Глава 11. День рождения

       (Рассказ Н.Аристовой №1 — продолжение 3)

Наконец, настаёт суббота, а я так и не нахожу более менее правдоподобной причины, чтобы не идти на день рождения Риты. Порой мне хочется сбежать куда-нибудь, только бы не быть на этом вечере. Но я пересиливаю себя, упрекая в  малодушии и трусости. Это помогает: не терплю,  когда считают трусихой — сразу начинаю  «лезть в бутылку».

«Лезть в бутылку» — любимое выражение папы. Произнося его, он, в противоположность маме Лине, не осуждает, не подначивает, а просто констатирует  черту моего характера. Но в этом мы с ним похожи: он и сам иногда пользуется этим «методом» в самом крайнем случае. Это - как грудью на амбразуру.

Мама считает такой метод ужасно глупым и бесполезным. Отец одобряет его только тогда, когда кроме бесшабашной храбрости и напористости, прикладываются ещё ум и сообразительность.
-Идти на танк с голыми руками может и красиво, но глупо, - любит говорить отец.
-Бежать от него  — ещё глупее! - возражаю ему из вредности. - Всё равно догонит и раздавит.
-Пожалуй, - соглашается отец. - Ответ не лишён смысла, но не отвечает на загадку.
-Какую загадку? - делаю в ответ непонимающую физиономию.
-Как бороться с ветряными мельницами и при этом не выглядеть глупо? - очень серьёзно отвечает отец.
-А зачем с ними бороться? -  вполне искренне удивляюсь я. - Мельницы созданы совсем не для того, чтобы с ними бороться.
-Тоже верно, - смеются отец. - Моя девочка в карман за ответом не полезет...


Прошу прощения за небольшое отступление от своего рассказа — это от волнения. И потом мне почему-то кажется, что сегодня я собираюсь идти на танк с голыми руками.
-Придётся подключать голову, Наталья! - улыбаюсь сама себе. - Иначе танк может раздавить...
Около четырёх часов за мной заезжает Рита и Ник, и я слышу, как они разговаривают с хозяйкой. На голоса выходит Усман-ака, желая, видимо, познакомиться с моими новыми друзьями.

-Наташа-хон, наверное, наводит красоту, - поясняет он, - а я хочу пока вас угостить майским медком.
-Люблю медок! - смеётся   Никита, - потому, наверное, и похож на него — такой же косолапый.
-Скорее уж на медвежонка, - шутит в ответ Рита.
-Ну, что ты, кизим, - отвечает за парня Халима-апа. - Никита хороший мальчик — вон какие у него добрые глаза.

И тут же обращается к мужу:
-Не правда ли, Усман-ака, Никита похож на нашего старшего внука, Тахирчика: такие же пухлые щёчки, как у него?
-Кампыр! - протестует тот, - Зачем  смущать молодого человека? Лучше пойдём в зал, пока Наташа собирается, присядем и поговорим о чём-нибудь интересном: не часто нынче у нас бывает столько молодых людей!

-Проходите-проходите, гости дорогие! - радушно приглашает Халима-апа, и голоса становятся тише, поэтому я уже не могу слышать  о чём дальше идёт разговор.
Нанеся последние штрихи на  личико и, оглядев себя со всех сторон, особых изъянов не нахожу, кроме того, что предательски алеют щёки, а  в глазах — беспокойство.

В таком виде и вынуждена появиться перед всей честной компанией. Первой меня замечает Халима-апа.
-А вот и наша кизим, - говорит она, глядя на меня с добродушной улыбкой.
И охотно признаётся:
-А мы говорим о тебе, дочка.
-Да, - подтверждает Рита. - Халима-апа попросила взять тебя под своё крылышко.
-Не сердись на нас, азизим, - просит хозяйка, обращаясь ко мне, - Просто мы с бабаем (старичком) очень волнуемся о тебе: одна, совсем молоденькая, в большом городе...

За меня отвечает Рита:
-Ну, что вы, Халима-апа, - можете не волноваться: всё будет хорошо. Даю вам слово, что вернём Наташу домой в целостности и сохранности!
А меня просит шёпотом:
-Не хмурься, пожалуйста. Старики не хотели тебя обидеть: они действительно переживают за тебя и хотят добра.
Нам остаётся только попрощаться со стариками, и шагнуть за порог, что мы и делаем.

Рядом с калиткой  ожидает чёрная «Волга». За рулём сидит молодой человек, возраст которого с первого взгляда определить не удаётся. Крупный, русоволосый, основательный, с внимательным и цепким взглядом невероятно голубых глаз. Почему-то возникает уверенность в том, что он  успевает оценить меня с первого взгляда.
На приветствие молодой человек молча кивает головой, совсем не обращая внимания на  лёгкое смущение.

Глядя на мою  удивлённую физиономию, Рита понимающе улыбается:
-Наташа, познакомься: это Владимир — мой Ангел-хранитель.
-Очень приятно, - реагирую  в ответ. - Наталья.
-Владимир, - представляется Ангел-хранитель весьма бесстрастно.
-Не удивляйся, Наташа, - просит подруга. - Володя неразговорчив: он человек дела, и пустая болтовня — не его стихия.

Молодой человек, казавшийся до  этого строгим и бесстрастным, неожиданно улыбается, и я отмечаю, что мягкая, чуть застенчивая улыбка, меняет его облик, полностью разрушая  первое впечатление о нём, как о человеке тяжёлом, наглухо закрытом.
Выехав на дорогу, Владимир вновь становится серьёзным и неулыбчивым. Говорим только мы с Ритой, а он лишь изредка поглядывает на нас в зеркало.

Рита расспрашивает о работе, о сослуживцах, и я заинтересованно поддерживаю разговор, который  отвлекает  от догадок о том, что ожидает меня сегодняшним вечером.
Опасение показаться собеседницей скучной и не интересной, вынуждает поведать о том, что в декабре группа сотрудников нашего института собирается на базу отдыха на Чимган.
Неожиданно это сообщение очень заинтересовывает Риту и она признаётся, что за четыре года жизни в Ташкенте, так ни разу не бывала в Чимганском ущелье.


И только после этого замечания в наш разговор вступает Владимир:
-Разве ты ещё не была на Чимгане?
-Нет, Володя, - реагирует  девушка, - как-то не пришлось.
-В чём же дело? - подхватывает Владимир. - Нужно исправить эту ошибку. Может быть,  прокатимся туда в следующие выходные?
-Правда? - радуется Рита, но тут же сникает. - У тебя никогда не бывает времени, Володя — ты же всегда так занят...
В её голосе проскальзывает едва заметная нотка обиды и огорчения. И сразу же внимательный взгляд Владимира в зеркале. Становится ясно, что Рита для этого немногословного человека значит много.

Немного грустно и по хорошему завидно, потому что у меня  нет человека, который вот так же волновался обо мне... Какая  Рита счастливая!
Давлю зловредного червячка зависти на корню, чтобы не испортить светлого впечатления от отношений Риты и Володи, и  переключаю внимание за окно машины.

Приближение зимы всё заметней с каждым днём: вечерами прохладно, рано начинает темнеть, на улицах - малолюдно. Только огни более яркими пятнами вырисовываются в вечернем воздухе, да звёзды, словно опускаются ниже, а потому крупнее и ярче.
Деревья, чувствуя неотвратимое приближение зимы, становятся всё более темными, листва летит с них, как пух, подхваченный озябшим осенним ветром. Природа постепенно начинает впадать в спячку...  И моё настроение тоже начинает хмурится, когда я смотрю на эту остужающую картину.

Более двух с половиной месяцев прошло с тех пор, как я покинула дом. За это время уже почти освоилась в Ташкенте: не путаю ни улиц, ни названий. Город  становится для меня добрым, хорошим другом. Мне нравятся его улицы, скверы, его вечерние огни, его разноликие обитатели, я ощущаю себя его неотъемлемой частицей. Порой так и подмывает назвать его своим: - «Мой город — мой Ташкент». И от этого я не чувствую ни угрызения совести, ни ощущения, что предаю свой родной город — Фергану.

Может потому, что за прошедшее время получила из дома только два письма от мамы, в которых она просит вернуться, сетуя на то, что без меня дом стал пустым и холодным. Но я ответила ей безжалостным отказом, написав, что вылетела из родного гнезда навсегда. Больше писем она мне писать не стала.
Но более, чем равнодушие мамы, меня тревожит молчание отца, которое я расцениваю, как обиду, как нежелание понять и простить.

В прошлое воскресенье к нам заезжал папин знакомый и завёз зимние вещи. Я не смогла поговорить с ним, расспросить об отце, узнать, как его дела, потому что знакомый очень спешил по своим делам. Успела лишь написать записочку, в которой просила папу заехать ко мне, когда у него выдастся время: очень  хочется поговорить с ним, объяснить почему так поступила и с мамой, и с ним.
Поспешное бегство посланца тогда вызвало у меня подозрение: он словно боялся чего-то. Возможно, боялся не сдержаться и сказать что-то лишнее? Но, что именно?

За этими мыслями не замечаю, как машина выезжает на площадь Горького. Меня выводит из задумчивости голосок Риты:
-Наташа, о чём мечтаешь?... Говорю тебе, говорю, а ты где-то далеко витаешь и меня не слышишь...
-Да так, - оправдываюсь я, - думаю о том, что на следующей неделе, возможно, приедет мой папка.
-Один или с мамой? - интересуется Рита.
-Видимо один... - нехотя отвечаю ей.

И Рита меняет тему разговора:
-Володя предлагает в следующие выходные махнуть на Чимган... Не хочешь составить нам компанию?
-С довольствием! - торопливо соглашаюсь я. -Никогда не была в зимних горах... Да и летних — тоже.
Девушка смеётся в ответ:
-Какие твои годы, Наташа?! Ещё успеешь побывать везде.

Тем временем машина, замедляя ход, поворачивает к пятиэтажному зданию и подъезжает ко второму подъезду.
-Ну, вот мы и приехали, - говорит Рита, и обращается к Владимиру — Володя, мы поднимемся в квартиру, а ты зайди, пожалуйста, к Светлане и узнай готов ли мой заказ? Если готов, забери... Пожалуйста...
Тот кивает в знак согласия, а мы поднимаемся на третий этаж.

Невольно обращаю внимание на лестничную клетку: вокруг чистота и порядок — видимо, совсем недавно делали ремонт. Сразу вспоминается наш подъезд в Фергане: вечно пыльный, обшарпанный, заросший паутиной — словно нежилой.
Перед дверью Риты, я останавливаюсь, как вкопанная. И девушка подталкивает:
-Заходи, подружка, ещё никого нет!

Но она ошибается: едва мы переступаем порог, как со всех сторон нас окружает весёлая, смеющаяся толпа, хором произнося поздравления:
-С Днём рожденья поздравляем! Счастья радости желаем! Много лет, много лет!
От неожиданно шумного приёма забываю все страхи и присоединяюсь к ребятам:
-Риточка, с Днём рождения! Счастья тебе, дорогая!

Заражаясь весельем гостей, Рита отвечает, смеясь:
-Спасибо, друзья! Спасибо!
Вокруг нас молодые, радостные лица: Никита со своей девушкой Ирой, Руслан с сестрёнкой Розой, Сергей с двумя знакомыми девушками, имён которых я не знаю, потому что он меняет их, как перчатки.
Всё это мне известно из рассказов Риты, и потому я внимательно всматриваюсь в лица, стараясь угадать кто есть кто.

Нет только руководителя группы Кучинского, и я не знаю: радоваться этому, или огорчаться.
Веселье гостей усиливается, когда на пороге возникает  Владимир с праздничным тортом в руках.
-Вот это да! - радуется Руслан, известный любитель сладенького. - Где же такие тортищи продают?!
-Это на заказ, Русланчик! - смеётся в ответ Рита.
-Хотел бы я познакомится с той, что делает такие тортики, - продолжает веселиться Русланчик, не отрывая взгляда от богато украшенного торта.
-Она тебе в мамы годиться, - со смехом признаётся Рита.
-Ну, вот, - пытается обидеться Руслан, - сразу чёрные мысли!
-Каждый судит в меру своей испорченности, - констатирует Сергей, похлопывая Рустика по плечу

-Ну, что? - подаёт голос Владимир. - К столу?
-Андрея ещё нет, - предупреждает Сергей.
-Семеро одного не ждут! - протестует  Рита. -Не надо было опаздывать. Закуска, между прочем, стынет.
-И спиртное выдыхается, - добавляет Владимир.
-Володя! - протестует подруга. - Только не это!
-Что ты, Риток? - оправдывается тот. - Я же за рулём...

И тут раздаётся звонок в дверь.
-Вот вам и вечно опаздывающий Кучинский! - восклицает Сергей. - Пошёл открывать дверь.
С появлением Андрея комната вновь наполняется приветствиями, поздравлениями и цветами: огромный букет роз оказывается в руках именинницы, из-за которого видны только её глаза.
-Разрешите поздравить именинницу? - дурачится Андрей.
-Поздравляй! - милостиво разрешает Рита. - Только не наглей: Володя не любит фамильярности.

Андрей улыбается в ответ, щелкает каблуками, как бравый гусар, и, склонив голову, отчего его кудри падают ему на лицо, произносит очень простые слова:
-С праздником Пантера — с твоим Днём рождения! Счастья, добра, любви!
И целует Рите руку.
-Как красиво! - верещат девчонки. - Как красиво!
А Рита отвечает:
-Спасибо Кучинский... Ты всегда умел работать на публику.
-Я в этом весь. - честно признаётся Андрей, не забывая со значением оглядеться вокруг.

Рита  уходит на кухню, ставить цветы в вазу, а Кучинский неожиданно обращается ко мне:
-А вот и Златовласка!... Здравствуй красавица. Как поживаешь?
-Прекрасно поживаю, - отвечаю ему, пытаясь выдать «очаровательную улыбку».
-Замечательно выглядишь, - как бы между прочим бросает Андрей, оглядывая меня с ног до головы.
-Ты находишь?  - парирую я.
-Ещё как нахожу!
-Спасибо на добром слове, - пытаюсь не поддаваться его очарованию.
-Не за что, - улыбается в ответ Кучинский, явно пытаясь произвести хорошее впечатление. - На такую красоту добрых слов не жаль.

-Болде, болде (хватит)! - останавливает его Рита. -Не вводи девушку в краску.
-Её введешь! - парирует Андрей. - Она сама кого хочешь введёт в краску.
-Чего ты напал на Наташу, Андрей? - удивляется Рита. - Не с той ноги что ли встал? Я не позволю обижать своих гостей.
-Что ты, Риточка?! - протестует тот. -Разве я обижаю? Я восхищаюсь!
Понизив голос, Ералова говорит так, чтобы не слышали остальные:
-Оставь восхищения для своих девочек.
-О чём ты, Риток? - не понимает тот. - Разве не заметила, что я пришёл один?... Что ты её так опекаешь? У девушки разве своего языка нет?... Помнится в ресторане она всем показала довольно острый язычок!

Пытаясь разрядить обстановку, Рита смеётся:
-Ох, и злопамятный ты, Андрей! Пора бы уж всё забыть.
Но Андрей делает вид, что не слышит её, и затевает разговор  с Сергеем.
А я шёпотом обращаюсь к подруге:
-Он, что обиделся на меня?
-Да не слушай ты его! - машет рукой подруга. -Это он пытается блеснуть перед тобой остроумием.
-Остроумием или ослоумием? - продолжаю я так же тихо, чтобы никто не услышал.
И сама же отвечаю на свой вопрос:
-Скорее второе, чем первое.
Рита прыскает в кулак:.
-Услышал бы это определение наш доморощенный остряк! Как бы скривилась его хорошенькая мордашка...
И я улыбаюсь подруге, едва сдерживая смех.

Но тут снова  «на арене» возникает Кучинский..
-Да-а-а, - тянет он — наша королева Марго сегодня не в ударе: только улыбается загадочно и молчит.
Ничего не успеваю ответить на очередной выпад «остряка», потому что возникает голос Владимира, которому, как видно, надоела наша пикировка:
-Хозяюшка, не пора ли за стол?
-Правда, Рит, - поддерживает его Никита, - у меня уже живот к спине прилип... Слюнки текут от такого стола...
-Он у тебя всегда в таком состоянии! - шутит  та. -Сколько волка не корми — он всё на стол смотрит.

Не услышав ответа от хозяюшки, Владимир берёт инициативу в в свои руки:
-Кто поможет мне с горячим?
-Я! - поднимаю руку, как школьница.
-Я! - смеётся Кучинский, не-то передразнивая, не-то веселясь.
Истинные причины этого человека за гранью моего понимания.
-Тогда за мной — на кухню, - командует Владимир.

Володя, щадя самолюбие Кучинского, не подтрунивает над его неумелыми действиями, пытаясь научить азам сервировки стола, но выведенный из терпения бестолковостью «ученика», наконец, восклицает:
-И зачем, интересно, ты вызвался в помощники?
Андрей скашивает глаза на меня, явно давая понять причину «героического» поступка.

Делаю вид, что не замечаю красноречивого взгляда, а «потомственный кулинар» Володя, понимающе улыбается, больше не пытаясь давать задания потенциальному «камикадзе», полагаясь больше на меня.
Так и хочется сказать Кучинскому:
-«Не мешались бы вы под ногами, пан Кучинский!»
Но боюсь,  он не поймёт и не оценит этой шутки.
Это делает за меня Володя:
-Знаешь что, дорогой?... Иди ка ты в зал и проследи, чтобы всё было путём — там от тебя, думаю, больше пользы будет.

       Продолжение: http://proza.ru/2014/11/20/1925


Рецензии
Тамара!

Похоже, веревочка закрутилась...
Понравились они друг другу - Кучинский и Наташа.
Что-то их ждёт впереди?))

Спасибо!
С улыбкой,
Таня.

Пыжьянова Татьяна   08.10.2019 10:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Танюша.
Кучинский просто не терпит,
когда ему кто-то отказывает.
Встречается такой тип людней,
у которых всё должно быть так,
как они хотят...
С ответной улыбкой и пожеланием
удачи. Вол всём!

Тамара Злобина   08.10.2019 11:45   Заявить о нарушении
Тогда её ждет опасность - девчонка же ещё совсем юная...

Пыжьянова Татьяна   08.10.2019 12:55   Заявить о нарушении
Увы, Таня,
ты права...

Тамара Злобина   08.10.2019 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.