У него что - то есть

        Закончилась  война. Шел 1947 год. Город Новокузнецк, где я родился, возмужал. Стал выдавать на гора больше угля и стали. Совершенствовал оружие. Народ повеселел. А я ,  первый раз почувствовал, что жизнь  не всегда добрая и ласковая.
         Школа. Учительская комната. Я стою перед ее дверью.За ней решается моя судьба. Педагогический совет   должен вынести вердикт: оставить меня на второй год  в пятом классе или   исключить из школы. Заканчивался учебный год, а у меня по основным дисциплинам высвечивались только двойки. 
      Открылась дверь и классный  руководитель Раиса Ивановна  сказала мне строго- заходи. За столом сидело  шесть преподавателей и инспектор из РОНО.
      Ну с,  сказала инспектор низким голосом, что молодой человек будем делать. Ряд учителей предлагают выгнать тебя из школы, поскольку ты ее позоришь. Другие - оставить на второй год.  Ну  а ты что скажешь? Решается твоя судьба. Да,  к стати, а где твои родители?. Почему они не пришли?
        Не могут , за меня ответила Раиса Ивановна. Отец  болеет, мать живет в другом городе. А бабушка для него не указ, он ее не слушает.
       Так, теперь понятно, откуда растут ноги , отваливаясь на спинку стула, сказала инспектор. Безнадзорность. Шалопайство и плачевный результат.   Печально. Но на это мы должны отреагировать. И притом, жестко. Школа не проходной двор. И его отрицательное влияние на других  учащихся скоро скажется.
         Она замолчала, скромным платочком вытерла глаза, И продолжила. Я говорю жестко, это входит в мои обязанности. Но как мать, я сомневаюсь, правильно ли мы поступаем. Выгоним из школы--  дорога в детскую колонию. Оставим на второй год - тоже не радость.  Безнадзорный ученик опять погрязнет в двойках.  И так плохо , и эдак - ничего хорошего.  Были бы у него нормальные интересы, как у других учащихся - можно было бы определить в толковый кружок при Дворце пионеров. Но у него один интерес - улица.  Поэтому, жалко человека , но и школа не должна страдать.. Какие еще будут предложения, товарищи.
       Нависла временная тишина. Затем все сразу заговорили, но ничего существенного не предлогали. Все сводилось к каратеьным мерам: искючить или оставить на второй год. Но тут встала Раиса Ивановна, подошла к инспектору и что то горяче зашептала. Да, ну, заулыбалась инспектор, покажи. Раиса Ивановна открыла свою сумочку, достала какой то листок и смущаясь отдала представителю РОНО. Мрачное лицо инспектора  напряглось, а затем расправилось в улыбку.  И это ты написал, спросила она удивленно.
         Что? прикинулся я дурачком. Вот эту гнусь. И она помахала тетрадным листочком с моим стихом, в котором в непотребных словах с рифмами   я расписывал варваровское буйство  нашего класса на  болшой перемене.
          О художественой стороне этого опуса  я пока  не говорю, опечаленно сказало роно. Но действиельно ли так отдыхат наши учащиеся на переменах,как здесь написано  автором. Преподователи молчали, переглдываясь.  Молчите! Значит правда, сказала инспектор с грустью,  и посмотрела пристально мне в глаза.                               
        Как злополучый стишок попал Раисе Ивановне -. я не знал. Но мне было стыдно и обидно за нашего классного рукодителя. Меня как будто предали. Я молчал, тупо смотрел в окно и страстно хотел быть там. на улице,  где голубело небо и плескалась в лучах солнце  свобода, ласковая и необузданная.
        Мать разошлась с отцом и уехала в другой город. Отцу было не до меня. Он старался прокормить семью и пропадал на рынке. А бабушка, которую я любил, не могла управиться со мной. Я приходил из школы, бросал в угол учебники, на ходу ел  и бежал  к жуликоватым пацанам нижней колонии, где царили вседозволенность  и волчьи законы улицы. Я растворялся в них..
     Вы только посмотрите на него, сказала завуч, ему все равно, он где то витает в облаках, а мы рвем здесь свои сердца, думаем как помочь. Исключить  его из школы и все тут. Другим будет неповадно.
       Постойте, не горячитесь,, возразила инспектор, вы опять заворачиваете круто. Давате вопрос рассмотрим  с другой стороны. Что мы вообще о нем знаем? А знаем мало! Вы читали этот хулиганский опус? Нет! Вы когда - нибудь писали стихи? Нет. А я писала. Их печатали. И знаю цену стихосложению. Конечно его стих грязный и отвратителный.  Только за это надо выгонять из школы. Но здесь вырисовывается другое. У  этого парня за душой что то есть. Он чувствует слово, ритм, музыку стиха. И он может  быть, со временем, и напишет стоящее произведение. А мы , сейчас, не продуманными действиями можем просто угробить парня.       Поэтому давайте сделаем так. Остынем. Я его возьму пока на себя, есть тут у меня некоторые задумки. А  решение сформулируем таким образом: даем ему за лето подготовиться и попытаться сдать экзамены.  А там дальше посмотрим. Выплывит - хорошо. А нет- оставим на второй год.
       Но судьба распорялилась иначе. Неожиданно приехала моя мать , решила все житейские вопросы и увезла меня  в славный город Алматы.
        В городе яблок я без проблем закончил школу, получил высшее педагогическое образовние, написал немало разных стихов.  Но когда на меня наваливалась тоска ,  а душевный разлад прижимал к стенке,  я с нежностью вспоминал  инспектора РОНО , ее незабываемую фразу " А у него что то есть". И это "Что то" окрыляло меня,  давало силы и, наконец, подтолкнуло  написать такие строки :
        Не каждому дано в простом увидеть чудо,
        Не каждому шепнет зеленая трава,
        Не каждый схватит стих, летящий ниоткуда,
        И смело приручит капризные слова.


Рецензии