08-21. Слово, стоящее в начале

Я просто физически не способна описать сложившуюся вокруг меня ситуацию или образ конкретного человека правдиво и всеобъемлюще. Почти все изреченное при пристальном рассмотрении тут же оказывается ложью, ибо я или не знаю всей полноты информации, или описываю лишь одну из граней, закрывая глаза на другие.  Что же тогда есть «историческая наука», суть которой составляет описание мнений участников исторических событий и изложение их  неоднозначных и противоречивых точек зрения. Что тогда  говорить о переосмыслении далекого прошлого! История – это 99 % лжи и столько же мифотворчества. Как ни люблю я исторические романы, как ни притягательна идея переноса в прошлое, так часто обыгрываемая в фантастических романах, я никогда бы не решилась сделать историю своей специальностью. Я сошла бы с ума, начав думать и увязнув в противоречивости и непреднамеренной лжи при описании того, чему мы (в лучшем случае!) являлись свидетелями. А ссылка на ощущения на других очевидцев – и вовсе хрупкая иллюзия правды. «Лгать – это говорить о чем-то, чего человек не знает и даже не в состоянии знать, так, как будто бы он это знает» ( П.Д. Успенский «Психология возможного развития человека»)

Прекрасной иллюстраций невозможности разобраться в происходящем на моих глазах и постоянного отождествления с отдельными настроениями, мнениями и желаниями являются мои записки о жизни нашего «Спектрэнерго».

... «Вчера в Спектрэнерго праздновали 55-летие Гали Жаровой. Целый день она крутилась на кухне, готовя нам стол. Когда к концу рабочего дня все уже было готово, приехали Господа и, как ни в чем не бывало,  загрузили нас срочной работой. Например, дали указание «прямо сщас» подготовить дюжину исполнительских актов по объекту, проекта которого я в глаза не видела. О своевременной даче подобного поручения Горбунов не побеспокоился, он вообще плевать хочет на мои возможности и обязанности, но привычно дергает людей, как только получает накачку от Литвинова. Логики в этом я не вижу никакой. Происходящее на нашей фирме - типичное театральное действо из жизни города Зеро: все, что можно сделать нелепо и не вовремя, у нас делается именно так. Самое смешное, что это почти никого не трогает. Старожилы  находят ситуацию забавной, но неисправимой. Им (нам) отступать некуда, ибо за спиной у нас либо возраст либо отсутствие полезных связей. Новички  находятся в иллюзиях мудрости начальства и рассматривают  обстоятельства, как особые, им еще и в голову не приходит, что все эти трудности - не злосчастное исключение, а стиль жизни. Подруга вполне откровенно показывает, насколько прекрасно она проживет без каждого, кто «шантажирует» ее увольнением. И действительно проживет, прецедентов – сколько угодно. Шеф давно уже в маразме полного отстранения себя от всего, за что любому Генеральному директору положено принимать ответственность. Он, как богатый купец, налево и направо раздает рабочим обещания, а когда наступает время платить – отсылает в бухгалтерию, где на счетах, естественно, ничего нет. Мелочится на ста рублях для покупки проездных карточек и транжирит на бензин и командировочные для себя и высокого руководства. Желает всех бесплатно кормить, но не обращает внимания на плачевное состояние нашей вычислительной техники, которая в любой  организации требует должного ухода со стороны специалиста. Перепоручает решение всех вопросов другим и исполняет роль «Почетного энергетика СССР» (свадебного генерала) с иностранными партнерам».

«…В Спектрэнерго кипит жизнь, господа разъезжают по командировкам, набрали с десяток новых рабочих. Идет демонтаж старой котельной и вялое строительство новой. Порядка больше не стало, за что у Шефа все больше претензий к экономистам, ничего по сути не решающим. Я снова наделала глупостей, поговорив о своих производственных проблемах с Шефом – мне показалось обидным странное использование меня Еленой Евгеньевной только в качестве курьера. Попыталась доказать ему, что реальной возможности зарабатывать деньги для меня в этих стенах нет. Шеф переговорил с Подругой, и в результате она на меня разозлилась.. Сейчас вообще ничего мне не поручает, все отдает Тане. Больше она мне не  заступник. Дура я дура! Опять  меня словно попутал бес: спустя пару дней я не понимала, что заставило меня так глупо действовать, сильно отождествляясь со своим сиюминутным настроением. Вокруг меня никто подобных ошибок не совершает, даже те, кто много меня моложе. Как научиться быть постоянно сознательной?»

Жизнь часто преподносит нам испытания, с которыми мы уже однажды встречались. Возврат знакомых сюжетов – не только подарок судьбы, но и указание на их необходимость: чего-то мы не поняли, что-то сделали не так, и, может быть, в последний раз нам дается возможность исправить свою ошибку. Одна из подобных малоприятных ситуаций посетила меня вот  уже в четвертый раз. Сюжет ситуации прост и противен.  На своем очередном трудовом поприще я тяжко и трудно борюсь с беспорядком, надеясь на повышение и  считая, что понимаю в своем деле  больше других, но высокое начальство приводит нового человека, которого мне предлагают «ознакомить» (обучить), и он становится моим начальником. Почему мне написано на роду всю жизнь быть мелким исполнителем, почему большой оклад, на который я рассчитываю, каждый раз достается тому, кто знает дело хуже меня?  Я не умею ладить с людьми и не нравлюсь высокому начальству – у меня масса претензий, кажущаяся самоуверенность. Усидчивый труд и способность к упорядочиванию ценятся, но это – не качества руководителя.

В один прекрасный день Шеф решил нанять начальника планово-экономического отдела. Сначала пришла женщина – протеже Горбунова. Посидела три дня, послушала от меня ужасы наших проблем и, не решившись, ушла. Едва  у меня отлегло на сердце – появился  бывший сослуживец Литвинова по ГУП ТЭК - Егор Алексеевич. С ним вышло нескладно. Как ни старалась я быть сдержанной, он разговорил меня в одночасье, и я со свойственной мне откровенностью изложила ему всю картину нашей жизни, со всеми ее несуразностями и искусственными  трудностями. Отсидев со мной меньше недели и измотав морально и физически, он сказал Шефу, что работать у нас не сможет. (В пересказе Подруги «не сможет с такими работниками»). Что было произнесено на самом деле – не знаю, но я расстроилась и испугалась за последствия.

То, что я снова вела себя неправильно, нет сомнений. Писать подробности моих ошибочных действий – тяжело и  не имеет смысла.  Важнее понять другое.  Приход новых начальников – знакомый повтор  жизненного сценария. Но в этот раз и, причем, дважды, благодаря моим  бессознательным усилиям, я сама предотвратила  его дальнейшее развитие. Мы обошлись  без начальника. Но хорошо это или плохо,  я не знаю. Я не пустила то, что хотело придти, я изменила ход событий, не приняла карму, мне полагающуюся. Не вернется ли она ко мне вновь в более жесткой форме, натянутая, как пружина, и оттого больно бьющая? Или, наоборот, я, наконец, сделала то, что от меня требовала судьба – изменила событие, чтобы оно больше не возвращались? Боюсь, что на этот вопрос мне не дано получить ответа.

Жизнь, действуя на наши органы чувств, как источник энергии, постоянно поворачивает нас в ту или иную сторону. Я отождествляюсь с каждой ситуацией, с каждым изменением привычного бытия, и в минуты отождествления они кажутся мне повышенно значимыми, затмевают все вокруг. Я  уже не замечаю других интересов и не помню других личностей, проживающих в общежитии моих Я. Я целиком настроена на «внимание к себе». Последнее – типичное искушение каждого человека, которое отнимает у нас столько энергии и лишает возможности помнить себя. Внимание к себе – это отслеживание реакций других на нашу личность: оценили ли нас по достоинству? не ущемляют ли наши права, наше достоинство? любят ли нас, а если не любят, то какое право  имеют так делать? Между тем, мы сами мало кого любим, если понимать под любовью принятие всех проявлений человека без критики и  осуждения.

 Что касается меня, то, наверное, нет ни одного человека,  которому бы  я не высказывала когда-либо свои критические замечания: вслух или мысленно. Как однажды заметила моя школьная  подружка Вера, «нет такого человека, с которым ты не могла бы поссориться». Эту фразу, тогда скорее удивившую, а не обидевшую меня, я помню до сих пор. Видимо, она попала в точку. Есть еще одна фраза, всплывшая в моей памяти совсем недавно и горько меня поразившая. Дама экстрасенс нашего эзотерического Центра «Доброта» как-то заметила, что у меня очень сильная энергетика, которая влияет на окружающих, отчего мне надо особенно тщательно думать, прежде чем что-то сказать, чтобы не нанести вреда. Сказанное  поразило меня тогда по двум причинам. Во-первых, вывод был сделан человеком, меня совершенно не знавшим - мы сошлись мимоходом, не успев поговорить. Во-вторых, поразило само заключение. Я всегда считала себя скорее слабой, чем сильной. Я страдала оттого, что не имею воли быть постоянной, часто колеблюсь под воздействием других, поддаюсь внешним влияниям, не умею держать до конца свою линию и, наконец, не знаю, как надо жить и где истина, в отличие от большинства, которые, похоже, это знают. Правда, свои сомнения, текущие мнения и умозаключения я  не «фильтрую» внутри себя, а зачем-то выпаливаю вслух, вкладывая в слова много эмоций (типичный акт отождествления!), мой уверенный голос подсознательно компенсирует или скрывает мою внутреннюю неуверенность. Окружающие, наверное, действительно воспринимают меня как очень уверенного, сильного и непримиримого человека. Ведь все воспринимают людей почему-то не по делам, а по словам. Не важно, что ты делаешь, на какие жертвы или уступки идешь, помнится лишь то, что и с какой интонацией было сказано.

 «Сначала было Слово», - утверждает Библия. Я совершенно напрасно не придаю значения словам, вернее, форме их выражения. Я не должна оправдывать себя хорошими делами, если не умею поддерживать с людьми гармоничные отношения. Это мое слабое место, и в этом направлении я должна больше всего работать. Ко мне стала возвращаться моя карма, и как бы болезненно это ни происходило, это хорошо. «Любите то, что не нравится», - призывает Гурджиев. Пришла пора платить за свои ошибки.

«Пойди и сперва примирись с другом», - советует Иисус человеку, идущему к нему с покаянием.  Я так и сделала и вновь позвонила  Людмиле Григорьевне. Та со свойственной ей железной несгибаемостью заявила, что не хочет со мной говорить, что мы никогда не были друзьями. Я прекрасно понимаю полную механичность реакций Людмилы Григорьевны, которая хочет слышать о себе  лишь то, что ей нравится. Я знаю, что она абсолютно уверена в своей правоте, что попытка переступить через свою Ложную Личность и оценить себя иначе не входит в ее намерения, сколько бы ни воспевались ею христианское смирение и святое безразличие к себе духовно практикующего.  Теория и практика в жизни никогда не идут рядом. Но мне было очень больно услышать ее отповедь, хотя я понимала – так возвращается ко мне моя карма. Теперь настала моя очередь проявить святое безразличие к себе и сохранить в душе святую любовь и сострадание к другому. Разве мало таких же отповедей я уже когда-то произносила, исполненная чувства справедливости, собственного достоинства и глупой правоты? Обижающий нас – учит и исцеляет нас, мы должны быть ему благодарны за урок, ничего чужого, кроме нашего собственного, к нам не возвращается.

Не судите, и не судимы будете. Так утверждает не только христианство, буддизм также советует нам хвалить человека за его лучшие качества и не критиковать за плохие. Мы все не без греха и все платим за это тяжелыми обстоятельствами своей жизни, которые только поверхностному взгляду кажутся несправедливыми или незаслуженными. Я не имею права критиковать других, я даже не могу им помочь увидеть свои проблемы, выражая свою критику в той форме, в которой обычно преподношу – прямолинейно, жестко, уверенно и излишне эмоционально. Я заслужила свое страдание. Похождения моего Блудного Сына пора заканчивать. На моем пути мне посчастливилось встретить множество Учителей, подаривших мне бесценные знания. Говоря словами Гурджиева, у меня уже есть отличная кожа, из которой пора самой сшить себе хорошие ботинки. И не только сшить, но и пройти в них по жизни, не замочив ног. Прожить хотя бы остаток своей жизни, как лотос, растущий в грязной воде, но всегда остающийся незапятнанным и прекрасным.   


Рецензии