну, это по хорошей погоде не страшно. А вот если бы штормило, то не ровен час и борт лапой якоря пробить, а буксировать его под водой, если цепь потравить, тоже не вариант. Надо устранять причину.

Зацепили стропом якорь и нашей грузовой стрелой выложили его на причал. Рыбаки, народ рукастый, мастеровитый. Сразу расклепали скобу на веретене якоря. Распутали якорь-цепь и снова установили на место скобу. Работы с перекурами на полчаса. Мы снова взяли стрелой их якорь и опустили с причала к боту «рыбака»…

Как там боцмана рассчитывались, не интересовался, но то, что братание произошло, по глазам нашего главного боцмана было видно…

А причиной всему, видимо было то, что рыбаки вытравили якорь-цепь в одно место, свалили этакой кучкой. Ну, а потом или ветром, или течением их помотало, а пока якорь «забрал», т. е. произошло его зацепление за грунт, и получился этот диковинный узел!
Жаль, что мобильников для съёмки, в ту пору ещё не было и камеры не нашлось. Интересные снимки могли бы получиться. А, что самое интересное? То, что повторить такой фокус практически невозможно…


Рецензии