ВладЫченька СвятЫй. Гл. 6

                Глава 6. Первый шаг навстречу.


Настало время сказать несколько слов об еще одном герое нашего повествования.

Архиепископ Энский Пантелеимон был человеком немолодым. Он родился в год начала войны в простой рабочей семье, но верующей и благочестивой. После школы Анатолий (его мирское имя) решил стать судостроителем, окончив с этой целью соответствующий техникум. А затем ушел в армию. И что уж там случилось в душе Анатолия (биографы еще только намереваются освятить его жизнь), но только на завод он больше не вернулся, а сделав резкий поворот в своей судьбе, поступил в Московскую Духовную семинарию. Узами брака решил себя не связывать, приняв монашеский  постриг.

После разных служений там-сям в 1995 году оказался на посту архиерея Энской епархии, а в 1996 удостоился сана Архиепископа.

Вот к нему наивные прихожане решили обратиться «за помощью». Прошение составил Георгий, который на тот момент в вопросах церковного устройства и порядков в РПЦ был не менее наивен.

                Его Высокопреосвященству,
                Высокопреосвященнейшему
                Пантелеимону, Архиепископу
                Энскому



                ПРОШЕНИЕ


В истории Русской православной церкви был прецедент, когда настоятель прихода и весь причт назначались через «заручные прошения». Современный Устав РПЦ оставляет за прихожанами право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта.

Этим своим прошением, мы нижеподписавшиеся прихожане Свято Введенского прихода числом 955 человек, заявляем о желании воспользоваться таким правом и, обращаясь к Вам, Высокопреосвященнейший Владыка, настойчиво просим назначить настоятелем нашего прихода протоиерея Георгия Зинченко.

     Наша просьба основывается на следующих обстоятельствах.

1. Насколько важно для исцеления телесного недуга избрать соответствующего врача, обладающего не только достаточными знаниями, квалификацией и опытом, но и к которому страждущий телесно испытывает полное доверие. Но как же неизмеримо важнее правильно выбрать знающего и опытного лекаря души нашей, к которому не может быть другого доверия, кроме всецелого и безграничного. Гибель телесного члена и даже смерть телесная оставляют надежду воскресения в жизнь вечную, гибель души – окончательная безнадежная гибель. Законами РФ предоставлено право гражданам РФ выбирать себе врача телесного по своему усмотрению. Так неужели же наша церковь – Православная Церковь Христова – может лишить нас того, кому мы уже доверили руководительство душ наших? Именно в протоиерее Георгии Зинченко мы видим для себя наставника на пути к исцелению душ наших, безгранично доверяя и полагаясь на его опыт духовный и на его личность.

2. С полной ответственностью за свои слова заявляем, что без отца Георгия до сего дня кусок земли, выделенный Администрацией города для Свято Введенского прихода, так бы и оставался пустырем с бурьянами. В лучшем случае на нем располагалась бы безобразно обустроенная и организованная стоянка автомашин посетителей рынка «Восточный», как это и было когда-то.

3. Отец Георгий внес личные материальные средства и средства его семьи на организацию прихода и на строительство временного храма в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, а также на приобретение необходимой церковной утвари.

4. К сожалению, Епархиальное управление не оказало никакой поддержки и помощи Свято Введенскому приходу. И даже благочинный отец Иоанн не нашел времени для приведения в соответствие Уставу РПЦ выборов Приходского совета, ревизионной комиссии и церковного старосты.

5. Ни один прихожанин нашего прихода – а среди нас есть братья и сестры со значительным опытом церковной жизни – никогда не замечал каких-либо канонических нарушений или несоответствий со стороны протоиерея Георгия Зинченко.

6. Сам отец Георгий и вся семья его являются образцом православной семьи и поведения для прихожан.

7. Благодаря неординарным личным качествам отца Георгия приход разросся до нескольких сот человек. Со всех концов города стекались страждущие души, ищущие любви и утешения на службы отца Георгия и на его проповеди. И каждому он находил предназначенные только ему слова.


                Высокопреосвященнейший Владыка!

     Мы хотим получить от Епархиального управления ответы (письменно) на следующие вопросы:

1. Почему отстранение протоиерея Георгия Зинченко произошло еще до того как случился известный Вам инцидент. В таком случае за что?
2. Почему отстранение настоятеля произошло без предварительного опроса непосредственных свидетелей известных событий и соответствующего разбирательства церковной власти?
3. Чем вызвано столь долгое замедление разбирательства сути дела?
4. Чем вызвано игнорирование мнения большинства прихода по оценке действий настоятеля протоиерея Георгия Зинченко?
5. Почему после отстранения отца Георгия и назначения нового настоятеля отца Евгения никто из Управления епархией не нашел время и не пожелал  встретиться с прихожанами?

Ответ на каждый поставленный нами вопрос мы хотим получить с обоснованием по канонам церкви.
    
Хотим обратить Ваше внимание, что своими действиями руководство Энской епархии наносит непоправимый вред авторитету Русской Православной Церкви и создает прецедент неуважительного отношения к РПЦ со стороны атеистов и других религиозных конфессий.
    
Обращаем Ваше внимание также на то, что на Вас ложится ответственность за заграждение общения духовных чад отца Георгия со своим духовником.
    
Надеемся, что Вы, Высокопреосвященнейший Владыка, услышите нас, разберетесь во всем и поступите по справедливости.
    
Ответ на наше прошение и поставленные в нем вопросы, мы хотим получить незамедлительно.
    
Оставляем за собой право обратиться с этим прошением выше по инстанции, и, если возникнет такая необходимость, передать его в СМИ.

                08.06.2009

Прихожане Свято Введенского прихода. Всего 955 подписей.
(подписи прилагаются)


Когда я прочел копию этой бумаги, у меня появилось ощущение, что это не совсем «прошение», это ультиматум какой-то. Представляю, как взбесились архиепископ Пантелеимон и его подручное окружение. А насколько наивен был Георгий – автор сего документа, мои читатели убедятся, внимательно ознакомившись с составленной мною исторической справкой.

Историческая справка:

«Заручные прошения» – в древней христианской церкви, а также в Древней Руси и России вплоть до XIX века прихожане сами избирали членов причта (настоятель храма и другие необходимые служители), представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 г. Церковная община или приход предоставляли надзирающему Епископу (например, в нашем случае это должен был быть Пантелеимон) смету на содержание причта. Епископ согласовывал и утверждал список в Священном Синоде.

Однако на пороге XIX века эта практика была отменена (1797), под тем предлогом, что количество имеющих специальное образование священников вполне достаточно. Дело в том, что по «заручным прошениям» приход мог требовать поставить священником любого «достойного» человека, и Епископ должен был его рукоположить. В XIX веке были попытки вернуть практику «заручных прошений», но Священный Синод не дал им хода. Однако прихожане могли заявить епископу о своем желании иметь известное лицо в качестве члена причта или настоятелем.

По современному Уставу РПЦ правящий архиерей обладает абсолютной, ничем не ограниченной и ничем неуравновешенной властью в назначениях и перемещениях священников (священник, пришедший на службу в РПЦ – находится на положении крепостного у правящего архиерея, с той лишь особенностью, что может по своему желанию уйти за штат, т.е. уволиться, или снять с себя сан) и не только. Хотя формально высшим органом прихода является Приходское собрание, и вырабатываемые на нем решения проводит в жизнь Приходской Совет. Однако на практике полномочия этих органов самоуправления весьма ограничены. Какие бы решения не принимало Приходское собрание, они становились «законными» и легитимными только после утверждения правящим архиереем.

«Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем» (из речи патриарха Кирилла).

По современному церковному Уставу «Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению». Причем без всяких на то оснований, руководствуясь лишь собственным мнением и видением положения дел.

«Управы на действия епископа-самодура искать фактически негде. На епархиальном уровне всё решает архиерей. А выше идти просто нет смысла. Ведь, скажем, согласно статье 51 Положения о Церковном суде, "апелляционные жалобы на решения епархиальных судов, содержащие резолюцию епархиального архиерея, принимаются Общецерковным судом второй инстанции к рассмотрению исключительно по распоряжению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода" (в качестве первой инстанции Общецерковный суд разбирает лишь дела против архиереев, предполагающие извержение из сана). Разумеется, Патриарх и Синод, сами же и назначающие архиереев, никогда не пойдут на то, чтобы ставить под сомнение их авторитет из-за каких-то "приходских мелочей", носящих обычно хозяйственно-бытовой характер» (Александр Храмов, портал Credo.Ru).

Вместо прихожан в тексте Устава 2009 фигурируют некие "совершеннолетние граждане православного вероисповедания". Это  значит, что приход превращен в ничто. Вместо приходов существует некая аморфная, неструктурированная масса "православных граждан", которую по своему усмотрению перетасовывают архиереи. Вся реальность сосредоточилась в епархиальных управлениях. Всё, что вокруг них – мир теней и призраков, обязанных повиноваться любому приказанию епископа (А.Храмов).

Подобные законоположения убивают сразу всех «собак». Прихожане должны быть максимально разобщены. Пришел, получил требу, внес деньги и отвалил. Никаких общих интересов, никакого сплочения и единения, никаких любимых настоятелей. А со стороны настоятеля никаких лишних движений, никаких попыток сплочения и объединения прихожан, превращения их в единый духовный монолит. Максимальный формализм во взаимоотношениях. Мало ли что они удумают вместе. Это небезопасно и для государства.

На деньги прихожан строится храм, на деньги прихожан содержится вся церковная вертикаль. По идее, кто платит, тот всем и владеет. Но это не так. Если, положим, весь приход решит выйти из состава РПЦ, то и пусть проваливают, но только с пустыми руками. Все нажитое приходом имущество переходит РПЦ.

«Приходское собрание и настоятель должны быть бесправными, чтобы их можно было в любой момент произвольно перетасовать, заменить другими "гражданами православного вероисповедания". Пусть знают свое место, пусть знают, что "незаменимых тут нет", пусть знают, что архиерей имеет право на любую копеечку в церковной кружке и на любой приходской сарайчик. Бесправие мирян и рядового клира призвано обеспечить безраздельный контроль над церковной собственностью со стороны высших иерархов РПЦ МП» (А.Храмов).

А теперь, мои дорогие читатели, подумайте, кого, на самом деле, интересует состояние чьей-то души, на что так уповал и ссылался в своем прошении герой нашего повествования Георгий.


Продолжение Гл.7  http://proza.ru/2014/11/25/1448


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.