Клад Степана Разина

Стенька Разин известнейший герой русского народа. О нем сложено множество песен и сказок. Самый известный сюжет – Степан Разин, бросающий в воду персидскую княжну. Это сюжет воспет в песнях, он нашел изображение, а кинофильмах и картинах.
Хотя сюжет фантастический – никакой персидской княжны у Разина не было, под этой символикой скрывается определенный смысл.
В песенной традиции – вода стихия без следа уносящая все. А молодая персидская княжна – символ богатства. Речь в песне о богатствах Степана Разина.
Первый вопрос типичен – а были ли гроши?
У Разина они были. Степан Разин не обычный казак, как его изображают в книгах и учебниках. Он был главарем разбойников «ходивших за зипунами» на Урал и Персию.
Большую часть своей карьеры Степан Разин разбойничал в Каспийском море у персидских берегов. Там он разграбил множество морских караванов, захватил несколько городов. Фактически Разин был морским пиратом.
Даже картера его оборвалась, как у большинства морских пиратов – он стал нападать на  крепости  войска той страны, где он базировался. Так же гибли пираты Карибского моря. Пока они грабили испанские галеоны, все было хорошо, но стоило им начать воевать с бывшими соотечественниками – англичанами, пираты  быстро погибали.
Пока Степан Разин грабил персидские караваны и набивал трюмы богатством, ему везло. Но лишь взбрело  ему в голову напасть на воевод русского царя и осадить Астрахань все закончилось. Отряд Степана Разина был разбит русскими, атаман взят в плен и жестоко казнен в Москве.
В народе сохранились легенды о разинском богатстве. Во время пыток Степана Разина в Москве вопрос о кладе был одним из главных. Конечно, царских палачей меньше всего волновали социально-экономические причины восстания казаков юга страны. Главным было выведать имена соучастников – «воров» и место хранения денег. Богатства разбойники прятали потому, что боялись потерять их во время кораблекрушения или сражения. Схоронить клад было надежно. 
Но, ни Степан Разин, ни его брат места хранения клад не выдали. И дело не в мужестве атаманов, а в простом расчете – скрывая место клада, можно было дольше прожить.  А выведай он палачи место клада, то Разин был бы казнен сразу.
Место сохранения разинского клада определить сложно. Но очевидно – ни пираты ни отечественные разбойники не прятали клады в землю. Это в легендах клад закопан на необитаемом острове, пересечении дорог, упрятан в заброшенный колодец или закопан в подземелье родового замка.
 Сокровища прятали или в подвалах, под надежной охраной или в пещерах. Зарыть богатства в землю – значит уничтожить его, с вероятностью больше не найти место клада. 
В народных сказаниях указывается место разинского клада – Жигулевкие или Уральские горы. Эти горы расположены восточнее Волги, в них множество естественных пещер, а местность населена слабо.
Место должно было быть близко от реки – именно по реке «гуляли» ватаги Степана Разина. Передвигаться по реке быстро и безопасно – никто не нападет из засады и не обстреляет из-за завали. Отплыть на несколько десятков километров по реке от войска можно было за одну ночь. Оставалось спрятать клад и на следующий день вернуться обратно. А на это  время Степан Разин мог занять своих молодцов грабежом очередного городка  и разделом добычи.   Объяснить свое отсутствие атаман мог разведкой нового места грабежа.
Разин мог спрятать клад в таком месте, чтобы легко найти и забрать свои богатства.  Горные пещеры наиболее удобное место. Сложить в пещеру богатства и заложить пещеру камнями это можно быстро. Уничтожить следы пребывания труда не составляет – на камнях не отпечатываются следы сапог. 
Вот только искать клад Степана Разина смысла не имеет. Большую часть клада составляло не золото и не серебро. В то время золотые и серебряные вещи были редкостью, даже   у царей счет  приборов из драгоценных металлов шел на штуки.
Основное богатство тог времени – рухлядь. Рухлядью называли предметы одежды. Русские бояре. Как последние скопидомы, перечисляли в завещаниях – кому из родственников пояс. Кому кафтан, а кому шубу. Так все это было ценно.
Большая часть клада Степана Разина это меха, шелковые, сафьяновые  и бархатные тряпки. Все это уже истлело. Если что и сохранилось, то небольшое количество монет, пара – тройка сосудов из драгоценного металла, несколько пищалей, мечей, сабель, кинжалов. Это все свалено, скорее всего,  в какой-то из пещер Уральских или Жигулевских гор. 


Рецензии