Дедушкин сундучок

Хозяйственная жилка очевидно передается на генном уровне, а то , что не передается нам с генами родителей, то именуется культурой. Есть люди с врожденной интеллигентностью, но все равно основные качества приобретаются индивидумом в результате жизненного опыта. Мой отец не был хозяйственным мужиком и умельцем.  Сужу по предметам мебели. Он ремонтировал ее вбивая в неё гвозди и обкладывал металлом. Хотя имел сундучок с инструментом, как у моего деда. О, этот сундучок моего деда!!! Мне строго настрого запрещалось приближаться к нему, дед грозил ремнем, а я уважал и боялся деда. Но стоило всем уйти из дома, как я пулей летел к койке деда и вынимал из под неё, с большим трудом этот чемоданчик. У него были металлические застежки, они так здорово клацали, когда я нажамал на кнопку. Открыв крышку, я перебирал содержимое: мотки дратвы, шило с блестящим тонким наконечником, острейший сапожный нож косяк, он вызывал у меня благоговейный трепет, я как знаток проводил по лезвию пальцем, рискуя отрезать его, кусок битума, зеленый обмылок пасты ГОЯ, бобина с шелковыми нитками, сверла, пассатижи, гаечные ключи, тонкостенные металлические коробочки из под зубной пасты и "монпасье" с винтиками, гаечками и шурупами. Ручная дрель с обворожительными открытыми шестеренками, наблюдая за работой которых можно было часами. Их чрева этого чемоданчика исходил невероятный стойкий запах мыла, пасты ГОЯ и чего то кислого.
      А потом я принимался за дедовскую швейную машинку "Зингер". Крутил полированное металлическое колесо, прижимал к нему маленькое резиновое для намотки шпульки и даже пытался чего то шить. Но у меня кусочки материи зажевывало и образовывался моток путанных ниток, за что мне потом и попадало, следы моего баловства были налицо.
    Хозяйственным был прадед и прабабка. У них была крепкая большая семья тринадцать человек детей. Прадед был хорошим печником, держал пятьдесят колод пчел, три коровы, две лошади, большую отару овец. А кур уток и гусей никто не считал. Осенью он снаряжал подводу с бочками и солью и отправлял батраков собирать и солить грибы в лес.
 Сказать, что грибов было много - это значит ничего не сказать. Работники разбивали лагерь на берегу реки, чтобы промывать собранные грибы и занимались заготовкой.
   После революции большевики и сельсоветчики раскулачили прадеда. Отобрали часть скота, упряжь, лощадь.  Прабабка решила жаловаться в Кремль. Легко сказать, в деревне денег то не было, да и в стране свирепствовал голод и разруха. Прабабка намотала веревку на рога коровы и пошла по железной дороге на Москву. Шла неделю, доила корову, пила молоко, обменивала излишки на хлеб. В Москве оставила свою буренку в хозяйстве какой то женщины и пошла в Кремль к Калинину. Сейчас это кажется невероятным, но тогда это было вполне возможно, в Кремле принимали ходоков, которые жаловались на перегибы власти на местах. Калинин внимательно выслушал все её аргументы в защиту супруга и велел возвращаться домой. Тогда не было такого слова ПИАР, но на бытовом уровне понятие это Власть знала и сарафанное радио разносило по долам и весям "праведные решения". Как в сказке о "Золотой рыбке", придя домой прабабка обнаружила, что все конфискованное вернули. А история эта передается в семье от поколения к поколению.  Бывает предвигаешься на поезде и за окном мелькают поля, деревья, лесные тропиночки и думаешь:
- Вот наверно здесь, по этой тропочке моя прабабка шла с буренкой в Кремль.
  У меня нет такого волшебного инструментального сундучка, как у деда. У меня большая, теплая и светлая мастерская на первом этаже моего дома. На стеллажах покоятся кофферы с инструментом,  различные коробочки с нужным цубехором, у окна токарный станок, точило и электрический трубогиб со сварочным полуавтоматом. А в углу  одного из ящиков есть небольшая коробочка из под "Монпасье", как у деда и в ней хранятся мелкие сверла.


Рецензии