Мужики наши
Интересно читать о людях известных, знаменитых, составляющих гордость Отечества. Их даже называть мужиками неловко, лучше - «ученый», «писатель», «космонавт». Но большинство-то нас, мужиков простых, которые тоже по мере сил радеют для Отечества. Мои короткие зарисовки, однако, не о трудовых свершениях, а о своеобразии мужиков наших. Из множества повседневных встреч я выбрал пару эпизодов, ничем особенно не примечательных.
МУЖИК НЕ НАСТОЯЩИЙ
Я возвращался из Никольского монастыря, что в Рязанской области, направляясь к шоссе, чтобы попасть на первый рейсовый автобус. Было благодатное летнее утро. Солнце только расправляло лучи, радужно искрясь в капельках росы на траве.
С боковой тропы на дорогу вышел мужик среднего роста лет сорока пяти в тёмном пиджаке и кепке, отслуживших ему не один сезон. Лицо его отражало открытость и добродушие. Назвался он Володей и добавил, что идёт домой после ночного дежурства на ферме. Нам предстоял совместный путь в пару километров.
Помолчав некоторое время, он начал разговор с беспроигрышной, по его мнению, темы – с рыбалки. Оказалось, что в ближайшей речке ловится неплохо: лещ,окунь, но вот в озере ниже по течению клёв отменный, и мне непременно надо там побывать.
Но я ответил, что рыбалкой не интересуюсь, и тем более не занимаюсь.
- Это почему же?
- Скучно. Сидишь на берегу с хворостиной, а рыбы из воды тебе кукиш показывают, разве что какие-нибудь дурёхи случайно за крючок зацепятся на радость коту. Чего тут интересного…
- Ну, нет. Как это рыбалку не любить… В рыбалке своя сноровка нужна. Ты какой-то мужик не настоящий…
В его словах чувствовалось явное разочарование в собеседнике
Мой рейтинг ещё более понизился, когда я попросил Володю, если он хочет идти вместе, не использовать ненормативную лексику. Он удивленно уставился на меня:
- Это как же? Так у нас же все… Ты какой-то мужик совсем не настоящий.
Но удивительное дело. Люди,обычно использующие на три смысловых слова четыре связующих, при желании могут говорить на русском языке, который когда-то изучали в школе.
От расстройства или от сочувствия к попутчику Володя закурил,предложив и мне. Оказалось, что я не курю:
-Это дикие люди выдумали голову махрой дурманить, а мы, такие супер - цивилизованные им подражаем.
Володя ничего не сказал, но в его молчании явно почувствовалось, что мужик я не только не настоящий, но, можно сказать, никудышный или даже пропащий.
Мои вопросы о ферме повисли в воздухе.
После выкуренной сигареты природная общительность взяла своё, и Володя вновь затеял разговор.
-А сейчас-то откуда идёшь? По делам был или гостевал?
-В монастыре был.
-В монастыре? Что ты там делал?
-Как говорили в старину – на богомолье ходил.
-Ты в церковь ходишь?
-Хожу.
-Зачем?
-Как бы это сказать покороче…Душа просит…К Богу обращаюсь…Светлее становится…
А ты с матерщиной…
Помолчали
-Моя жена Катька тоже в церковь ходит, а я нет, непривычный.
-А ты, Володя, крещёный?
-Конечно, крещеный! А как же!
-Так что же ты огонёк гасишь, который тебе дарован был?
Пауза затянулась. Потом Володя, как-то задумчиво, перевёл разговор в более приземлённую плоскость.
-Ты наверно, и водку не пьёшь?
-Водку-редко, а вино употребляю, по случаю.
-Так мы все по случаю! Мужики у нас сильно зашибают, а меня Катька держит.
-С чего, Володя, они пьют? С горя? С радости?
-Больше по привычке. Не могут иначе.
-Ничего себе привычка! Я сейчас в монастырской гостинице вдвоём с мужиком ночевал, ему лет 35-40. Приходим мы после вечерни, он представляется: «Федя-алкоголик». Я не понял: «Почему алкоголик?» Он только приехал, ему, наверно, хотелось кому-то душу излить, и он мне как на исповеди рассказал про свою разбитую вино-водочную жизнь. Всё развалилось - и семья, и работа.Понял Федя, что спивается. Твёрдо решил бросить. Лечился, ходил на спасительные курсы и беседы. Мать помогала. И бросил!
Почти… По месяцу мог держаться. Но городок небольшой. Родственники, друзья…Все приглашают что-нибудь отметить. Не пойдёшь – обидишь. А одну стопку пропустит – и всё, с катушек… Вот он и устроился в монастырь трудником на два месяца. Хочет отойти на время от своих. Побыть в святом месте с другими людьми. Надеется, что потом сможет совладать с этой, как ты говоришь, привычкой.
Некоторое время шли молча, размышляя о труждающемся в монастыре Феде.
-А знаешь, Володя, я этого Федю уважаю... Ведь борется мужик… На ноги
встать хочет… Помоги ему Бог. Посмотри, какая красота вокруг без всякой
водки. Ты на меня, Володя, не серчай, если я по дерзновению что не так
сказал.
Мы уже выходили на шоссе. Неожиданно Володя произнес:
-Пойдем ко мне домой. Я здесь рядом. Позавтракаем, поговорим, у нас сад.
Захочешь - ночевать останешься. Катя у меня хорошая.
-Спасибо, Володя, но у меня свои планы. На первый автобус иду. Всего тебе
доброго.
-Как знаешь. Мужик ты настоящий. Дай я тебя обниму.
И не успел я сказать: с чего это нам обниматься, - как он неуклюже стиснул меня и зашагал домой к Кате.
СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ
Летом я бываю в деревне, расположенной на берегу Оки.
У нашей «усадьбы» есть две соседние. В одном доме живут постоянно, причем численность обитателей зависит от сезона, а другой дом почти пустует. Его владелица - Зоя со взрослым сыном изредка приезжают из города и возделывают несколько грядок каких-то культур. Большая часть территории заросла бурьяном и порослью, да и дом выглядит не лучшим образом.
И вот на этом участке появляется мужик, который с кипучей энергией принимается за земелеустройство: косит, пилит, рубит, корчует и пр. Встретившись с ним у виртуального заборчика, разделяющего наши участки, узнаю, что это Виталий, брат Зои, приехал в отчий дом после долгого отсутствия. В свои 55 лет он по условиям труда вышел на пенсию и думает перебраться сюда на постоянное жительство. Был Виталий выше среднего роста, крепкого телосложения, и чувствовалась в нем мужицкая основательность, рабочая хватка и уверенность в себе. Энергия у юного пенсионера казалась неиссякаемой.
Через пару дней я попросил его помочь в деле, на которое моих сил не хватало. Он охотно согласился, а к вечеру, как принято, я зашёл к нему с бутылкой водки, непритязательной закуской и с пивом для себя. За 15 минут Виталий в три приёма осушил принесенный мною сосуд, причем без особых изменений в поведении.
На мое почтительное удивление он сказал, что это сущая ерунда. А вот отец его действительно был мужик так мужик.
В одиночку поставил дом, в котором мы сидим, мог выпивать без ограничений, а на работе, когда ломались подъемники, поднимал тяжести вместо них. По ходу воспоминаний отец Виталия явственно представился мне в облике Ильи Муромца с картины Васнецова. Виталий явно пошел в отца.
К вечеру следующего дня у соседа появился гость. Потянуло дымком с шашлычным привкусом, а вскоре послышался громкие голоса, которые единодушно ругали власть, плохую рыбалку, сестру Зойку, запустившую дом, и еще кого-то и что-то. На другой день на соседнем участке было непривычно тихо.
На утро третьего дня Виталий подозвал меня к заборчику и таинственно сказал, что с ним приключилась страшная история.
Я весь ушел во внимание. Каждому интересно послушать страшную историю, да еще в наших тихих местах, где не то, что инопланетян, а даже обыкновенного лешего или домового не встретишь. Да и вид Виталия подтверждал нешуточность произошедшего. Он начал повествование.
-Вчера пошли мы с Петькой на рыбалку. Знаешь Петьку? Он на спуске к реке живет, приходил позавчера ко мне. Мы с ним друзья были, в одной школе учились. Так вот, пошли мы на рыбалку, взяли немного с собой… для настроения. Посидели, кое-что поймали и пошли, было, домой. И тут встретили Ваську. Знаешь, наверно, Василия? Его дом около магазина.
Я кивнул, чтобы не нарушать плавное изложение страшной истории.
-Мы все из одной школы, столько не виделись. Василий к себе позвал. Приходим, он полведерка самогонки ставит…
Тут я не выдержал: Вы что, её вёдрами пьёте?
- Не-ет. Это Васька поставил. Хорошая самогонка была. Посидели. Душевно так… Столько лет прошло, понимать надо.
К вечеру пошли с Петькой домой. Он на спуске к себе пошел, а я к себе повернул. И вот тут… не знаю, что и почему случилось, никогда такого не было,
но я напрочь отключился. Дуська меня нашла около своего дома. Вроде живой, вызвала скорую. Приехали из города, забрали… Это она мне сегодня рассказала.
Когда стал приходить в себя, чувствую, везут куда-то и слышу голоса мужской и женский. Рассуждают, куда его положить? Здесь мешает, там что-то не откроется, там - не закроется. Давай, говорят, его в морг положим.
Тут у меня сознание прояснилось:
- В какой еще морг! Я живой покуда. Чего надумали… Живого человека в морг.
Они даже обрадовались, что я ожил. Да ты не волнуйся,говорят, морг сейчас пустой, а как место освободится, мы тебя переведем в палату. Тут я совсем возмутился негодованием:
- Ни в какой морг, ни в пустой, ни в полный я не хочу. Где это видано - живых людей в морг складывать. Куда вы меня везете? Я домой пойду.
Побазарили немного. Потом они завезли меня в какой-то кабинет, что-то там послушали, померили, вкололи, заставили бумагу подписать и отпустили. Даже на машине подвезли. Вот такая история приключилась. Чуть в морг к покойникам не загремел. До сих пор не могу понять, как всё это вышло.
Мы помолчали, размышляя о превратностях судьбы. Потом Виталий вкрадчиво произнес: Ты мне дай полтора стольника, получу пенсию - отдам.
Я замялся. Стольники у меня имелись, но после услышанной «страшной истории» брало сомнение в их пользе для просителя. Заметив мои колебания, Виталий более решительно, даже с напором повторил просьбу:
- Если не дашь, может сердце остановиться.
Это решило вопрос. Пропади пропадом все стольники, если у человека из-за них сердце может остановится.
Сумма была незамедлительно выдана, и Виталий поспешно удалился.
В последующие дни работы у соседа не производились. На мой вопрос Виталий ответил, что немного отдохнет, а потом быстро всё наверстает и наведет порядок. Заглядывал к нему в гости Петр, который живет на спуске к реке. Встречи проходили тихо,без прежнего воодушевления. Видимо друзья примирились с несовершенством нашей жизни. Пара раз возникала необходимость в стольниках с неотразимым доводом, что без них сердце может остановиться.
На следующее лето Виталий не приехал. Сестра Зоя сказала, что он в больнице: что-то с сердцем… Я с сочувствием и добрыми пожеланиями думал об этом сильном, работящем мужике.
Только бы сердце не остановилось…
Свидетельство о публикации №214112001057
В юности, выбираясь из дымного и шумного города на Природу, встретил такого же, как у Вас, попутчика. Его исповедь перевернула всю мою жизнь. Он мне рассказал, как ЖИТЬ ОХОТА! о судьбе подростка-добровольца колчаковской армии (ещё в гражданскую).
Обожаю дороги и попутчиков!
Георгий.
Пашнёв 11.03.2018 23:33 Заявить о нарушении
Почему-то одних влечёт дорога, других - пляж, третьих - ночной клуб...
Выбираем ли мы сами или в генах заложено? Пусть у каждого будет своё!
Новых Вам дорог и интересных попутчиков! Виктор
(Чувствуется Ваша встреча достойна рассказа о ней.)
Виктор Ковченко 12.03.2018 19:15 Заявить о нарушении