Град Китеж
Град Китеж не исчез - в лунные ночи из глубины озера, в котором скрылся от татар Град Китеж идет свет небесной чистоты. Наиболее чистые дугой христиане могут рассмотреть в толще воды стены, башни и храмы Града Китежа, которые светятся чудесным не слепящим светом.
Легенде о Китеже несколько столетий. Впервые о ней упомянуто в летописи 15 века. Народные сказания и легенды о Граде Китеж существовали в народе до начала 18 века, когда бешеное время Петровских реформ изменило развитие народной культуры России.
В легенде о Граде Китеже причудливо сочетается языческое и христианское мировоззрение. Подобное связано с тем, что легенда о Китеже возникла в 15 веке. когда на Руси существовало двоеверие. Двоеверие – это сочетание христианского и языческого верований. Русичи крестили в церквях, ходили на службы, но при этом соблюдали и языческие обряды. Особенно сильно двоеверие было среди простого народа – а именно среди народа возникают мифы и легенды.
Символ летописного и былинного Града Китежа – исчезающий город, над которым смыкается вода. Принципиальные аспекты легенды – исчезновение реального города вместе с жителями. Град Китеж исчез полностью и из него никто никогда не вернулся, не прислал письма или вести. Озеро, в которое погрузился Град Китеж, символизирует полное и безвозвратное исчезновение города. Вода – символ тоски и безвозвратной утраты. В славянской мифологии – воды среда в которой исчезает все без следа. Так Аленушка, плачет по братцу Иванушке, на берегу озера, которое и символ пропажи, и символ тоски и символ невозможности контакта.
Другой символ – вода озеро. Это безусловно, природный символ, природа показывает сочувствие жителям Града Китежа. Вода – неостановимая и неодолимая сила не смогла уничтожить татар. Но она так укрыла город и жителей, что татары остались без добычи.
Легендой о Граде Китеже русский народ дистанцировался от монгольских захватчиков. Он такой легендой проявил свою культурную и религиозную самостоятельность и самобытность. Если нельзя было победить татар, то можно было скрыться от них. Однако сила татар такова, что только совершенно чудесное явление природы может помочь в этом. Даже скрыть от татар невозможно. Бог не может сохранить своих последователей. Нельзя убежать и нельзя бороться, но в особом случае приют христианам дает сама природа.
Символ христианской веры в легенде о Граде Китеже размыт. Жители Китежа объявлены христианами, причем последовательными и самыми благочестивыми на Руси. Но кроме этого христианство никак в символике не прослеживается.
Более того, легенда о Граде Китеже по форме христианская, но по символизму и содержанию глубоко языческая. Нет в христианской символике подворных городов и подводного существования. Иисус ходил по воде, а не под водой. Вся христианская догматика отвергает послежизненное существование везде, кроме Царствия Небесного или ада. Между тем в мифологии кельтских народов Северной Европы есть линия подводных городов.
Идея подводного града – языческая, попавшая на Русь извне. Скорее всего, через Новгород, который активно торговал с городами Северной Европы. Неспроста Град Китеж размещался в северных районах Руси.
Изначально Град Китеж был локализирован на территории Рязанского княжества – первого попавшего под удар монголо-татар. Потом география положения Китежа стала расширяться – утонувший город видели в Нижегородском и тверском княжестве.
Романтики от исторической науки пытались в 19 веке искать Град Китеж. Было определено семь озер в центральной части России, где мог бы скрыться Град Китеж. Аквалангов тогда еще мне было и поиски провалились. Тем не менее, местные жители окрестных сел рассказывают историю, которой сотни лет. О том, что на озере, в котором скрылся Град Китеж видят свет, а зимой на льду можно увидеть следы, которые обрываются в проруби на середине озера.
Легенда о Китеже жива и остается как элемент переживания в народном сознании русского народа монгольского нашествия.
Свидетельство о публикации №214112001158