Терроризм явление специфическое, но не религиозное

(Представляем на обозрение интервью Баймуханова З.Б. опубликованный 24 мая 2006 г. в журнале «Мир новостей» за №21 (648)


        - Один из лучших следователей страны, человек- легенда, которому под силу раскрытие самых страшных и загадочных преступлений, — так характеризуют Зайнулу Баймуханова его коллеги. Говорят также, что по его делам можно писать захватывающие детективы, снять не одну «улицу разбитых фонарей». Непосредственное участие принимал Баймуханов и в расследовании террористических актов, которые в разное время происходили в нашей стране в период с 1999 по май 2005 годы. В связи с этими событиями, и распространением международного терроризма, у старшего прокурора Генеральной Прокуратуры Республики Узбекистан появилось еще одно направление работы — исследование экстремистских религиозных течений, которые ведут свою подрывную деятельность на территории нашей страны. Эта работа отнимает у профессионала много времени, но она дает возможность ему отделить зерна от плевел и совершенно четко осознавать — религия сегодня поставлена на службу определенным силам, цель которых втянуть верующих в широкомасштабный религиозный конфликт. Зайнула Баймуханов гость нашей редакции.


- Сейчас на западе активно муссируется термин «исламская угроза», а с помощью СМИ в общественное сознание внедряется представление о мусульманском мире, как о рассаднике терроризма, фанатизма и.т.д.
Вы согласны с такой интерпретацией терроризма?
-Конечно же, не согласен. На самом деле все эти явления чужды основам мусульманского вероучения, тому самому «чистому исламу», о «возвращении» к которому призывают некоторые религиозные фанатики. Прежде всего, необходимо четко обозначить границу между вероучением и его извращениями, от каковых не застрахована никакая религия. И угроза, о которой идет речь, не менее опасна для самого Ислама и мусульманских народов, чем для любой другой религии. Тем более, что нет, хоть сколько-нибудь, убедительных оснований для того, чтобы считать терроризм сугубо специфическим мусульманским явлением. Этот метод политической борьбы известен с древнейших времен (убийство императора Юлия Цезаря древнеримскими республиканцами — типичный пример теракта) и в странах Европы, где мусульманская религия еще не была распространена. Так, во второй половине XIX века революционеры-«бомбисты» повергали в ужас всю Россию, минируя здания, взрывая бомбы на улицах и площадях. Уже в следующем столетии почти такой же кошмар повторился в странах. Западной Европы, где свирепствовали «красные бригады» и многочисленные подобные им организации. Террор в качестве основного средства борьбы избрали для себя и некоторые националистические движения: Ирландская республиканская армия, баскские сепаратисты. Однако ни российские черно передельцы, народовольцы и эсеры, ни представители «красных бригад», ни национал - боевики мусульманами - никогда не были.
         Современные религиозные фанаты следуют не мусульманскому вероучению, а измышлениям самозваных «вождей». Только тот, кто не понимает сути Ислама, -может служить организациям, сознательно извращающим истинную религию, внушая своим подопечным, что своими делами они совершают мусульманский подвиг. Сегодня не только в мусульманстве, но практически в каждой религии есть фанат.
         -В нашей жизни фанат распространенное явление, но религиозный фанатизм это что-то грозное и страшное, к примеру, наблюдаемое нами в репортажах из Ближнего Востока!?
         -Фанатизм - это искаженное сознание верующих, порожденное религиозным невежеством. Разжигают его те, кто рвется к власти, кто ради собственной выгоды использует в своих целях слепую ярость обманутых людей, не ведающих, что политические спекуляции на религии с призывом к мало-грамотной части населения — есть религиозное изуверство. Так называемый исламский религиозный фанатизм является одним из выражений современного ваххабизма и международного терроризма, в сети которых обманным путем попадают в основном молодые люди, недалекие и малообразованные, с отравленным сознанием, становясь фактически жертвами тех, кто и прикрывается, религиозными лозунгами. Один из аятов Корана звучит так: «Кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех», что красноречиво свидетельствует о том, что нет преступления страшнее, чем убийство невиновного. Террорист, убийца не может считаться истинным мусульманином. И когда он действует под исламскими лозунгами, он извращает свою веру. Видный арабский лидер Аль-Газали подобных деятелей называл «разбойниками с большой дороги, нападающими на людей во имя религии».
          В Коране совершенно точно указано, когда и по отношению к кому мусульмане могут объявлять джихад. Джихад — священная борьба за веру, в защиту и за распространение Ислама. Правоверный мусульманин должен вести в своей душе большой джихад за чистоту своей веры в Аллаха, в Коран, учение Пророка Мухаммада. Малый джихад направлен против агрессоров, угрожающих существованию страны. Он должен осуществляться лишь по отношению к тем, кто «сражается с ними из-за религии и изгоняет их из их жилищ». Именно это положение пытаются использовать в своих целях, искажая  его первоначальный смысл, фанатики и фундаменталисты, например, талибы в Афганистане, чеченские боевики и террористы в России, фанатики Ислама в Алжире, движение «Хизб ут-тахрир» в Центральной Азии и т.д. Из этого следует, что современный терроризм в религиозной окраске (фундаментализм, экстремизм и другие) не имеет ничего общего с истинной религией Ислама, в том числе и с джихадом.
          Понимание роли Ислама в обществе необходимо для поиска, решений проблем мусульманских народов, имеющих важнейшее значение для многих регионов и стран планеты, в том числе для Содружества Независимых Государств. Вот почему так важно знание и осмысление всей истории мусульманства. Ислам, как и всякая религия, проповедует сохранение мира, любовь и добро в отношениях между людьми и требует от них смирения, не поощряя радикальные способы борьбы своих последователей за лучшую жизнь.
         - Многие политики, в том числе российские, часто говорят о неизбежности столкновения цивилизаций, прежде всего христианской и мусульманской. Любые случаи проявления расизма и национализма тоже относят к религиозным чувствам. Ваше отношение к этим вопросам?
         - Я могу сказать следующее: в окружении основателя Ислама Мухаммада, христиан было немало. Христианином был Варака ибн Науфал, его близкий друг и брат его первой жены Хадиджи.  Мусульмане очень почитают Хадиджу, называя ее матерью верующих. Варака занимался переводом Библии на арабский язык (начал он с Ветхого Завета и, к сожалению, успел перевести только Пяти-книжие Моисеево). О нем сам Мухаммад говорил, что Варака «не нуждается в обращении в Ислам, поскольку стоит на правильном пути». Когда на Мухаммада ополчились "язычники, его укрыл от гонений христианин — император Эфиопии. Впоследствии Мухаммад  держал при себе врачей-христиан. Медицина стала одним из основных занятий христианских ученых и принесла им почет и известность.  Личным секретарем Мухаммада и первым переписчиком Корана был монах - несторианин Сергий.  Христианских правителей основатель Ислама заверял в близости их убеждений: «Свидетельствую, что Иса (Иисус), Сын Мариам (Девы Марии), есть Дух Бога и Его Слово». Обо всем этом хорошо знали и помнили арабские мусульмане и относились к христианам так же хорошо, как и основоположник, их религии.  Великий русский философ Константин Леонтьев утверждает и доказывает свою мысль убедительными историческими примерами, что только там, где взаимодействуют различные типы мировоззрений, национальных и религиозных традиций, происходит «цветение культур», Однообразные же социумы обречены на увядание. Именно «цветение культур» явило свету мусульманский мир, просвещенный и веротерпимый, сплотивший представителей многих народов и разных религий в державном созидании.
           Лишь в недавнее время под влиянием изощренных подстрекательств и действий экстремистов в некоторых странах начала проявляться
недоброжелательность к христианским и мусульманским народам. Экстремисты часто спекулируют на чувствах религиозной солидарности, и мусульмане и христиане, обманутые ими, не понимают, что солидаризируются не со своими единоверцами, а с теми, кто совершенно сознательно, в угоду собственным корыстным интересам, извращает саму суть и смысл исламской и христианской веры.
          Какое отношение имеет к классическому Исламу, к мудрому и веротерпимому его учению нынешняя террористическая, фанатическая, наркотическая дикость, представляющая собой поистине язву мусульманского мира, на самом же деле враждебная Исламу даже более, чем для любой другой религии?
           Христианству также до боли знакомо зрелище волков в овечьих шкурах - всевозможных изуверов-сектантов, с криками о «чистоте» Евангелия, попирающих веру Христову.
           В наши дни и мусульманам приходится распознавать подобное же извращение своей религии в радикальных идеях «Исламского движения Туркистана», «Хизб ут-тахрира», движения «Акромитов», представителей ваххабизма и многих других.
           Рассматривая характер политики России по отношению к Центрально азиатскому региону, необходимо отметить, что она всегда была проникнута духом православия — смирения, братолюбия и кротости. Поэтому неудивительно, что мусульмане Центральной Азии благожелательно относятся к православным русским, да и к представителям других религий, независимо от их национальности и веры. Так, еще в XIX веке три сельских храма в Туркестане были полностью построены на средства мусульманских благотворителей. При этом мусульмане считали для себя почетным участие в создании православных храмов, где ими были созданы резные иконостасы и киоты для Иосифа - Георгиевского собора в Ташкенте, соборов в Коканде, Андижане, Намангане, Фергане, а также в Казахстане и других регионах Центральной Азии. Эти произведения искусства были уникальны. Ведь нигде в мире больше не было резьбы по алебастру в христианских храмах. Эти церкви отличались особой красотой лепных украшений, использованием в убранстве традиционной для местных народов резьбы по ганчу (алебастру) и карагачу: храмовые здания и ограды украшались восточной мозаикой.
          Мусульмане и христиане вместе занимались и благотворительностью. Создавали приюты для детей-сирот, в которых воспитывались сироты разных национальностей. Причем закон Божий детям мусульман  преподавал мулла, а русским — православный священник.
          Дружба между религиями поддерживается на всех уровнях. Практически у каждого православного верующего есть друзья мусульмане, теплые дружеские отношения существуют между представителями духовенства. Отношение властей к православной церкви самое благожелательное. По распоряжению Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова была выделена территория для создания Православного Духовного центра в Ташкенте и оказана существенная поддержка при его строительстве. Но у меня, например, вызывает тревогу активность различных религиозных сект иностранного происхождения, при этом заезжие миссионеры пытаются спекулировать на духовном вакууме, созданном лжепропагандой. Деятельность лжеидеологов ведет не к просвещению, а к духовной смуте и в Центральной Азии является прямой провокацией межрелигиозной и межнациональной вражды, поскольку практически в каждой брошюре или листовке содержатся нападки на Ислам или на Православие.
На протяжении тринадцати веков народы Центральной Азии исповедуют Ислам, предки живущих здесь славян более тысячи лет тому назад приняли Православие, А чему же могут научить незваные миссионеры — эмиссары различных организаций, партий и течений, не знающие традиций, обычаев, истории края, не желающие уважать чужие религиозные убеждения?
          Мы стоим за религиозную свободу, однако нас беспокоит, когда ею злоупотребляют иностранные миссионерские организации, число которых все растет. Мы озабочены их действиями, несущими разделение, их невниманием к нашей культуре и традициям, их агрессивной религиозной пропагандой и тем, что они используют материальные нужды людей в целях прозелитизма.
          Нужно понимать, что представляет собой мусульманский мир и как формируется мусульманское мировоззрение. В ряде арабских стран и мусульманство, и христианство имеют твердые исторические корни. Там вмешательство извне просто неуместно. А умышленные действия лжеидеологов различных экстремистских организаций, которые активно пытаются разрушить эту святую твердыню какими-то лжепропагандистскими брошюрами и листовками, - это чистая провокация. Эти действия, преступны и хуже того — взрывоопасны. Из всех мировых религий Ислам и Православие видятся наиболее близкими друг другу. Они идут как бы параллельными путями, тверды в своих многовековых основах и не нуждаются в «осовременивании». Их сближают также высокие нравственные требования, которые эти учения предъявляют к своим последователям.
  - Как вы относитесь к тому, что тезис, о неизбежном конфликте цивилизаций — это искусно подогреваемая доктрина определенных служб, которым на руку существование горячих точек в мире?
         - Возможно, здесь есть моменты, позволяющие говорить о существовании определённого экстремистского ядра, регулирующего откуда то извне эти процессы. Эту же мысль подтверждают события, произошедшие примерно в это же время в США, Западной Европе, России, Афганистане, Алжире, Ираке, Индонезии, Пакистане, Саудовской Аравии, Судане, Таджикистане, Турции. Об этом же говорит стратегическая направленность деятельности многих религиозных организаций, хоть и выдвигающих позитивные программы, но по сути действующих вразрез с понятиями о морали и действительно высоких идеалах.
          Таким образом, постепенно стираются различия между идеологиями и средствами достижения своих стратегических целей религиозно-экстремистских организаций, где каждая из них выполняет свои тактические задачи в рамках единого замысла, сценаристом и режиссером которого выступает единый центр; разрабатывающий стратегию и тактику этой необъявленной войны. Так, в последние годы в различных регионах мира усиливается стремление всякого рода экстремистов и сепаратистов к стяжению славы борцов за свободу веры, и способных вовлечь в крайне опасные, экстремистские организации тысячи людей, ищущих смысл бытия, как религиозного фактора, куда искусственно привносится и межэтнические и международные конфликты. Стоит только поддаться раздражению — и злой бес гнева внедряется в души, лукаво преувеличивая нанесенную обиду, доводя мгновенную вспышку неприязни до упорной ненависти, превращая ее в страсть. Чувство обиды и гнева мучительны для самого человека, они лишают его покоя и радости, отравляют ему жизнь, калечат его душу. При этом нельзя забывать, что национальное чувство может оказаться основой таких греховных явлений, как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. Эти явления в их крайнем выражении ведут к ограничению прав личностей и народов, войнам, насилию, которые могут принести столько непереносимого горя, физических и душевных страданий, человеческих драм и трагедий. Однако никакая вера не может распространяться силой оружия. Любое оружие не способно стать убедительным аргументом в споре о духовных ценностях. Поэтому равно аморальны уничтожение, как православных монастырей в Косове, так и взрывы буддийских памятников в Афганистане и бомбежки мечетей в Ираке. Нет свободы религии там, где экстремистские секты вольны насиловать человеческую личность, проповедовать ксенофобию и человеконенавистничество, разжигать фанатизм и провоцировать религиозные войны. Нет свободы слова там, где открыто, пропагандируются фашизм и расизм, подвергается поруганию народная вера и святыни, где клеветники безнаказанно порочат честных людей, где попираются нравственные законы. Ислам во всех его классических течениях (шиизме, суннизме, суфизме) есть религия трезвенная, мирная, веротерпимая, никакой угрозы для мирового сообщества она не представляет, и представлять не может.
          Каждый человек должен найти для себя ответ: как, живя в современном мире, наполненном грехом и соблазнами бороться против терроризма в любых их проявлениях, чтобы устроить свою жизнь для блага и процветания будущего поколения.   

   Записала Айсулу Курбанова
P.S. От имени редакции благодарим Генеральную Прокуратуру Республики Узбекистан за предоставленную возможность встретиться с известным специалистом, а также самого Зайнулу Баймуханова за интересную беседу, и, надеемся, что встреча эта будет не последней.


Рецензии
Мухаммед воевал, грабил караваны, сгонял с земли племена... Иисус, в отличии от него, пошел на смерть. Моисей был не столь агрессивным завоевателем и не нес веру всем народам на острие меча.

Ищущий Мальчик 01   23.11.2014 08:50     Заявить о нарушении
Уважаемый Ищущий Мальчик! Вы в школе плохо изучали историю,религию?!. В вашей рецензии нет логики, такие люди как вы являются катализаторами межрассовых, межрелигиозных конфликтов. Автор настоящей статьи дал точное определение термину "ТЕРРОРА". Я далек от пиара автора, но необходимо быть справедливым в рассуждениях.

Роман Прокопенко 2   25.11.2014 11:51   Заявить о нарушении
мусульмане и укроп самый миролюбивый народ... снимаю шляпу господа...

Ищущий Мальчик 01   25.11.2014 14:22   Заявить о нарушении