Любовь и слёзы Моя Украина, червона калина...

В селі Лип’янка на Кіровоградщині в сем’ї  Соколовських було 11 дітей. После войны я с мамой была в этой хатке и, вспоминая, удивляюсь, как можно жить в таких условиях. Описать могу только на украинском языке: маленька хатинка пiд соломою, двi кiмнатки, через сiнцi – коридор - два вiконця маленьких, пiч з лижанкою, земляний пiл так называемая долiвка. Хатка стояла на прiгорке. Коли спустишся вниз и через огород до ставка, там  було  багато  коноплi. В осені її зрезали, вимачували в ставку, готували пряжу и довгими, зимовіми вечорами пряли, ткали та, мов фабрика, самі робили різне полотно, щоб одягатись, рядна, щоб застелити  долівку, лежанку та на інші потреби. В однiй кiмнатi на пiчi спали батько з матір’ю, на лежанцi малi дiти,  на долiвцi  на соломi старшi дiти, а взимку пiсля окоту в тiй же кiмнатi були ще й маленькi  вiвцi та теля... А в другiй кiмнатi - старенькi дiдусь з бабусею та старший син з невiсткою. Представили?
      19 травня 1911 года Параска, як завжди, встала рано досвiду, помолилася до святого Миколая та Богородицi. Вийшла на вулицу - щось  незвичайно ломить поясницу... «Мабудь ще хтось проситься на свiт божий. Боже милостiвий, дай менi сили з усiм цим справитись!» Вона зайшла в кiмнату, окинула поглядом навколо - четверо дiвчат,  сплять  покотом на соломi, долiвка рядном застеляна, дiти рядном укритi. Молодшi - Нилька та Мотря - на лежанцi. Через сiнцi в другiй кiмнати – троє  хлопцiв, там же свекор з свекрухою. «Боже, як це всiх богато! Всiх треба накормити,  всiх одiти та взути. В сiнях стоять чуні (лапти), сплетянi з кори липи - двое чобiт для Василя та Сергiя.  Вже парубки,  нiчого не зробиш. Молодший Кирило теж просить чобiт. Тай дiвчаткам треба хоть на свято новi черевички. Ох-Ох-Ох, бiдна моя голiвонька».
      З печi крихтячи, злазе Матвiй. Параска буркнула на нього:
- Iди, вже скотина їсти просить!
Встають одна за одною дiвчата Вустя, Софiя, Харитина та Настя. Треба швиденько рядна сховати, допомогти снiданок зготувати, корову подоїти. Все завертiлось, закружилось. Вулий проснувся. О сьомiй годинi усi садяться за великий стiл снiдати. По зову души или с молоком матери усвоили твердое правило: все поворачиваются к образам и шёпотом читают «Отче наш». На столе - 3 больших мыски, деревянные ложки и кто быстрей успеет. Закончили - каждый встаёт, перекрестился, поблагодарил Бога и кто куда. Матвей, мой дедушка –муж Параски - потомственный  батрак. Может, это и не звучит, потомственный  дворянин - куда благозвучнее. Но из песни слов не выбросишь. Вiн служив у пана Паплавського. У нього також служили и старшi Василь та Сергiй, та й дiвчата Вустя та Софiя пiшли в наймички. Кирило корову та вiвцi пасе, Нилька, якiй вже 5 рокiв, гусей до ставу ганя, а Мотря з Настею дома пораються. Параска взяла росаду капусти, вiдра та спустилась до ставка капусту садить, бо вже час настав. Посадила рiвненькими рядочками росаду, набрала у ставку вiдро води, пiдняла - щось тяне тужитись. Не вспiла спохватитись, що це таке - випала дiвчинка.
- Ой досада. Знову дiвча.
Пiдняла подiл, положила дiвча, так и прийшла до хати.
- Мотря, бiжи до Степаниди, бабки повитухи. Та швиденько!
      Если детям рассказывают сказки, что их нашли в капусте, это невсегда неправда. Моя мама действительно родилась в капусте. Дали ей имя Ирина. Мотря выняньчила Ирину. Виросла велика шкода, якесь бiсеня. То впад на землю та кричить, як рiзана, то горщика розiб’є. Рано узнала плётку. Но это только воспитывало упрямство и боевой характер. Эта черта осталась на всю жизнь. Уже в пожилом возрасте в Алмате она случайно встретила своего земляка, Сылу Володымира, они вспоминали, как дрались, и как он ей разбил голову. Одна мать воспитывала, одним молоком кормила, а все дети разные. Тихая, всегда послушная Мотря, последняя Тыклушка, родилась через два года после Ирины, была как ангел хороша, и все её любили. А Ирина та Сергей наполнены духом бунтарства.
      Семья была очень религиозна, строго соблюдала посты. Раз перед Пасхой Сергей и Ирина умудрились проколоть иголкой яйца и через соломинку выпить. Стали на Пасху яйца варить, а они пустые. Даже не спрашивали, кто это сделал, и так понятно. Ирина получила столько плёток, что запомнила на всю жизнь.
      Но не все же яйца выпила, что-то и осталось. Уцелевшие яйца красиво раскрашивали и обменивались с друзьями и соседями, приговаривая: «Нехай  ваше  життя  буде таке ж гладке, як ця крашанка». На Пасху одевали всё лучшее, что у них было, и босиком шли на другую сторону села через мост в церковь. Перед входом в церковь одевали черевычки и тихо стояли пока служба шла, с нетерпением ожидая, когда начнуть святить куличи.
      Коли в сем’ї  семеро дівчат, це великий клопіт куди їх збавити. Сидя с прялкой, вязкой или вишивкой, мама любила рассказывать, как их учили рукоделию с раннего детства. Уже с 10 лет каждая готовила себе приданое: вышивала рушники – полотенца, - кофты, скатерки. 6 октября религиозный праздник пророка Иоана Предтече знаменовал начало сезона рукоделия. С этого дня в сельских хатах появляется прялка, гребни, веретена и т.д. Зимой собирались у кого-либо на вечёрниці та досвітки вышивали и пели украинские песни. С детства ей прочно врезалась в память технология изготовления льняного та конопляного полотна – процесс, который начинался осенью и заканчивался весной, когда выносили полотно к озеру, к речкам и отбеливали на солнце.
      Украинские обряды всегда были для меня интересны. Много распрашивала и у мамы, и у тёти Моти, и если что попадётся в литературе, обязательно выпишу. Мне просто было интересно, как тогда люди развлекались без телевизора, без радио. Многие и читать не умели. Как проводили свой досуг? Ведь если с утра до вечера только тяжёлая работа, а потом спать - с ума сойти можно. Даже в совремённом мире многие страдают от одиночества. Я сама определённые периоды своей жизни очень тяготилась чувством одиночества и пустоты. Оказывается, тогда общий досуг был построен очень интересно. Как поют украинцы известно во всём мире. Старинные песни на простые, незамысловатые слова с юмором или глубокой грустью очень мелодичны, всегда поются громко - как запоют, то аж стены дрожать. С песней и на работу идут, и с работы возвращаются. А церковный календарь – это настоящий кладезь народной мудрости, объединяющий служение человека Богу, природе и своей душе. Сколько поистине сказочного, трепетного в традициях проведения этих праздников. В Англии главный праздник года, объединяющий всех, – это Рождество Христово, а на Украине их было великое множество. Приведу только некоторые.
      Троица – важный религиозный праздник, но многие обычаи, связанные с ним, возносят красоту весеннего буйства природы. Неделя перед Троицей называлась зелёной. В четверг усi вставали опiвночи, мати мила усiм голови. Завжди запарювали  різні трави: любисток, м’яту, замість  мила використовували  дерев’яний попіл (золу) - цидили його через сито и получали  щелочную воду, якою добре мити голову. Коси у всіх були роскішні, довгі та густі. Це була велика морока для Параски. Але вона завжди старалась слідкувати, щоб її дівчата були гарні. Старшi: Вустя, Софiя, Харитина, Мотря та Настя одягали те, що у них було найкраще, та йшли до лiсу, де збиралась уся молодь.
Ярина те ж увязалась за старшими. Вустя на неї прицикнула:
- Ярина, ти ще мала, іди гусей пасти!
Ярина повернулась, та не дуже послухала старшу сестру, бо було цікаво подівитись, що там буде.
      Молодь всю дорогу спiвала пiснi. По дорозi пiдходили дiвчата з усього села.У лiсi збирався великий гурт. Вони плили з берези вінки, водили хороводи:
«Ой завью вiнки та на всi святки,
Ой на всi святки, на всi празники»!
Парубки пiдходили пiзнiше и починали свої пiснi, а потiм спiвали разом.
       На лiсовій поляне розтиляли скатерки, сідали  обiдать, обмiнювались вiнками, крашанками, целувалися. О хо-хо яке там було весилля! А Яринi забороняли туди iти! Як це можливо!?
      Якщо не дозволяють, то так хотілось. Відiгнала гусей до ставка, та по пiд городами в лiсок, так щоб сестри не бачили. Сховалась за кустом. Але цікаво, коли там їсти сiли. Ярина виглянула. Вустя побачила, щось ворушиться пiд кустом.
- О, та це Ярина! Що це за дитина, іди до хати!
- Дасте крашанку та пiрiжка - пiду.
 Шкода є шкода.
      Сам праздник Тройцы отмечался 3 дня. В пятницу женщины до рассвета шли в лес, чтобы заготовить лекарственные травы. В субботу украшали стены, подоконники, иконы различными травами, а ворота - ветками липы и клёна. В воскресенье поминали близких - всем селом обходили поля. После литургии священник шёл с крестами, скрапливал святой водой колодцы. Когда появлялась луна, все в белых рубашках с распущенными волосами, с веночками шли за село, взявшись за руки. Весь процесс сопровождался песнями. Потом разводили костёр и перепрыгивали через него. Веночки бросали на шею хлопцам.
      И мама, и баба Мотя говорили о том, как они всегда ждали праздник Ивана Купала. Я могу себе представить, что для детей и молодежи это как будто окунуться в волшебную сказку. Отмечается он 7 июля, в канун летнего солнцестояния. Центром действия был купальный огонь, как символ солнца. Он горел всю ночь. Традиционно на Купало сходилось всё село. Из соломы изготовляли главных персонажей - Ивана Купала и Марену с венком на голове. Устанавливали их и водили вокруг хороводы. Затем поджигали, и когда чучела догорали, организовывали игры, перепрыгивали через огонь. Считалось за честь очиститься огнём. Костёр заливали водой, а пепел разметали. Потом дивчата пускали на воду заготовленные веночки. Каждая сплетала по два - для себя и для суженого. Сверху прикрепляли свечу, зажигали её и пускали венки по течению. Если венки плыли в паре, то быть свадьбе. На Ивана Купала ночью мало кто ложился спать. Считалось, что в эту ночь оживали все злые и добрые духи, разговаривали между собой всякие растения, ручейки. На рассвете матери посылали своих дочерей, чтобы они принесли целебной воды. Умыв лицо купальной водой, дочери отдавали ведро матери, а сами шли в огород нарвать любысток та мяты та чёрнобрывци. Маты заваривала, чтобы до восхода солнца помыть всем головы.
      Всех обрядов не перечесть. Не могу удержаться, чтобы не привести ещё несколько примеров. 14 августа - праздник Маковея, очень красочный праздник. Сейчас к этому растению относятся настороженно, но на Украине -  давние традиции его выращивания. Я помню, да и сама делала пироги с начинкой из семян мака – очень вкусные. Так вот, головки мака не разрешали трогать раньше этого праздника, который ещё называли Спасом на воде. В этот день дивчата до восхода солнца шли в церковь святить цветы и мак. Накануне собирали букеты из разных полевых цветов, которые называли Маковая Квитка. К каждому растению хозяйка обращалась с поэтическим словом. Например, ко льну: «Рости високо по коліно, щоб ні у кого голова не боліла». После этого дивчата собирались группами, плели веночки, в которых шли в церковь. Маковую Квитку украшали бусами, красной лентой и вышитым рушныком. Отправляя дочерей в церковь мать приговаривала:
 - На, доню, квітку цю, щоб ти була така гарна, богата та пригожа, як ця квітка, щоб тебе хлопці любили, як люблять люди цю квітку.
      Рано утром на всё село был слышен церковный звон. После краткой молитвы священник читал нравоучительную проповедь для детей. С этим праздником связано освящение колодцев и других водоёмов. Перед освящением делали ремонт, а дивчата украшали колодцы цветами. В центре села собирались все. Священник окрапливал святой водой колодец. Поход сопровождался церковным звоном. Возле колодца ставили два стола: на одном - хлеб, соль и свеча, на другом – свеча, святая вода и кутья. После совершения обряда в сопровождении музыки и песен процессия шла к следующему водоисточнику. 
      Как и в большинстве стран Земли, был праздник, посвященный урожаю - Великый Спас 19 августа. Святили разные овощи и фрукты. Заведено было угощать мёдом и медовухой соседей,  вдов, сирот - коллективное братство. А 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы, в народе Пречиста. В этот день начинали сеять озимые.  С этим связан ещё один интересный обряд - сбор калины. Калина - это символ Украины, является национальной эмблемой. Из неё готовили различные наливки, джемы, варенье и лечили простуду. Она выполняла символическую роль в обрядах похорон и свадьбах. Недаром говорится: «Без верби та калини нема Україны». Всі знали: де під стріхом (под крышей) висить калина, туди треба сватів посилати. Посля служби в церкві шли дівчата в ліс з піснями, збирали калину. Біля села їх чекали хлопці, веселий гурт з піснями повертався  додому. Біля хати калину віддавали матері, а та примовляла:
  - Будь, доню, здоровою та червоною калиною, незайманою та чистою до вінца. А ти, калино, будь гожою на каравай, на здоров'є людям, на добро нашому подвір'ю.
      Мне всегда хотелось и свою дочь приобщить к этому живому источнику, показать, откуда идут её корни. В 1985 году мы приезжали в Златополь. Были у тёти Моти несколько дней,  вместе слушали интересные рассказы, ощутили на себе деревенское гостеприимство – она жила бедно, но делилась всем от души. Тётя Мотя была глубоко верующим человеком и до конца своих дней исповедовала все религиозные правила. Моя мама в 1987 году (мы жили в Алматы) поехала проведать свою сестричку. Моте было тогда около 90. Давно уже умер её муж Мыкола, и она осталась совершенно одна. Мама нашла женщину, которая ухаживала за ней до самой смерти.  Мы регулярно высылали им деньги. С тяжёлым сердцем оставляла Ирина свою сестру, зная, что больше уже никогда не увидятся. И взяла себе на память куст калины с земелькою та толстенную наверно не меньше 4 кг библию на старославянском языке - их семейную реликвию, которой около 400 лет. При Советской власти её вынуждены были прятать, закапывали в огороде, чтобы не нашли.
      Но никакие запреты не могли вытравить то, что было впитано с молоком матери и глубоко внедрилось в сознание, передавалось из поколения в поколение. Моя мама в возрасте 76 лет везла, как святую реликвию, этот дорогой её сердцу, но очень тяжёлый груз через всю огромную страну с пересадкой в Москве.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.