О счастливых пилотах, ленте и вынужденной посадке

В это воскресенье, после двух с половиной недельного перерыва из-за погоды, наконец-то собрались на аэродроме в Ступино.
- Предлагаю пойти на запад вдоль Оки и потом по Протве до Малоярославца - сказал я.
- Хорошо - ответил Сергей. И спросил: "Ты опять рассказ напишешь?"
- Да нет, не напишу.
В прошлый раз собирались лететь по этому маршруту, но обстоятельства заставили изменить первоначальный план, и мы оказались в Пахомово. Обстоятельства - это высокая температура антифриза в обоих моторах из-за того, что на радиаторах было больше чем нужно ленточек. Мы всегда обвязываем радиаторы по мере понижения температуры воздуха. Тот полёт я и описал в рассказе. Но это был просто пейзаж.
Отличная погода, и на полосе оживление. Не останавливаясь на предварительном старте, сразу выехали на исполнительный по указанию РП. И, не останавливаясь там, начали разбег. Как же он, Корвет, сегодня забирает! Ощущение быстрейшего подъёма непередаваемо. Приходится даже сдерживать самолёт.
Попрощались, легли на курс. Сегодня мы угадали с количеством лент на радиаторах, и температура на обоих приборах 70 градусов - как раз посередине зелёной зоны. Прошли траверс Капли на двухстах метрах. Теперь под нами Симферополька. Попрощались с Каплей. Идём к Дракино.
Моторы работают прекрасно, как всегда. Настроение славное. Харанор в Дракино долго молчал, потом ответил, что точка не работает сегодня. Обогнули аэродром с юга и вышли к устью Протвы. Речка нам понравилась. Она довольно узкая, сильно петляет, имеет песчаные пляжи. Серёга сказал, что Протва упоминается в исторических хрониках - там произошла какая-то битва.
Идём на трёхстах метрах. В этом районе погода похуже, и размытый нижний край находится на нашей высоте. Справа оставили Протвино. Постепенно продвигаемся к цели. Мы наслаждаемся полётом. Посмотрев на часы, я сказал: "Ещё минут пятнадцать-двадцать, и будет Малоярославец." Внизу перелески, поля. В случае чего, есть где приземлиться. В полёте мозг автоматически постоянно подыскивает площадки. И если они далеко, то тогда приходится набирать высоту, чтобы обеспечить успешный долёт при неполадках.
Неожиданно, на сороковой минуте полёта, всё изменилось. Левый двигатель начал затихать, уменьшая обороты. Звук постепенно затихающего движка вызвал у меня печаль и огорчение.
- Это что такое? - произнёс Сергей.
- Серёга, у нас проблемы.
Винт всё ещё вращается, и зажигание включено. Я толкаю левый РУД вперёд до упора. Но эффект нулевой. Несколько секунд, и Ротакс 582 встал окончательно. Я выключил зажигание.
- Попробую запустить.
Зажигание, пуск. Но что-то мешает страдальцу. Коленвал не может развить необходимые для пуска триста оборотов в минуту. К тому же у мотора пляска святого Витта - его трясёт. Вторую попытку запуска даже не стали предпринимать.
Очень расстроил тот факт, что винт не крутится от встречного потока воздуха. Обычно достаточно иметь скорость около семидесяти километров в час для того, чтобы пошло вращение. А наша скорость сейчас сто десять. Ощущение тоски - в предверии дорогого ремонта мотора.
Всё происходящее, с момента первых признаков поломки, заняло несколько секунд. Естественно, правый двигатель сразу же был переведён на повышенные обороты, для поддержания горизонтального полёта. Конечно же, мозги обоих пилотов уже давно определили предполагаемую зону посадки. Но была ещё надежда, что уйдём только на правом двигателе...
Невезуха. Температура правого Ротакса 582 пошла вверх, к красной зоне. Злую шутку сыграли ленточки, повязанные на радиаторы. При взлёте с аэродрома температура не выходила за верхний предел. Но ведь взлёт - это недолго. При полёте в горизонте температура была в норме.Но сейчас, когда правый мотор был переведён на повышенные обороты, и этот режим не предполагалось менять, стрелка температуры устремилась к верхней границе зелёной зоны. Эх, надо было поменьше ленточек вязать на радиаторы!
Убивать второй Ротакс не было никакого желания. Мы одновременно приняли решение на вынужденную посадку. Осталось уточнить место касания. Сама по себе посадка на неподготовленную площадку не вызвала никакого беспокойства у бывших планеристов. Вызывало досаду то, что последует за этим - отстыковка крыльев и оперения для погрузки на эвакуатор, транспортировка, сборка аппарата, ремонт мотора. Пока в голове крутились эти мысли, заход уже выполнялся. Так - выпустить шасси и закрылки, учесть ветерок. Мы на глиссаде.
При выпуске шасси было короткое колебание - а стоит ли? Быть может безопаснее сесть на брюхо? Но с высоты двести метров, на которой мы в тот момент находились, можно было оценить поверхность как пригодную для посадки на колёса. Уточняем место. "Идём ближе к дороге, параллельно ей" - сказал я, имея ввиду, чтобы эвакуатор потом смог легко нас забрать. Проверяем, нет ли на нашем пути проводов. Прошли над деревенькой Нижнее Судаково. Немного поскользили, чтобы быстрее скинуть высоту. Всё - выравнивание. Когда приступили к выдерживанию, стало очевидно, что поле неровное. Вспомнились начало и конец полосы в Пахомово. Там был просто детский лепет по сравнению с неровностями, надвигавшимися сейчас.
- Смотри, бугор - сказал Сергей.
- Да бог с ним.
- Кто сажает?
- Всё равно, можно вместе - ответил я и потянул ручку.
И вот наше выдерживание идёт вверх. Перемахнув препятствие, коснулись травы. Пара небольших подскоков, и мы на пробеге. На последних двадцати метрах движения появился уклон площадки вправо. Но всё уже закончилось. С приземлением. Вполне пристойная вынужденная посадка. С момента начала отказа двигателя прошло две с половиной минуты. Истинное действие всегда скоротечно, как поединок.
Осмотрели мотор. Винт плохо прокручивается, и раздаются нехорошие звуки из задней части Ротакса. Похоже, что накрылся задний коренной подшипник на валу. Видно время его пришло - 550 часов.
Позвонили нашему РП, узнали по сети интернет телефон ближайшего эвакуатора, вызвали.
На этом всё. В ожидании машины отстегнули хвост и крылья. Пока мы были заняты, подъехала семья с ребёнком. Пообщались, потом они пофотографировали мальчика на фоне птички. Ещё мужик один подходил. Перед уходом спросил, не нужна ли помощь.
Вечером, в начале десятого, после выгрузки на аэродроме в Ступино, разъехались по домам.
Предстоит очередное испытание - перерыв в полётах. А это грустно.

18.11.2014


Рецензии
У меня есть маленькая повесть о летчице-истребителе Вале Гвоздиковой, которой мама писала на войну:"Летай потише и пониже". Как же дочь возмущалась, говоря, что "потише и пониже" для летчика - верная гибель))
Желаю Вам крепких крыльев в полете и радости в земных делах. С Рождеством!

Светлана Словцова -Канакина   07.01.2015 10:57     Заявить о нарушении
Маленькая повесть? Почитаю.
К сожалению, если летать, то происшествия возможны. У нас в апреле было - родились второй разок. Но всё с опытом приходит. Гидроавиация - вещь очень непростая.

Сергей Видакас   07.01.2015 12:57   Заявить о нарушении
Да уж, летателем быть не просто...
Сергей, я не выкладывала повесть на прозу. Она у меня была издана маленькой книжечкой для детей, сейчас хочу ее дополнить и к 9 мая издать вариант для взрослых. Одна беда - Валентины Ивановны уже нет, так что мне нужен будет через пару месяцев консультант, чтобы избежать ляпов. Вы не против взять на себя роль консультанта? Если да, то я позже с Вами спишусь.

Светлана Словцова -Канакина   07.01.2015 14:30   Заявить о нарушении
Я не против. Чем смогу - помогу.
То-то я не нашёл повесть в вашем списке.

Сергей Видакас   07.01.2015 15:17   Заявить о нарушении