Офисный поезд
Дороги Швеции не такие, как в России, но быстро очистит заносы и там сложно. Сотрудникам было сложно добираться на работу, часто приходилось ездить поездами – железные дороги чистились быстро.
Идея офисного поезда впервые пришла в голову руководству компании СААБ. В СААБе сначала хотели собирать своих сотрудников на фирменном поезде. Такой поезд наняли, и он курсировал утром и вечером между головным офисом СААБ и несколькими станциями, до которых доезжали сотрудники.
Сначала инженеры от скуки предложили поставить в салоне чертежные доски. Затеем появились печатные машинки. Последним шагом превращение простых вагонов офисный поезд стала установка радиотелефонной станции с коммутатором на несколько десятков номеров.
Офисный поезд функционировал по следующей схеме. Поезд собирал сотрудников со станций. В Мальме – городе, где был головной офис СААБ офисный поезд стоял порядка 6 часов.
Офисный поезд загонялся в специальный железнодорожный тупик, подключались электрокабели, телефоны, системы водоснабжения и канализации.
После завершения работы коммуникации отключались, и поезд развозил сотрудников по домам.
Работа в офисном поезде стала строиться по учету текущего рабочего времени с использованием личных карточек учета. Проблема заключалась в то, что сотрудники которые жили дальше всех, поэтому перерабатывали. Приходилось учитывать не рабочие дни, а рабочие часы, представлять дополнительные выходные. График работы офисного поезда пришлось строить по ступенчатому графику.
Руководство СААБ высоко оценило использование офисного поезда. Производительность значительно увеличилась. Время, которое сотрудники тратили на дорогу, сократилось на 1,5-2,5 часа.
В 1971 году СААБ самостоятельно построил специализированный поезд из 12 вагонов. Состав поезда был – технический вагон, вагон-ресторан, вагон связи и 9 рабочих вагонов.
Офисный поезд СААБ был возвращением к концепции военных штабных поездов. Впервые штабной поезд был сформирован в 1915 году в германской армии для кайзера Вильгельма Второго. Кайзер мог курсировать, в штабном поезде, между официальной ставкой и полевыми ставками, на Западном и Восточном фронтах.
Поезд Вильгельма Второго был оборудовал телефонами, радиостанцией, она занимала два вагона, штабными и жилыми помещениями. В поезде кайзера была даже установлена огромная бронзовая ванная – в отдельном вагоне.
Впоследствии такие поезда создавались в Германии, СССР и Франции.
В США поезда использовались для предвыборной агитации во время президентских выборов. Такой поезд вез кандидата в президенты, его помощников, актеров, типографию, телетайпы и телефоны.
В конце 40-х годов в СССР несколько специальных поездов было создано для руководителей атомного проекта.
Но те поезда были средством перевозки, постоянно работа в них не велась.
СААБ сделал решительный шаг, переведя часть сотрудников полностью на работу в офисный поезд.
Офисные поезда появились в Швеции, Канаде и США. Наиболее приемлема концепция офисного поезда для больших стран.
В Канаде несколько офисных поездов курсировало в северных районах страны. Эти поезда использовалась государственными чиновниками для социального обслуживания населения севера. Канадская практика была не особенно удачной. Основная проблема была в низком качестве связи. В 70-80-х годах передача фотографий и письменных документов была возможна только по телетайпу. Работать с каждым гражданином используя телетайп сложно. Телефонная связь канадских офисных поездов была низкого качества.
Офисные поезда высокоспециализированные. Они необходимы для конкретного сегмента работы, применять их широко сложно и экономически невыгодно. Издержки содержания офисного поезда выше, чем обычного офиса. Цена рабочего места офисного поезда выше примерно в 2 -2,5 раза, чем в стационарном офисном центре.
Свидетельство о публикации №214112001166