Глава 3. Там, где начинается асфальт
- Дядь, а можно посидеть? – с таким невинным вопросом мы обращались к солдатику водителю самосвала или бульдозеристу.
- Дядь, мы ничего трогать не будем. Честно! – и несколько пар ребячьих глаз с наивной надеждой пытливо смотрят в глаза девятнадцатилетнего парня. А он серьёзен и значителен. Он знает, что от его решения зависит – быть или не быть нескольким минутам детского счастья:
- Ладно, только недолго! С ручника не снимать и на сигнал не жать! – а сам неспешно так прикуривает и озирается по сторонам, нет ли кого из начальства.
Мгновение, и кто-то из пацанов, кому повезло проскочить на водительское место, уже отчаянно крутит баранку, поглядывая из окошка на переднее колесо – поворачивается ли? Другой сидит рядом, в выпрошенной на время у доброго дяди пилотке, и дёргает за рычаг переключения передач. Погудеть нельзя? Ничего, нажмём на тормоз: «Пфффссс-с-с… пфффссс-с-с» - пошёл воздух из тормозной системы. Дядя докурил, приближается:
- Всё, хорош! А то мне попадёт ещё за вас.
Ладно, и на том спасибо…
Мы ужасно любили оставленные на выходные без присмотра грузовики, в то время такое ещё случалось. И слегка огорчались, если кабина была надёжно заперта.
А однажды нам удалось завести в соседнем дворе бульдозер. Мы терпеливо и внимательно наблюдали за бульдозеристом, как он там его заводит. Смотрели, запоминали, и в один прекрасный вечер решили, что пора! Четырёхграннной отмычкой, собственноручно выточенной из загнутой арматурины, открыли кабину, и сделали всё как нужно. Вот треску-то было и грохоту! Хорошо, что не додумались трансмиссию подключить, а то бы наделали дел! Мотор как затарахтит, а мы – тикать! Отбежали недалеко, посовещались: «И что дальше? Попробовать покататься или заглушить?..» Решили залезть обратно в кабину и там уже покумекать, что к чему. Но не случилось. Внезапно вылетел откуда-то всклокоченный стройбатовец-сторож и с воплем: «Иоп тывоймат! Пилят! Убю, сука…», размахивая на бегу солдатским ремнём очень быстро разогнал весь наш консилиум…
Ещё мы любили асфальтовые катки. Они тогда были с открытой кабиной – тут уж никак не запрёшь. Посидеть было легко, и в катке и на асфальтоукладчике, а вот завести – не реально, потому что водители в потайном месте отключали аккумулятор. Да мы особо и не лезли, достаточно было и того, что с катков никто не гонял. Куда они денутся!?
Днём, когда катки и асфальтоукладчики трудились, мы наблюдали. Любили выложить что-то из маленьких камушков на свежем асфальте и смотреть, как их укатает тяжёлая махина с гладкими стальными колёсами. Если, конечно, не метнёт в последний момент на твои камушки вредный дядька целую лопату асфальта. Или налепить тяжёлых чёрных шариков-ядер, или ещё какую дребедень из горячего асфальта, такого горячего, что едва руки терпят. И уже ближе к вечеру с пунцовыми руками, с чёрными ободками под обломанными ногтями, усталые от тяжкой работы – домой.
А потом мамы и бабушки, отдирая асфальтовые лепёшки и пытаясь вручную отстирать масляные пятна с наших брюк и курток, кляли втихаря и катки, и стройку, и наш непоседливый и упрямый мальчишеский характер.
Примерно в это же время, чуть раньше или чуть позже, появлялась песочница, которая была непременным атрибутом практически каждого двора. Даже если не успевали сколотить коробку из досок и поставить грибок, всё равно, как это часто бывало в новостройках, где-нибудь вываливали песчаную кучу из самосвала. И мгновенно почти вся детвора была уже там. Толкаясь и сопя, кто с лопатками и ведёрками, кто с машинками, а кто просто с кусочками фанеры, палочками, щепками или вообще с голыми руками. Мелюзга лепила что-то с помощью формочек, нагружала и вываливала самосвалы. Ребятишки постарше строили и разрушали крепости, прокладывали дороги. Изредка, когда малышня и мамаши расходились по домам, мы насыпали в центре песочницы огромную островерхую кучу, прокапывали в ней дыру и заряжали дымовуху. Получался вулкан. Красота!
Пока песок был свежим и влажным, было хорошо, но постепенно его растаскивали, утаптывали, куча оседала, и начинала всё интенсивнее попахивать кошачьими испражнениями. Интерес, соответственно, пропадал.
А нас уже манил свежеуложенный асфальт. Он наводил на мысль о куске мела или битого кирпича. Начиналось массовое увлечение игрой в классики, в клёк, в вышибалу и стихийный конкурс рисования в стиле каля-маля. Ну и, конечно же, свежий асфальт намекал, что самое время идти к родителям с просьбой:
- Купите мне, пожалуйста, велосипед!
Свидетельство о публикации №214112001796