Обычный осенний день

Всё собираюсь бросить курить. Сколько раз бросал? Раза три-четыре. Самый длительный период - не курил три года, но после смерти мамы сорвался. Вот и сейчас, взяв сигарету, вышел покоптить небо. Обычный осенний день: низкие серые тучи, ещё зелёные листья на разросшимся кустарнике, трава, мощные кроны клёнов создают впечатление, что они покрыты большими резными пластинами из золота. Несмотря на хмурость дня, дождя не предвидится и не по осеннему тепло... И, вдруг, перед глазами всплыла совсем другая картинка из далёкого беззаботного детства...


Колпино - один из прекраснейших и уютных городов, расположенный всего в 25 километрах от исторического центра Санкт-Петербурга. Только славу он сыскал не дворцами-парками, а своей заводской маркой ИЗ ( Ижорские заводы ). В этот город мы переехали вместе с семьёй Катуниных из посёлка Металлострой в мае 1968 года. В то время улица Пролетарская была крайней. Сразу же за ней начинался небольшой лиственный лесок, преимущественно из осин и невысокого кустарника. За леском раскинулись обширные поля совхоза имени Тельмана. До полей можно было добраться двумя путями: либо через лесок - путь более длинный, но и значительно красивей и интересней, чем по грунтовой дороге пешком или на велосипеде. Сейчас это современная улица Веры Слуцкой, а в то время по ней ездили мусоровозы, сваливая своё ненужное добро на границе полей "Тельмана" и города.


В лесочке располагался объект нашего вожделения - завод "Военохот № 1". Небольшое здание красного кирпича казалось нам циклопическим сооружением. Верхом удачи считалось попасть на его охраняемую территорию. Зачем? Там была свалка! А на той свалке было всё о чём мог только мечтать любой мальчишка! Главным богатством считались заготовки для ножей. Правда хватали, именно хватали, первое попавшееся под руку и быстро сматывались, чтобы не попасть в руки ВОХР, вооружённых наганами. Богатства свалки манили больше, чем страх перед вооружёнными дядьками и тётками. Мне и моим друзьям везло - ни разу не попались!


К "Военохоту" любили пробираться лесными тропами, оттачивая навыки индейцев. Справедливости ради, надо сказать, что не всегда доходили до цели - слишком много других соблазнов возникало по пути следования. Могли нарваться на полянку с крепкими подосиновиками и тогда начиналась грибная охота. Отвлечь от цели могли и попавшаяся на глаза потенциальная заготовка под рогатку или лук. Одним словом, поход к "Военохоту" - это всегда приключение... .


За Пролетарской улицей уже давно раскинулся огромнейший жилой массив, полностью уничтожив наш любимый лесок. Это сейчас по улице Веры Слуцкой можно по тротуару за десять минут дойти до здания "Военохота". Самого завода тоже нет. В девяностых он добросовестно почил в бозе. Сегодня это здание занимают магазины - "Магнит" и мебель. И мало кто из коренных колпинцев, родившихся в конце восьмидесятых, начале девяностых, скажет что здесь было раньше... .


А раньше, как я уже упомянул, был и другой путь добраться до "Военохота" - это по современной улицы Веры Слуцкой. Садишься на велосипед и поехал в сторону "Второго" залива. На этом направлении нас интересовали только два крупных объекта: коллективные сады и свалка городского мусора. Что есть коллективные сады? Правильно - это заборы, огораживающие собственность, являющуюся святой для каждого садово-огородного товарища и неприкосновенной для всех остальных. Только не для нас мальчишек-шалопаев! На собственность, где на заборе имелась табличка "Осторожно! Злая собака!", старались не покушаться. Не дай Бог, собака за штаны ухватит - где мать потом другие возьмёт или жди когда заштопает. Долго! А голым задом отсвечивать и в том возрасте было стыдно! И это не всё. Быть покусанным собакой считалось позорным, стыдным и несчастный становился объектом насмешек. Другое дело, удирая от собаки или не менее злого хозяина, перемахивая через забор, порвать штанину или ещё что - считалось поступком героическим.


Почему лазали по чужим садам? Не потому, что не было своих; у многих родители имели участки, не из-за стремления кому-то насолить, пустить по миру, честно, не знаю. Так, наверное, делали многие мальчишки и девчонки. В то время мы не знали мудрого изречения " Запретный плод сладок ", но знали определённо: овощи-фрукты, добытые в чужом саду, намного вкуснее и слаще магазинных или выращенных на родительских участках друзей. А сама возможность подойти к своей пассии и угостить её румяным яблочком, небрежно вытащив его из бездонных карманов на штанах. Здесь не просто демонстрация своей смелости и удачливости, но и возвышение самого себя в её глазах. Да ради такого... .


За коллективными садами начиналась городская свалка, основу которой составлял строительный мусор. Любая свалка для пацана, всё равно что помойка для собак и кошек! Если немного углубить эту мысль, то получим, что помойка для собак и кошек, как ресторан для человека. Так что свалка - это звучит гордо, по крайнем мере в детстве. Грунтовка через свалку уходила дальше в сторону Московского шоссе. Только шла она уже через совхозные поля, засеянными разными овощами, в связи с чем они входили в зону нашего пристального внимания.


Пора созревания гороха, моркови и турнепса для нас всегда была горячей порой! Доезжаем до Московского шоссе и хоронимся в кустах рядом с трассой, выжидая, когда конный дозор ускачет на другой конец поля. Свободно! Выскакиваем из укрытия и давай набивать карманы горохом, дёргать ли морковь или турнепс. Морковь и турнепс не горох в карманы не запихаешь, а вот за пазуху - самое то! И снова в схрон, где и уминали всё за обе щеки. Как было вкусно и сладко! Брали ровно столько сколько могли съесть и привести ребятам во двор. Домой не носили - жопа точно была бы бита!


Обратная дорога с "грузом" была опасна в том плане, если попадёшься конным объездчикам. Пустой - им до тебя и дела нет, а вот, если... Об этом лучше не думать! Видели мы задницы тех, кто попадался! Поэтому назад и крались так, что индейцы всех племён и народностей просто слоны в посудной лавке. Очевидно, наши навыки игр в индейцев и берегли наши задницы от нагаек объездчиков. Правда один раз мой зад отведал не нагайку, а, на мой взгляд, более существенную плётку.


Произошло это в бытность моего и Вовиного житья в пос. Металлострой. Вдоль улицы Плановая велись работы по обустройству пешеходной зоны в районе перекрёстка означенной улицы и Кировского шоссе. Бульдозер грёб землю и продвигал её к кустам, в которых мы и прятались. Насыпь была значительно выше того места, где сидели мы и завороженно смотрели, как огромная масса земли ссыпается вниз к нашим ногам. Это потом, когда пришёл в себя и, всё ещё всхлипывая через нос, пытался собрать картину в одно целое, что позволит дать ответ о произошедшем...


Бульдозерист в какой-то момент заметил внизу двух отмороженных пацанов, которых он мог очень даже запросто засыпать землёй, похоронив нас заживо под её толщей. Я слышал натужное рычание трактора, толкающего очередную массу земли, и уже приготовился ждать небольшого, но весьма зрелищного обвала, однако, ничего не произошло. Я ничего и никого не видел, только услышал Вовкин голос "Бежим!" В тот же миг он бросился наутёк. Я не успел. Крепкая рука бульдозериста схватила мою руку и, он со всей "пролетарской" ненавистью, приговаривая: -  " так больше не делай! Я, за тебя сосунка, в тюрьму не хочу!", - лупцевал меня по заднице резиновым шлангом для слива соляры. От боли орал благим матом. Как вырвался - не помню. Побежал... Хотя не бежал. А теперь представте картинку. Идут прохожие и слышат из кустов дикие вопли и через несколько секунд от туда вылетает пацан, держа руки на заднице и, подпрыгивая, как кенгуру. Всё так же вопя, перелетает через дорогу и скрывается в соседних кустах, пугая своими криками всё сущее в радиусе тридцати метров.


Когда, по просьбе Вовы, спустил штаны, он так обрисовал состояние моего зада: " Тут, Витя, сплошное кровавое месиво!" Порядка трёх дней и думать не мог опуститься на пятую точку. А бульдозерист был прав. Это мы не соображали какие могли быть последствия и для нас и для него. Спасибо ему за науку!... .


И коллективных садов нет, нет и свалки. Вместо этого огромный жилой район. Поля - поля остались, но в основном для выпаса немногочисленного стада коров и на радость любителям загара. Город меняется, становясь всё краше и краше. Но тот лесок за улицей Пролетарская никогда не уйдёт из моей памяти.


За окном осень. Серый, но какой-то приятный день, как и тот, о котором я вспомнил, выйдя покурить. Часто, именно такими, на вид неприглядными днями, мы любили пропадать в нашем лесочке, занимаясь охотой по воронам. Перепробовали разное оружие: рогатки, луки, поджиги, капсюльники. Поджиги убрали из своего арсенала после одного наглядного примера. Осечка. Надо разряжать - это только в костре. Развели огонь и бросили в неё не выстрелившую поджигу. Взрыв получился словно от гранаты! Ствол разворотило напрочь. А, если бы это в руках... Полголовы точно снесло бы! После этого на вооружении оставили старые, добрые, проверенные временем рогатки. Стреляли из них исключительно дробью, которую периодически заимствовали из запасов наших отцов. Насыпаешь в карманы с полкило и идёшь довольный, нет-нет подтягивая штаны, постоянно стремящиеся сползти с наших худых тел. Или встанешь утром по раньше и в лесок с корзиной за грибами. Пустыми никогда не возвращались... .


Теперь город другой. Разросся, похорошел, правда, потеряв шарм слияния города и природы. Сейчас город получился сам по себе, а небольшой нетронутый кусочек природы, как мне кажется, доживает свои последние года. Очень хочется, чтобы район "Чухонки" не коснулась рука цивилизации. Как знать? Хорошо, что в памяти город разным остался. Я вижу какой он стал и помню, какой он был!...


Вот такой небольшой рассказ получился, а ведь всего-то вышел осенним днём на балкон сигарету выкурить. Надо бросать! Если есть мысль - она и без курева обратится в слова.

               
                16 ноября 2014 год.


Рецензии
Виктор, прочитал твой интересный рассказ, посмотрел на фотографию - совпадает! Не знаю как правильно сказать - наверное угадывается тот пацан из детства. Смутно вспоминаю, наверное на окраине Колпино, жуткий железнодорожный переезд - скорее просто многочисленные пути, над которыми возвышаются заводские здания из старого красного цвета. После тех путей, со слов водителей, покрышки превращались в хлам. Интересно, изменилось ли там что-нибудь?

По пути из Питера в Детское село по правому борту были капустные поля - не знаю вытеснили их или нет автогиганты. Приятель рассказывал в середине 90-ых, как ночью искал сына-подростка, который, решил с товарищем помочь семье в решении продовольственного вопроса. С капустой были оба задержаны охраной и переданы милиции.

Виктор, как решишь ещё покурить, пиши: нравится запах дыма!

Анатолий Дудник   31.01.2016 08:06     Заявить о нарушении
Толя, извини за столь долгое молчание, ибо я почти два года даже близко к компу не подходил. Думал вообще оставить эту затею и вот уже второй день, как до поздна засиживаюсь за компом. Много времени ушло, чтобы хоть как-то на Стихи ру всё в порядок привести и вот не надолго сюда заглянул, а тут неотвеченное. Не порядок!
В Колпино один переезд основной - это трасса Питер-Москва. Проходит вдоль кладбища. Другой - это выезд ж.д. транспорта с территории Ижорского завода. Там действительно много путей для сортировки составов. С завода было только два пути, один сейчас закрыт. Здания старого красного цвета э это 12 трубопракатный цех, где делали бесшовные трубы из нержавейки и поставляли их для подлодок. Теперь всё, естественно, похерено. Переезды были более-менее нормальными, Я БЫ НЕ СКАЗАЛ, ЧТО ПОКРЫШКИ В ХЛАМ, если кто не просыпет из кузова разную гадость, вывозимую с завода. Что изменилось - от той знаменитой Ижоры НИЧЕГО не осталось. Увы! ВЕсь завод Бандукидзе разбил на отдельные предприятия и потом продал всё это дело в тридорога. Он же купил завод за сущие копейки и первым делом развалил атомное машиностроениеи 7 цех закрыл, который работал на оборонку на АПЛ. Сейчас что-то там делается, но не в тех масштабах, как раньше.

Полей теперь нет ни правому, ни по левому бортам! Питер теперь себя не кормит... С/х похерено повсеместно. Если кто и есть, так это китайцы, которые травят народ в прямом смысле этого слова, ибо после той химии, которую они используют - овощи есть КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО, но кому до этого дело? У кого есть деньги, он покупает всё там, где всё БИО, а на власть работают специализированнае агрофирмы. Все поля отданы под строительство жилых комплексов и складов!

А в 90-х поля ещё были и их, действительно охраняли и пешие и конные и милиция. Было дело. Сколько с этим было перегибов - пожилых чуть до смерти не забивали...
А сейчас в Колпино, как в каком-то среднеазиатско-кавказском городе. Так вот они пироги слоёные.
Спасибо за отзыв!
С уважением СВЕТ

Виктор Светозарский   04.12.2016 03:34   Заявить о нарушении
Виктор, спасибо! С уважением

Анатолий Дудник   04.12.2016 07:06   Заявить о нарушении