Пастуший рожок

   Этот рожок - частица моего детства. Спишь бывало и сквозь сон слышишь: зазвучал рожок, запел нехитрую, но какую-то сказочную, мелодию. Услышав её в пять утра, все хозяева коров и овец распахивали ворота дворов, и всё деревенское стадо покорно шло на звуки этого пастушьего рожка.
   Сделан он был довольно просто: из свёрнутой в трубочку берёзовой коры, берёсты, пустой катушки из под ниток и резиновой полоски от воздушного шарика. Разглядывая его нехитрую конструкцию, никак не мог понять: как всё это могло так звучать, манить куда-то не только домашних животных, но и людей. И лишь теперь понял: не в рожке рождалась та дивная музыка, а в человеческой душе простого деревенского пастуха.
   Внешность у него была обыкновенной, но с некоторыми особенностями: лысоватую голову обрамляли по краям жидковатые волосы цвета соломы, глаза из под густых белесых бровей смотрели на всех с хитринкой.Рот пастуха всегда чему-то улыбался, словно пребывал он всю свою жизнь на родной земле в состоянии необъяснимого блаженства.
   Чему он так радовался, трудно было понять: платили ему за нелёгкий пастуший труд жалкие гроши. Откуда было взять лишние деньги колхозникам?  За трудодни, а не за деньги работали. Сами получали зарплату зерном, картофелем или маслом, тем же и пастуху платили. При этом, правда, ещё и кормили его, причём - за общим столом. Ел он щи или кашу вместе с хозяевами, всегда поддерживал разговор на любую тему. Но чаще всего любил поговорить о бурёнках.
   Утверждал всерьёз следующее:"Вопреки мнению учёных, они, коровушки, не глупее нас, людей. Всё понимают даже без слов, а тем более без кнута.А рожок мой поднимает им настроение своим пением, аппетит у них возбуждает. Разве мало молока дают?" Хозяева в ответ кивали головами:"Да, по подойнику разовый надой. Неплохо!"
   Жил он со своей старухой в самой середине деревни в довольно старой избе. Покрыта она была почему-то соломой, а не дранкой, как другие избы. На вопрос: почему не заменит соломенную крышу на драночную, отвечал:"В такой соломенной избе интереснее жить: так когда-то наши предки жили. А я чем хуже их?"
   За такие странности в поведении, а значит и в характере, над ним подшучивали, распевая, например, такие частушки:"По деревеньке прошли, всюду - куролесили. Пастуха в кустах нашли - кой за что повесили!"
   Слушая подобные, вроде бы непристойные, частушки, он не обижался на авторов, наоборот, даже хвалил их порой за усердие и ещё добродушнее улыбался. Почему? Об этом узнал случайно. Однажды, собираясь отправить стадо по домам, он взглянул на часы, закрепленные с помощью ремешка на запястье руки, а затем, сделав рукой вращательное движение, показал мне вдруг ещё одни часы. Они были искусно закреплены на том же ремешке, но с другой стороны руки.
   "Зачем, - спросил я его, - деревенскому пастуху иметь сразу двое часов?" И про себя подумал:"Наверно боится опоздать к вечерней дойке. Опять про него частушки сочинят..." "Да эта привычка: носить двое часов у меня с войны. Я же всю войну разведчиком был. Не раз в тыл к немцам, за языком, приходилось ходить. Там каждая минута была дорога, на одни часы не полагались!"
   И тут я понял: за дурашливой внешностью деревенского простака скрывается несгибаемый дух человека, прошедшего через огни и воды тяжелейших испытаний. Именно такие, как он, выстояли в схватке с жесточайшим врагом ради нашего общего будущего. И поэтому как было не вспомнить о нём, о его трофейных часах и конечно же об его удивительном рожке? Он до сих пор поёт в моей душе, помогая жить и работать!



19.11.2014 года


Рецензии