Мужики наши

 Содержание:     Мужик не настоящий.  Страшная история.

               
 Интересно читать о людях известных, знаменитых, составляющих гордость Отечества. Их даже называть  мужиками  неловко, лучше - «ученый», «писатель», «космонавт». Но большинство-то нас, мужиков простых, которые тоже по мере сил радеют для Отечества.  Мои короткие зарисовки, однако, не о трудовых свершениях, а  о своеобразии мужиков наших. Из множества повседневных встреч я выбрал пару эпизодов, ничем особенно не примечательных.
               
                МУЖИК  НЕ НАСТОЯЩИЙ

  Я возвращался из Никольского монастыря, что в Рязанской области, направляясь к шоссе, чтобы попасть на первый рейсовый автобус. Было благодатное  летнее утро. Солнце  только расправляло лучи, радужно искрясь в капельках росы на траве.

   С боковой тропы на дорогу вышел мужик среднего роста лет сорока пяти в тёмном пиджаке и кепке, отслуживших ему не один сезон. Лицо его отражало открытость и добродушие. Назвался он  Володей и добавил, что идёт домой после ночного дежурства на ферме. Нам предстоял совместный путь в  пару километров.

   Помолчав некоторое время, он начал разговор с беспроигрышной, по его мнению, темы – с рыбалки. Оказалось, что в ближайшей речке ловится неплохо: лещ,окунь,  но вот в озере ниже по течению клёв отменный, и мне непременно надо там побывать.
   Но я ответил, что рыбалкой не  интересуюсь, и тем более не занимаюсь.
   - Это почему же?
   - Скучно. Сидишь на берегу с хворостиной, а рыбы из воды тебе кукиш показывают, разве что какие-нибудь дурёхи случайно за крючок зацепятся на радость коту. Чего тут интересного…
   - Ну, нет. Как это рыбалку не любить… В рыбалке своя сноровка нужна. Ты какой-то мужик не настоящий…
  В его словах чувствовалось явное разочарование в собеседнике

    Мой рейтинг ещё более понизился, когда я попросил Володю, если он хочет идти вместе, не использовать ненормативную лексику.  Он удивленно уставился на меня:
   - Это как же? Так у нас  же все… Ты какой-то мужик совсем не настоящий.
  Но удивительное дело. Люди,обычно использующие на три смысловых слова четыре связующих, при желании могут говорить на русском языке, который когда-то изучали в школе.

  От расстройства или от сочувствия к попутчику Володя закурил,предложив и мне. Оказалось, что я  не курю:
   -Это дикие люди выдумали голову махрой  дурманить, а мы, такие супер - цивилизованные им подражаем.
  Володя ничего не сказал, но в его молчании явно  почувствовалось, что  мужик я не только не настоящий, но, можно сказать, никудышный или даже пропащий.
Мои вопросы  о ферме  повисли в воздухе.

  После выкуренной сигареты природная общительность взяла своё, и Володя вновь затеял разговор.
   -А сейчас-то откуда идёшь? По делам был  или гостевал?
   -В монастыре был.
   -В монастыре? Что ты там делал?
   -Как говорили в старину – на богомолье ходил.
   -Ты в церковь ходишь?
   -Хожу.
   -Зачем?
   -Как бы это сказать покороче…Душа просит…К Богу обращаюсь…Светлее становится…
     А ты  с матерщиной…
 Помолчали
    -Моя жена Катька тоже в церковь ходит, а я нет, непривычный.
    -А ты, Володя, крещёный?
    -Конечно, крещеный! А как же!
    -Так что же ты огонёк гасишь, который тебе дарован был?

  Пауза затянулась. Потом Володя, как-то задумчиво, перевёл разговор в более приземлённую плоскость.
    -Ты наверно, и водку не пьёшь?
    -Водку-редко, а вино употребляю, по случаю.
    -Так мы все по случаю! Мужики у нас сильно зашибают, а меня Катька держит.
    -С чего, Володя, они пьют? С горя? С радости?
    -Больше по привычке. Не могут иначе.
    -Ничего себе привычка! Я сейчас в монастырской гостинице  вдвоём с мужиком ночевал, ему лет 35-40. Приходим мы после вечерни, он представляется: «Федя-алкоголик». Я не понял: «Почему алкоголик?»   Он только приехал, ему, наверно, хотелось  кому-то  душу излить, и он мне как на исповеди  рассказал про свою разбитую вино-водочную жизнь. Всё развалилось - и семья, и работа.Понял Федя, что спивается. Твёрдо решил бросить. Лечился, ходил на спасительные курсы и беседы. Мать помогала. И бросил! 
  Почти… По месяцу мог держаться. Но городок небольшой. Родственники, друзья…Все приглашают что-нибудь отметить. Не пойдёшь – обидишь.  А  одну стопку пропустит – и всё, с катушек… Вот он и устроился в монастырь трудником на два месяца.  Хочет  отойти на время от своих. Побыть в святом месте с другими людьми.  Надеется, что потом  сможет совладать с этой, как ты говоришь, привычкой.

   Некоторое время шли молча, размышляя о труждающемся в монастыре Феде.

   -А знаешь, Володя, я  этого Федю уважаю... Ведь борется мужик…  На ноги
    встать хочет… Помоги ему Бог. Посмотри, какая красота вокруг без всякой
    водки. Ты  на меня, Володя, не серчай, если я по дерзновению что не так
    сказал.

Мы уже выходили на шоссе. Неожиданно Володя произнес:
    -Пойдем ко мне домой. Я здесь рядом. Позавтракаем, поговорим, у нас сад.
     Захочешь - ночевать останешься. Катя у меня хорошая.
    -Спасибо, Володя, но у меня свои планы. На первый автобус иду. Всего тебе
      доброго.
    -Как знаешь. Мужик ты настоящий. Дай я тебя обниму.
 И не успел я сказать: с чего это нам  обниматься, - как он неуклюже стиснул меня и зашагал домой к Кате.

                СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ

 Летом я бываю в деревне, расположенной на  берегу Оки.
У нашей «усадьбы» есть две  соседние. В одном доме живут постоянно, причем численность обитателей зависит от сезона, а другой дом почти пустует. Его владелица - Зоя со взрослым сыном изредка приезжают из города и возделывают  несколько грядок каких-то культур. Большая часть территории заросла  бурьяном и  порослью, да и дом выглядит не лучшим образом.

 И вот  на этом участке  появляется мужик, который с кипучей энергией принимается за земелеустройство: косит, пилит, рубит, корчует и пр. Встретившись с ним у  виртуального заборчика, разделяющего наши участки, узнаю, что это Виталий, брат Зои, приехал в отчий дом после долгого отсутствия. В свои 55 лет он по условиям труда  вышел на пенсию и думает перебраться сюда  на постоянное жительство. Был Виталий  выше среднего роста, крепкого телосложения, и чувствовалась в нем мужицкая основательность, рабочая хватка и уверенность в себе. Энергия у юного пенсионера казалась  неиссякаемой.

 Через пару дней я попросил его помочь  в деле, на которое моих сил не хватало. Он охотно согласился, а к вечеру, как принято, я зашёл к нему с бутылкой водки,  непритязательной закуской  и с пивом для себя. За 15 минут Виталий в три приёма осушил принесенный мною сосуд, причем без особых изменений в поведении.
 На мое почтительное удивление он сказал, что это сущая ерунда. А вот отец его  действительно был мужик так мужик.
 В одиночку поставил дом, в котором мы сидим, мог выпивать без ограничений, а на работе, когда ломались подъемники, поднимал  тяжести вместо них. По ходу воспоминаний  отец Виталия явственно представился  мне  в облике Ильи Муромца с картины Васнецова.  Виталий явно пошел в отца.

 К  вечеру следующего дня у соседа появился гость. Потянуло дымком с шашлычным привкусом, а вскоре послышался громкие голоса,  которые единодушно ругали власть, плохую рыбалку, сестру Зойку, запустившую дом, и еще кого-то и что-то. На другой день на соседнем участке было непривычно тихо.
 
  На утро третьего дня Виталий подозвал меня к заборчику и таинственно сказал, что с ним приключилась страшная история.
 Я  весь ушел во внимание. Каждому интересно послушать страшную историю, да еще  в наших тихих местах, где не то, что инопланетян, а даже обыкновенного лешего или домового  не встретишь. Да и вид Виталия подтверждал  нешуточность произошедшего. Он начал повествование.

      -Вчера пошли мы с Петькой на рыбалку. Знаешь  Петьку? Он на спуске к реке живет, приходил позавчера ко мне. Мы с ним друзья были, в одной школе учились. Так вот, пошли мы  на рыбалку, взяли немного с собой… для настроения. Посидели, кое-что  поймали  и  пошли, было, домой. И тут встретили Ваську. Знаешь, наверно, Василия? Его дом около магазина.
 Я кивнул, чтобы не нарушать плавное  изложение страшной истории.
     -Мы  все из одной школы, столько не виделись. Василий к себе позвал. Приходим, он полведерка самогонки ставит…
 Тут я не выдержал: Вы что, её вёдрами пьёте?
    - Не-ет. Это Васька поставил. Хорошая самогонка была. Посидели. Душевно так… Столько лет прошло, понимать надо.
       К вечеру пошли с Петькой домой. Он на спуске  к себе пошел, а я к себе повернул. И вот тут… не знаю, что и почему случилось, никогда такого не было,
но я напрочь отключился.  Дуська меня нашла около своего дома. Вроде живой, вызвала скорую. Приехали из города, забрали… Это она  мне сегодня рассказала.

      Когда стал приходить  в себя, чувствую, везут куда-то и слышу голоса мужской и женский. Рассуждают, куда его положить?  Здесь мешает, там что-то не откроется, там - не закроется. Давай, говорят, его в морг положим.
      Тут  у меня сознание прояснилось:
    - В какой еще морг! Я живой покуда. Чего надумали… Живого человека в морг.
 Они даже обрадовались, что я ожил. Да ты не волнуйся,говорят, морг сейчас пустой, а как место освободится,  мы тебя переведем в палату. Тут я  совсем  возмутился негодованием:
    -  Ни в какой морг, ни в пустой, ни в полный я не хочу. Где это видано - живых людей в морг складывать. Куда вы меня везете? Я домой пойду.
      Побазарили немного. Потом они завезли  меня в какой-то кабинет, что-то там послушали, померили, вкололи, заставили бумагу подписать и отпустили. Даже на машине подвезли. Вот такая история приключилась. Чуть в морг к покойникам не загремел. До сих пор не могу понять, как всё это вышло.

     Мы помолчали, размышляя о превратностях судьбы. Потом Виталий вкрадчиво произнес: Ты мне  дай полтора стольника, получу пенсию - отдам.
      Я замялся. Стольники у меня имелись, но после услышанной «страшной истории» брало сомнение в их пользе для просителя. Заметив мои колебания, Виталий более решительно, даже с  напором повторил просьбу:
     - Если  не дашь, может сердце остановиться.
    Это решило вопрос. Пропади пропадом все стольники, если  у человека из-за них сердце может остановится.
   Сумма была незамедлительно выдана, и Виталий поспешно удалился.

   В последующие дни  работы у соседа не производились. На мой вопрос Виталий ответил, что немного отдохнет, а потом быстро всё наверстает и наведет  порядок. Заглядывал к нему в гости Петр, который живет на спуске к реке. Встречи проходили тихо,без прежнего воодушевления. Видимо друзья примирились с несовершенством нашей жизни. Пара раз возникала необходимость в стольниках с неотразимым доводом, что без них сердце может остановиться.

           На следующее лето Виталий не приехал. Сестра Зоя сказала, что он в больнице: что-то с сердцем…  Я с сочувствием и добрыми пожеланиями думал об этом сильном, работящем мужике.
  Только бы сердце не остановилось…

 


Рецензии
Да, Виктор, попутчики в наших дорогах, как золотинки в тоннах песка...
В юности, выбираясь из дымного и шумного города на Природу, встретил такого же, как у Вас, попутчика. Его исповедь перевернула всю мою жизнь. Он мне рассказал, как ЖИТЬ ОХОТА! о судьбе подростка-добровольца колчаковской армии (ещё в гражданскую).
Обожаю дороги и попутчиков!
Георгий.

Пашнёв   11.03.2018 23:33     Заявить о нарушении
Спасибо,Георгий, за отклик.
Почему-то одних влечёт дорога, других - пляж, третьих - ночной клуб...
Выбираем ли мы сами или в генах заложено? Пусть у каждого будет своё!
Новых Вам дорог и интересных попутчиков! Виктор
(Чувствуется Ваша встреча достойна рассказа о ней.)

Виктор Ковченко   12.03.2018 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.