5. Притчи...

Каждый человек – огромная и неведомая даже ему самому Вселенная. Сегодня я опять пришел на Перекресток Вселенных, чтобы снова увидеть мир глазами моих друзей – старых и новых… И поздравить с наступающим Новым годом всех моих читателей, пожелав вам только самого светлого и доброго…

*** 

«Царство любви, разума и справедливости существует как некая реальность лишь потому и лишь в той мере, в какой человек смог развить их в себе в процессе собственной эволюции».  (Эрих Фромм - «Искусство любить»)

***

ПРИТЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

(сост. В. В. Лавский).

«Притчи или Присловия,

Понеже иными словы всегда иную мудрость и науку разумеют, нежели молвены бываютъ,

И больше в собе сокрытых таинъ замыкаютъ, нежели ся словами пишутъ…

Есть бо в сих притчах сокрита мудрость, яко бы моцъ в драгом камени,

И яко злато в земли, и ядро в ореху».

(Франциск Скорина).

*** 

«Ты видишь, ход веков подобен притче...»

(Борис Пастернак)

*** 

Притча — дитя Живого Слова Мудрости — в глубочайшей древности передавалась только из уст в уста, от духовного учителя к достойному ученику, ибо в ней, как в священном знаке-иероглифе, была сконденсирована духовная энергия невероятной мощности, позволявшая человеку мгновенно изменить своё сознание и подняться на новую ступень развития.

Проходили века и тысячелетия, исчезали народы и страны, цветущие земли становились пустынями, рассыпались каменные стены и ветшали рукописи, но искусство притчи по-прежнему остаётся живым и поучительным для тех, кто жаждет духовного совершенства.

Чаще всего притча сохраняет свою анонимность, и эта безымянность её создателей и хранителей имеет особое значение: при всех незначительных вариациях мелких деталей её смысл остаётся целостным, свободным от личных наслоений, и ничто не отвлекает сознание от постижения сути.

С точки зрения литературы, притча — это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча есть история, используемая в качестве иллюстрации (иногда непрямой, парадоксальной, рассчитанной на её осмысление, додумывание) тех или иных положений учения.

Учителя различных философских школ применяли притчу также для определения ступени сознания учеников и степени их внутренней свободы, поскольку истинное понимание смысла притчи приходит только с освобождением от всяческих стереотипов, шаблонного мышления и формальной логики — с пробуждением непосредственного восприятия и самостоятельного мышления.

Расшифровка смысла и символики притчи в большой степени зависит от культурного уровня воспринимающего, и хотя иногда притча сопровождается моралью, эта мораль, как правило, не исчерпывает всей полноты её смысла, а лишь акцентирует внимание на её определённых аспектах.

Как правило, притча включает в себя не только поверхностный, ситуативный, смысл, легко считываемый сразу, но и несколько пластов глубинного смысла, отличающихся, а иногда и прямо противоположных поверхностному…

Но как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия.

Конечно, часто значение символов бывает затемнено, но устремление сознания к постижению уже облегчает понимание, пробуждая и обостряя внутреннюю чуткость и зоркость…

Понимание символики и смыслового ядра притчи является, с одной стороны, отражением состояния человека и катализатором его мыслительных процессов (при этом требуя самопроверки внутренним, духовным я человека и самокоррекции на пути совершенствования), а с другой стороны — отражением объективных законов, которыми управляется мир.

И описанные в притчах часто вполне обыденные жизненные ситуации прозрачно намекают, что совершенствование путника Духа происходит в каждодневности и именно в каждодневности слагаются ступени великого Пути.

Известно, что сознание человека растёт и расширяется по спирали: используя аналогии из окружающего мира и накапливая опыт духоразумения, малое человеческое я увеличивается до масштабов Вселенной, — и в этом внешне незаметном процессе заключается и сам великий Путь, и цель этого Пути. И только когда притчей становится вся жизнь, тогда можно сказать, что Путь состоялся.

(Светлана Махотина)

*** 

Каждая притча — выражение духовного опыта множества жизней, она — шифр духа. Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно: ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трёх составляющих — красота и радость познания.

Священные Писания всех народов хранят тот сокровенный смысл, который называется Истиной. Ключ к ней — в сердцах человеческих, озарённых светом Божественной Мудрости. Притчи же помогают Её постичь.

Прошли тысячелетия, но людское сознание почти не изменилось. Ибо расширение сознания — самая сложная эволюционная задача.

Притча, облекая Истину в общедоступные образы, легче проникает в сознание человека, смягчает ожесточение предубеждённых. 

Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» — «тча» — «теча» — «теку» (бегу, поспешаю) — тот же самый, что и в слове «предтеча».

В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» — при, «мия» — путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути жизни.

(Виктор Лавский).

*** 

ЦАРСТВО АБСОЛЮТА.

Четыре путешественника открыли неизвестное место, окружённое высокой стеной без каких-либо отверстий. Путешественникам очень хотелось увидеть, что находится за этой стеной, и один из них влез на стену.

Но поднявшись туда и заглянув за стену, он только испустил крик радости и изумления и, не сказав больше ничего своим товарищам о том, что он видел, спрыгнул по ту сторону стены.

Другие путешественники тоже решили подняться на стену. Они спрыгивали вниз и больше не возвращались. И всякий, кто поднимается на стену, с необыкновенной радостью прыгает вниз по ту сторону и никогда не возвращается, чтобы рассказать, что он там нашёл.

Таково царство Абсолюта.

*** 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 

При дороге стоял ствол засохшего дерева.

Ночью прошёл вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский.

Прошёл влюблённый юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребёнок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами.

***

ЛЮБОВЬ.

Один человек пришёл к великому Учителю и сказал: «Я хотел бы полюбить Бога — покажи мне путь!»

Учитель ответил: «Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?»

Человек сказал: «Я не интересуюсь мирскими делами —любовью и всем прочим. Я хочу прийти к Богу».

Учитель ответил ему: «Подумай ещё раз, пожалуйста, любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребёнка — хоть кого-нибудь?»

Человек ответил: «Я ведь уже сказал тебе: я человек религии, я не обычный мирянин, я никого не люблю. Покажи мне путь, как я могу прийти к Богу».

Учитель начал рыдать, слёзы закапали из его глаз, и он ответил:

«Тогда это невозможно, сначала ты должен кого-нибудь полюбить. Это будет первая ступенька. Ты спрашиваешь про последнюю ступеньку, а сам не ступил на первую!

Иди и кого-нибудь полюби!» 

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/akvilon2012

НИНА СТЕП

ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКА

Качала внучку на руках –
Она не засыпала.
Ей пела песню о ветрах,
О лодках у причала;
О том, как этот мир хорош,
О дружбе и разлуке;
О том, как летний день пригож,
И предвесенней скуке.
О дальних странах и морях
Я в песне рассказала,
О замечательных друзьях,
Что в жизни повстречала;
О том, что Родина – одна –
Землёй она зовётся,
И всё, что повстречаешь здесь,
То в сердце отзовётся…
Уснула внучка, сон-покой
Слепил малышке глазки.
Пусть будет мир её такой –
Сама я верю в сказки.

*** 

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СКАЗКИ

Рождественские сказки-небылицы
Придут  зимою, снегом обрастут;
Морозной ночью чудо-кобылицы
Жар-птицу по небу с собою пронесут.

И чудеса закружат по планете,
И Аквилон подует над землёй,
И лучше времени в широтах наших нету!
Сиянье Севера поманит за собой.

Пусть в окнах загорится семисвечник -
У дома ели радость обретут,
И трапезу осветит нам подсвечник,
И мандарины в вазах будут тут.

По белой скатерти цветами разбросало
Тарелки, блюдца, чашки, серебро…
И терпкое вино мерцало,
И сыпал крупный снег в окно.

Тепло и свет… - Что человеку нужно?!-
Сиянье глаз и радость близких душ;
Беседы прелесть, взгляд неравнодушный,
Любовь и смех, да и довольно уж!

*** 

ДАЙ БОГ БЫТЬ ТАМ...

Дай Бог быть там, где ты нужней.
Пусть твоё сердце не устанет,
Дорогу жизнь сама представит;
И оправляйся в путь скорей!..

Стараясь лучше выбирать,
Хотим всю жизнь идти за счастьем,
Но, вдруг, природное ненастье
Всё может разом отобрать.

И ни о чём жалеть не надо.
Скажи спасибо, что живой…
То, что познал – всегда с тобой,
А, что найдёшь – то и награда.

Нам не дано издалека
Взглянуть на мир Творца глазами.
Когда и кто пребудет с нами -
Живём, не ведая пока.

*** 

МОЯ ДУША

Душа смеётся, иль рыдает,
Душа поёт, душа грустит,
Порою птицею летит
Туда, где вишня расцветает.

Душа в осенней круговерти,
Где жёлтых листьев хоровод.
Хотите  - верьте, иль не верьте –
Она своей судьбой живёт.

Бывает, что со мною спорит,
Желая почестей, фанфар…
То сон её внезапно сморит,
То полыхает, как пожар.

Но вот трудиться - не устанет.
И, слава Богу!..  Я - за то!
И без неё мне пусто станет.
И не заменит уж ничто.

Душа летит над суетою,
А я - то в грязь, то сквозь дожди.
Такая жизнь!.. И я с тоскою…
Но вдруг – взлетаю… подожди!

*** 

ВКУС БЛАЖЕНСТВА

— Каков вкус у твоего блаженства? — спросил кто-то Будду.

— Отпей от моря, — ответил тот. — Отпей от одного берега, отпей от другого, попробуй отпить с середины океана: вкус всегда один, солёный.

У блаженства один вкус.

*** 

«СКОЛЬКО ЛИСТЬЕВ В РУКЕ?»

Однажды, когда Будда сидел под деревом, к нему пришёл великий философ. Будда был тогда уже очень старым, и в течение нескольких месяцев он должен был уйти.

Великий философ спросил у Будды: «Сказали ли вы уже всё, что знали?»

Будда взял в руку несколько сухих листьев и спросил философа: «Как вы думаете, сколько листьев у меня в руке? Больше ли их, чем сухих листьев в этом лесу?»

Весь лес был полон сухих листьев; ветер дул повсюду, и сухие листья создавали много шума и много музыки. Философ посмотрел и сказал:

«Что за вопрос вы задаёте? Как вы можете иметь больше листьев в руке? у вас их несколько, самое большое — дюжина, а в лесу их — миллионы».

И Будда ответил: «То, что я сказал, это только несколько листьев в моей руке. А то, что я не сказал, это все сухие листья в этом лесу».

Философ воскликнул: «Тогда ещё один вопрос! Почему вы не сказали всего этого?»

Будда ответил: «Потому что это не поможет Вам. Даже если бы я хотел сказать это, оно не может быть сказано. Вы должны пережить и тогда узнаете это. Оно идёт через переживание, через существование».

*** 

«БУДЬТЕ САМИ СВЕТОМ ДЛЯ СЕБЯ»

Будда умирал. Сорок лет он шёл, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть, что спросить, спрашивайте. Настал час, когда каждый должен идти своим путем».

Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда — любимый ученик — заплакал, как дитя. У него из глаз катились слёзы. Он ударял себя в грудь, почти помешавшись.

«Что ты делаешь, Ананда?» — спросил Будда.

«Что нам теперь делать? — ответил Ананда. — Ты был здесь, мы шли в твоём свете. Всё было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой всё было светом. Теперь ты уходишь. 'Что нам делать?»

И он снова принялся плакать и стенать.

«Послушай, — ответил Будда. — Сорок лет ты шёл в моём свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил ещё сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идёшь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти».

Последние слова, слетевшие с уст Будды, были: «Будьте сами светом для себя».

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/galita

ГАЛИНА ЮРКЕВИЧ РОДРИГЕС

ЗДЕСЬ...

Здесь смерть бессмысленна -
Лишь жизнь! Повсюду трепет и сиянье,
И еле уловимый ритм
У колыбели мирозданья...

Здесь каждый атом - целый мир
Галактик, скрученных в спирали,
И свет сверхновых, что на миг,
Космический, взрывает дали.

Здесь Духа творческий экстаз
Рождает первозданный Логос,
В гармонии вдыхая страсть
И жизнь... во всё... Частичкой Бога!

*** 

КАСАЯСЬ БЫТИЯ...

Касаясь бытия легко, неуловимо,
Я наблюдаю жизнь Вселенной неделимой:
Ни Смысл не ведом мне - он за её пределом,
Ни Цель...и просто быть - единственное дело...
Качаюсь на волне, умом зарывшись в Душу, -
Везде я и нигде - ни в море, ни на суше.
И в небе нет меня, а есть ли это небо?
Глаза закрыл - и мир стирается, как небыль.

И нет уже меня, а на небесной ткани
Явился узелок Вселенского сознанья.

*** 

ВСПОМНИТЬ!

С высот,где время
в пространство вплавлено,
под звуки вечные
небесных сфер
спускались души,
на Землю явлены
сквозь сотни планов
и атмосфер...

Теряя память
и плотью сдавлены,-
врывались с криком
в трёхмерный мир-
и зов последний
мирам оставленным
слезой младенца
летел в эфир.

Рос человечек,
копил события
и дни нанизывал
на Ось Времён...
Вдруг сделал древнее,
как мир, открытие,
нет!просто вспомнил-
бессмертен он!

Собраться в Целое
с тем непроявленным,
соединяя в себе миры,-
здесь и сейчас
все души явлены,
как игроки одной игры...

*** 

ПЛАКАТЬ И ПРИЧИТАТЬ — НЕ ПОНИМАТЬ СУДЬБЫ
 
У Чжуан-цзы умерла жена, и Хуэй-пзы пришёл её оплакивать. Чжуан-цзы сидел на корточках и распевал песни, ударяя в таз.

Хуэй-цзы сказал: «Не оплакивать покойную, которая прожила с тобой до старости и вырастила твоих детей, — это чересчур. Но распевать песни, ударяя в таз, — просто никуда не годится!»

— Ты неправ, -- ответил Чжуан-цзы. - Когда она умерла, мог ли я поначалу не опечалиться? Скорбя, я стал думать о том, чем она была в начале, когда ещё не родилась. И не только не родилась, но ещё не была телом. И не только не была телом, но не была даже дыханием.

Я понял, что она была рассеяна в пустоте безбрежного хаоса. Хаос превратился — и она стала дыханием. Дыхание превратилось — и она стала телом. Тело превратилось — и она родилась. Теперь настало новое превращение — и она умерла.

Всё это меняло друг друга, как чередуются четыре времени года. Человек же схоронен в бездне превращений, словно в покоях огромного дома. Плакать и причитать над ним — значит не понимать судьбы.

Вот почему я перестал плакать.

*** 

ВОР

Пропал у одного человека топор.

Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит — как укравший топор, глядит — как укравший топор, говорит — как укравший топор; словом, каждый жест, каждое движение выдавали в нём вора.

Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашёл свой топор. На другой же день снова посмотрел на сына своего соседа: ни жестом, ни движением не походил он на вора.

***

СОВЕРШЕНСТВО

Свет спросил у Тьмы: «Ты существуешь или не существуешь?» — но не получил ответа.

Вгляделся пристально в её облик: темно, пусто. Целый день смотри на неё — и не увидишь, слушай её — и не услышишь, трогай её — и не дотронешься.

«Совершенство! -- воскликнул Свет. - Кто мог бы ещё достичь такого совершенства? Я способен быть или не быть, но не способен абсолютно не быть. А Темнота — как она этого достигла?»

*** 

НЕ ОСТАВЛЯТЬ СЛЕДОВ

Умирая, дзенский монах Бокудзю попросил своих учеников принести все его книги, всё, что он написал, и всё, что он сказал.

Всё это было сложено, но они не могли понять, что он собирается делать. А он начал сооружать из них костер. Они начали кричать и вопить.

Бокудзю, видя такое, сказал: — Я собираюсь уходить и не хочу оставлять за собой следов. Я не должен оставить ни одного отпечатка своих ног. Отныне тот, кто пожелает следовать за мной, должен будет следовать за собой. Тот, кто захочет понять меня, должен будет понять себя. Вот почему я уничтожаю все эти книги.

*** 

 http://www.stihi.ru/avtor/vitavita

ВИТА САВИЦКАЯ

В ПЛЮШЕВЫХ СКАЗКАХ

В плюшевых сказках живут настоящие плюши...
Строят дома из подушек и мягких перин...
Пёрышки Форреста Гампа промокшие сушат...
И запасают на зИму цветной пластилин...

Мелким плюшатам читают трактаты о мёде...
Об одуванчиках и о волшебном вине...
Лунной походкой ночами безлунными бродят...
Им огоньков светлячковых хватает вполне...

Пишут друг другу записки любовные...очень...
Не по причине разлуки... а радости для...
Плюши друг другу беды никогда не пророчат...
Может быть ... именно ими... и длится Земля...

*** 

Знаешь... бывает...что жизнь и поддаст... и придушит...
Каждому этот сюжет... несомненно... знаком...
Только... пожалуйста... не убивай в себе... плюша...
И не стесняйся... по рОсам ходить босиком...

*** 

И ПАДАЛ СНЕГ...

И падал снег... так важно и степенно...
Без лишних пируэтов... сверху вниз...
Как-будто исполнял этюд Шопена...
Небесный и прилежный... пианист...

Оттачивая каждый звук... до блеска...
До совершенства... горних хрусталей...
И падал снег... так просто и так веско...
И становилось на душе... светлей...

*** 

ЖИЗНЬ ИСПЫТЫВАЕТ...

Жизнь испытывает... на прочность...
Что ни день... то новый зачёт...
И не сдашь этот курс... заочно...
Жизнь всегда... по прямой течёт...

И не скажешь..." Возьмите справку...
Не готов... не успел... болел..."
Иль..."Отвлёкся... слегка... на Кафку..."
Иль..."Тонул... в суматохе дел..."

Ведь и Кафка - зачёт... и слово...
И дела все... наперечёт...
И не сдавший... вернётся снова...
Тот же самый... сдавать зачёт...

Кто на верность... кто на терпенье...
Кто на риск... и девятый вал...
Кто на прошлых заслуг... забвенье...
Кто на битву... с " я так устал..."

Каждый в меру свою... заточен...
Устно... письменно... отвечать...
Жизнь испытывает... на прочность...
Вечность ставит... свою печать...

*** 

ПАМЯТИ РЭЯ БРЭДБЕРИ

«Научная фантастика всегда была и будет сказкой, которая учит морали».

(Рэй Брэдбери)

Я иногда шептала... " не болей "..
Совсем нечасто... но порой шептала...
И знала... что простое имя Рэй...
Какой-нибудь истории - начало...

Которой... может... зачитаюсь я...
Которой... может... напугаешь даже...
Но в ней не будет... фальши и вранья...
Ни мела чёрного... ни белой сажи...

И Марс не будет... копией Земли...
Там будет всё иначе... по-другому...
Подробней и отчётливей ... Вдали...
И ностальгия... по родному дому...

2012... Июнь...
И выпало - шестое... для финала...
            
Увидишь одуванчик...  и подуй...
И вспомни... Рэя Брэдбери...
не стало... 
      
*** 

МГНОВЕНИЕ ДОРОЖЕ СОКРОВИЩА

Важный господин попросил Токуана, дзенского учителя, сказать ему, как нужно проводить время… Токусан написал восемь китайских символов и дал их человеку со словами:

Этот день не повторится дважды.

Мгновение дороже сокровищ.

Этот день больше не придёт.

Каждая минута - бесценное сокровище.

*** 

В ЧЁМ РАЗНИЦА?

Как-то у Бодхидхармы спросили: «Какова разница между жизнью великого мудреца и обыденной жизнью заурядного человека?»

Бодхидхарма ответил:

«Это подобно осенней паутине. Некоторые ошибочно принимают её за пар, но в действительности — это паутина, парящая в воздухе.

Средний человек видит мудреца и считает его жизнь столь же обычной, как и свою собственную, в то время как просветлённый человек видит нечто святое в жизни среднего человека».

*** 

ПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Досин однажды попросил своего учителя, третьего Патриарха дзен-буддизма Сосана: — Пожалуйста, укажи мне путь освобождения.

— Кто же и когда тебя поработил?

— Никто.

— Если это так, — сказал учитель, — то зачем же тебе искать освобождения?

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/kildyushov1957

АЛЕКСАНДР КИЛЬДЮШОВ

ЗОДИАК               

Насыщен космос призраками мыслей:
Бурлят они, кипят в умах людей,
И, стукнув громко в небосвод сребристый,
На землю падают лучом идей.

Придумал мудрый пращур зодиак:
Нарисовал картинки от руки,
Примерил этот тайный чудо-знак
Для мирных дел космической души.

Двенадцать месяцев идут веками.
Двенадцать знаков следуют за ними.
Живут и люди, говорят с богами,
Мечтают, чтобы их соединили.

Она и Он - две половинки счастья -
Не могут встретиться в подлунном мире,
Не могут заключить себя в обьятья
И наслаждаться томной, нежной лирой.

За счастьем люди могут на край света
Идти, искать, но не находить его.
И вдруг блеснёт хорошая примета -
Зодиака круг - другого не дано.

Уж лучше правильным идти путём,
Собрав от поколений силу знаний.
Построить светлый, тёплый, добрый дом,
И деток посвящать в миры преданий.

Непросто встретить так родную душу,
узнать характер, стихию человека,
Идти за ним под воду иль на сушу
И быть своим до окончанья века.

Не потушить огонь холодным ветром,
Не поломать косу о твёрдый камень.
Найти гармонию и свет при этом
И чтоб из нежной искры вспыхнул пламень.

Нести огонь через века и поколенья,
скрепляя святым делом пращуров союз.
И созидать души прекрасные творенья,
Чтоб поднимался прочный молодой союз.

*** 

ДВЕ ЛУНЫ - ДВЕ ФАНТАЗИИ

"Помни, помни голос мёртвого:
Лишь одно люби прекрасное!"

(В.Брюсов)   

Октябрь дремлет в объятьях ив затихшего пруда.
Листочки – лодочки летят в последнем танце.
Их манит в бездну осенняя холодная вода –
Там им приют, покой, как на журнальном глянце.

Ночная мгла бежит, как чёрный кот за мышью,
Хватает на бегу, пленит весь пожелтевший мир.
Но вдруг Луна – Диана включает свет чуть слышно.
И всё меняется вокруг, живёт и снова – пир.

Два факела в ночи дорогу мыслям светят.
Один на тёмном небе за сотни тысяч миль.
Другой на водной глади: лучи в душу метят.
Зовут сыграть в рулетку – роковой эндшпиль.

Нет, я не игрок в рулетку, я совсем другой.
Мне больше по душе тепло и свет от Солнца,
Мне нравится мир многообразный, но простой,
Чтоб подниматься вверх, а не лежать в колодце.

Пусть два этих зеркала чертовски хороши –
Не променяю Солнце – Бога на подделку.
А ты, Луна, давай играй, блести, пляши,
Но не зови меня на дно на переделку.

*** 

ДЕЛАЙ РАЗБЕГ, СЫН ИКАР

Памяти Виктора Цоя
               
Морозное утро, ночь позади,
Звёзды горят как маяк.
День зарождается – надо идти.
Только вперёд – твёрже шаг!

Кожаные сапоги, размер сорок пять
Топчут тропу раз – два – три.
Куртка вспотела, её можно снять
Только вперёд – раз – два – три!

Белый бархан встаёт на пути,
Грозный, как вражеский дзот.
Сквозь его никак не пройти,
Значит, пойдём в обход
И снова вперёд!

Огромное небо смотрит на нас
Мы на снегу – точно пыль.
Скоро придёт и наш звёздный час
Крепче держи в жизни руль.

Горячее сердце бьётся в груди:
Оно как мотор и радар.
Сколько дорог нас ждёт впереди?!
Делай разбег, сын Икар!

*** 

СВОЙ СВЕТ

Молодой раввин жаловался раввину из Ризхина: «В часы, когда я посвящаю себя занятиям, я чувствую жизнь и свет, но как только я оставляю их, все уходит. Что мне делать?»

Раввин из Ризхина ответил: «Ты подобен человеку, пробирающемуся через лес тёмной ночью: какое-то время другой человек с лампой сопровождает его, но на перекрёстке они расстаются и первому приходится нащупывать путь одному. Вот если бы у тебя был свой свет, ты не боялся бы никакой темноты».

*** 

ГОРЫ У МОРЯ

Тысячи ручьёв, рек, потоков и водопадов берут своё начало высоко в горах. Поэтому горы зазнались и кичились тем, что спускают со своих хребтов воды, наполняющие моря, которые лежат у их подножья.

— Эй ты, пустопорожняя лохань, — сказали заносчивые горы спокойному морю. — Представляешь себе, что будет с твоими берегами, если бурные реки, что берут в нас начало, не наполнят тебя? Станешь сухой ямой — и только!

Что же ответило море на такое бахвальство? Ничего, конечно. Слишком много дел у него было, где уж тут отвечать! Влагу нужно посылать в небо, чтобы оседала в горах, тучи водой наполнять, чтобы поили дождём всё те же горы, которые смотрят на море сверху вниз...

*** 

ПРАВДА

Когда Господь, окружённый сонмом небожителей, провозгласил: «Сделаем человека по образу Нашему», к Божественному престолу явилась Правда, поклонилась и сказала: — Не создавай человека, ибо он будет преисполнен лицемерия и лжи.

Но вслед за нею предстала Милость и просила создать его — милосердного и доброго.

Затем явился Мир и взмолился: — На что Тебе этот злой и коварный человек?

Но представшее Правосудие сказало: — Сотвори его, ибо он заступится за бедного, защитит сирого и убогого.

Выслушав всё это, Господь взял Правду и сбросил её на землю.

— Зачем Ты это делаешь? - спросили ангелы. - Ведь Правда — Твоя печать!

И Господь ответил: — Человек будет ходить стезями Правды, полюбит её всею душою — и тогда она снова взойдёт ко Мне.

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/odnarzdy

ВАЛЕНТИНА ЧАЙКОВСКАЯ

В СВЯТОМ СТРЕМЛЕНИИ

Не знаешь сам, как ты богат:
В тебе вселенское начало,
Оно, как Мать тебя качало,
И как Отец вело сурово,
Всё было ново и не ново…

И Солнце, и Луна в тебе!
Неизречённые печали
Твой дух с Природой повенчали,
И радость, как дитя, вложили,
И зори в нём с рожденья жили!

Гармония в тебе самом:
В угрюмом, в радостном, в беспечном,
В твоём взросленье быстротечном,
В дыханье, в сердце, в солнце вёсен,
Златым дождём, вошедшим в осень…

Хранится в подсознанье код!
Ищи себя, ищи до дрожи,
Во вздохе дум, на сны похожих,
В святом стремлении к творенью –
В нём атом Бога… смысл ученья!

*** 

КОГДА ОТКРОЮТСЯ ВРАТА

Когда откроются врата извечной Тайны,
Забыв и боль, и тела плен, в который раз –   
Поймёшь без слов, мой добрый друг: «Всё не случайно:
Ни горький вздох «Прости», ни наш последний час»…

Когда с ресниц твоих спадёт слеза в пространство,
И в ней преломятся лучи земных светил –
Нагой по радуге войдёшь смущённо в Царство,
И станет видимым всё то, о чём просил…   

Что лишь во снах твоих безбрежно фантазийных
Казалось сказкой, грёзой, вешним миражом…
Влетишь в Реальность из пустот Иллюзий дивных:
И дрогнешь бестелесно, свой припомнив Дом…
 
***

ЛЕСНАЯ СОНАТА

Рассветная нега осеннего леса
Сплетает с туманною дымкою взор;
Дрожит под ногами, весь в росах белесых
Из трав золотистых нетканый узор.

И что-то предвечное входит без стука,
Как первая песня невидимых птиц.
И есть в нём величье и сладкая мука,
Печаль нераскрытых доселе страниц.

И падают, падают жёлтые листья
Под эту сонату лесную в груди,
И хочется допьяна, Боже, упиться
Красою осенней, что стелет пути.

*** 

ДОЖДЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Повеса-ветер дёрнул край верёвки
И брызнул шумно дождь с котомок-туч,
Смочил оливам платья-хаки ловко,
Но слепло с горя все: деревья, люди, луч…   

И дождь притих, омыв лишь дом в руинах,
Прозрачностью коснулся горьких дум,
Ты слышал боль Земли и стон раввина,
Небесный гнев, печаль... и взрывов шум.

Взывал осколком взорванный автобус –
Теракта, зла и жертв невинных знак,
На месте взрыва – кровь и белый крокус…
А мир? Молчит. Он видит всё не так…

*** 

ПРАВДА И ПРИТЧА

Раньше Правда ходила по улицам голая, в чём мать родила. Это, конечно, не понравилось людям, и никто не пускал её к себе в дом.

Однажды, когда грустная, обеспокоенная Правда бродила по улицам, она встретила Притчу, одетую в красивые одежды, радовавшую глаз. Притча спросила Правду: — Почему ты ходишь по улицам голая и такая грустная?

Правда печально опустила голову и сказала: — Сестра моя, я опускаюсь всё ниже и ниже. Я уже стара и несчастна, поэтому люди удаляются от меня.

— Не может быть, — сказала Притча, — что люди удаляются от тебя потому, что ты стара. Я вот тоже не моложе тебя, но чем старше становлюсь, тем больше во мне находят.

Я открою тебе секрет: люди не любят простых, открытых вещей. Они предпочитают, чтобы вещи были немного скрыты и приукрашены. Давай я тебе одолжу несколько своих красивых платьев, и ты сразу увидишь, как полюбят тебя люди.

Правда приняла совет Притчи и оделась в её красивые одежды. И вот чудо — с того дня никто не убегал от неё, и её принимали с радостью и с улыбкой. С тех пор Правда и Притча не расстаются.

*** 

НУЖДА

Как-то отец послал своего сына в лес по делам. А сын и говорит: — Батюшка, как же я там буду один? Я ничего не знаю.

— Ничего, ступай, — говорит ему отец, — нужда всему научит.

Сын поехал. Но вот в лесу сломались у него сани. Вспомнил он слова отца «нужда всему научит», и давай кричать: — Нужда-а!

А она отвечает ему: -А~а!

Ждал он, ждал, кричал, кричал, но никто не пришёл к нему на помощь. Тогда он слез, сам кое-как поправил сани, приехал к отцу и говорит:

— Обманул ты меня, батюшка: ведь нужда-то не пришла ко мне на помощь.

— Да как же ты справился?

— Да так уж, кое-как.

— Вот это-то самое, что ты кое-как справился, и показывает, что тебе нужда помогла.

*** 

СОВЕРШЕННЫЙ МАСТЕР

Некий человек решил, что он будет искать совершенного Мастера. Он прочёл много книг, посещал мудреца за мудрецом, слушал, обсуждал и практиковал. Но всегда он оставался сомневающимся и неуверенным.

Через двадцать лет он встретил человека, каждое слово и каждое действие которого соответствовали образу полностью реализовавшегося человека. Путешественник не стал терять времени:

— Ты, — сказал он, — кажешься мне совершенным Мастером. Если ты им являешься, то моё путешествие пришло к концу.

— Действительно, меня называют таким именем, - сказал Мастер.

— В таком случае я прошу принять меня в ученики.

— Этого, — сказал Мастер, — я сделать не могу. Потому что, в то время как ты можешь требовать совершенного Мастера, он в свою очередь требует только совершенного ученика.

***   

http://www.stihi.ru/avtor/evlaliya1

ЕВЛАЛИЯ ЛЮДМИЛА БОДНЯ

СЛОВО УЧИТЕЛЯ
    
 Озарённый Путник,
 Ты идёшь по цветам
 К знаниям истинным, в вере
 И к небесным дарам.

 Миновал Ты пустыни,
 Где источников нет.
 Побывал на вершине,
 Где немеркнущий свет.

 Исцеляешь себя,
 Как и встречные братья,
 И готовишь в судьбе
 Ты христовое платье.

 Озарённый Путник,
 Твоим песням я рад.
 Расцветает от них
 Твой посаженный сад.

 Города Тебя встретят
 И в жилища введут.
 Как на празднике светлом,
 И на стол подадут.

 Исцеляешь себя,
 Как и встречные братья,
 Ты стремишься на Берег
 Любви, Мира и Счастья.

Озарённый Путник,
Я любуюсь Тобой
 И прекрасной Твоей
 Восходящей звездой.   

*** 

СЧАСТЬЕ В ХВОСТЕ

Большой пёс, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил: — Что ты так гоняешься за хвостом?

— Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня. Я узнал, что лучшее для собаки - это счастье и что счастье моё — в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.

— Сынок, — сказал пёс, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил своё мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье моё — в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошёл, что бы ни делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.

*** 

«И ЭТО ПРОЙДЁТ»

Один могущественный царь, властитель необозримых земель, был так мудр, что великие мудрецы были его простыми слугами. И вот однажды случилось так, что он почувствовал себя расстроенным чем-то. Тогда созвал он всех слуг своих и сказал им слово своё:

- Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет дать особый мир душе моей. И должно быть таковым это кольцо, чтобы в несчастье оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радости — печалило бы, если бы я бросал на него взгляд».

И мудрецы погрузились в глубокие размышления. И спустя некоторое время поняли они, какое кольцо хотел от них их властелин. И принесли они кольцо царю своему.

И сияла надпись на нём: «И это пройдёт».

*** 

ОТРАЖЕНИЕ ИСЧЕЗЛО

Однажды спросили у Шибли: «Кто направил тебя на Путь?» Шибли ответил:

«Пёс. Однажды я увидел пса, почти умиравшего от жажды и стоявшего у края воды. Всякий раз, как он наклонялся, он видел собственное отражение, пугался и отскакивал, потому что думал, что там другая собака.

Но вот необходимость стала такой, что он отбросил страх, прыгнул в воду — и отражение исчезло. Пёс обнаружил, что препятствие, которым был он сам, — барьер между ним и тем, что он искал, исчез.

Таким же образом исчезло и моё собственное препятствие, когда я постиг, что это было то, что я считал самим собою. А Путь мой был мне впервые указан поведением собаки».

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/larisakaligina

ЛАРИСА КАЛЫГИНА

НЕЗЕМНАЯ НЕЖНОСТЬ

Метели нежно опять колыбелят,
Баюкают праздничный сад.
За зимнее солнце хватаются ели,
Торжественно белые свечи горят.
Красою таинственной небеса
Неземною нежностью белят
Застывшее море, дома и леса.
Всё  кружится тайной святой.
И нам бы возвыситься над суетой.
И обнимают, танцуя, метели
Родную землю своей Чистотой.

*** 

МЫ УХОДИМ ИЗ ДЕТСТВА

(Диптих)

I       

Слетели с волос цветы в дождинках
И рассыпались бусы –
                кораллы рябинки…
Улетают грёзы розовыми фламинго
Из синего-синего детства-песни,
Тают, тают
       крылья алые в поднебесье…

II      

Звенят фужеры и песни прекрасны…
Мы пьём за романтику,
                за Сервантеса!
За Штрауса! – Волны вальса до неба!
Закусим звёздами с хлебом.

Мы уходим из детства, ровесник, -
В мир распахнутый!… И одинок,
Вслед звенит удивлённою песнею
Чуть захлёбывающийся звонок.

*** 

ГДЕ МЕРЦАЕТ ЗВЕЗДА

Качается гриб на спине –
На иголках.
Погладить сейчас бы их мне –
Только очень ведь колки!
И мимо пруда:
Где мерцает звезда,
Где шумят камыши,
Что мимо поля и ржи,
Едва-едва  дыша,
Чуть-чуть шурша,
Идут в рассвет ежи...

*** 

ПАДИШАХ И САДОВНИК

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

— Эй, старик, — обратился падишах к садовнику, - твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождёшься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?..

Ну, знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

— Тебе ли, властителю, понять садовника! — отвечал старик. — Ты не хочешь вспоминать прошлое — значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем — значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

*** 

ВВЕРХ ДНОМ

На одном собрании зашла речь о падении нравов.

— Если так пойдёт и дальше, мир перевернётся вверх дном! — воскликнул один из присутствующих.

Не успел он закончить, как Насреддин заметил: — Как знать, а, может быть, дно окажется лучше верха!

*** 

НЕ ОЧЕНЬ МУДРЫЙ ПЁС

Мулла Насреддин играл в карты со своим псом. Это увидел знакомый и очень удивился — пёс действительно играл. Он сказал Насреддину: «У тебя удивительный и мудрый пёс!»

Насреддин ответил: «Ничего подобного — он не такой мудрый, как кажется. Когда у него хорошие карты, он виляет хвостом!»

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/travkarus

НАТАЛЬЯ ГУБАНОВА

СОЧИНИ МЕНЯ ОБРАТНО

Будто не додали мне горенья
или не доделали чуть-чуть –
всё брожу средь мрака запустенья,
бормочу сквозь смех, а чаще – грусть:

«Сочини меня обратно, Боже,
раствори в глубинах  иль зачни,
только внутрь, с изнанки, - можно?
А потом – ещё раз сочини:
разбитным прибоем и утёсом,
хрустким снегом в смутах декабря,
самым важным, каверзным вопросом
и ответом сочини меня.
Сочини дыханьем, полувздохом,
шёпотом влюблённых в тихом сне.
Только, увлекаясь, ненароком,
не забудь навечно обо мне.

В час, когда я растекусь молчаньем
уст Твоих, не ведающих лжи,
Ты меня произнеси началом
и на Землю снова положи.
И очнусь тогда – великодушной,
знающей и ведающей всё.
Я Тебя произнесу, Насущный,
Слово животворное Твоё.
Не стесняясь, не глумясь, не споря,
будучи подобием Твоим,
я зажгусь в Твоём вселенском взоре,
и на равных мы поговорим…»

*** 

ЗА ГРАНЬЮ СНА

В варежки  ночь  одевает  ладони,
Млечной  дороги  шарфом  греет  шею.
Призрачно-снежные  ладные  кони
Мчат  ее  ввысь,  вечнозвездную  фею.

Спишь.  В отраженьи  высот  зазеркалья
Сон  твой  похож  на  холсты  демиурга.
Сладок  поход  по  мирам  процветанья –
Славный  сюжет  для  пера  драматурга:

Жизнь напридумывать праздничной сказкой,
Мудрости  - скромный  наряд  предоставить,
Скинуть  с  навязчивым  смыслом  подсказку,
Сердцем  творя,  ход сценария править.

День растянуть  на  года  и  минуты:
Счастье – надолго,  на  миг – все  невзгоды.
Мыслей  наивность  прочтя,  почему-то
Время  на  окнах  малюет  разводы.

Скроется  сказка  в  межзвездном  портале.
Вспыхнет  мгновение.  Искрами  стает.
Вскинешься…  –  сутью  еще  в  зазеркалье.
Вспомнишь…
Бумага…
Перо…
Рассветает…

*** 

У ОКНА

Стихает день – осевшее минут круженье.
 В смиреньи вновь она садится у окна,
  Чтоб выслушать минут отставших превращенье
   В закат печальный, в тени птиц, в обрывки сна…
…в молчаньи строгом вновь садится у окна…

Ей не о чем жалеть и плакать на закате,
 И нет желанья с Неба требовать наград, -
  Привыкла к жизни, как к единственному платью,
   И память – чистый лист, чтоб не смотреть назад…

Глаза смыкает полумрак лилово-сладкий.
 Убогость кельи развезло от тишины.
  И всё ей кажется, что будто бы украдкой,
   Быть может, спутав с кем-то, вновь приходят сны…

И в этих снах-виденьях – не поклоны-службы,
 Не кущи райские - надземные сады,
  Не обездоленных собратьев злые нужды,
   Не  Бог, не царь, не хлеб, не праздные мечты…

Ей снится: с голубым бездоньем глаз мальчишка -
 С букетом лютиков бежит и вслед кричит,
  А бричка равнодушно, равнодушно слишком,
   В который раз везёт её в далёкий скит…
… истошно, безнадежно мальчик вслед кричит…

*** 

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК
 
Конфуция очень беспокоил Лао-цзы и его учение. Однажды он отправился повидаться с ним. Он был старше Лао-цзы и ожидал, что тот будет вести себя с должным почтением. Но Лао-цзы сидел, когда Конфуции зашёл к нему. Он даже не поднялся для приветствия, не сказал: «Садитесь». Он вообще не обратил особого внимания. Конфуции рассвирепел: «Что это за Учитель?!» И спросил:

~ Вы что, не признаёте правил хорошего тона?

Лао-цзы ответил:

— Если вам хочется сесть, садитесь; если хочется стоять, стойте. Кто я такой, чтобы говорить вам об этом? Это ваша жизнь. Я не вмешиваюсь.

Конфуций был потрясён... Он пытался завести разговор о высшем человеке. Лао-цзы рассмеялся:

— Я никогда не видел что-либо «высшее» или «низшее». Человек есть человек, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Всё это чушь и бессмыслица.

*** 
 
СТАНЬТЕ БЕСПОЛЕЗНЫМИ
 
Лао-цзы шёл по лесу. И этот лес рубили. Но вот он подошёл к большому дереву, огромному, — под ним бы укрылась тысяча воловьих упряжек. Оно было прекрасно и всё в цвету. Он послал учеников узнать у дровосеков, почему его не рубят.

— Оно бесполезно, — ответили они. — Из него ничего нельзя сделать: ни мебели, ни дома; оно не годится даже на дрова — слишком много дыма. Оно бесполезно, вот мы его и не рубим.

Лао-цзы сказал своим ученикам: «Научитесь у этого дерева, станьте столь же бесполезны, как это дерево. Тогда никто вас не срубит».

*** 
 
СОЛНЦЕ
 
Конфуций, странствуя по Востоку, заметил двух спорящих мальчиков и спросил, о чём они спорят.

— Я считаю, что солнце ближе к людям, когда только восходит, и дальше от них, когда достигает зенита, — сказал первый мальчик. — А он считает, что солнце дальше, когда только восходит, и ближе, когда достигает зенита.

И добавил:

— Когда солнце восходит, оно велико, словно балдахин над колесницей, а в зените мало, словно тарелка. Разве предмет не кажется маленьким издали и большим вблизи?!

— Когда солнце восходит, оно прохладное, а в зените — жжёт, словно кипяток, — сказал второй мальчик. — Разве предмет не кажется горячим вблизи и холодным издали?

Конфуций не мог решить вопроса, и оба мальчика посмеялись над ним: «Кто же считает тебя многознающим?!»

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/elenakaneeva

ЕЛЕНА КАНЕЕВА

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

В звёздный плащ одевают мальчишку,
Морской пеной узоры каймят,
Дают в руки тетрадки и книжку,
А потом говорят, говорят…

Льются буквы в слова и поступки,
Льются слёзы мальчишки в ведро,
Утопают тетрадки и буквы,
А ему всё равно, всё равно...

Наблюдая, как капают капли,
Замирая, как ясная тишь,
Воображает, как звёздная кошка
Лапкой трогает серую мышь.   

*** 

РУСЬ

Какая тишь...
И ты стоишь,
Сама подобная
Собору.
Не верится,
Что отдадут
Тебя
На поруганье вору.
Сосчитанная до небес,
До синих кедров,
Рощей белых,
Как убаюкивала нас,
В своих угодьях,
Оробелых...
Как устоишь?
Опять одна.
Мой нерв гудит
Гитарной строчкой.
По камушкам
Грядет весна,
Едва покрытая
Сорочкой.

*** 

МНОГО-МНОГО

Много-много людей
Подтверждают:
"Год окончен,
Подводим итог".
Не рождаются,
Не умирают,
Отмечают -
"Идём в Новый Год"!
В масках кроликов,
Львов, крокодилов,
Накопив и раздав,
Осознав,
Кто-то зайчиком,
Кто-то удавом,
Песню песней поют:
"Friend, I love..."
"Мне так вкусно
Вас съесть..."
"Я проглочен..."
"Я так счастлив
Работать на Вас..."
Снег летит,
Как мальчишка
Всклокочен,
Ёлка кружится,
Лапы подняв.
Звон посуды...
А кто-то сконфужен.
У него каждый день-
Новый год.
Этим "кто-то"
Я, кстати, контужен.
И пишу - не грусти,
Всё пройдёт.
 
*** 

ЛУНУ НЕ УКРАДЁШЬ

Рёкан, мастер дзен, скромно жил в маленькой хижине у подножия горы. Как-то вечером туда забрался вор, но лишь чтобы обнаружить, что красть там совершенно было нечего. Возвратившись, Рёкан застал вора.

— Ты, верно, прошёл долгий путь, чтобы меня навестить, — сказал он вору, — и ты не должен уходить с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду.

Ошеломлённый вор взял одежду и выскользнул прочь. Рёкан сидел голый и глядел на луну. «Бедняга, — отрешённо размышлял он, — как бы я хотел подарить ему эту прекрасную луну!»

*** 

НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?»

Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.

Ибо за деньги можно купить постель — но не сон; еду — но не аппетит; лекарства — но не здоровье; слуг — но не друзей; женщин -но не любовь; жилище — но не домашний очаг; развлечения — но не радость; учителей — но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.

*** 

ЦЕННОЕ КОЛЬЦО

Пришёл к рабби Шмельке некий нищий. А в доме у рабби не оказалось денег, поэтому он отдал нищему кольцо.

Жена рабби Шмельке, узнав об этом, стала укорять его за то, что он отдал какому-то случайному прохожему столь дорогую вещь с таким большим и ценным камнем.

Тогда рабби Шмельке позвал нищего назад и сказал ему: «Я только что узнал, что кольцо, которое я тебе дал, очень ценное. Так что смотри, не продавай его слишком дёшево».

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/svetzari

ТАМАРА БАБЕНКО

В ГОСТЯХ У ПОЭТА

Испить стихи.
Но не взахлёб –
А мелкими глотками…
И разумом, и сердцем
Ощутить
Поэта душу –
Как стихию.

*** 

ОСТАВИТЬ СЛЕД

В теченье Времени нет постоянства.
Как конь лихой.
Как вольный ветер,
То ускоряет бег,
То вдруг замрёт в Пространстве.

Я по волнАм его скольжу извека,
То удлинив,
То сократив свой путь,
То обернувшись в Свет,
То в теле Человека.

И, ошалев от этого скольженья,
Спешу успеть,
Постигнув время,
В потоке бытия
Оставить след Твореньем.

*** 

ПРИДУ ЛЮБОВЬЮ К ВАМ

Когда однажды, выполнив свой долг
Пред Родиной, перед детьми, пред Богом,
Я соберусь в последнюю дорогу,
И выйду за черту, как за порог,

О прожитом не буду я жалеть.
Из жизни этой извлеку уроки.
И воплощений намечая сроки,
Вновь притяжения покину клеть.

Я буду возвращаться к вам всегда,
Когда однажды в ком-то хоть на миг
О помощи родится шёпот-крик,
Когда придёт к вам радость иль беда.

Когда увидите пылающий закат,
И вспыхнет в небе яркая звезда,
Вы обо мне вдруг вспомните тогда.
Приду любовью к вам издалека.

*** 

КАК ПРЕКРАСНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ

Не приходим «ниоткуда»,
Не уходим в «никуда».
Жизни Нить - такое Чудо,
Не прервётся никогда.

Вьются Ниточек колечки
Хоть на что их намотай.
Бьются рядышком сердечки,
А в глазах Любовь – читай.

Но не видим на моточках
Разом нить мы с двух сторон:
С этой – день, светло; там – ночка.
Что ж, дуальности закон.

Хоть и видим то, что «с этой»,
Знаем, продолженье «с той»
Здесь родился ты Поэтом,
Там продлишься ты Мечтой.

И второй виток, и третий,
Хоть похожий, но другой.
Как прекрасно жить на Свете
Том и Этом, дорогой!

*** 

ВЕДОМЫЙ И ВЕДУЩИЙ

Ведомый и Ведущий – две стихии.
И кто есть кто, едва ли разберёшь:
Сегодня Ученик ты в этом мире,
А завтра за собою поведёшь.

Ведомый и Ведущий – два сиянья.
И не затмить одним другого суть.
Бескрайни и ничтожны расстоянья
Меж вами. В`едом вам лишь путь.

Ведом ты иль Ведущий – Свет иль Пламень,
Достойна восхищенья роль твоя,
Когда несёте чистыми сердцами
Любовь и Мир, и Радость Бытия.

*** 

ТАРАКАН

Был некогда у одного великого короля министр. Он впал в немилость, и король в наказание велел запереть его на вершине очень высокой башни. Это было исполнено, и министр остался там и должен был погибнуть.

Но у него была верная жена. Ночью она пришла к башне и спросила своего мужа, не может ли она чем-нибудь ему помочь. Министр попросил жену, чтобы на следующую ночь она опять пришла к башне и принесла с собой длинную верёвку, крепкий шнурок, моток ниток, шелковинку, таракана и немного мёду.

Очень удивившись, добрая жена повиновалась мужу и принесла требуемые предметы. Муж приказал ей крепко привязать шелковинку к таракану, потом смазать его усики каплей мёда и посадить таракана на стену башни головой вверх. Она исполнила все эти распоряжения, и таракан отправился в длинное путешествие.

Слыша впереди себя запах мёда и желая добыть его, он медленно полз вперёд и вперёд, пока наконец не достиг вершины башни, где министр схватил его и завладел шелковинкой.

Тогда министр сказал жене, чтобы она привязала другой конец шелковинки к нитке, и, вытащив весь моток, повторил ту же историю с крепким шнурком и наконец — с верёвкой. Остальное было легко: по верёвке министр спустился с башни и убежал.

*** 

ЧЕТЫРЕ ГОДА ОТ РОДУ

Один молодой человек увидел согбенного седого старика и спросил: — Дедушка, сколько вам лет?

Старик со смехом ответил: — Ах, мне всего четыре года в этом году исполнилось!

Молодой человек остолбенел, но потом сказал: — Дедушка, не надо шутить. Вы такой седой, и борода такая длинная — как вам может быть четыре года?

— Да нет, мне, и правда, четыре года! Я столько лет безобразничал, заботился только о своей выгоде, криводушничал. Только четыре года назад я узнал о том, что нужно совершать добро, изгнать жадность, гнев и глупость, ясным сознанием узреть собственную природу.

Только в последние четыре года моя жизнь приобрела смысл, и только эти четыре года я ощущаю радость и спокойствие. Ты спросил, сколько мне лет. Так как нормальной жизнью я живу только четыре года, мне действительно четыре года от роду.

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/fugalevish

АРИНА ФУГАЛЕВИЧ

ЧТО ШЕПЧЕТЕ МНЕ, ИНЫЕ МИРЫ

Что шепчете мне, иные миры?
Вы знаете, что с нами будет,
Причины и следствия нашей игры.
А мы-то, всего лишь - люди...

Так смутно тревожится в сердце муть
Предчувствия и догадок.
Так страшно и боязно в них заглянуть,
А заглянуть бы надо.

Тончайшие нити опутали нас,
Как нервы в большом организме.
Слепая судьба - хаотичная связь-
Сплетает и путает жизни.

Что шепчете мне, иные миры?
Зачем так любовью мучаете,
Людей соблазняя для грешной игры
При каждом удобном случае?...

*** 

УМИРАЮ ПРЕД НЕТРОНУТЫМ ХОЛСТОМ

Умираю пред нетронутым холстом
От бессилья и волненья:
Что могу сказать сейчас
Плоскости бездушной и пустой?

Словом цвета, хаосом игры,
Появляется невольно вдохновенье.
Яркой звездочкой вдруг
Прорывается пространство,
В серость красок проникает свет и цвет,
Озаряя тьму и хаос мыслей.

И увидев этот путь,
Неизбежно буйство красок заполняет
Черную дыру отчаянья.

Краски, меж собой соединяясь,
Порождают сотни новых нот и сочетаний,
Радуясь рожденью своему.

И Гармония, ища свой трудный путь,
Многократно ощупью находит место нужное,
Удовлетворивши самый взгляд пристрастный.

Хаос отступает и мучительная боль
Отпускает сердце в этот миг:
Лишь она способна зародить
Творчества блаженство хоть на время
И связать разорванные струны,
Преобразовав терзанья сердца,
Зазвенев и разразившись Гимном,
Тем, что лишь Тебе я посвящаю.

*** 

КАЖДЫЙ ПУСТЬ ОБЕРЕГАЕТ СЕБЯ

Когда-то давным-давно жил акробат, который работал на бамбуковом шесте. Установив шест, он обратился к своей ученице, девочке Медакатхалике, с такими словами: — Подойди, дорогая, вскарабкайся по шесту и стань мне на плечи.

— Да, учитель, — ответила она и сделала так, как он велел.

И акробат сказал: — Теперь, дорогая, оберегай меня хорошенько, и я буду оберегать тебя. Так, наблюдая друг за другом, оберегая друг друга, мы будем показывать своё умение, зарабатывать себе на жизнь и безопасно сойдем с бамбукового шеста.

Но ученица Медакатхалика сказала: — Не так, учитель! Вы будете оберегать себя, и я тоже буду оберегать себя. Так, ограждая себя и оберегая других, мы будем показывать своё умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста.

*** 

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК?

Полутень спросила у Тени: — Раньше ты двигалась, теперь ты остановилась. Раньше ты сидела, теперь ты встала. Откуда такое непостоянство поведения?

Тень ответила: — А может, я поступаю так в зависимости от чего-либо? А может быть, то, в зависимости от чего я так поступаю, зависит от чего-то ещё? А может, я завишу от чешуйки на брюхе змеи или от крыльев цикады? Как знать, почему это так, как знать, почему это не так?! …

***

КАК ВОЙТИ В ДАО?

Однажды ученик спросил мастера дзен: — Учитель, как войти в Дао?

— Ты слышишь журчание ручья? - вопросом на вопрос ответил мастер.

— Да, и что? — снова спросил ученик.

— Это путь, чтобы войти.

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/zeleniyyuriy1

ЗЕЛЁНЫЙ ЮРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

ЭТО КАК МЕДУ НАПИТЬСЯ ГОЛОДНОМУ

Это – как меду напиться голодному;
Как прикоснуться к железу на холоде;
Или водой ледяной - неожиданно в жар;
Это – добавить огня в пожар…

Это - неистовство искренних  мыслей
И содержательность силы покоя;
Это - здоровое творчество жизни
Сильного тела и духа намоленного.

Это - родиться мне в хаосе вечности
Противоречья времён перемен.
Это - постигнуть одну бесконечность
Во множестве божеских экспериментов.

Вот так, неспокойно бывает, когда
Меня половодят чужие года.

*** 

БЫЛО БЫ ЧТО ТЕРЯТЬ

Было бы что терять -
потерял бы,
как все, что было.
Но долги
раздавать и прощать
еще долго,
до самой могилы.

А вот сколько прожИть да прОжить,
не теряя таланта жить,
такая-же тайна божия,
как и нельзя божиться похожести...
А убогим пред богом можно быть,
тоже дань раздавая даром прохожим.

И, может быть,
царственен мой быт...
и бытие быть
негожим может.

*** 

КОСМИЧЕСКИЙ ШЕПОТ В УШАХ

Космический шепот в ушах…
Тягучие звуки гонга…
Со мной говорит душа так -
Тревожно и тонко.

Со мной говорит моё Я
Между ударами сердца,
Мой Трезвый  рассудок  пьяня
Трансцендентальной инверсией.

Слушаю белый, божественный  шум,
Белые звуки в  небе витают.
В белые мысли вплетается ум,
В мистерию мира ментального.

Шепчутся  ангелы новыми рифмами,
Сердце ритмично пульсирует.
И яви, и тишь растворяются в крике...
Духи со мною вальсируют.

Мною становится музыка, -
Мужественным человеком,
В додекафонии ужаса
Двадцать какого-то века.

*** 

ЗВУКИ...

Звуки: шепот, шелест, всплеск…
Звуки капель, ветра, грома…
Звуки плача, чей – то смех…
Затихает звук…и снова:

Отголоски, фразы, песни…
Звуки ритмов барабанов…
Колокольный звон хрустальный…
Звуки флейты, фортепиано…

И клубится до небес
Кода мощного органа.
И неиствует в высотах
То ли ангел, то ли бес,

То ли  еще кто-то,
Кто–то очень странный.

*** 

ЕСТЬ ХУДОЖНИК ЖИЗНИ

Был художник Жизни.
Рисовались выси... Рисовались дали...
В сложных вертикалях красовалась мысль.

Воплощались истины на крылах парсун.
Серебрилась высветленная белизна холстин.

На палитре верной - перламутра блеск,
Неподвластный скверне, в  радуге аскез
И контрастов нервных.

Есть художник жизни! Он сегодня  с нами:
В каждом умном зрителе, в яви и во снах...
И в мирах наития, и в реальной памяти.

*** 

МЕЛОЧЬ

Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодочник заметил дырку в днище, заделал её. Закончил покраску, получил деньги и ушёл.

А на другой день к нему примчался хозяин лодки. — Вот вам деньги за починку, — сказан он и протянул кошелек с золотом.

- За что? — удивился мастер. — Я получил сполна!

— Да, — подтвердил хозяин. — Но то были деньги за покраску лодки, а эти я плачу за ремонт.

— За такой пустяк? -- изумился лодочник. - Это отняло у меня немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь...

— Эта мелочь, как вы её называете, — ответил хозяин лодки, — спасла жизнь моим детям.

Я позабыл о дыре, расплатился с вами и ушёл по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я был в отчаянии, думал, что они погибли! А когда дети благополучно вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам...

*** 

ВЕРА В БОГА

Молодой человек, ответивший отказом на просьбу раввина совершить доброе дело, заявил, что считает подобные дела бесполезными.

— Знаете, я ведь не верю в Бога, — напомнил он о себе.

— И я не верю в того Бога, в которого вы не верите, — поддержал его раввин.

*** 

ВЕРА И НЕВЕРИЕ

Одному художнику заказали символическое изображение веры. Мастер изобразил непреклонную человеческую фигуру. Лик был обращён к Небу, в нём было выражение несломимого устремления, самый взор наполнен огненным сиянием. Явление было величественно, но из-под складок одежды вилась как бы чёрная змейка.

Когда художник был спрошен — какой смысл заключён в этом тёмном придатке, который не соответствует сиянию картины? — он сказал: «Хвостик неверия».

*** 

http://www.stihi.ru/avtor/ladimir30

ВЛАДИМИР ФОКАС

МОЕМУ ПОКОЛЕНИЮ...

Мы были, как птицы, а жили, как люди…
Межи да границы, то жертвы, то судьи,
Мы шли отовсюду – кто раньше, кто позже,
Мы верили в чудо и верили звездам,

Мы падали долго, да быстро вставали,
Прощали друг друга, друг друга спасали,
Рожденные в песне, огне и металле,
Мы стали, как время – мы вечными стали…

Мы жизнь понимали как верность и дружбу,
Мы мир постигали как совесть и службу,
Мы истину слов красотой измеряли,
Но кончилась мера, и нас потеряли,

Нас просто забыли на грязном вокзале,
Хотя мы и были, и вроде бы - стали…
Когда мы кричали, когда мы просили,
Когда возвращались, когда уходили,

Когда мы спивались, когда мы болели,
Когда догорали, когда догорели,
И бились об стены, и слепли от боли,
Когда отказались от сцены и роли,

Когда замолчали и верить устали
В ту жизнь, от которой теперь умирали –
Мы дети Победы, и нас не убили,
Не мы проиграли, не мы отступили,

Мы путь свой прошли от конца до начала –
Наш поезд ушел, нас осталось так мало…
Насмешка и драма, судьба и дорога –
Мы жили вне храма, но слышали Бога,

Путями земными к неведомой цели
Мы шли, как могли, да дойти не сумели…
Наш век не уложишь в прокрустово ложе,
Прими, если хочешь, прости, если можешь,

Мы племя иное, мы цель и стремленье –
Не дай нам покоя, не дай нам забвенья,
Мы жизнь и надежда, мы песня и слово,
Мы семя Земли, что к посеву готово,

Не надо советов и горьких рыданий,
Не надо обетов, не надо прощаний -
Обнимемся, люди, пред миром и светом -
Мы - были и будем, и хватит об этом…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии