Богатства Черного принца

Осенью 1854 года англо-французские войска высадились в Крыму. Переброска войск на полуостров шла по морю. 14 ноября 1854 года у побережья Крыма начинался шторм. Капитан новейшего английского корабля «Принц» пытался отвести корабль от скал, но фрегат постоянно сносило на камни. Ночью «Принц»  сорвало с якоря и выбросило на скалы. Удары корабля о камни продолжались недолго, минут пятнадцать. «Принц» раскололся на две части и затонул. Из экипажа в полторы сотни человек спаслись лишь шестеро.
Такие большие жертвы добавили к названию корабля эпитет «черный». Под названием «Черный принц» этот фрегат  вошел в историю.
Крушение «Черного принца» нанесло серьезный удар по английской армии в Крыму. Вместе с кораблем затонули новейшие вооружения – подводные шестовые мины, нарезные пушки и винтовки, боеприпасы, телеграфные аппараты и несколько десятков километров подводного телеграфного кабеля. А сама катастрофа поставила под сомнение возможность снабжения экспедиционной английской  армии в Крыму.
Сразу после катастрофы «Черного принца» в мире поползли слухи о том, что на борту корабля находились деньги для выплаты английским войскам, воевавшим в Крыму.
Сумма называлась астрономическая – около двухсот тысяч фунтов стерлингов (в ценах начала двадцать первого века – свыше полумиллиарда долларов США). Богатство «Черного принца» было в нетленных золотых гинеях.
Такие богатства притягивали авантюристов. Сразу после войны на месте затопления «Черного принца» работала экспедиция итальянского инженера Бероззи. Для поисков корабля использовался стальной водолазный колокол. Итальянцы погружались со специального бота в семи милях от Балаклавы.
На дне Бероззи обнаружил куски борта крупного корабля новейшей постройки. Именно таким был «Черный принц».
 Итальянцам удалось поднять якорь «Черного принца» и две корабельные пушки.  Поиски золота не увенчались успехом, что подтолкнуло авантюристов новые поиски. Всего в 19 веке остатки «Черного принца» пытались отыскать семь экспедиций – немцы, англичане, французы, русские  и итальянцы.
Революция 1917 года  России исключила возможность работы иностранных поисковиков в Крыму.
В 1921 году ОГПУ создала специальную экспедицию для поисков «Черного принца». Экспедицию возглавил инженер-судостроитель Рагозин. Первым по списку были поиску «Черного принца» и подъем его золота.
Специальная экспедиция  ОГПУ проводила поиски «Черного принца» в районе Балаклавы в 1922-1924 годах. Поиски не дали результатов. Рагозину удалось обнаружить медные листы обшивки корабля, которые он приписал «Черному принцу», но точно идентифицировать останки не удалось.
ОГПУ пыталось возобновить поиски в 1930 году, но корабль, предназначенный для экспедиции, столкнулся с баржей на выходе из Севастополя, попал в ремонт и был годов только к началу сезона штормов.
  Еще дважды в 1956 и 1973 годах советские водолазы пытались найти обломки «Черного принца». К этому времени место стоянки корабля в роковую ночь 14 ноября 1854 года. Но обследование предполагаемого места катастрофы показало, что  оно засыпано обрушившейся скалой. Советские водолазы предложили простой вариант – место затопления «Черного принца» было сразу же засыпано обрушившейся скалой. Поэтому поиски корабля не дали результатов.
Вначале XXI английский исследователь А. Уилсон опубликовал статью, в которой обосновал то, что большую часть груза корабля была поднята англичанами практически сразу после катастрофы.  Уилсон привел выписку из журнала Портсмута, в котором грузился «Черный принц» перед выходом в Крым и список пушек, состоявший на вооружении английской армии в 1863 году. Модель и номера четырех орудий совпадают.
Значит, эти пушки были подняты сразу, так как они не подверглись эрозии в соленой воде.
Уилсон проводит и роспись денежного довольствия английской армии, осенью 1854 годы, в Крым не был отправлен транспорт с деньгами для выплат армии. Никаких волнений в английской армии не было. Это говорит о том, что деньги командование английской армии в Крыму, где-то нашло.
Интересно и то, что англичане никогда не скрывали место крушения «Черного принца» и никогда не пытались организовать государственной экспедиции для подъема золота, на которое Англия имеет все права.


Рецензии