Гений цинизма и разложения
В лице Розанова мещанство обрело стиль и голос ("все игра, усмешка на все, сомнения во всем - последняя мудрость мещанства" - писал Мережковский), сумев сказать свое слово и найти свой стиль, найти себе прорастание в мировую культуру до самых корней и взирать непобедимо на окружающих, будучи уверенным, что позиции в вечности обеспечены.
Розанов - перегной стиля и духа, из которого развился В.В. Набоков, тоже певец уединенного, но с английским уклоном, викторианским лоском. Можно было бы назвать и кое-кого из современных... Да и сам Живой Журнал, как не раз отмечалось, имеет форму, в которую весьма удобно вписываются откровения из разряда бытовой метафизики, на грани откровенной графомании, но более, гораздо более бескорыстные, чем те, что записывал на продажу В.В. Розанов, фривольный и бесцеремонный в своем всеразъедающем цинизме и творческом нетворчестве, антигероическом пафосе, достигшем мистического напряжения, который сам по себе, как справедливо отмечал В. Пяст в мемуарах, не был достоин подвязать сандалии А. Белого.
Впрочем, Россия немыслима без иррационального начала, и есть доза, в которой Розанов уместен, даже необходим, разлагая ложный пафос и творческую гордыню, говоря напрямую горькие истины о всех нас.
Свидетельство о публикации №214112000677